Политика Барака Обамы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 12:16, реферат

Описание работы

В настоящее время бюджетная политика является важнейшим рычагом государственного воздействия на состояние экономики страны, на динамику главных макроэкономических показателей и одним из важнейших инструментов социального маневрирования. Приоритеты бюджетной политики определяют не только внутриэкономический курс, но также и внешнеэкономический курс страны, внутреннюю и внешнюю политику, оборонный, научно-технический потенциал.

Содержание

Введение.…………………………………………………………….…………….3
Бюджетная политика Барака Обамы: ожидания и результаты...………………4
Заключение……………………………………………………………………….13
Список использованных источников…………………………………………...15

Работа содержит 1 файл

Реферат.Бюджетная политика Барака Обамы.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

В сложившейся  ситуации в будущем следует ожидать  сокращения ассигнований на систему  социального страхования, ревизии  программ социальной медицинской помощи Медикейд и Медикэйр. Возможно также внесение изменений в систему налогообложения, а в более отдаленной перспективе со всей неизбежностью встанет вопрос о реформе пенсионной системы.

Очевидно, что  экономические проблемы США, в том  числе, состояние рынка труда – не только следствие кризиса, но также являются отражением накопившихся структурных диспропорций, преодоление которых потребует серьезных реформ в социально-экономической сфере.

В условиях кризиса  и несмотря на него, Обама энергично взялся за реализацию обещанной в ходе своей предвыборной кампании программы по преобразованию Америки, запустив структурные реформы, имеющие среднесрочный и даже долгосрочный характер. Первоочередным и приоритетным направлением своей деятельности на посту президента он объявил реформы здравоохранения и образования. Преодолев огромное сопротивление со стороны консерваторов и даже части демократов, президент смог выполнить свое главное предвыборное обещание – ввести всеобщее медицинское страхование. В настоящее время американское общество проходит через болезненную реформу системы здравоохранения, которая должна изменить страну. Победа в борьбе с многочисленными противниками этой реформы и обретение ею силы закона явилось важнейшим достижением Обамы на посту президента.

В отличие от реформы системы здравоохранения, вызвавшей острые споры и расколовшей  американское общество на ее сторонников  и противников примерно пополам, реформа образования обсуждалась  в конструктивном ключе и опиралась  на поддержку большой части американцев. Президент в своих речах неоднократно подчеркивал, что для сохранения лидирующих позиций США в мировой экономике и науке, необходимы инвестиции в образование и новые технологии, которые, по его мнению, позволят стране «выиграть будущее». Повышение качества преподавания в школах и обеспечение доступности высшего образования – главные направления реформы, которая призвана повысить конкурентоспособность США в бурно развивающемся мире и создать условия для возникновения новых производств и рабочих мест.

В своем ежегодном  послании американскому Конгрессу 25 января 2011 года президент подчеркнул необходимость поддержки образования  и инновационных исследований как  главного условия конкурентоспособности  и прогресса страны в XXI веке, а  также «предпосылки, необходимой для ее процветания». Обама исходил из того, что запуск реформ системы здравоохранения и образования не решит всех проблем в этих областях, но приведет их в большее соответствие с требованиями времени и явится важным шагом в направлении модернизации американского общества.

Наряду с  уже запущенными реформами здравоохранения  и образования, перед США в  обозримом будущем со всей неизбежностью  встанет и вопрос реформы пенсионной системы. Необходимость ее проведения связана с быстрым ростом дефицита бюджета социального страхования в результате меняющейся демографической ситуации. США, как и многие другие развитые страны, сталкиваются с проблемой старения населения, хотя в Америке этот вопрос стоит менее остро. Попытка Джорджа Буша реформировать пенсионную систему путем ее частичной приватизации провалилась. Он предложил разрешить молодым людям выделять часть своих обязательных пенсионных отчислений коммерческим структурам, рассчитывая, что это может повысить доходность этих средств и привести к увеличению размеров пенсий в будущем. Однако проект этого закона не прошел через Конгресс, и в настоящих условиях, когда во время кризиса частные пенсионные фонда понесли огромные потери из-за краха фондовых рынков, вопрос об изменении пенсионной системы отложен.

Дебаты, проводившиеся  осенью 2011 г. претендентами в кандидаты  в президенты от Республиканской  партии показали, что, несмотря на ее остроту, эта тема перед выборами является запретной. В ходе дебатов Рик  Перри, ранее назвавший американскую пенсионную систему «пирамидой», подвергся жесткой критике со стороны своих однопартийцев, опасавшихся, что обсуждение этой болезненной темы чревато для них потерей голосов избирателей.

