Понятие и роль государственноого бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 09:47, курсовая работа

Описание работы

Целью своей курсовой работы я вижу изучение теоретической стороны государственного бюджета, принципов его построения, бюджетной классификации, структуры бюджета, изучение основных методов статистики бюджета, важнейших аналитических показателей, исполнение бюджетов за 2007 и 2008 годы. Задачи для выполнения цели будут следующие: изучение и анализ статистических данных, основных статистических показателей, исполнения бюджета РФ за 2008 год и сравнение его с предыдущими периодами.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 223.20 Кб (Скачать)

классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных  внешних активов РФ;

ведомственную классификацию  расходов федерального бюджета.

Бюджетная классификация  в части классификации доходов  бюджетов Российской Федерации, функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, экономической классификации  расходов бюджетов Российской Федерации, классификации источников финансирования дефицита бюджетов Российской Федерации  является единой для всех уровней  бюджетной системы и используется при составлении, утверждении и  исполнении бюджетов всех уровней и  составлении консолидированных  бюджетов всех уровней. Законодательные (представительные) органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления вправе своими нормативными актами производить  дальнейшую детализацию объектов бюджетной  классификации, не нарушая общих  принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.

 

1.3 Структура доходов  и расходов государственного  бюджета

 

В бюджете находит свое отражение структура расходов и  доходов государства. Самым важным источником государственных доходов являются различные виды налогов, которые могут быть подразделены на три большие категории:

- налоги на расходы,  в том числе налоги с продаж, акцизы и импортные тарифы;

- налоги на доходы частных  лиц и корпораций, в том числе

отчисления из заработной платы на социальное страхование;

- налоги на собственность,  включает разнообразные налоги  на дома и строения, сельскохозяйственные  угодья и земли под постройки,  а также налог на наследство.

Налоги также классифицируются на прямые, которыми облагаются непосредственно  индивиды и фирмы; и косвенные, это  налоги на товары и услуги.

К доходам государственного бюджета также относятся и  неналоговые поступления — это возмездные поступления (доходы от собственности, сборы, поступления от продажи товаров, услуг и случайных продаж, кассовая прибыль ведомственных предприятий) и некоторые безвозмездные поступления (штрафы, текущие частные пожертвования).

Расходы государственного бюджета — это все невозвратные платежи независимо оттого, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются (текущие или капитальные). Трансфертные платежи другим учреждениям государственного управления включаются в расходы и не выделяются в самостоятельную категорию.

Государственные расходы  также могут быть разделены на четыре категории:

- потребление в государственном  секторе ;

- государственные инвестиции, включающие разнообразные капитальные  расходы, такие, как затраты  на дорожное строительство или  строительство портов;

- трансферты частному  сектору, включающие пенсию за  выслугу лет, страхование по  безработице, льготы ветеранам  и другие платежи ;

- проценты по государственным  долгам;

Расходы показывают направление  и цели бюджетных ассигнований.

Идеальное исполнение государственного бюджета – это полное покрытие расходов доходами и образование  остатка средств, т.е. превышение доходов  над расходами. Образовавшийся остаток  правительство может использовать при непредвиденных обстоятельствах, для долгосрочных выплат или перевести  его в доход бюджета следующего года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Основные показатели  и методы статистики государственного  бюджета.

 

Статистика государственного бюджета занимается совершенствованием бюджетных классификаций и привидением  их в соответствие с принятыми  международными классификациями. Статистика определяет степень исполнения бюджетов разных уровней , объемы и динамику доходов и расходов , структуру  бюджетных источников доходов и  основных направлений их расходования .В задачи статистики входит сбор и  обработка материалов об исполнении бюджетов, систематизации данных для  их разработки. Наличие внутреннего  и внешнего долгов государства , влияющих на расходную часть бюджета, делают необходимым определять их объем, динамику и структуру.

Источниками информации о  государственном бюджете являются показатели федерального бюджета, устанавливаемые  Законом о федеральном бюджете  на каждый год, показатели региональных и местных бюджетов, принятые соответствующими законодательными органами, отчетность Главного управления федерального казначейства, отчетность Министерства РФ по налогам  и сборам, отчетность Государственного таможенного комитета РФ, отчетность Центрального банка России, а также  статистическая отчетность предприятий  и организаций.

Для изучения бюджета широко используются различные статистические методы. Наибольшее применение получил  метод группировки доходов и  расходов бюджетов. Проведение группировок  обеспечивается наличием бюджетной  классификации.

Метод группировок применяется  для решения задач, возникающих  в ходе научно-статистического исследования:

- выделения социально-экономических  типов явлений;

- изучение структуры явления  и структурных сдвигов, происходящих  в нем;

- выявление связей и  зависимостей между отдельными  признаками явления.

Для решения этих задач  применяют три вида группировок: типологические, структурные, аналитические (факторные).

Типологическая группировка  решает задачу выявления и характеристики социально-экономических типов. Признаки, по которым производится распределение  единиц изучаемой совокупности на группы, называются группировочными признаками.

Структурной называется группировка, в которой происходит разделение выделенных с помощью типологической группировки типов явлений, однородных совокупностей на группы, характеризующие  их структуру по какому-либо варьирующему признаку.

Одной из задач группировок  является исследование связей и зависимостей между изучаемыми явлениями и  их признаками. Это достигается с  помощью аналитических (факторных) группировок.

Временной анализ показателей  государственного бюджета предполагает построение динамических рядов.

Ряд динамики представляет собой ряд расположенных в  хронологической последовательности числовых значений статистического  показателя, характеризующего изменение  явления во времени.

В каждом ряду динамики имеется  два основных элемента: время t и конкретное значение показателя (уровень ряда) y.

Уровни ряда – это показатели, числовые значения которых составляют динамический ряд. Время – это  моменты или периоды, к которым  относятся уровни.

