Понятие и сущность международных валютно-финансовых кредитных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучить принципы международных валютно-финансовых кредитных отношений, а также выявить проблемы и обозначить перспективы взаимодействия Российской Федерации с международными валютно-финансовыми организациями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
изучить предпосылки возникновения международных валютно-финансовых кредитных организаций;
рассмотреть понятие и элементы мировой валютной системы;
проанализировать взаимоотношения России и Международного Валютного Фонда;
охарактеризовать роль Международного Банка Реконструкции и Развития в развитии России.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и сущность международных валютно-финансовых кредитных отношений 5
1.1. Предпосылки возникновения международных кредитно-финансовых учреждений 5
1.2. Национальная валютная система России 11
1.3. Элементы мировой валютной системы 13
2. Россия и кредитная политика Международного Валютного Фонда 18
2.1. Состав, задачи и функции МВФ 18
2.2. Кредитная политика МВФ 21
2.3. Взаимоотношения России и МВФ 28
3. Взаимоотношения России и Международного Банка Реконструкции и Развития 33
3.1. Состав и цели деятельности Международного Банка Реконструкции и Развития (МБРР) 33
3.2. Анализ динамики и современного состояния сотрудничества Российской Федерации с МБРР 40
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение………………………………………………………………...49

Работа содержит 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 395.00 Кб (Скачать)

Основная цель сотрудничества России с ЕБРР - привлечение инвестиционных ресурсов на льготных условиях (с низкими процентными ставками, длительными сроками и льготным периодом возврата долга). За прошедшие годы Банк инвестировал практически во все сектора российской экономики. Большая часть финансирования ЕБРР для России, одобренного в 1991-2002 гг. Советом директоров, приходится на реальный сектор экономики: промышленность - 24.3%, транспорт и связь - 12.1%, электроэнергетика и добывающие отрасли - 26.7%, финансово-банковский сектор - 31.7%, агробизнес- 1.8%, муниципальное развитие - 1.9%. [11, с. 324]

 География инвестиционных проектов  ЕБРР широка - от Калининградской  области (проект улучшения водоснабжения  и водоочистки -16.5 млн. евро) до Камчатки (строительство геотермальной электростанции - 85.6 млн. евро), чему способствует наличие представительств Банка во многих регионах. В 2002 г. годовой объем обязательств ЕБРР в России увеличился на 500 млн. евро по сравнению с 2001 г. и составил 1.3 млрд. евро. Доля РФ в общем объеме операций Банка возросла за год с 22 до 33%. Ресурсы, предоставленные банком, используются для поддержки нефтегазовой промышленности, мелкого и среднего бизнеса.

       Очень активно Россия взаимодействует и с Парижским клубом кредиторов, после вступления в который,  она стала не только его должником, но и кредитором отсталых стран в рамках клуба. На основании базового соглашения (1996 г.) по долгосрочной реструктуризации официальной задолженности России заключены двусторонние межправительственные соглашения с 18-ю странами-членами клуба: Австралией, Австрией, Бельгией, Великобританией, Германией, Данией, Испанией, Италией, Канадой, Нидерландами, Норвегией, Португалией, США, Швейцарией, Швецией, Францией, Финляндией и Японией. Кроме того, подписано свыше 60 межбанковских соглашений о порядке учета и погашения задолженности и почти столько же коммерческих контрактов по выверке сумм задолженностей. Отсроченный долг подлежит погашению с 2002 по 2020 гг. нарастающим, а затем убывающим графиком платежей. Агентом по соответствующим операциям определен Внешэкономбанк.[Приложение№2]. По состояния на 2009 год Россия полностью рассчиталась с Парижским клубом кредиторов. Как говорится в заявлении Министерства финансов РФ, российские обязательства перед всеми 18 государствами-членами Клуба в сумме 21,6 млрд. долл. США погашены в полном объеме и Россия более не является страной-дебитором Клуба.

