Понятие и виды бюджетного дефицита

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 15:43, реферат

Описание работы

Бюджетный дефицит - это величина, на которую государственные расходы превышают доходы в конкретном году.

Работа содержит 1 файл

Дефицит бюджета.docx

— 23.29 Кб (Скачать)

 Третий способ покрытия  бюджетного дефицита денежное  финансирование (монетизация бюджетного  дефицита). Прямая эмиссия денег  центральным банком сейчас практически  не используется. Монетизация дефицита  осуществляется в основном путем  выдачи центральным банком кредитов  правительству для покрытия бюджетного  дефицита, что также ведет к  инфляции. Если уровень инфляции  в стране возрастает, то может  возникнуть «эффект Танзи»: сознательная отсрочка уплаты налогов налогоплательщиками, что характерно для стран с переходной экономикой. В результате откладывания уплаты налогов происходит обесценивание денег, что экономически выгодно для налогоплательщика, но ведет к возрастанию бюджетного дефицита.

 Правительства прибегают  к монетизации дефицита в развивающихся  странах, в переходных экономиках  в связи с отсутствием внешних  источников финансирования дефицита, напряженностью на рынке ссудного  капитала, что ограничивает возможности  внутреннего долгового финансирования.

 Источником покрытия  могут быть внешние займы. Если  они будут использованы для  структурной перестройки экономики,  ее модернизации, то такой бюджетный  дефицит будет способствовать  развитию производства. Однако в  странах с переходной экономикой  полученные средства часто идут  на финансирование возросших  расходов по управлению, на содержание  правоохранительных органов, выплату  трансфертов. Неэффективны они  и в том случае, если проценты  по ним велики, а данный факт, как правило, имеет место. 

 Для покрытия бюджетного  дефицита также могут быть  использованы средства, полученные  от приватизации государственной  собственности. 

 Кроме того, в переходных  экономиках при оценке дефицита  широко практикуется манипулирование  его размерами – искусственное  увеличение или, чаще, уменьшение  величины бюджетного дефицита  в текущем году. Это манипулирование  может, например, осуществляться  с помощью следующих инструментов:

 ü "налоговая амнистия", которая позволяет налогоплательщикам, ранее уклонявшимся от уплаты налогов, внести за один раз всю сумму, равную определенной части общего налогового сбора;

 ü мероприятия по сбору просроченных налоговых платежей;

 ü введение временных или добавочных налогов;

 ü отсрочка расчетов с поставщиками;

 ü отсрочка выплаты заработной платы работникам государственного сектора;

 ü отсрочка обязательной индексации заработной платы в соответствии с динамикой уровня инфляции;

 ü расширенная распродажа государственных активов.

 Таким образом, в  переходных экономиках дефицит  государственного бюджета определяется  в большой мере текущими мерами колебаниями экономики.

 Существуют разные  точки зрения по поводу регулирования  бюджетного дефицита. Можно выделить  три основные концепции. 

 Представители первой  считают, что бюджет должен  балансироваться ежегодно, т.е. каждый финансовый год должно существовать равенство между доходами и расходами. Но такое состояние бюджета ограничивает возможности бюджетно-налогового регулирования, которое заключается в сознательном изменении расходов и налогообложения в зависимости от состояния экономики. Что приводит либо к дефициту бюджета. Либо к его излишку. Помимо того, оно заставляет правительство часто изменять налоговые ставки, структуру госрасходов, что негативно сказывается на инвестиционной активности.

 Сторонники второй  концепции полагают, что бюджет  должен балансироваться в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Правительство в период спадов производства увеличивает свои расходы, что ведет к росту дефицита. Зато в период экономического подъема оно сокращает свои расходы, что увеличивает излишек доходов. В итоге по окончании промышленного цикла излишек доходов покроет дефицит, который образовывался в результате спада производства. Проблема заключается в том, что спад производства и его подъем могут быть разной длительности и глубины. Если спад длительный, а подъем – короткий, то бюджетный дефицит останется.

 Третья концепция –  концепция функциональных финансов. Ее представители утверждают, что  главной целью государственных  финансов является обеспечение  макроэкономического равновесия. Поэтому  можно не обращать внимания  на бюджетный дефицит. Во-первых, макроэкономическое равновесие  приведет к экономическому росту,  а он, в свою очередь, - к увеличению  национального дохода и налоговых  поступлений в бюджет; во-вторых, правительство всегда может повысить налоги, выпустить дополнительное количество денег и, следовательно, устранить бюджетный дефицит; в-третьих, по их мнению, не сказывается негативно на развитии экономики (теория дефицитного финансирования).

 Все же большинство  экономистов считают, и мировая  практика это подтверждает, что  существуют определенные пределы  бюджетных дефицитов, нарушение  которых может отрицательно сказаться  на развитии национальной экономики. (Нормативы указаны в первой  главе).

 Среди конкретных мероприятий  по сокращению бюджетного дефицита  следует назвать такие меры, которые,  с одной стороны, стимулировали  бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой - способствовали сокращению государственных расходов, а именно:

 - изменение направлений инвестирования бюджетных средств в отрасли народного хозяйства с целью повышения эффективности призводства;

 - более широкое использование финансовых льгот и санкций, позваляющих полнее учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирующих экономический рост;

 - резкое сокращение сферы государственной экономики и государственного финансирования;

 - снижение военных расходов;

 - сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования;

 - запрещение центральному банку страны предоставлять кредиты правительственным структурам любого уровня без надлежащего оформления задолженности государственными ценными бумагами.

 Помимо этого, в мировой  практике для снижения бюджетного  дефицита широко используется  система мер, стимулирующих привлечение  в страну иностранного капитала. При этом решается сразу несколько  задач как фискального, так  и экономического характера. Сокращаются  бюджетные расходы, предназначенные  на финансирование капитальных  вложений (а значит, уменьшается  разрыв между доходами и расходами), расширяется база для производства  товаров и услуг, появляется  новый налогоплательщик, улучшается  состояние платежного баланса.


Информация о работе Понятие и виды бюджетного дефицита