Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 09:47, курсовая работа
Целью своей курсовой работы я вижу изучение теоретической стороны государственного бюджета, принципов его построения, бюджетной классификации, структуры бюджета, изучение основных методов статистики бюджета, важнейших аналитических показателей, исполнение бюджетов за 2007 и 2008 годы. Задачи для выполнения цели будут следующие: изучение и анализ статистических данных, основных статистических показателей, исполнения бюджета РФ за 2008 год и сравнение его с предыдущими периодами.
классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;
ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Бюджетная классификация
в части классификации доходов
бюджетов Российской Федерации, функциональной
классификации расходов бюджетов Российской
Федерации, экономической классификации
расходов бюджетов Российской Федерации,
классификации источников финансирования
дефицита бюджетов Российской Федерации
является единой для всех уровней
бюджетной системы и
1.3 Структура доходов и расходов государственного бюджета
В бюджете находит свое отражение структура расходов и доходов государства. Самым важным источником государственных доходов являются различные виды налогов, которые могут быть подразделены на три большие категории:
- налоги на расходы, в том числе налоги с продаж, акцизы и импортные тарифы;
- налоги на доходы частных лиц и корпораций, в том числе
отчисления из заработной платы на социальное страхование;
- налоги на собственность, включает разнообразные налоги на дома и строения, сельскохозяйственные угодья и земли под постройки, а также налог на наследство.
Налоги также классифицируются на прямые, которыми облагаются непосредственно индивиды и фирмы; и косвенные, это налоги на товары и услуги.
К доходам государственного бюджета также относятся и неналоговые поступления — это возмездные поступления (доходы от собственности, сборы, поступления от продажи товаров, услуг и случайных продаж, кассовая прибыль ведомственных предприятий) и некоторые безвозмездные поступления (штрафы, текущие частные пожертвования).
Расходы государственного бюджета — это все невозвратные платежи независимо оттого, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются (текущие или капитальные). Трансфертные платежи другим учреждениям государственного управления включаются в расходы и не выделяются в самостоятельную категорию.
Государственные расходы также могут быть разделены на четыре категории:
- потребление в государственном секторе ;
- государственные инвестиции,
включающие разнообразные
- трансферты частному сектору, включающие пенсию за выслугу лет, страхование по безработице, льготы ветеранам и другие платежи ;
- проценты по государственным долгам;
Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований.
Идеальное исполнение государственного
бюджета – это полное покрытие
расходов доходами и образование
остатка средств, т.е. превышение доходов
над расходами. Образовавшийся остаток
правительство может
1.4 Основные показатели
и методы статистики
Статистика государственного
бюджета занимается совершенствованием
бюджетных классификаций и
Источниками информации о
государственном бюджете
Для изучения бюджета широко используются различные статистические методы. Наибольшее применение получил метод группировки доходов и расходов бюджетов. Проведение группировок обеспечивается наличием бюджетной классификации.
Метод группировок применяется
для решения задач, возникающих
в ходе научно-статистического
- выделения социально-
- изучение структуры явления
и структурных сдвигов,
- выявление связей и зависимостей между отдельными признаками явления.
Для решения этих задач применяют три вида группировок: типологические, структурные, аналитические (факторные).
Типологическая группировка решает задачу выявления и характеристики социально-экономических типов. Признаки, по которым производится распределение единиц изучаемой совокупности на группы, называются группировочными признаками.
Структурной называется группировка, в которой происходит разделение выделенных с помощью типологической группировки типов явлений, однородных совокупностей на группы, характеризующие их структуру по какому-либо варьирующему признаку.
Одной из задач группировок является исследование связей и зависимостей между изучаемыми явлениями и их признаками. Это достигается с помощью аналитических (факторных) группировок.
Временной анализ показателей государственного бюджета предполагает построение динамических рядов.
Ряд динамики представляет
собой ряд расположенных в
хронологической
В каждом ряду динамики имеется два основных элемента: время t и конкретное значение показателя (уровень ряда) y.