Заключение

 

Международные валютные отношения  – это совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве и обслуживающих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств.

Валютная система – это форма  организации и регулирования  валютных отношений, закрепленная национальным законодательством или межгосударственными соглашениями.

Международные валютно-кредитные  и финансовые отношения – составная  часть и одна из наиболее сложных  сфер рыночного хозяйства. В них  фокусируются проблемы национальной и  мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно, и тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов.

Результаты взаимодействия России с МФО неоднозначны. Внешние заимствования, особенно у МВФ, не всегда были эффективными и оправданными. Полученные средства в большинстве случаев использовались не для технологической перестройки экономики, а для покрытия бюджетного дефицита и обслуживания государственного долга. В целом проведенный анализ позволяет выделить ряд проблем сложившегося сотрудничества России с МФО, которые необходимо учитывать в перспективе, в частности, при совершенствовании отношений с международными региональными банками развития.

Во-первых, медленно осваивались кредиты, предназначенные для реализации инвестиционных проектов МБРР и МВФ, особенно в первые годы их деятельности в России.

Во-вторых, кредиты ведущих МФО  при их сравнительно невысокой договорной стоимости связаны со значительными косвенными расходами, а также требуют выполнения ряда условий до начала реализации кредитуемых проектов. Это в итоге снижает финансовую эффективность кредитов МФО и делает их сравнимыми по стоимости и по срокам с заимствованиями на мировом рынке.

Анализ участия России в МФО  позволяет сформулировать ряд выводов, которые могут стать полезными  с точки зрения совершенствования  отношений с ними:

- сотрудничество с МФО должно  осуществляться на основе соглашений, программ, стратегий, четко определяющих его цели, способствовать реализации среднесрочных программ социально-экономического развития, при этом должен применяться системный подход, базирующийся на принципе максимального использования сравнительных преимуществ сотрудничества с каждой МФО в качестве ее члена или на договорной основе;

- фундаментом сотрудничества должны  стать четкое определение роли  каждой из сторон и контроль  за использование заимствованных  средств, нужно разграничить ответственность  и функции МФО и государственных  ведомств, отвечающих за осуществление сотрудничества с ними от имени Российской Федерации;

- концепция сотрудничества должна  быть ориентирована на сокращение  неэффективно используемых займов, а заемные ресурсы – сконцентрированы  на реализации крупных инвестиционных  проектов общегосударственного значения;

- государственная политика сотрудничества  России с МФО, на современном  этапе должна быть ориентирована на минимизацию заимствований и на эффективное использование возможностей и преимуществ, которое предоставляет членство в МФО, ведь сотрудничество в них заключается не только в получении займов для финансирования некоторых программ и проектов внутреннего значения, а представляет собой комплекс взаимодополняющих функций, нацеленных на реализацию национальных интересов в мировой экономике и политике.

 

Список использованных источников

 

