Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 12:16, реферат
В настоящее время бюджетная политика является важнейшим рычагом государственного воздействия на состояние экономики страны, на динамику главных макроэкономических показателей и одним из важнейших инструментов социального маневрирования. Приоритеты бюджетной политики определяют не только внутриэкономический курс, но также и внешнеэкономический курс страны, внутреннюю и внешнюю политику, оборонный, научно-технический потенциал.
Введение.…………………………………………………………….…………….3
Бюджетная политика Барака Обамы: ожидания и результаты...………………4
Заключение……………………………………………………………………….13
Список использованных источников…………………………………………...15
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Финансово- экономический факультет
Кафедра финансов
Бюджетная политика Барака Обамы
ГОУ ОГУ 080105.65.5011.03 ОО
студентка гр.06ФК4
Оренбург 2009
Содержание
Введение.………………………………………………………
Бюджетная политика Барака Обамы: ожидания и результаты...………………4
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников…………………………………………...
Развитие экономики США проходит в условиях сильнейших внутренних и внешних противоречий и конфликтов, которые оказывают определяющее воздействие на формирование политики и практики использования бюджетных инструментов государственного регулирования экономики, эволюцию внутренней структуры комплекса бюджетных приоритетов. Основные проблемы, которые должно было решать правительство США в последние десятилетия - циклический характер экономического развития США, возрастание социальной напряженности, несовершенство и неэффективность системы социального обеспечения и социального вспомоществования, несоответствие технической оснащенности промышленности США новым требованиям информационных технологий, несоответствие уровня квалификации и образования трудовых ресурсов новым условиям НТП, рост преступности в США и др. В бюджетной сфере комплекс экономических проблем осложнялся задачами сокращения бюджетного дефицита, замедления роста федерального долга США, снижения уровня безработицы и темпов инфляции.
Все более важное
значение в современной жизни
США приобретала система
В настоящее
время бюджетная политика является
важнейшим рычагом государствен
Бюджетная политика Барака Обамы: ожидания и результаты
Барак Обама пришел к власти в январе 2009 года, когда мировой финансово- экономический кризис, начавшийся в сентябре 2008 года, был в самом разгаре.
Главной темой дебатов в ходе всей президентской кампании стала стремительно ухудшающаяся экономическая обстановка в стране, связанная с набирающим обороты финансовым кризисом, который в итоге превратился в полномасштабную рецессию. Поэтому первые шаги новой администрации были направлены именно на преодоление финансово-экономического кризиса и восстановление позиций американской экономики на мировой арене. Для достижения намеченных целей уже были выделены беспрецедентные средства из бюджета.
В основу антикризисной политики его администрации лег масштабный план «О восстановлении американской экономики и реинвестиций» (American Recovery and Reinvestment Act), принятый в феврале 2009 года. Он явился фундаментом социальной политики Обамы в период глубочайшей рецессии, позволив не только существенно сгладить ее последствия для страны, но также смягчить остроту первого в мире глобального кризиса. В качестве главных целей были провозглашены создание новых рабочих мест при сохранении уже существующих, поддержка экономической активности и одновременно обеспечение долгосрочного устойчивого роста путем инвестиций.
Целью плана являлось сокращение к 2013 году дефицита бюджета, который на тот момент составлял $1,3 триллиона долларов, до 533 миллиардов. План включал следующие статьи расходов: 288 млрд. долларов предназначались для физических лиц и бизнеса в форме налоговых льгот, 224 млрд. – на разного рода социальные программы, в том числе поддержку образования, здравоохранения и пособия по безработице и 275 млрд. – на государственные контракты, обеспечивающие модернизацию американской экономики, а также кредиты и гранты на охрану здоровья, образование и профессиональную переподготовку. Ожидалось, что реализация этого плана приведет к созданию более 3,6 млн. рабочих мест.
Закон предусматривал оказание помощи работникам и их семьям, пострадавшим от кризиса, а также продление сроков выплаты пособий по безработице и увеличение их размеров. Эти меры дополнялись программой по оказанию помощи в трудоустройстве для молодежи и рабочих в новых секторах экономики, а также выделением средств на поддержку малоимущих и пожилых американцев. Были предусмотрены меры по стимулированию малого бизнеса и развитию сферы услуг. Выделялись ассигнования на модернизацию инфраструктуры страны, строительство магистралей, железных дорог и энергосетей, улучшение системы общественного транспорта и внедрение цифровых технологий, на развитие возобновляемой энергетики и зеленой экономики. Перечисленные меры должны были не только обеспечить создание новых рабочих мест, но также призваны преодолеть наметившееся отставание США от наиболее продвинутых в технологическом отношении и быстро развивающихся стран.
