Понятие и сущность финансового механизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Важным этапом в развитии человечества является появление денег и товарно-денежных отношений. Деньги – это категория более древняя по сравнению с финансами. Они появились в различных формах на заре развития человечества как стихийно выделившийся товар, играющий роль всеобщего эквивалента. Появление же финансов обусловлено не только наличием товарно-денежных отношений, но и возникновением государства, которое предоставляет своим гражданам определенные общественные блага. Финансы – это историческая категория, т.е. финансы не только как система, но и отдельные элементы финансовых отношений появляются на определенной стадии развития общества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и сущность финансового механизма………………………..4
1.1. Совокупность способов организации финансовых отношений…………4
1.2. Структурные элементы финансового механизма………………………..7
1.3. Классификация финансового механизма……………………………..…..9
1.4. Количественное и качественное воздействие финансового механизма на экономику и социальную сферу………………………………………..…11
Глава 2. Анализ финансового механизма бюджетного обеспечения социальных
гарантий в России………………………………………………….……….14
2.1. Анализ бюджетного финансирования социальной сферы…………….14
2.2. Тенденции финансирования основных направлений социальной
сферы……………………………………………………………….………..16
2.3. Анализ социальных выплат населению, на примере трудовых пенсий за
период 2009-2011 года……………………………………………………18
2.4. Проблемы обеспечения социальных гарантий в России и варианты их
решения……………………………………………………………………..23
Заключение………………………………………………………………………….26
Список используемой литературы……………………………………………….28

Работа содержит 1 файл

последняя курсовая предмету финансовая политика.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

Первоочередные действия Правительства Российской Федерации в сфере пенсионного обеспечения и страхования предусматривают:

- поэтапное повышение до 1,2 предельного соотношения заработка при исчислении пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера;

- введение механизмов накопительного финансирования досрочных пенсий;

- организацию государственного пенсионного страхования.

- определение норм и видов пенсий, условий их предоставления в системе государственного пенсионного страхования;

- введение учета накоплений на индивидуальных счетах граждан в системе пенсионного страхования на основе индивидуального (персонифицированного) учета.

Главной целью развития жилищно-коммунального хозяйства является создание условий для реализации гражданами их конституционных прав на жилище в соответствии с установленными социальными стандартами безопасности проживания.

Реализация поставленных задач в социальной сфере позволит более рационально использовать финансовые ресурсы государства, обеспечить единый подход к установлению федеральной составляющей и рамочных условий для разработки региональной составляющей государственного стандарта во всех отраслях этой сферы. Поэтому роль государственных минимальных социальных стандартов и финансовых нормативов не только не уменьшается, но и неизмеримо возрастает.

Немаловажную роль играет установление состава государственных минимальных социальных стандартов, их распределение в зависимости от источника финансирования на федеральные, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В настоящее время нет стройной системы государственных минимальных социальных стандартов. Одной из задач по улучшению состояния социальной сферы является разработка Единого перечня государственных минимальных социальных стандартов и финансовых нормативов. Этим вопросом в настоящее время занимается Министерство экономики и развития РФ совместно с министерствами и ведомствами и Государственной Думой федерального Собрания Российской Федерации.

Одним из основных направлений совершенствования методики расчета норм и нормативов должно стать неукоснительное руководство и исполнение действующих нормативных правовых актов, а также увязка с принимаемыми сегодня мерами по стабилизации социально-экономического положения в стране, оздоровлению государственных финансов и упорядочению расходов бюджетных учреждений.

Таким образом, одним из мероприятий по стабилизации обстановки в социальной сфере будет разработка финансово-хозяйственного механизма, обеспечивающего последовательное внедрение программно-целевого, контрактного и инвестиционного методов финансирования учреждений культуры.

 

2.3 Анализ социальных выплат населению, на примере трудовых пенсий за период 2009-2011 года.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - крупнейшая и самая эффективная система оказания социальных услуг в РФ. В результате колоссальной ежедневной работы Фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами.

Существующая в России пенсионная система предполагает обязательное пенсионное страхование (ОПС). Это означает, что все граждане, принятые на работу, становятся застрахованными лицами. Работодатель обязан перечислять в пенсионный фонд страховые взносы, на финансирование которых уплачивается до 20% от фонда заработной платы предприятия. Эти взносы для граждан 1967 года рождения и моложе распределяются между тремя составляющими трудовой пенсии – базовой, страховой и накопительной:

Базовая часть  (6% от размера зарплаты) - идет в федеральный бюджет и далее на выплату нынешних пенсий. Она не отражается и не сохраняется на лицевом (личном) счете будущего пенсионера (подробнее далее в этой статье).

