Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:08, курсовая работа
Важным этапом в развитии человечества является появление денег и товарно-денежных отношений. Деньги – это категория более древняя по сравнению с финансами. Они появились в различных формах на заре развития человечества как стихийно выделившийся товар, играющий роль всеобщего эквивалента. Появление же финансов обусловлено не только наличием товарно-денежных отношений, но и возникновением государства, которое предоставляет своим гражданам определенные общественные блага. Финансы – это историческая категория, т.е. финансы не только как система, но и отдельные элементы финансовых отношений появляются на определенной стадии развития общества.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и сущность финансового механизма………………………..4
1.1. Совокупность способов организации финансовых отношений…………4
1.2. Структурные элементы финансового механизма………………………..7
1.3. Классификация финансового механизма……………………………..…..9
1.4. Количественное и качественное воздействие финансового механизма на экономику и социальную сферу………………………………………..…11
Глава 2. Анализ финансового механизма бюджетного обеспечения социальных
гарантий в России………………………………………………….……….14
2.1. Анализ бюджетного финансирования социальной сферы…………….14
2.2. Тенденции финансирования основных направлений социальной
сферы……………………………………………………………….………..16
2.3. Анализ социальных выплат населению, на примере трудовых пенсий за
период 2009-2011 года……………………………………………………18
2.4. Проблемы обеспечения социальных гарантий в России и варианты их
решения……………………………………………………………………..23
Заключение………………………………………………………………………….26
Список используемой литературы……………………………………………….28
В России актуальной является проблема социальной помощи людям, оказавшимся в сложных жизненных условиях (бездомные, беженцы, вынужденные мигранты и переселенцы). Необходимо территориальным органам социальной защиты совместными усилиями с другими заинтересованными службами решить проблемы организации домов ночного пребывания, социальных приютов и гостиниц. Не должно быть случаев отказа в помощи людям, попавшим в экстремальные ситуации.
В различных территориях России отмечаются разительные отличия в материальном положении работников непроизводственной сферы. Эта ситуация требует самого пристального изучения и поиска адекватного решения.
В условиях глубокого трансформационного спада производства в России первые шаги по восстановлению ранее достигнутых объемов производства при благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре послужили основанием для выводов о вступлении экономики страны в фазу подъема и роста. Критически оценивая качество официальных прогнозов развития экономики, нельзя не подчеркнуть, что практика разработки ряда сценариев создает иллюзию большой свободы выбора альтернативных вариантов. Неблагополучная стартовая ситуация диктует тщательное обоснование стратегии развития, реалистической оценки вариантности. По заданию властных структур России были разработаны три сценария развития, с учетом которых принимались экономические решения при формировании экономической и бюджетной политики на ближайший период: инерционный, экспортно-ориентированный, инвестиционно - активный (табл. 2.3.1) [8, с. 29-30].
Таблица 2.3.1
Динамика основных социально-экономических показателей по вариантам развития, %
Вариант | 2000 г.
| 2001 г.
| 2002 – 2005 г. | 2006 – 2010 г. |
в среднем за год | в среднем за год | в среднем за период | в среднем за период | |
Инерционный ВВП | 105,5 | 103,2 | 103,6 | 100,9 |
Продукция промышленности | 108,0 | 101,0 | 110,0 | 102,4 |
Инвестиции | 109,0 | 106,0 | 103,2 | 100,8 |
Экспортно-ориентированный ВВП | 105,5 | 104,0 | 110,4 | 102,5 |
Продукция промышленности | 108,0 | 104,5 | 120,2 | 104,7 |
Инвестиции | 109,0 | 106,5 | 126,2 | 106,0 |
Инвестиционно-активный ВВП | 105,5 | 104,5 | 122,5 | 105,2 |
Продукция промышленности | 108,0 | 105,5 | 126,2 | 106,0 |
Инвестиции | 109,0 | 107,5 | 146,9 | 110,1 |
Обязательства государства по своим социальным гарантиям должны выполняться на всех уровнях. В тех же ситуациях, когда это невозможно сделать, необходимо четко объяснить людям причины и возможные решения проблемы.
