Политика России по стимулированию экспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 19:44, реферат

Описание работы

Политика экспортного продвижения связана и промышленной политикой стран. Меры торговой политики по стимулированию экспорта включают в себя и меры по развитию национального, в том числе экспортного производства. В свою очередь, государство может целенаправленно воздействовать на развитие отдельных экспортных отраслей, производств, регионов.

Содержание

1. Причины и содержание стимулирования экспорта
2. Формы и методы стимулирования экспорта
3. Значение различных мер стимулирования экспорта в современной мировой торговле
4. Критерии выбора схемы стимулирования экспорта

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 31.12 Кб (Скачать)

Вместе с тем, в ВТО  существуют определенные степени свободы  в отношении использования таких  мер. Такие меры, как правило, должны фиксироваться в момент вступления страны в ВТО, например, в торговле услугами в ее специфических обязательствах. В процессе переговоров с другими  членами ВТО и ее органами проще  закрепить такие меры, которые  не являтся избирательными (т.е. относятся ко всему экспорту в целом или его отдельным крупным составляющим, ко всем странам, ко всем предприятим, районам, а не отдельным из них). Например, ВТО, определяя субсидии как финансовое содействие государства или государственных органов в пределах территории своей страны, выделяет 3 вида субсидий (запрещенные, влекушие подачу иска и не вызывающие подачу иска), которые регулируются различно. Главным объектом регулирования являются запрещенные субсидии, тогда как в отношении двух других видов государства располагают значительно более полной свободой действий. К запрещенным субсидиям относятся, в первую очередь, экспортные субсидии или связанные с использованием местных товаров в ущерб импортированным. Но и в отношении запрещенных субсидий меры могут быть приняты только в случае, если они являются “специфическими”, т.е. предоставляются предприятиям отдельной отрасли производства или группе предприятий, предприятиям, расположенным в определенном географическом районе.

Широко субсидируемым  в современном мире, как известно, является производство и экспорт  сельскохозяйственной продукции. В  соглашении по сельскому хозяйству, являющемся частью обязательных соглашений ВТО, поддержка национальных производителей регулируется за счет снижения показателя общего агрегатного измерения поддержки. Обязательства стран предусматривают  величину и срок снижения этого показателя в зависимости относится ли эта страна к развитым или развивающимя. Некоторые области поддержки исключены из данного соглашения (т.е. могут использоваться странами-членами на вполне законных основаниях).

Некоторые количественные ограничения, в том числе связанные с  экспортом, запрещены или лимитируются в ВТО в рамках соглашения ГАТС, регулирующем торговлю услугами, и  в ряде других соглашений.

МВФ и Мировой банк негативно  относятся к созданию специальных  экспортных зон, свободных экономических  зон как методам привлечения  ПИИ, в том числе с целью  развития экспорта. Они полагают, что  такие методы нарушают нормальные условия  конкуренции, одновременно оказывая негативный эффект на бюджет страны. Не случайно в  последние годы ряд стран СНГ  отказались от их применения в своей  политике привлечения ПИИ.

Данный список можно расширять  довольно основательно, включив в  него другие международные экономические  организации и международные  интеграционные объединения, многие из которых также негативно относятся  к нарушению конкурентных условий  мировой торговли. Проведение такой  работы, насколько нам известно, не осуществлялось и было бы, на наш взгляд, крайне полезным для выработки российской политики стимулирования экспорта.

4.Критерии выбора схемы стимулирования экспорта

Выбор той или иной схемы  стимулирования экспорта производится страной на основе следующих критериев:

  • Выбор стратегического направления политики экспорта (государственное регулирование, рыночные силы, рыночные силы в сочетании со специальными мерами по стимулированию экспорта) на основе общей макроэкономической политики, проводимой страной;
  • Определение внутренних ограничений на пути развития экспорта;
  • Выявление внешних барьеров для экспорта;
  • Определение секторов экономики, наиболее перспективных с точки зрения экспорта;
  • Определение возможностей для стимулирования экспорта в целом, а также отдельных способов стимулирования экспорта;
  • Сравнение выгод от стимулирования экспорта в перспективе с затратами, связанными с подобным стимулированием ( в ряде случаев у страны просто нет средств для проведения политики экспортного стимулирования);
  • Определение стран, товаров, регионов в отношении которых могут использоваться конкретные схемы стимулирования экспорта;
  • Определение конкретных мер стимулирования.

Основные элементы успешной стратегии стимулирования экспорта

Доступ экспортеров  к импорту по мировым ценам  служит первым условием эффективной  политики стимулирования экспорта. Политика защиты от импорта рынка плохо согласуется с поощрением экспорта. В этом случае эспортеры данной страны изначально поставлены в более неблагоприятные конкурентные условия по сравнению с экспортерами из других стран, что в условиях все возрастающей глобализации экономики и производства, имеет колоссальное значение для проникновения на мировые рынки.