Однако, несмотря на усилия, к 2012 году в стране была самая  высокая за последние 76 лет безработица (до 10 %). США утратили максимальный кредитный рейтинг, в 2011 году он снизился на один пункт, и в день, когда Standard&Poor`s объявила об этом, обвалился мировой фондовый рынок. Средний доход американских семей в 2010—2011 годах падал. 1 июня 2012 года Барак Обама признал, что не достиг целей в улучшении экономической ситуации в США. В частности, уровень безработицы на момент этого заявления превышал 8 %. Однако Билл Клинтон, писала французская Le Monde, напомнил американцам, что несомненными успехами Барака Обамы стали, в частности, реформа здравоохранения, усиление финансового регулирования и спасение национального автопрома.

В своей новой  программе Барак Обама:

— Обещает сократить  расходование и повысить доход, что  уменьшит дефицит бюджета больше, чем на $4 трлн за следующие 10 лет;

 — Предлагает  принять закон о контроле госбюджета, как по команде которому на $1 трлн будут сокращены затрата  за счет сбалансирования бюджета  Пентагона. Сэкономленные ресурсы  пойдут на вклады в сфере  образования, медицины и инфраструктуру;

— Предлагает создать  Стол по финансовой защите потребителей США, которое хорош не упускать из виду за тем, чтобы банки и другие финансовые компании играли с американцами честно и рассказывает им о всех скрытых пенях и процентах;

 — Обещает  компаниям налоговые привилегии  за создание рабочих мест;

— Налоговые  привилегии для новых компаний и  малого бизнеса, а как и для  тех, кто нанимает новых работников или платит высокую зарплату;

— Создание новых  экспортных рынков, защита компаний в осуществлении торговли за рубежом и предоставление их соответствующими механизмами. Условия для качественного обучения сотрудников, в т.ч. и в области IT;

— Переход на «чистую» энергетику, производимую ветряными  и солнечными электростанциями. Это снизит зависимость от иностранной нефти.

Избранный на второй срок 6 ноября 2012 года президент США  Барак Обама обсудил в Конгрессе  бюджетную политику страны. В своем  первом выступлении после выборов, состоявшихся в Америке на прошлой  неделе, он особо отметил проблему предотвращения "бюджетного обрыва". Президент подчеркнул, что готов к компромиссам при обсуждении этого вопроса, однако не откажется при этом от повышения налоговых поступлений от богатых американцев, чтобы сократить дефицит бюджета США. Обама призвал Конгресс одобрить закон, который предусматривал бы сохранение налоговых льгот, введенных еще при президенте Джордже Буше, для всех, кроме семей, получающих более 250 тысяч долларов в год.

"Бюджетный  обрыв" - это автоматическое сокращение  расходов американского бюджета и отмена налоговых льгот, которое было ранее согласовано властями США. Сумма сокращенных бюджетных расходов составила почти 4 процента ВВП. По мнению экспертов бюджетного департамента американского Конгресса, эти меры могут привести к потере полпроцента экономического роста в США в будущем году. Эта тема является камнем преткновения в ходе дискуссий между республиканцами, контролирующими Палату представителей, и Белым домом. Белый дом планирует агрессивную кампанию, чтобы заручиться поддержкой для сокращения дефицита за счет повышения налогов и одновременного сокращения расходов, что позволит избежать "фискального обрыва", который приведет к рецессии в США.

Новые действия Обамы резко контрастируют с  его стратегией в прошлом году, когда он встречался в частном порядке с Джоном Бонером, который выступает против повышения налогов, для того, чтобы попытаться выработать пакет по налоговым изменениям и расходам для сокращения дефицита. Теперь Обама и его помощники обещают быть более гибкими.

Победа Барака Обамы на выборах в США не стала  неожиданностью, но отчасти поддержала позитивный настрой рынков. В отличие  от республиканцев, демократы всегда высказывались в пользу сохранения политики монетарного ослабления и, исходя из этого, политические новости из США можно интерпретировать как сигнал продолжения такой стратегии.

 Тем не  менее, выборы открывают и достаточно  сложную дискуссию по поводу  бюджетной политики в США. На  данный момент бюджет следующего  года предусматривает окончание  действия налоговых льгот и одновременное сокращение расходов, что суммарно может привести к ужесточению бюджетной политики, то есть к сокращению дефицита бюджета с текущих 7% ВВП до 3% ВВП в 2013 году. На повестке дня, соответственно, далеко не простой выбор. В случае реализации существенного бюджетного сжатия, заложенного в проект бюджета, по оценкам различных экспертов, темп роста экономики США по итогам 2013 года будет ниже прогнозируемого на 3 процентных пункта. Проще говоря, вместо ожидаемого 2-процентного роста экономика окажется в рецессии.

 В этом  случае сильно замедлится и  мировая экономика: рост мирового  ВВП окажется на 1,3 процентных  пункта ниже прогнозируемых 3,6% на 2013 год. Чтобы избежать такого  сценария и сохранить темпы  роста требуется коррекция бюджета 2013 года, то есть увеличение дефицита бюджета и повышение потолка госдолга. Это станет хорошей новостью для реального сектора, но, скорее всего, вынудит рейтинговые агентства вернуться к обсуждению вопроса об адекватности рейтинга США. Понижение рейтинга может вызвать волну паники на финансовых рынках и, как в случае понижения рейтинга США агентством S&P, привести к бегству капиталов из развивающихся рынков.