Таким образом, наиболее остро в России стоит проблема социальной помощи людям, оказавшимся в сложных жизненных условиях. Неблагополучная стартовая ситуация диктует тщательное обоснование стратегии развития, реалистической оценки вариантности. По заданию властных структур России были разработаны три сценария развития, с учетом которых принимались экономические решения при формировании экономической и бюджетной политики на ближайший период.
Заключение
Таким образом, финансовый механизм представляет собой совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.
Финансовый механизм включает виды, формы, методы организации финансовых отношений и способы их количественного определения. Он состоит из таких структурных элементов, как финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение. Все элементы взаимосвязаны между собой.
Финансовый механизм является инструментом осуществления финансовой политики государства, регионов и муниципальных образований. Используя различные элементы финансового механизма, органы власти стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач. При этом корректировка элементов финансового механизма происходит путем изменения соответствующих норм финансового права, в которых установлены четкие правила функционирования каждого структурного элемента финансового механизма. Таким образом, перестройка финансового механизма в соответствии с ходом экономического и социального развития государства обязательно регламентируется соответствующими нормативно-правовыми документами.
Успешное проведение финансовой политики и четкое функционирование финансового механизма зависят от установленных юридических норм, соблюдение которых позволяет:
установить единые правила организации финансовых связей;
обеспечить финансовую дисциплину;
проводить единую политику в области финансов.
Формируя финансовый механизм, государство стремится обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации ее целей и задач.
Необходимость социальных гарантий вытекает из наличия общественной потребности иметь в государстве систему законов, компенсирующих социальное несовершенство организации производства материальных благ и их распределения. Следовательно, сущность социальных гарантий состоит в разработке комплекса государственных обязательств по обеспечению экономических, политических, социальных и иных прав, свобод и интересов граждан, базирующихся на максимальном приближении к приемлемому уровню жизни.
Источниками финансирования социальных гарантий выступают:
а) Государственный бюджет;
б) средства местных бюджетов;
в) страховые фонды;
г) Фонд социального страхования из-за временной потери трудоспособности;
д) Фонд всеобщего обязательного страхования на случай безработицы;
е) Фонд страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
ж) Фонд медицинского страхования (за счет страховых взносов предприятий и граждан, а также благотворительных взносов граждан и предприятий, кредитов банков и других источников, не запрещенных законодательством);
з)Государственные и негосударственные Пенсионные фонды.
В настоящее время нет стройной системы государственных минимальных социальных стандартов. Одной из задач по улучшению состояния социальной сферы является разработка Единого перечня государственных минимальных социальных стандартов и финансовых нормативов.
Внимание Правительства Российской Федерации в области социальной поддержки населения будет сконцентрировано на повышении защиты социально уязвимых домохозяйств, которые не имеют возможности для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в государственной поддержке; создании необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ.
Список используемой литературы
1. Галицкая, С. В. Деньги. Кредит. Финансы. [Текст] : учебник / под ред. Е. Ш. Качаловой. – М. : ЭКСМО, 2005.
2. Грязнова, А. Г. Финансы. [Текст] : учебник / А. Г. Грязнова, Е. В. Маркина. – М. : Финансы и статистика, 2007.
3. Леонтьев В.Е., Радковская Н.П. Финансы, деньги, кредит и банки: Учебное пособие. – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2003.
4. Финансы и кредит [Текст]: конспект лекций / под ред. Г. Н. Белоглазовой. – М. : Юрайт-Издат, 2007.
5. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник / под ред. Г.Б. Поляка. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
6. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.В.Романовского, проф. О.В.Врублевской, проф. Б.М.Сабанти. – М.: Юрайт-М, 2004. – 504с.
7. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 504 с.: ил.
8. Финансы: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.В.Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 640 с.
9. Финансы и кредит: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.М.Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 512 с: ил.
10. Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право / Отв. ред. д. ю. н., проф. Н.И. Химичева. – М.: Норма, 2005. – 464 с.
11. Селезнев А.З. Ограничения экономического роста в России. // Проблемы прогнозирования. - 2002. - №6. С. 29-43.
12. http://www.minfin.ru/ - официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации.
13. Консультант-Плюс Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон : [от 31.07.1998 №145-ФЗ]:
27
Информация о работе Понятие и сущность финансового механизма