При построении ряда динамики принципиальным моментом является обеспечение  сопоставимости уровней бюджетных  показателей отражаемых в рядах  динамики, поскольку бюджетная классификация, применяемая для группировки  доходов и расходов государственного бюджета, с течением времени претерпевает изменения. Сопоставимость уровней  может быть достигнута путем перегруппировки доходов и расходов за предшествующие годы согласно действующей в данный момент классификации. Кроме того, причиной несопоставимости уровней рядов динамики может быть меняющиеся масштабы цен, причина которых инфляция. Преодолеть подобную несопоставимость можно путем замены абсолютных показателей относительными, либо путем пересчета показателей с учетом индекса инфляции.

Для разработки плана и  прогнозов исполнения бюджета используется метод экстраполяции и экспертных оценок. Применительно к бюджету  метод экстраполяции заключается  в составлении перспективы экономического развития исходя из практики предшествующих периодов, показателей социально-экономического развития страны, отдельных ее регионов, а метод экспертных оценок – это  прогноз, базирующийся на оценках сделанных  и обоснованных высококвалифицированными специалистами.

Важнейшими аналитическими показателями государственного бюджета  являются относительные показатели доходов (расходов) бюджета, позволяющие  определить долю каждого раздела  доходов (расходов) в общем объеме доходов (расходов) бюджета и сделать  вывод о самых значимых статьях  доходной (или расходной) частях бюджета. Наличие подобных данных в динамике дает возможность сделать выводы о структурных сдвигах в составе  доходов и расходов государственного бюджета и определить круг факторов, вызвавших эти изменения.

Превышение доходов над  расходами (профицит) или превышение расходов над доходами (дефицит) также  очень значимые показатели статистики.

Дефицит (или превышение расходов над доходами) государственного бюджета исчисляется как сумма доходов и полученных трансфертов за вычетом суммы расходов и «кредитования минус погашение».

Общий объем финансирования дефицита (профицита) равен величине дефицита (профицита) с противоположным  знаком. С точки зрения финансирования дефицита он может быть определен  как:

Дефицит = (Заимствование — Погашение долга) + Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств.

Для аналитических целей  наряду с основными показателями применяются другие показатели, в  совокупности призванные характеризовать  роль бюджета в проведении экономической  и социальной политики. Исходной посылкой при формировании системы показателей, характеризующих динамику и структуру  государственного бюджета, является то, что доходы служат финансовой базой  деятельности государства, расходы  необходимы для удовлетворения общегосударственных  потребностей. Итог финансовой деятельности государства выражается, как указывалось  выше, в превышении доходов над  расходами (профиците). Величину дефицита государственного бюджета принято  сопоставлять с показателем объема ВВП. Этот аналитический показатель является характеристикой финансового  положения страны. Финансовое положение  страны считается нормальным, если отношение величины бюджетного дефицита к ВВП не превышает 3%. Важно и  то, каким образом покрывается  дефицит государственного бюджета  — инфляционным или неинфляционным, т. е. за счет внешних заимствований  и операций с ценными бумагами, каково соотношение между внутренними  и внешними источниками финансирования бюджетного дефицита .

Статистические данные о  бюджете позволяют анализировать  величину задолженности по налогам, а также недоимки по отдельным  их видам.

Статистический анализ данных государственного бюджета предполагает исчисление цепных и базисных индексов, позволяющих сделать вывод об интенсивности изменения показателей  во времени.

Под индексом в статистике понимают относительный показатель, характеризующий изменение величины какого-либо явления во времени, пространстве или по сравнению с любым эталоном (нормативом, планом, прогнозом и т.д.). При анализе изменения индексируемых величин за ряд лет, возникает необходимость построения индексов за ряд последовательных периодов, которые образуют индексные системы. В зависимости от базы сравнения системы индексов бывают базисными и цепными.

В системе базисных индексов сравнения уровней индексируемого показателя в каждом индексе производят с уровнем базисного периода, а в системе цепных индексов с  уровнем предыдущего периода.

Для характеристики интенсивности, т.е. относительного изменения уровня динамического ряда за какой –  либо период времени исчисляют темпы  прироста показателей.

Показатель интенсивности  изменения уровня ряда, выраженный в долях единицы называется коэффициентом  роста, а в процентах - темпом роста. Коэффициент роста (снижения) показывает во сколько раз сравниваемый уровень  больше уровня, с которым производится сравнение. Темп роста всегда положительное  число.

Темп прироста (сокращения) показывает, на сколько процентов  сравниваемый уровень больше или  меньше уровня, принятого за базу сравнения  и вычисляется как отношение  абсолютного прироста к абсолютному  уровню принятому за базу сравнения. Чтобы правильно оценить значение темпа прироста, его рассматривают  в сопоставлении с показателем  абсолютного прироста. Результат  выражают показателем, который называют абсолютным значением одного процента прироста и рассчитывают как отношение  абсолютного прироста к темпу  прироста за тот же период времени.

В тех случаях, когда сравнение  производится с отдалением периода  времени, принятого за базу сравнения, рассчитывают пункты роста, которые  представляют собой разность базисных темпов роста, % двух смежных периодов. В отдельных случаях возникает  необходимость установить тенденцию изменения отдельных показателей. В этом случае прибегают к аналитическому выравниванию ряда динамики бюджетных показателей.

Важной задачей статистики бюджета является изучение и анализ закономерностей формирования и  расходования средств бюджета на всех уровнях бюджетной системы.

Основные факторами влияющими  на уровень доходов федерального и регионального бюджетов можно  отнести следующие макроэкономические с показатели:

- объем валового внутренний  продукта (ВВП));

- объем использованного  национального дохода;

Информация о работе Понятие и роль государственноого бюджета