Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 19:44, реферат
Политика экспортного продвижения связана и промышленной политикой стран. Меры торговой политики по стимулированию экспорта включают в себя и меры по развитию национального, в том числе экспортного производства. В свою очередь, государство может целенаправленно воздействовать на развитие отдельных экспортных отраслей, производств, регионов.
1. Причины и содержание стимулирования экспорта
2. Формы и методы стимулирования экспорта
3. Значение различных мер стимулирования экспорта в современной мировой торговле
4. Критерии выбора схемы стимулирования экспорта
Тема: Политика России по стимулированию экспорта
Содержание:
1. Причины и содержание стимулирования экспорта
2. Формы и методы стимулирования экспорта
3. Значение различных мер стимулирования экспорта в современной мировой торговле
4. Критерии
выбора схемы стимулирования экспорта
1.Причины и содержание стимулирования экспорта
Стимулирование экспорта является важной частью торговой политики в современных условиях. Стимулирование экспорта означает проведение активной внешнеторговой политики.
Стимулирование экспорта тесно связано с политикой в области импорта. Ряд мероприятий в области импортного регулирования может оказать прямое воздействие на цену и качество производимого на экспорт товара через снижение импортных пошлин, отмену количественных ограничений импорта.
Политика экспортного
продвижения связана и
Важным направлением стимулирования экспорта и экспортного производства является комплекс мер, направленных на привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ).Политика привлечения ПИИ предусматривает создание специальных экспортных зон, поощрение экспорта через снижение налогов для экспортирующих предприятий с иностранными инвестициями или включение в качестве обязательного условия “экспортной” составляющей.
В начале 80-х годов Таиланд
разрешал мажоритарное участие иностранцев
в предприятиях с иностранным
участием только в экспортных производствах,
не позволяя его в производствах,
ориентированных на внутренний рынок
(при 100%-ом экспорте разрешалось создание
полностью принадлежащих
Степень остроты проблемы в отношении необходимости стимулировать экспорт во многом зависит от политики обменного курса. Установление реального эффективного обменного курса является крайне важным элементом политики стимулирования экспорта. В ряде случаев страны не считали нужным прибегать к поощрительным мерам в отношении экспорта на микроуровне, но активно и успешно использовали валютный курс как средство макроэкономического стимулирования. Опыт ряда стран показывает, что достижение реального эффективного обменного курса заметно снижает роль других схем стимулирования экспорта.
Не существует единой успешной политики стимулирования экспорта. Страны используют различные стратегии в отношении государственного поощрения своего экспорта. Во многом это зависит от состояния экономики страны, этапа развития, на котором она находится, общей экономической и политической ситуации в мире. Тем не менее, можно выделить ряд важных черт в их политике, которые привели к положительным результатам в росте их экспорта и совершенствовании его структуры.
Ряд стран стимулировали свой экспорт на основе проводимой государством промышленной политики, предварительно определив наиболее перспективные с их точки зрения производства и товары. Это, как правило, было характерно для стран с непоследовательными рыночными преобразованиями.
В ряде случаев такая политика давала положительные результаты, особенно когда речь шла о развитии нетрадиционного экспорта или экспорта современных технически сложных изделий, требующих значительных капиталовложений для организации производства и продвижения на мировые рынки. В этом случае финансовая поддержка государства, его усилия по мобилизации частного капитала, создании инфраструктуры и т.д. имели большое значение и обеспечивали совершествование экспортной структуры в относительно короткие сроки. Наиболее показательным примером такого рода политики может служить Южная Корея.
Однако, политика стимулирования отдельных производств содержит в себе высокую степень риска. От того, насколько правильно определены отрасли и производства, перспективные для экспорта, напрямую зависит эффективность экспортного стимулирования. Административные ошибки в этой области обернулись для ряда стран значительными потерями (неудачи с крупными экспортными проектами в Южной Корее, Таиланде, Сингапуре, Малайзии, Индонезии, Бразилии).
Негативным следствием такого рода политики может явиться и отставание отраслей и производств, работающих на внутренний рынок. Так, та же Южная Корея вышла на мировые рынки с цветными телевизорами раньше, чем такое производство было создано для обслуживания внутреннего рынка.
Другие страны полагались в большей степени на рыночные механизмы (как макро-, так и микроэкономического характера). При этом некоторые страны, например, большинство экспортоориентированных государств из числа НИС (Тайвань, Таиланд, Малайзия) практически не вмешивались в вопросы экспорта. Другие государства, напротив, наряду с созданием благоприятных макроэкономических условий для экспортеров использовали и специальные меры по стимулированию экспорта.