Поэтому в случае наличия  больших ограничений или высоких  тарифов обычно требуется создание особых условий для экспортеров, которые иначе могут растерять  свои экспортные преимущества, для обеспечения их доступа к импорту по мировым ценам (типа специальных экспортных зон, изъятий из тарифов и т.д.).

Оптимально, однако, сочетание либерализации внешней торговли и привлечения ПИИ и проведение агрессивной экспортной политики. На практике такое сочетание обеспечить достаточно трудно, но возможно, как показывает опыт некоторых НИС.

Наличие масштабного финансирования продвижения экспорта является вторым обязательным условием успешной экспортной политики. Источники и способы и мера их сочетания при этом зависят от возможностей государства, выбора последним доноров, на которые оно опирается. Так, государство может профинансировать продвижение экспорта в ущерб другим отраслям и производствам, нацеленным на внутренний рынок. Или оно может использовать для этих целей бюджетные средства в сочетании с широкой мобилизацией частных источников финансирования. Наконец, в целях стимулирования экспорта широко используются внешние источники финансирования: займы, помощь, кредиты и т.д.

Помощь государства  в проникновении на рынки являлась третьим условием экспортного “толчка”. Она присутствовала в любых вариантах политики стимулирования экспорта, даже в наиболее крайних, когда внешне государство устранялось от решения экспортных проблем, оставляя их на усмотрение рынка. Но и в этом случае успех экспорта обеспечивался созданием благоприятного инвестиционного климата для национальных и зарубежных инвесторов и производителей, экспортеров, что являлось одной из важнейших экономических задач государства.

Гибкость политики стимулирования экспорта была четвертым  фактором, определявшим ее успешность. Многие НИС неоднократно меняли меры по стимулированию экспорта в процессе его развития, отбрасывая неудачные и расширяя применение удачных мер. В этом плане очень интересен опыт Аргентины, которая была достаточно гибкой, но при этом не ограничивалась только макроэкономическими мерами стимулирования экспорта или проведением политики содействия развития экспорту, но и осуществляла широкий круг мероприятий по развитию эффективности и конкурентоспособности национальной продукции.

Выводы

Реформы в области внешней  торговли России являются долгосрочными  и могут быть только поэтапными. На отдельных этапах прямая помощь государства экспортерам и производителям экспортной продукции может стать  важным компонентом этих реформ. Российский экспорт отличает, как известно, крайне архаичная структура. Проблема ее совершенствования не решается в  стране на протяжении всех последних  десятилетий. Снижение уровня экспорта в 1998 г. на 12% по сравнению с 1997 г. и  неблагоприятная экпортная конъюнктура ставят на повестку дня проблему стимулирования экспорта еще более остро.

Реализация любых специальных  мер по поддержке экпортных производств и развитию экспорта требует средств или связана с потерями для бюджета в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Она предполагает либо необходимость иметь средства для этих целей в государственной казне (прямое кредитование предприятий-производителей и экспортеров), либо мобилизацию частных источников, что также требует средств от государства, хотя и относительно меньших (государственное гарантирование экспортных кредитов), либо недополучение бюджетом ряда поступлений (в случае субсидирования производства, снижения импортных пошлин на товары, используемые в экспортном производстве).

В условиях отсутствия у  государства средств на данные цели более предпочтительными представляются косвенные меры по стимулированию экспорта (те, которые не принесут дополнительных доходов в бюджет, но и не потребуют  от него выделения дополнительных значительных расходов).

В ряду таких мер следует прежде всего отметить государственное гарантирование экспортных кредитов. Это – нормальная практика, широко используемая практически всеми странами для продвижения своего экспорта, включая страны с рыночной экономикой. Финансовый кризис 1997-1998 гг. в России имел своим следствием рост рисков при осуществлении экономической деятельности российскими предприятиями и увеличение стоимости заимствований на внешних рынках для кредитования внешнеторговых операций. Соответственно, средства, необходимые для гарантирования таких кредитов, также должны увеличиться.

Ряд экстренных мер, принятых в последнее время, противоречит политике стимулирования экспорта. К  их числу относятся экспортные пошлины, введенные 4 января 1999 г. в российской практике внешней торговли. Экспортные пошлины в принципе являются мерой, препятствующей экспорту (независимо от их размера или курса рубля). Другой такой мерой является обязательная продажа 75% валютной выручки, ограничивающая свободу действий экспортеров и  влекущая за собой дополнительные затраты  на приобретение ими валюты для последующего экспорта. Применение таких мер не согласуется с политикой стимулирования экспорта и служит исключительно  краткосрочным задачам пополнения бюджета.

Растущее противодействие  со стороны многих стран использованию  их торговыми партнерами мер по стимулированию экспорта, типа субсидий, а также  предстоящее вступление России в  ВТО ставят вопрос о том, в каких  формах может осуществляться экспортное стимулирование, с тем чтобы оно не встречало жесткого противодействия на мировых рынках и не противоречило правилам данной международной организации.


Информация о работе Политика России по стимулированию экспорта