Уровни ряда – это показатели, числовые значения которых составляют динамический ряд. Время – это моменты или периоды, к которым относятся уровни.
При построении ряда динамики
принципиальным моментом является обеспечение
сопоставимости уровней бюджетных
показателей отражаемых в рядах
динамики, поскольку бюджетная
Для разработки плана и
прогнозов исполнения бюджета используется
метод экстраполяции и
Важнейшими аналитическими
показателями государственного бюджета
являются относительные показатели
доходов (расходов) бюджета, позволяющие
определить долю каждого раздела
доходов (расходов) в общем объеме
доходов (расходов) бюджета и сделать
вывод о самых значимых статьях
доходной (или расходной) частях бюджета.
Наличие подобных данных в динамике
дает возможность сделать выводы
о структурных сдвигах в
Превышение доходов над расходами (профицит) или превышение расходов над доходами (дефицит) также очень значимые показатели статистики.
Дефицит (или превышение расходов над доходами) государственного бюджета исчисляется как сумма доходов и полученных трансфертов за вычетом суммы расходов и «кредитования минус погашение».
Общий объем финансирования дефицита (профицита) равен величине дефицита (профицита) с противоположным знаком. С точки зрения финансирования дефицита он может быть определен как:
Дефицит = (Заимствование — Погашение долга) + Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств.
Для аналитических целей наряду с основными показателями применяются другие показатели, в совокупности призванные характеризовать роль бюджета в проведении экономической и социальной политики. Исходной посылкой при формировании системы показателей, характеризующих динамику и структуру государственного бюджета, является то, что доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы необходимы для удовлетворения общегосударственных потребностей. Итог финансовой деятельности государства выражается, как указывалось выше, в превышении доходов над расходами (профиците). Величину дефицита государственного бюджета принято сопоставлять с показателем объема ВВП. Этот аналитический показатель является характеристикой финансового положения страны. Финансовое положение страны считается нормальным, если отношение величины бюджетного дефицита к ВВП не превышает 3%. Важно и то, каким образом покрывается дефицит государственного бюджета — инфляционным или неинфляционным, т. е. за счет внешних заимствований и операций с ценными бумагами, каково соотношение между внутренними и внешними источниками финансирования бюджетного дефицита .
Статистические данные о
бюджете позволяют
Статистический анализ данных
государственного бюджета предполагает
исчисление цепных и базисных индексов,
позволяющих сделать вывод об
интенсивности изменения
Под индексом в статистике
понимают относительный показатель,
характеризующий изменение
В системе базисных индексов
сравнения уровней
Для характеристики интенсивности, т.е. относительного изменения уровня динамического ряда за какой – либо период времени исчисляют темпы прироста показателей.
Показатель интенсивности изменения уровня ряда, выраженный в долях единицы называется коэффициентом роста, а в процентах - темпом роста. Коэффициент роста (снижения) показывает во сколько раз сравниваемый уровень больше уровня, с которым производится сравнение. Темп роста всегда положительное число.
Темп прироста (сокращения)
показывает, на сколько процентов
сравниваемый уровень больше или
меньше уровня, принятого за базу сравнения
и вычисляется как отношение
абсолютного прироста к абсолютному
уровню принятому за базу сравнения.
Чтобы правильно оценить
В тех случаях, когда сравнение производится с отдалением периода времени, принятого за базу сравнения, рассчитывают пункты роста, которые представляют собой разность базисных темпов роста, % двух смежных периодов. В отдельных случаях возникает необходимость установить тенденцию изменения отдельных показателей. В этом случае прибегают к аналитическому выравниванию ряда динамики бюджетных показателей.
Важной задачей статистики бюджета является изучение и анализ закономерностей формирования и расходования средств бюджета на всех уровнях бюджетной системы.
Основные факторами влияющими
на уровень доходов федерального
и регионального бюджетов можно
отнести следующие
- объем валового внутренний продукта (ВВП));
- объем использованного национального дохода;
Информация о работе Понятие и роль государственноого бюджета