Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 20:02, реферат
Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» . Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.
1. Введение. Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы 2
2. Принципы государственных доходов и доходов бюджета 7
3. Налоговые доходы бюджета 8
4. Неналоговые доходы бюджета 16
5. Безвозмездные поступления 22
6. Заключение 24
7. Список использованной литературы 25
Содержание
Введение. Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы
Центральное место
в системе государственных
Государственный
бюджет состоит из 2-х дополняющих
друг друга взаимосвязанных частей:
доходной и расходной. Доходная часть
показывает, откуда поступают средства
на финансирование деятельности государства,
какие слои общества отчисляют больше
из своих доходов. Структура доходов
непостоянна и зависит от конкретных
экономических условий развития
страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой
экономической политикой
Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.
Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение: «бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов» [1, ст.6]. Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.
Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством наряду с федеральным и местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в России). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.
Таким образом,
бюджетная система России, как
федеративного государства
Первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
Второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
Третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).
Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.
Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.
Консолидированный
бюджет РФ - это федеральный бюджет
и консолидированные бюджеты
всех субъектов федерации. Консолидированные
бюджеты позволяют получить полное
представление обо всех доходах
и расходах региона или страны
в целом, они не утверждаются и
служат для аналитических и
Бюджетным кодексом РФ [1, гл.5] законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:
- Единства бюджетной системы Российской Федерации;
- Разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
- Самостоятельности бюджетов;
- Полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- Сбалансированности бюджета;
- Эффективности и экономности использования бюджетных средств;
- Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
- Гласности;
- Достоверности бюджета;
- Адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
- право законодательных
органов государственной
- наличие собственных
источников доходов бюджета
законодательное
закрепление регулирующих доходов
бюджетов, полномочий по формированию
доходов соответствующих
- право органов
государственной власти и
- недопустимость
изъятия доходов,
- недопустимость
компенсации за счет бюджетов
других уровней потерь в
Принцип полноты
учета бюджетных доходов и
расходов бюджетов, бюджетов государственных
внебюджетных фондов означает, что
все доходы и расходы бюджетов,
внебюджетных фондов и иные определенные
законом обязательные поступления,
подлежат отражению в бюджетах, бюджетах
внебюджетных фондов в обязательном
порядке и в полном объеме. Все
государственные и
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего
(совокупного) покрытия расходов означает,
что все расходы бюджета должны
покрываться общей суммой доходов
бюджета и поступлений из источников
финансирования его дефицита. Доходы
и поступления не могут увязываться
с определенными расходами
Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.
Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности
и целевого характера бюджетных
средств означает, что бюджетные
средства выделяются в распоряжение
конкретных бюджетополучателей с обозначением
направления их на финансирование конкретных
целей.
Понятие
государственных
доходов и доходов
бюджета
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями (объединениями), организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально - вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.
Иначе говоря, под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.
Виды бюджетных доходов:
Налоговые доходы
Неналоговые доходы
Безвозмездные
поступления
Налоговые доходы
бюджета
В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации (ст. 6) доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Формирование доходной части бюджета с переходом на рыночные отношения имеет в основном налоговый характер.
В соответствии
со статьей 41 Бюджетного Кодекса РФ
«К налоговым доходам бюджетов относятся
доходы от предусмотренных
В соответствии со статьей 50 Бюджетного Кодекса в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: