1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ БЮДЖЕТНОГО
ДЕФИЦИТА.
Бюджетный дефицит
- это величина, на которую государственные
расходы превышают доходы в
конкретном году.
Определение бюджетного
дефицита может быть также
следующим:
Бюджетный дефицит
представляет собой систему экономических
отношений по поводу привлечения
дополнительных доходов сверх
имеющихся у государства, и
их использование на финансирование
расходов, не обеспеченных собственными
доходами. Такие дополнительные доходы
образуются, главным образом, в результате
эмиссии денег, выпуска государственных
ценных бумаг, осуществления внутренних
и внешних займов. Общий объем финансирования
дефицита равен величине дефицита с противоположным
знаком.
Если в экономике
наблюдается рост доходов, поступления
в бюджет будут увеличиваться
быстрее, чем расходы и дефицит
бюджета будет сокращаться или,
более того, может образоваться
профицит бюджета. Вплоть до начала ХХ
века теория финансов не допускала возможностей
превышения государственных расходов
над доходами государства. Однако Первая,
а затем Вторая мировые войны поставили
многие страны перед необходимостью изыскивать
дополнительные, кроме налоговых, источники
доходов государства.
Бюджетный дефицит - это финансовое
явление, не обязательно относящееся
к разряду чрезвычайных, исключительных
событий. В современном мире нет
государства, которое в те или
иные периоды своей истории не
сталкивалось бы с бюджетным дефицитом.
Его не следует излешне драматизировать,
ибо в долг жили и продолжают жить многие
экономически развитые государства. Правда,
при этом количество не должно переходить
в отрицательное качество, т.е. сумма полученных
государсвом в долг финансовых ресурсов
не должна ложиться тяжелым бременем на
экономику страны, на плечи налогоплательщиков,
сопровождаться сокращением социальных
программ. Положение считается контролируемым
при государственном долге, не превышающем
половины валового национального продукта,
и бюджетном дефиците не более 2-3%. (Норматив
установлен Пактом стабильности и экономического
роста для стран еврозоны)
Бюджетный дефицит
имеет распределительную (перераспределительную),
фондообразующую,стимулирующую и контрольную
функции.
В функции распределения
(перераспределения) его роль
состоит в регулировании и
направлении некоторой части
ресурсов общества в распоряжении
государства сверх устоявшихся
и заранее установленных финансовых
пропорций.
Фондообразующая функция
проявляется в формировании определенного
добавочного фонда централизованных
бюджетных ресуросов за счет перераспределения
финансовых ресурсов других звеньев финансовой
системы.
Стимулирующая – реализуется
в заинтересованности государства, общественных
и частных субъектов экономических отношений
в эффективности всей бюджетно-финансовой
системы и использования источников бюджетного
дефицита и мобилизуемых через этот механизм
финансовых ресурсов.
Контрольная функция
отражает необходимость сбалансированности
финансовых потребностей и возможностей
государства, ограничения централизации
и огосударствления финансовой
системы, изъятия ВВП посредством
налогов, установленных государством.
Бюджетный дефицит
приводит также к распределению
ссудного капитала между странами.
Так, бюджетный дефицит в США
вызывает рост процентных ставок
на ссудный капитал, который
устремляется из Западной Европы
в США. Превышение ставок ссудного процента
увеличивает размеры задолженности развивающихся
стран.
Интенсивный приток
иностранного капитала в США,
в основе которого лежит бюджетный
дефицит, имеет для этого государства
не только положительное, но
и отрицательное значение, поскольку
США превратилось в одного
из самых крупных должников.
Бюджетный дефицит
может быть вызван следующими
причинами:
Ø Осуществлением крупных
государственных программ развития экономики.
Например, его структурной перестройкой.
В этом случае появление дефицита может
быть оправдано, так как значительные
государственные расходы будут способствовать
в будущем подъему экономики и росту доходов
бюджета.
Ø Бюджетный дефицит может
быть обусловлен спадом экономики. Сокращение
объема производства и доходов ведет к
уменьшению налоговых поступлений в казну,
что при фиксированных расходах государсва
неизбежно ведет к дефициту.
Ø Превышение расходов над
доходами может быть вызвано милитаризацией
экономики, войнами, стихийными бедствиями
и другими чрезвычайными обстоятельствами.
Ø Резким увеличением государственных
расходов в связи с ростом уровня инфляции
сверх предусмотренной величины (доходы
госбюджета обесцениваются, а расходы
растут, так как необходимые товары и услуги
правительство вынуждено покупать по
более высоким ценам и т. д.)
Ø Расширением трансфертных
платежей, введением налоговых льгот и
принятием других популярных мер в предвыборные
годы.
Различным стратегиям
бюджетно-налоговой политики соответствуют
различные типы бюджетных дефицитов.
Изменение величины сальдо государственного
бюджета может происходить как
на основе действия так называемых
«встроенных стабилизаторов» экономики
(циклический дефицит), так и при
проведении дискреционной бюджетно-налоговой
политики (структурный дефицит).
При дискреционной политике
правительство целенаправленно изменяет
соотношение между доходной и расходной
частями бюджета. В частности, в целях
стимулирования совокупного спроса в
период спада экономической активности
правительство принимает специальные
решения, направленные на увеличение уровней
занятости и выпуска – увеличивает свои
расходы (например, на финансирование
программ по созданию новых рабочих мест)
или снижает налоги. Таким образом, правительство
фактически целенаправленно создает дефицит
госбюджета.
При недискреционной фискальной
политике несбалансированность бюджета
возникает автоматически, в результате
действия «встроенных стабилизаторов»
экономики. Например, при спаде деловой
активности в результате снижения совокупного
дохода происходит автоматическое сокращение
налоговых поступлений и увеличение определенных
видов трансфертных платежей, что приводит
к образованию циклического дефицита
государственного бюджета и частично
компенсирует сокращение совокупного
спроса.
Наряду с официально
измеряемым (официальным) бюджетным
дефицитом и в промышленно
развитых и особенно в переходных
экономиках может существовать
скрытый (квазифискальный) дефицит.
Причиной его появления являются квазифискальные
операции, осуществляемые центральным
банком, правительством. К ним относят,
например, предоставление центральным
банком льготных кредитов правительству;
финансирование центральным банком государственных
программ, которые не проходят через госбюджет
(сельскохозяйственных, жилищных и т.д.);
субсидирование обменного курса через
валютную систему; выдача центральным
банком кредитов коммерческим банкам
на обслуживание просроченных долговых
обязательств госпредприятий и т.д.
Скрытый дефицит снижает
величину официального, что не позволяет
реально оценить финансовое состояние
экономики. Как правило, к квазифискальному
дефициту прибегают перед очередными
выборами или когда правительство пытается
ежегодно балансировать бюджет. В свою
очередь, если правительство пытается
проводить политику, ориентированную
на ежегодно балансируемый бюджет, то
это ведет к снижению степени встроенной
стабильности экономики, вызывает частые
колебания налоговых ставок, снижает инвестиционную
активность, снижает эффективность распределения
доходов.
В силу сложности
структуры государственных и
муниципальных финансов понятие
дефицита (прфицита) применимо не только
к бюджетной системе, но и к государственным
внебюджетным фондам, финансам (бюджетам)
корпораций, холдингов, банков. Многоуровневый
характер бюджетного устройства приводит
к реальной возможности появления дефицитов
в нижестоящих звеньях. В системе государственных
и муниципальных финансов возможны следующие
виды бюджетных дефицитов:
Ø В унитарных государствах
- консолидированного бюджета, республиканского
бюджета, местных бюджетов.
Ø В федеративных государствах
- консолидированного бюджета, федерального
бюджета страны, консолидированных бюджетов
субъектов Федерации, местных бюджетов.
Дефицит государственного
бюджета не является однозначно
негативным явлением. Его характер
и роль должны оцениваться
с учетом причин возникновения,
направлений и целей использования
мобилизуемых дополнительных финансовых
ресурсов, источников и методов
финансирования.
2. ИСТОЧНИКИ И МЕТОДЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА. СПОСОБЫ ЕГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ.
По формам собственности
источники финансирования бюджетного
дефицита можно разделить на собственные
и заемные.
К собственным относятся
поступления (безвозвратные) ресурсов
от имущества, находящегося в собственности
государства и местного самоуправления.