Как правило, развитие экспорта увязывалось с либерализацией внешней торговли. Только отдельные страны были вынуждены прибегать к жесткому ограничению импорта в целях решения проблем платежного и торгового балансов (например, Южная Корея в 80-е годы). Но это, скорее, исключение из общего правила. Следует отметить, что либерализация импорта может способствовать ухудшению торгового и платежного балансов страны. Для предотвращения подобных негативных последствий страны использовали в едином пакете другие инструменты макроэкономического регулирования, такие, как валютный курс, налоговая реформа, иностранные кредиты и помощь.
2.Формы и методы стимулирования экспорта
Мировой опыт показывает, что стимулирование экспорта происходит двумя основными путями: через формирование благоприятного макроэкономического климата и создание для производителей и экспортеров необходимых стимулов к экспорту.
Первый путь является, безусловно, предпочтительным, поскольку он больше отвечает практике стран с рыночной экономикой и правилам регулирования торговли, разработанным и используемым в рамках ряда международных экономических организаций, занимающихся вопросами регулирования торговли товарами и услугами на многосторонней основе, и интеграционных союзов.
Вместе с тем, ситуация в стране может сделать невозможным быстрое проведение макроэкономических преобразований для создания благоприятной среды для производителей, инвесторов и экспортеров. В этих условиях использование специальных стимулов по развитию экспорта может быть достаточно эффективным способом решения проблемы развития экспортного производства и расширения экспорта.
В последнем случае, однако, желательно сочетание обоих вариантов (в той степени, в которой возможно осуществить макроэкономические преобразования, направленные на рост экспорта). Наиболее важным из таких преобразований, безусловно является поддержание реального или сравнительно низкого курса валюты, которое может быть дополнено мерами собственно развития экспорта.
Меры по стимулированию экспорта принимаются как на государственном уровне, так и в рамках региональных образований (в пределах полномочий последних).
А. Стимулирование экспортного производства
Б. Стимулирование собственно экспорта
Во многих случаях субсидируется
не только экспорт, но и производство
товаров в целом, означая создание
скрытых протекционистских
- Валютный курс крайне важен с точки зрения распределения ресурсов в экономике. Многие страны, успешно развивающие свой экспорт (Чили, Колумбия, Мексика, Тайвань, Китай, Южная Корея, Индонезия) для стимулирования экспорта прибегали к поддержанию искусственно заниженного курса своих валют. Они использовали в этих целях программы прогрессивного обесценения национальной валюты, иногда посредством “ползущей привязки” (система, при которой фиксируется уровень валютного курса с регулярным его изменением на определенную величину), либо проводили резкие девальвации своей валюты. Рост экспорта при этом являлся основным мерилом необходимой степени обесценения и одновременно эффективности такой политики.
Использование реального
или заниженного курса
3.Значение различных мер стимулирования экспорта в современной мировой торговле
Все из пречисленных выше мер стимулирования экспорта в той или иной степени используются в современной практике стимулирования экспорта различными странами. Тем не менее значение каждой из этих мер в отдельные периоды времени или в практике отдельных стран на различных этапах развития было далеко не равноценным. Так, в современных условиях широко распространено страхование экспортных кредитов, тогда как несколько десятилетий назад не менее важным было кредитное субсидирование экспорта.
Значение некоторых, ранее очень широко используемых мер стимулирования экспорта начинает постепенно снижаться под влиянием фискального давления, контрмер импортеров (антидемпинговые и компенсационные меры). В этом же направлении действуют усилия ВТО и ряда других международных организаций. Это не означает, что страны полностью отказались от применения таких мер. Но возможности их использования сузились, странам приходится искать “лазейки”, не охваченные, к примеру международными соглашениями, быть готовыми к тому, что их осуществление повлечет за собой судебные разбирательства и прочие неприятности.
Соглашение о применении статьи VI ГАТТ – Антидемпинговый Кодекс- направлено против экспорта, осуществляемого по ценам ниже производства или себестоимости. Такой экспорт может осуществляться по инициативе производителей той или иной страны с целью получения конкурентных преимуществ, прорыва на рынки других стран. Вместе с тем во многих случаях возможность осуществления подобного экспорта нередко заложена в действиях государства по подднржке производителей своей страны.
К числу мер, значение которых постепенно сокращается, относятся экспортные субсидии. В рамках ВТО разработано понятие субсидий, определены их формы, меры по их сокращению. В частности, ВТО запрещает прямое субсидирование экспорта, дифференцированно относится к различным косвенным формам субсидирования. Такие меры рассматриваются в качестве нарушающих в ряде случаев условия торговли и препятствующих ее развитию с другими странами-членами ВТО, в качестве различных форм нетарифных ограничений. Они входят в группу “Участие государства во внешнеторговых операциях (субсидирование производства и экспорта товаров)”.
Информация о работе Политика России по стимулированию экспорта