В целях смягчения кризиса ипотечного кредитования администрация Обамы предложила программу стабилизации ситуации на рынке жилья. В частности, была разработана программа рефинансирования домовладельцев, имеющих хорошую кредитную историю, а также программа, направленная на снижение ипотечных платежей. Помимо перечисленных мер, была запущена финансовая реформа, направленная на повышение прозрачности сферы финансов и введение дополнительных мер по ее регулированию в целях предотвращения в будущем возникновения подобных кризисов.
В плане были заложены огромные госрасходы, увеличение налогообложения корпораций и богатых американцев. Грандиозный план сопровождался грандиозным риском. Обама делал ставку на то, что экономическая ситуация улучшится раньше, чем опросы общественного мнения начнут показывать ослабление народной поддержки как его самого, так и его плана.
Программы, финансируемые в рамках данного бюджетного плана представлены в таблице.
Программы, на которые направляются средства |
Сумма ($) | |
Социальная сфера | ||
Образование |
Строительство и модернизация, техническое переоснащение начальной и высшей школы |
20 млрд. |
Переподготовка учителей, компьютерные и научные лаборатории в классах |
1 млрд. | |
Увеличение
государственных стипендий |
15,6 млрд. | |
Поддержка работающих студентов колледжей |
490 млн. | |
Гранты для детей-инвалидов |
13 млрд. | |
Медицина |
Компьютеризация
здравоохранения и |
20 млрд. |
Профилактика хронических заболеваний, инфекционных болезней, вакцинация |
3 млрд. | |
Исследования для выявления наиболее эффективных медикаментов |
1 млрд. | |
Обновление клиник |
1 млрд. | |
Оплата медпомощи незастрахованным американцам |
500 млн. | |
Борьба с безработицей |
Создание до 1 млн. рабочих мест для молодёжи летом |
1,2 млрд. |
Разработка программ для рабочих и молодёжи в новых секторах экономики |
2,8 млрд. | |
Оказание помощи инвалидам в получении работы |
500 млн. | |
Помощь безработным при поиске работы через службу занятости |
500 млн. | |
Обеспечение работой пожилых американцев с низким уровнем дохода |
120 млн. | |
Поддержание программы льгот при растущей безработице |
27 млрд. | |
Увеличение пособия по безработице с 300 до 400 долл. в месяц |
9 млрд. | |
Другое |
Обеспечение беспризорных детей едой и транспортом |
66 млн. |
Помощь по уходу за детьми работающим родителям |
2 млрд. | |
Оказание продовольственной помощи малоимущим |
20 млрд. | |
Организация передвижных столовых для пожилых людей |
200 млн. | |
Обеспечение школьников бесплатными обедами |
726 млн. | |
Оказание помощи малоимущим и пожилым гражданам (7,5 млн. человек) |
4,2 млрд. | |
Оказание помощи малоимущим семьям в оплате счетов за электроэнергию |
1 млрд. | |
Экономика и производство | ||
Модернизация энергосетей |
11 млрд. | |
Модернизация
жилья для повышения |
2,5 млрд. | |
Развитие пригородной системы железных дорог и лёгкого наземного транспорта |
1 млрд. | |
Закупка автобусов и оборудования для увеличения объёма пассажиропотока |
6 млрд. | |
Системы водоснабжения и канализации, утилизация отходов в сельской местности |
1,5 млрд. | |
Научно-исследовательские разработки в области сельского хозяйства |
209 млн. | |
Строительство дорог и мостов |
30 млрд. | |
Бизнес | ||
Поддержка отечественных производителей современных аккумуляторов для автомобилей |
2 млрд. | |
Поддержка отечественного автопрома: замена старых автомобилей федерального правительства на новые |
600 млн. | |
Стимулирование развития беспроводного доступа в Интернет |
6 млрд. | |
Гарантирование кредитов малому бизнесу |
430 млн. | |
Программа для расчистки бывших промышленных объектов, закрытых военных баз для использования их в других целях |
400 млн. |
Реализация антикризисной программы по стимулированию американской экономики и улучшению состояния рынка труда не в полной мере оправдала возлагавшихся на нее надежд: экономическое восстановление шло медленнее, чем ожидалось и не сопровождалось достаточным ростом рабочих мест в экономике США. Уровень безработицы, составлявший в начале 2009 года 8,5%, достиг в начале 2010 года 10,6%, и снизился до 9,1% в августе – сентябре 2011 года. Несмотря на предпринимаемые усилия, осенью ситуация в области занятости существенно не улучшилась, усиливая страхи надвигающейся новой рецессии.
