Платежный баланс России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 22:44, реферат

Описание работы

Органы государственной власти, определяющие экономическую, финансовую и денежно-кредитную испытывают постоянную необходимость в информации о взаимоотношениях государства как субъекта международных экономических отношений с экономическими агентами внешнего мира. Такого рода информация также необходима самим экономическим агентам для принятия решений относительно будущих действий на финансовых, валютных и денежных рынках, в области инвестиционной и ценовой политики.

Содержание

Введение 2
1. Платежный баланс как экономическая категория. Валютная политика 4
1.1. Сущность платежного баланса и основные принципы его составления 4
1.2. Структура платежного баланса 11
1.3. Валютная политика 12
2. Платежный баланс России и его особенности 13
3. Проблемы вывоза капитала из страны и их решение 20
Заключение 24
Список используемой литературы 25

Работа содержит 1 файл

Платежный баланс России_.docx

— 175.63 Кб (Скачать)

В соответствии с пятым  изданием "Руководства..." экономический  субъект является резидентом данной страны, если он имеет центр экономических  интересов на экономической территории страны.

МВФ подразделяет всех экономических  субъектов на две категории: домашние хозяйства и физические лица, составляющие домашние хозяйства, а также юридические  лица и иные организационно-правовые формы ведения коммерческой деятельности, некоммерческие организации и органы государственной власти данной страны. Пятое издание "Руководства..." подробно описывает наиболее общие  случаи применения критериев резидентности к обеим категориям (например, вопросы резидентства международных либо межправительственных организаций и т.д.).

Принципы оценки экономической  сделки и времени записи. Для целей  сравнительного анализа и агрегирования  статистических данных при составлении  балансов международных расчетов требуется  единая система оценки сделок с реальными  и финансовыми активами и пассивами, а также оценки активов и обязательств на определенный момент времени. МВФ рекомендует производить оценку всех сделок, а также активов и обязательств, по рыночным ценам, согласованным участниками экономической операции. Обычно учет в системе платежного баланса производится по фактическим ценам (причем, как правило, экспорт учитывается в ценах CIF, а импорт — в ценах FOB).

Тем не менее, МВФ определяет рыночную цену как денежную сумму, которую  покупатель, добровольно желающий купить товар, услугу и т.д., готов уплатить продавцу, добровольно желающему  продать товар, услугу и т.д., в  обмен на предмет сделки при условиях независимости сторон сделки друг от друга и коммерческой обоснованности сделки. Вместе с тем, в пятом издании "Руководства..." перечислены случаи, когда рыночную цену в соответствии с приведенными критериями установить невозможно — бартерные операции, налоговые платежи, сделки между  дочерним и материнским предприятиями, международный лизинг, гранты от государственных  и некоммерческих организаций. В  таких случаях оценка сделок производится по ценам аналогичных сделок или товаров, существовавших на рынке в период времени, за который проводится оценка. Также МВФ дает рекомендации по поводу выявления трансфертного ценообразования в сделках между аффилированными предприятиями — резидентами разных стран.

Сами же операции находят  свое отражение в балансе в  момент создания, трансформации, обмена, передачи или исчезновения экономической  стоимости. При этом считается, что  требования и обязательства всегда возникают при смене собственника за некоторыми исключениями, такими как  передача имущества в рамках договора лизинга, перемещение продукции  из одной страны в другую в пределах одной корпорации или сети аффилированных предприятий или перемещение давальческого сырья в страну в целях переработки (толлинг).

Концепция и типы экономических  операций. В широком смысле, смена экономического состояния объекта операции, отражаемая в платежном балансе, вытекает из сделки между резидентом и нерезидентом (по крайней мере, все сделки между ними фиксирует платежный баланс). Основными типами действий экономических субъектов, которые можно найти в балансе, являются не платежи, несмотря на название баланса, а экономические операции или сделки, которые могут вовсе не сопровождаться денежным платежом. Учет в системе платежного баланса таких операций и составляет основное его отличие от баланса международных платежей страны. МВФ выделяет следующие виды экономических операций, которые отражаются в платежном балансе:

1) Обмен. Такого рода  сделки обычно составляют большую  часть операций, фиксируемых в  платежном балансе. Сделка обмена  заключается в предоставлении  одним контрагентом другому экономической  стоимости в обмен на эквивалентную  стоимость в другой форме. При  этом экономическая стоимость  определяется в широком смысле  как реальные ресурсы (товары, услуги, доход) либо инструменты  денежного, валютного и финансового  рынков.

2) Трансферты. Отличаются  от сделок обмена тем, что  контрагент не предоставляет  взамен полученной стоимости  ее эквивалента.