Заемные источники
привлекаются как временно свободные
ресурсы финансового рынка, носят
возвратный характер, относятся
на увеличение государственного
долга, требуют процентных расходов
по их обслуживанию. Они классифицируются
на внутренние и внешние, а
по способу привлечения относятся
к кредитам и займам, имея в
виду, что кредиты предоставляются
на основе договоров и соглашений,
а займы реализуются посредством
эмиссии государственных ценных
бумаг.
Финансирование дефицита
характеризуется специфическими
финансовыми инструментами и
технологиями, посредством которых
ресурсы из других финансовых
сфер и финансовых кругооборотов
попадают в бюджетную систему
государства. Используются следующие
способы финансирования дефицита
государственного бюджета:
Один из них –
повышение налоговых ставок, введение
специальных налогов. Он используется
крайне редко, так как ведет
к снижению деловой активности
и, в конечном счете, к сокращению
объема производства. Иногда такая
мера просто необходима и она
может привести к положительным
результатам. Например, в Бразилии
в середине 90-х г.г. была проведена
налоговая реформа, которая предусматривала
увеличение собираемости налогов
и изменение структуры бюджетных
поступлений
Другой способ –
долговое финансирование или
государственный кредит. Государственный
кредит представляет собой способ
организации кредитных отношений
между государством и многочисленными
юридическими и физическими лицами
для формирования дополнительного
денежного фонда в руках государства.
При этих отношениях государство выступает
заемщиком денежных средств, а кредиторами
становятся население и юридические лица.
Государственный кредит
– это уже отношения по вторичному
перераспределению совокупного
общественного продукта, поэтому
здесь можно оперировать только
свободными денежными средствами.
Для чего необходимо создать
соответствующие условия.
В теории все довольно
просто – государство должно
только заинтересовать население,
организации, учреждения, показать
те выгоды, которые они получат
от вложения средств. На практике
возникает ряд вопросов, связанных
в первую очередь со спецификой
самого государственного кредита,
отношениями кредитора и заемщика,
способом формирования фонда
денежных средств.
Различают внутреннее
и внешнее финансирование. Внутреннее
имеет место тогда, когда для
покрытия бюджетного дефицита
осуществляется выпуск и продажа
государственных ценных бумаг
на открытом фондовом рынке
субъектам хозяйствования, населению
данной страны. По ценным бумагам
выплачивается доход (как правило,
в виде процента), источником которого
являются средства бюджета. Когда
у правительства нет средств для
погашения ранее выпущенного займа, оно
выпускает новый заем. Деньги, полученные
от продажи новых ценных бумаг, используются
для погашения тех, срок обращения которых
истек. В этом случае правительство осуществляет
рефинансирование.
Если государственные
ценные бумаги продаются субъектам
хозяйствования, населению, то такой
способ финансирования бюджетного
дефицита считается безинфляционным
или малоинфляционным. Но государство
может продавать свои ценные бумаги непосредственно
центральному банку. Покупая их, центральный
банк тем самым расширяет объем денежной
массы в стране. Если этот процесс происходит
активно, то он может привести к избытку
денег в обращении и, следовательно, к
инфляции. В странах с высокой инфляцией
стоимость государственных ценных бумаг
быстро падает и добровольный спрос на
них низок. Правительства часто используют
методы принуждения (прямые или косвенные),
чтобы заставить коммерческие банки, пенсионные
фонды приобретать их, что равнозначно
по сути дела дополнительному налогообложению.
Такой способ размещения ценных бумаг
подрывает, прежде всего, доверие к правительству.
Внешнее деловое финансирование
бюджетного дефицита связано
с продажей государственных ценных
бумаг правительствам, субъектам
хозяйствования, населению других
стран. Оно возможно в том
случае, если данные облигации
приносят больший доход, чем
ценные бумаги других стран,
т.е. уровень внутренних процентных
ставок выше среднемирового. Установление
таких ставок может быть результатом
сознательных действий центрального
банка страны. Долговое финансирование
ведет к росту расходов государства
на выплату процентов по ценным
бумагам. В связи с этим различают
общий дефицит бюджета и первичный.
Общий равен сумме первичного дефицита
и процентных выплат. Первичный – разности
между всеми расходами государства (за
минусом процентных выплат) и его доходами.