Год спустя, в феврале 2010 года, Барак Обама предложил сосредоточить усилия на снижении уровня и темпов роста безработицы и на замораживании расходной части госбюджета с целью сократить его растущий дефицит, а также серьёзно ужесточить контроль за финансовыми операциями.
О полном сосредоточении на внутриэкономических проблемах Барак Обама заявил в конце лета 2010 года, по окончании боевых действий в Ираке. Приоритетами он обозначил укрепление американского среднего класса, совершенствование системы образования, борьбу с безработицей, а также повышение международной конкурентоспособности американской экономики. На 2011—2012 годы были заморожены зарплаты госслужащих (кроме военных), что сэкономило бюджету несколько миллиардов долларов.
В целях преодоления
безработицы и стимулирования американской
экономики Барак Обама в
Кроме того, поскольку основные долги населения приходятся на ипотеку, предложено законодательно предоставить американцам возможность реструктурировать их ипотечные кредиты, сохранив ставку в 4%, что позволило бы многим семьям сократить свои ежегодные расходы и сохранить жилье. Для поддержки социального сектора предусматривается выделение правительствам штатов и муниципалитетов 50 млрд долл. В рамках данного законопроекта в течение 2012 г. планируется модернизация 35 тысячи школ, а также создание за счет государства различных курсов и программ по повышению квалификации.
План президента вызвал неоднозначную реакцию. Республиканцы, имеющие большинство в Палате представителей и блокирующее меньшинство в Сенате, подвергли его критике, считая, что созданию рабочих мест мешают завышенные государственные расходы, чрезмерная зарегулированность американского рынка и действующие налоговые правила. Одержимые идеей экономии, они опасаются очередных неоправданных расходов и рассматривают его новый план как предвыборный ход в свете снижения уровня поддержки Обамы американцами. Его предложения по увеличению инвестиций в инфраструктуру и повышению налогов не находят поддержки у оппозиции, однако по другим мерам в рамках данного законопроекта может быть выработана общая позиция.
В октябре 2011 г. разработанный администрацией Обамы пакет мер по борьбе с безработицей был заблокирован Сенатом США. В ответ на это президент обвинил республиканцев в саботаже и заявил, что проведет план, выставив его на голосование по частям. Таким образом, борьба вокруг новых предложений Обамы продолжается.
Рецессию конца первого десятилетия XXI века нередко сравнивают с кризисом 30-х годов прошлого столетия, однако очевидно, что по своим социальным последствиям они несопоставимы. Правительство США, как и большинства других развитых и многих развивающихся стран, приняло беспрецедентные меры и потратило огромные финансовые средства для того, чтобы Великая рецессия не переросла в Великую депрессию. Однако до сих пор все попытки администрации Обамы оживить американскую экономику не дали ожидаемых результатов: экономический рост остается слабым, страна балансирует на грани рецессии и пока не удалось обеспечить условия для создания новых рабочих мест.
Огромные вливания в американскую экономику государственных средств, направленных на ее поддержку, а также на социальные программы и борьбу с безработицей в условиях существенного снижения налоговых поступлений значительно ухудшили финансовое состояние США. Конфликты, которые вышли на поверхность в ходе дебатов о повышении потолка госдолга, подорвали доверие ко всем политическим институтам, а также обнажили остроту финансовых и социально- экономических проблем. В условиях нависшей угрозы технического дефолта необходимость повышения потолка госдолга заставила администрацию Обамы пойти на компромисс с конгрессом и согласиться на жесткий план сокращения бюджетных расходов. Приняв в срочном порядке закон о повышении порога госдолга, американские власти сделали первый шаг на пути взятия под контроль финансов и выработки плана мер, которые в дальнейшем позволили бы США жить по средствам. Указанный закон предусматривает сокращение бюджетных расходов более чем на 2 трлн долл. в течение 10 лет и создание межпартийного комитета в конгрессе, которому предстоит решить, какие именно статьи расходов должны попасть под сокращение. Ради достижения компромисса с республиканцами администрации Обамы пришлось отказаться от своего главного требования на тот момент – отмены налоговых льгот для богатых американцев, однако удалось отстоять сохранение объема расходов на социальную сферу и здравоохранение, по крайней мере, на данный момент.