3) Миграция. В силу того, что экономическая система определена  в терминах экономических субъектов,  ее производительность наверняка  будет подвержена изменению вместе  с изменением количества субъектов,  относящихся к данной экономике.  Миграция возникает, когда домашнее  хозяйство перемещается на продолжительное  время в другую страну. Данное  явление имеет значение для  платежного баланса в силу  того, что вместе с домашним хозяйством перемещаются также и некоторые виды активов, которые как бы импортируются в ту страну, куда переезжает экономический субъект.

4) "Вмененные" операции. В некоторых случаях в платежном балансе могут учитываться так называемые «вмененные» экономические операции, не сопровождаемые движением стоимости от резидента к нерезиденту и наоборот. Примером является реинвестирование полученной прибыли иностранным акционером предприятия. Несмотря на то, что эта операция не сопровождается международным движением стоимостей, реинвестированная прибыль в доле, пропорциональной доле иностранного инвестора в акционерном капитале, отражается в платежном балансе как доход от прямых инвестиций с балансирующей проводкой "реинвестированная прибыль" по финансовому счету [2].

В заключение рассмотрения основных принципов составления  платежного баланса необходимо остановиться на том, в каких денежных единицах вести учет. С точки зрения МВФ, стандартная единица учета должна быть достаточно стабильной, чтобы  изменения ее курса в течение  учетного периода не отражались на итоговых показателях, также единица  учета должна быть стабильной на протяжении как можно большего числа учетных  периодов для обеспечения сравнимости  и анализа их динамики. Таким образом, не существует идеальной единицы  учета, а для представления отчета в МВФ от стран требуется составление  платежного баланса в тех единицах, которые утверждены в самой стране для этих целей. При этом МВФ в  своих целях может пересчитывать  отчеты, представленные странами-участницами  в денежные единицы, которые его  эксперты считают наиболее подходящими  в сложившихся обстоятельствах, учитывая рыночные, официальные обменные курсы, а в некоторых случаях  — и обменные курсы так называемого "черного" рынка. Но следует отметить, что в подавляющем большинстве  стран учет и публикация показателей  платежного баланса ведется в  валюте США.

Таким образом, в настоящее  время большинство стран мира составляют свои платежные балансы  в соответствии с методологией и  принципами, разработанными Международным  валютным фондом. Такой подход значительно  облегчает сопоставление и анализ платежных балансов разных стран  за разные промежутки времени, а также  позволяет унифицировать процесс  составления платежного баланса [8].

1.2. Структура платежного баланса

Разделение платежного баланса на конкретные счета, или  компоненты, должно основываться на ряде принципов, среди которых следует  особо выделить следующие:

  • каждая статья платежного баланса должна иметь свои особенности, то есть фактор или их совокупность, оказывающие влияние на объем одной статьи, должны отличаться от факторов, воздействующих на иные статьи;
  • наличие той или иной статьи в платежном балансе должно иметь значение для группы стран, выраженное как в динамике изменения этой статьи, так и в абсолютной ее величине. Другими словами, если какой-нибудь показатель системы платежного баланса подвержен сильным колебаниям в течение определенного периода времени у группы стран либо он занимает большой удельный вес в платежных балансах группы стран;
  • сбор информации для учета по статьям не должен представлять особых сложностей для составителей платежного баланса (тем не менее, этот принцип второстепенен по отношению к первым двум);
  • структура платежного баланса должна быть такой, чтобы показатели платежного баланса сочетались с другими статистическими системами, например, системой национальных счетов; в то же время, количество статей не должно быть чрезмерно многочисленным, а сами статьи должны подлежать консолидации в компоненты более высокого уровня (для того, чтобы страны, не вышедшие на высокий уровень обработки статистической информации были способны представлять платежный баланс с меньшей детализацией) [1].

МВФ в пятом издании "Руководства..." приводит детальный перечень стандартных  компонентов платежного баланса, особо  оговаривая то, что у большинства  стран нет необходимости придерживаться этого перечня до мельчайших подробностей прежде всего в силу отсутствия информации по отдельным статьям) [2].

Стандартные компоненты баланса  можно разбить на две основные группы счетов: счет текущих операций, по которому учитываются экономические  сделки, охватывающие товары, услуги, получение  дохода и текущие трансферты, и  счет операций с капиталом и финансовыми  инструментами, учет по которому охватывает капитальные трансферты, продажу/приобретение непроизведенных нефинансовых активов, а также операции с финансовыми  требованиями и обязательствами. Более  детальная классификация счетов платежного баланса приведена в  таблице 1 Приложения.