Страховая часть (8% от размера зарплаты) - отражается на лицевом счете застрахованного лица как долг государства перед ним, но не сохраняется, а идет на выплату нынешних пенсий (подробнее далее в этой статье).

Накопительная (6% от размера зарплаты) - Отражается на лицевом счете застрахованного лица и сохраняется, точнее инвестируется в пользу застрахованного лица. В результате эта часть пополняется также за счет дохода от инвестирования накопленных средств.

Накопительная часть предназначены для инвестирования и получения дополнительного дохода в пользу будущего пенсионера. Средства, поступающие от работодателя, и доход, полученный от их инвестирования, учитываются Пенсионным фондом в специальной части индивидуального лицевого счета отдельно от пенсионных взносов, перечисленных на страховую часть трудовой пенсии. Владелец пенсионного счета вправе выбирать организацию, которая будет профессионально управлять этим капиталом.

В составе трудовой пенсии граждан 1966 года рождения и старше нет накопительной части. Эта доля их песнии включена в страховую часть, которая в результате составляет 14%. Как-либо управлять своей государственной пенсией люди этого возраста не могут. Но они могут создать себе дополнительную пенсию через те же механизмы, через которые осуществляется управление накопительной частью государственной пенсии.

Базовая часть пенсии предназначена для выплаты пенсий нынешним пенсионерам. Базовая часть имеет фиксированный законодательно определяемый размер, одинаковый для всех пенсионеров и не зависит от заработка, который получал пенсионер в прошлом. Эта часть трудовой пенсии подлежит индексации в зависимости от инфляции в стране.

Страховая часть пенсии непосредственно зависит от размера заработной платы застрахованного лица, т.е. чем выше заработная плата, тем выше страховые платежи, следовательно, выше размер будущей пенсии. Взносы на ее финансирование поступают и суммируются на индивидуальных лицевых счетах застрахованных граждан и представляют собой пенсионные обязательства государства перед застрахованными лицами, при этом поступившие средства идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Таким образом, на личных страховых счетах происходит накопление не самих средств, а обязательств государства перед гражданином. Накопленный объем полученных прав регулярно индексируется в том же темпе и в те же периоды, что и базовая часть трудовой пенсии. Информация о размере страховой части индивидуального лицевого счета доводится до сведения застрахованных граждан ежегодно.

Данные за 2009 год.

Бюджет ПФР за 2009 год исполнен по доходам в сумме 3222,6 млрд. рублей, по расходам – в сумме 3008,7 млрд. рублей.

С 1 марта 2009 года на 8,7% увеличился размер базовой части трудовой пенсии по старости – он составит 1950 рублей.

в течение года пенсии были повышены еще два раза.

1 августа на 7,5% внепланово проиндексирована страховая часть трудовой пенсии в результате чего средний размер трудовой пенсии составил 5536 рублей. На это увеличение, которое коснулось 36 миллионов пенсионеров, направленно 40,9 миллиарда рублей.

  Базовая часть трудовой пенсии и социальная пенсия 1 декабря проиндексированы на 31,4%. Таким образом, всего за 2009 год пенсии проиндексированы 4 раза

В результате, к концу 2009 года среднегодовой размер трудовой пенсии по старости, которую в России получают свыше 30 млн. человек, превысил прожиточный минимум пенсионера на 33% и будет составлять 5 641 руб.

Размер социальной пенсии, которую получают 2,5 млн. россиян, в конце года достигла величины прожиточного минимума пенсионера – 4 294 рубля.

Данные за 2010 год.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации:

– по доходам 4,6 трлн. рублей

– по расходам 4,2 трлн. рублей

Доходы по накопительной составляющей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации  составили 361,2 млрд. рублей. Объем поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 1,9 трлн. рублей. Расходы на выплату пенсий 3,7 трлн. рублей.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в 2010 году по доходам превысил 4,6трл рублей. Это 10,4% ВВП страны.

1 января 2010 года расчетный пенсионный капитал будет увеличен на 10%. Также к нему будет прибавляться по 1% за каждый год «советского» трудового стажа до 1991 года.

1 апреля 2010 года трудовые пенсии были проиндексированы на 6,3%. В результате средний размер трудовой пенсии по старости достиг 8 180 рублей. Социальные пенсии увеличены на 8,8%, в результате их средний размер достиг 4 611 рублей.

с 1 апреля 2010 года проведена индексация как трудовых, так и социальных пенсий и с 1 июля – доиндексация социальных пенсий. В результате за 2010 год трудовые пенсии увеличились на 46%, и к концу 2010 года средний размер пенсии по старости составил 8408 рублей.