  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М.: Юристъ, 2005. – 287 с.
  2. Аксенов В. Интеграционное противоборство. – Независимая газета, № 54, 2004. – с. 8-11.
  3. Андросова Л.Д., Дробозина Л.А., Окунева Л.П. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 576 с.
  4. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 412 с.
  5. Видяпина В.И. Бакалавр экономики. Хрестоматия в 3 томах. – М.: Триада, 2006. – 875 с.
  6. Герчикова И.Н. Международные экономические организации.//М: "Консалтинг" – 2006. – 352 с.
  7. Гребенюк В. Интеграции – государственные гарантии. – Газета «Союз: Беларусь-Россия», №6, 2005. – с. 9-10.
  8. Елова М. В., Муравьева Е. К., Панферова С. М. и др. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность. – М.: Логос, 2008. – 218 с.
  9. Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 428 с.
  10. Лесняков Г. Стратегия западноевропейской интеграции и отношение к России. – Экономист, № 1, 2006. – с. 37-41.
  11. Международные экономические отношения.: Учебник/ под общ. ред. в.е.рывалкина. - М.: журнал "Внешнеэкономический бюллетень", дипломатическая академия при МИД РФ, 2009. – 384 с.
  12. Менаев В., Шмелёв Н. Экономические отношения России и ЕС, заглядывая в XXI век. – РЭЖ, № 8, 2004. – с. 20-22.
  13. Михеев В. Россия в мировой экономике. – Журнал «Pro et Contra», № 2, 2007. – с. 37-39.
  14. Рыбалкин В. Е. Международные экономические отношения. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 416 с.
  15. Семенов К.А. Международные экономические отношения: Курс лекций. – М.: Гардарика, 2006. – 253 с.
  16. Спиридонов И. А. Мировая экономика. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 538 с.
  17. Финансы, деньги, кредит / под ред. О. В. Соколовой – М.: «Юристъ», 2005. – 436 с.
  18. Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. – 446 с.
  19. Шапиро А. Интеграция стран СНГ. – Мировая экономика и международные отношения, № 7, 2004. – с. 47-51.
  20. Шреплер Х.-А. Международные организации: Справочник – М.: Международные Отношения, 2006. – 240 с.
  21. www.minfin.ru – Официальный сайт Министерства Финансов РФ.

22. www.cbr.ru – Официальный сайт Центрального Банка России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Приложение№1

Задолженность РФ перед МБРР

Оценка внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 октября 2010 года (млн. долл. США) 

 


 

1 января 
2010 г.

1 апреля 
2010 г.

1 июля 
2010 г.

1 октября 
2010 г. 
(оценка)

Всего

467 230

463 754

456 060

480 225

Органы государственного управления

31 309

31 320

35 451

35 815

Федеральные органы управления

29 475

28 882

32 964

33 186

Новый российский долг

26 286

25 732

29 893

30 202

кредиты международных  финансовых организаций

3 788

3 575

3 430

3 264

МБРР

3 210

3 009

2 883

2 725

прочие

578

566

547

539

прочие кредиты

1 000

901

839

819

ценные бумаги в иностранной  валюте

20 348

19 876

24 332

24 913

еврооблигации 2015, 2018, 2020 и 2028 гг. погашения

1 786

1 689

6 161

6 367

еврооблигации, выпущенные при реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом кредиторов

18 135

17 760

17 741

18 103

ОВГВЗ - VII транш

427

427

429

443

ценные бумаги в российских рублях (ОФЗ)

811

1 050

976

887

прочая задолженность

340

330

315

319

Долг бывшего СССР

3 189

3 149

3 072

2 984

кредиты стран-членов Парижского клуба кредиторов

11

9

9

9

задолженность перед  бывшими социалистическими странами

1 316

1 280

1 250

1 168

задолженность перед  прочими официальными кредиторами

1 810

1 809

1 762

1 756

ОВГВЗ - III, IV, V транши

1

1

1

1

прочая задолженность

50

50

50

50

Субъекты Российской Федерации

1 834

2 439

2 486

2 628

кредиты

1 120

1 056

956

1 062

ценные бумаги в российских рублях

714

1 383

1 530

1 566

Органы денежно-кредитного регулирования

14 630

12 226

11 921

12 551

кредиты

2 370

0

0

0

наличная национальная валюта и депозиты

3 365

3 612

3 529

3 721

прочая задолженность (распределение СДР)

8 895

8 615

8 392

8 831

Банки

127 212

129 028

122 118

140 229

Прочие секторы

294 080

291 179

286 570

291 629

долговые обязательства  перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования

45 442

49 438

52 261

51 971

кредиты

232 372

223 674

215 144

221 854

долговые ценные бумаги

9 404

10 989

10 368

10 797

задолженность по финансовому  лизингу

2 816

2 738

2 669

2 601

прочая задолженность

4 046

4 340

6 128

4 407


 

 

                 Приложение№2

 


Информация о работе Понятие и сущность международных валютно-финансовых кредитных отношений