Приведенная структура  в части счета текущих операций отражает исторически сложившиеся  критерии отнесения экономических  сделок к текущим операциям. Наиболее значительную долю в счете текущих  операций обычно занимает счет "товары", в последнее время все большую роль начинает играть статья "услуги", также в счет текущих операций входят статьи "доход" и "текущие трансферты". Также примечательно выделение в составе второй части платежного баланса счета операций с капиталом и финансового счета (или счета операций с финансовыми инструментами), первый из которых охватывает операции, связанные с получением капитальных трансфертов и приобретение/продажу непроизведенных нефинансовых активов, а второй — все операции, связанные с изменением владельца всех иностранных активов и обязательств экономики страны. Такое разделение отражает, во-первых, растущую роль интеллектуальной собственности — программных продуктов, технологий, ноу-хау и т.д. — в мировой экономике, а во-вторых, развитие мирового рынка ссудного капитала

1.3. Валютная политика

Анализ основных принципов, в соответствии с которыми обмениваются валюты, и факторов, определяющих динамику валютных курсов, показывает, что через  систему валютных отношений достигается  динамическое равновесие внутренней экономики  в системе мирохозяйственных  связей.

Формирование валютной политики государства как инструмента  регулирования равновесия внутренней экономики в значительной степени  зависит от установленного режима валютных курсов. В зависимости от этого, установлен в той или иной стране режим  фиксированных и плавающих курсов, будет применяться различный  набор экономических рычагов  восстановления нарушенного равновесия.

При фиксированном курсе  должны проводиться изменения во внутренней экономике с тем, чтобы  при существующем валютном курсе  устранить внешний дисбаланс. Например, при дефиците платежного баланса  необходимо за счет продажи валютных резервов сокращать денежную массу, ужесточать денежно-кредитную политику со всеми вытекающими дефляционными  последствиями до тех пор, пока спрос  на национальную валюту не восстановится.

При плавающем курсе возможна другая крайность. Валютный курс под  воздействием краткосрочных (спекулятивных) факторов может переоценить макроэкономическую несбалансированность экономики, что  может повлечь за собой нежелательные  структурные изменения.

Интервенции центральных  банков на валютных рынках и активное применение различных денежно-кредитных  рычагов в целях воздействия  на макроэкономические показатели развития экономики позволяют говорить о  том, что в настоящее время  ни тот, ни другой режим валютных курсов в чистом виде практически не существуют, хотя эволюция международной валютной системы в целом шла в направлении  от режима фиксированных валютных курсов к плавающим [10].

2. Платежный  баланс России и его особенности

В 2003 году устойчивость платежного баланса Российской Федерации поддерживалась благодаря росту поступлений от текущей внешнеэкономической деятельности, а также существенному сокращению нетто-оттока капитала из частного сектора. Продолжилось накопление международных резервов страны, полностью выполнены обязательства по погашению государственного внешнего долга [6].

Счет текущих операций.

Профицит счета текущих  операций увеличился по сравнению с 2002 годом на 23% — до 35,9 млрд. долларов. Определяющим стал рекордный экспорт товаров, компенсировавший расширение оттока средств по импортным операциям и в форме выплат доходов на ввезенный иностранный капитал.

Соотношение базовых параметров счета текущих операций в платежных  балансах Российской Федерации в 1995—2003 гг. (млрд. долларов США)

Внешнеторговый оборот достиг максимального значения в 211,4 млрд. долларов.

Условия внешней торговли улучшились — рост экспортных контрактных цен превысил увеличение импортных на 10 процентных пунктов. В результате положительный внешнеторговый баланс вырос на 31% — до 60,5 млрд. долларов.

Изменение экспорта и импорта  товаров в 2003 году по сравнению с 2002 годом (млрд. долларов США)

 

Всего

В том числе за счет изменения:

 

(прирост (+), снижение (—)

физических объемов

цен

Экспорт товаров

28,6

14,3

14,3

Импорт товаров

14,5

9,6

4,9

Внешне торговый оборот

43,1

23,9

19,2

Сальдо торгового баланса

14,1

4,7

9,4


Экспорт товаров составил 135,9 млрд. долларов, что выше уровня базисного периода на 27%. В страны дальнего зарубежья экспортировано товаров на 114,6 млрд. долларов, в страны СНГ — на 21,3 млрд. долларов.

Контрактная цена на поставляемую Россией нефть выросла в среднем  на 13%, на черные и цветные металлы — на 20%.

Рост внешнего спроса стимулировал российских экспортеров к расширению физических объемов поставок, в первую очередь сырьевых товаров.

Суммарно экспорт нефти, нефтепродуктов и природного газа составил 73,7 млрд. долларов (56,3 млрд. долларов — в 2002 году). Их доля в общем экспорте изменилась с 52 до 54%.

В структуре вывоза 14% общей  стоимости приходилось на металлы  и изделия из них. Доля машин, оборудования и транспортных средств равнялась 9%. Относительно 2002 года поставки продукции машиностроения увеличились на 19%, при этом на 65% прирост был обеспечен за счет продажи транспортных средств. Стоимость продукции химической и связанных с ней отраслей в общем экспорте составила 7%. В структуре группы наибольшие темпы роста отмечены по фармацевтической продукции (153%), что связано с резким увеличением поставок лекарственных средств в страны СНГ.

Информация о работе Платежный баланс России