 Судя по  риторике руководства США, первый  вариант рассматривать всерьез  не стоит. Без бюджетной поддержки США рискуют повторить опыт Японии 1990-х. Например, применительно к США ряд экспертов теперь уже употребляют термин «потребитель-зомби» — по аналогии с «компаниями-зомби» в Японии, которые будучи почти банкротами продолжали создавать видимость деятельности. Действительно, если в США уровень личной задолженности составлял 134% от реальных располагаемых доходов в 2007 году, то в результате всех мер последних лет он снизился до 113%, в то время как среднее значение этого показателя в 1980-1990 годы составляло только 75%.

 Точно так  же очень незначительными на  фоне долгосрочных трендов выглядят  улучшения в сегменте сбережений. Если сейчас норма сбережений  американских домохозяйств выросла  до 3,7%, что является значительным  достижением против 1,5% в 2005 году, то на фоне нормы сбережений 5,5% за последние 30 лет этот результат уже не кажется таким впечатляющим. Это означает, что потребители по-прежнему закредитованы и не располагают значимыми сбережениями, что является угрозой для роста потребления в будущем.

 Но даже  если определенный пересмотр  параметров бюджетной политики  произойдет, не факт, что он будет  соответствовать ожиданиям рынков. На данный момент инвесторы  находятся в некоторой эйфории  по поводу будущих действий  властей США и рассчитывают, что уже в ближайшие месяцы вместо сокращения на 600 млрд долларов, которое предполагается текущим бюджетным законодательством, дефицит будет снижен на значительно более скромные 200 млрд долларов. Изменение предполагаемого бюджетного сжатия на 400 млрд долларов — это весьма сильное допущение, и если выяснится, что добиться столь значительного пересмотра не удастся, то одно это может вернуть пару доллар-евро к уровню 1,25, а цены на нефть к уровню 100 долларов за баррель. Ждать осталось недолго — скорее всего, конкретика появится уже в ближайшие недели и тогда можно будет точно сказать, насколько оправдан оптимизм финансовых игроков. Как мы видим, негативные новости из Европы также ускоряют это движение рынков, подталкивая их вниз.

                                          Заключение

 

Анализ политики администрации Обамы, в том числе  реформ системы здравоохранения  и образования, свидетельствует  об увеличении регулирующей роли федерального центра в данных сферах. Быстрый  рост и бесконтрольная коммерциализация этих секторов в последние десятилетия породили определенные социально-экономические проблемы для американского общества. В настоящее время созрела необходимость частичного пересмотра прежнего регулирования и введение новых мер в целях роста эффективности, рационализации расходов на здравоохранение и образование, а также повышения качества при одновременном расширении доступности услуг, предоставляемых этими сферами.

 Реформы  Обамы, если ему удастся их  провести в полной мере, будут  означать трансформацию модели свободного рынка, сформировавшейся при Рональде Рейгане. Став президентом в 1981 году, когда страна находилась в тяжелом положении, он объявил о конце эпохи большого правительства и дерегулировании экономики. Эта модель с опорой на свободный рынок и минимальным вмешательством государства в экономику не только оправдывала себя на протяжении более двух десятилетий, но и являлась образцом для других стран. Однако ее эффективность и адекватность новым условиям начала XXI века вызывает большие вопросы. Как и Рейган, Обама занял Белый дом после крайне непопулярного президента: деятельность их предшественников, Джимми Картера и Джорджа Буша-младшего, не одобряли большинство американцев. Как и Рейган, нынешний глава Белого дома является превосходным оратором и обладает даром убеждения. В настоящий момент США вновь испытывают большие трудности и остро нуждаются в новых идеях, в новой политике. Осознание необходимости обновления страны привело Обаму в Белый дом под лозунгами «перемен» и «да, мы можем». Победа президента в борьбе за реформу здравоохранения показала, что он действительно может преодолевать трудности и добиваться перемен, обещанных в ходе предвыборной кампании. Эта победа дает надежду, но не гарантирует успеха в осуществлении его больших планов по модернизации страны.

Барак Обама  сможет осуществить необходимые  для США реформы, только если американцы поверят, что это сделает страну лучше и сильнее – подобно  тому, как при Рейгане они поверили в большие возможности свободного рынка. Реформа системы здравоохранения не объединила, а расколола страну, а ее неприятие среди большой части американского общества не исчезло, как и намерение добиваться ее пересмотра. Очевидно, что важными условиями для осуществления заявленных реформ является не только красноречие и решительность президента, но и достижение консенсуса в обществе и среди элиты, а также готовность оппозиции к компромиссу относительно необходимости и основных направлений изменений. Рост долга на федеральном и местном уровне также является серьезным препятствием для проведения реформы здравоохранения и решения социальных проблем страны.

Информация о работе Политика Барака Обамы