Данные за 2011 год.

Бюджет ПФР на 2011 год, как в этом году, будет бездефицитным: его доходы запланированы в 5 триллионов 137 миллиардов рублей расходы - 4 триллиона 822 миллиарда рублей.

В 2011 году пенсионеров ожидает хоть и небольшая, но прибавка пенсий. В среднем 36,6 млн. пенсионеров в России получат на 8,8% больше, средний размер пенсии достигнет 8,498 руб. Индексация связана с индексом инфляции. Согласно бюджетному планированию повышение пенсии в 2011 году предполагалось на 8%, но инфляция была несколько выше прогнозированного, поэтому индексация и выше.

Вместе с индексацией проводится базовое повышение пенсии в 2011, то есть увеличивается базовая часть, которая является фиксированной. Нужно отметить, что с 1 января 2011 года данная базовая часть была переведена в страховую часть в том же фиксированном базовом размере. Это имеет большое значение для тех людей, которые получают к пенсии разные надбавки, которые рассчитываются в зависимости от базовой части.

Дополнительная индексация по данным Пенсионного фонда будет проведена в апреле, а также в июле. Первоапрельская индексация напрямую связана с индексом инфляции, то есть пенсия будет увеличена соизмеримо инфляции. Июльская индексация будет связана с ежегодным увеличением прожиточного минимума за 2010 год.

Конечно, подобные увеличения существенно не меняют ситуацию, потому что повышение пенсии в 2011 связано с ростом цен и удорожанием потребительской корзины. Другими словами пенсионеры в 2011 году будут жить не хуже, чем в 2010, а это уже радует, что их уровень жизни хотя бы не падает.

Сравнительный анализ

Опираясь на данные, приведенные выше можно сделать следующие выводы:

1.      В 2011 по сравнению с 2010 доходы увеличились на 9,6%, расходы так же возросли на 9,4%.

2.      По сравнению с 2009 годом доходы увечились на 16,4% , расходы увеличились на 14,4 %.

3.      в 2010 году по сравнению с 2009 годом, доходы увеличились на 14,7%, расходы увеличились на 12,6 %.

При данных цифрах мы можем наблюдать ситуацию, что с каждым годом доходы ПФР возрастают, но и расходы соответственно увеличиваются.

2.4.  Проблемы обеспечения социальных гарантий в России и варианты их решения

Определяющее значение в успехе решения проблем социальных гарантий будет иметь адекватность финансовых ресурсов, предназначенных на эти цели, потребностям людей. Сложившееся государственное централизованное финансовое обеспечение привело к непомерной нагрузке на государственный бюджет и неисполнению государственных обязательств по социальной защите населения, что вызывает недовольство граждан и социальную напряженность в обществе. Для изменения такого положения необходимо создать механизм финансового обеспечения этой сферы на принципах дифференцированного социального налогообложения и социального обязательного и добровольного страхования при условии сохранения социального вспомоществования только тем, кому невозможно помочь иначе, как путем социального патернализма. Законодательно следует четко определить критерии социального налога и социального страхового взноса (обязательного и добровольного), а также порядок их начисления, сбора, аккумуляции и использования. Необходимо постепенно отойти от государственных дотаций по тем или иным социальным направлениям и ввести государственные заказы на решения конкретных социальных задач. Привлекать к выполнению социального заказа следует всех желающих юридических и физических лиц на конкурсной основе. Такой подход позволит упорядочить, целенаправить финансовые потоки, сделать их управляемыми и контролируемыми соответствующими государственными органами и общественностью.

Решение проблем социальной защиты населения России, обеспечивающих вышеизложенные приоритеты, потребует серьезного анализа состояния социальной сферы, сложившихся форм и методов социальной помощи населению, оценки действующих служб здравоохранения, образования, социальной защиты, занятости, миграции и иных ответственных структур.

Очевидна необходимость поиска принципиально иных подходов к управлению социальными процессами. В основе такого управления должна быть достоверная динамически отслеживаемая информация о потребностях людей в социальной помощи и услугах и о располагаемых для этого ресурсах (финансовых, материально-технических, инструментальных, институционных, организационных).

Во многих регионах России необходимо провести модернизацию учреждений социальной защиты. Это особенно актуально для социальных стационарных учреждений. Достойные условия жизни должны быть созданы тем, кто по разным обстоятельствам находится в домах интернатах, специализированных пансионатах, психоневрологических больницах. Число мест в этих учреждениях должно соответствовать региональной или межрегиональной потребности.

Информация о работе Понятие и сущность финансового механизма