Планирование и распределение прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть экономическое содержание прибыли, ее роль в деятельности предприятия, а также рассмотреть методы планирования прибыли и принципы ее распределения.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы и решены следующие задачи:
+ рассмотреть экономическое содержание и функции прибыли;
+ выявить роль прибыли в рыночной экономике;
+ изучить методы планирования прибыли;
+ изучить принципы распределения прибыли, а так же
рассмотрение факторов, влияющих на использование прибыли на предприятии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Прибыль и ее роль в рыночной экономике………………………..5
1.1 Экономическое содержание и функции прибыли ………………….…...5
1.2 Роль прибыли в рыночной экономике …………………………………..9
Глава 2. Методы планирования прибыли………………………………......12
2.1 Метод прямого счета……………………………………………………..13
2.2 Аналитический метод……………………………………………………..13
2.3 Планирование прибыли на основе бюджетирования………………….14
2.4 Метод основанный на эффекте производственного (операционного) рычага………………………………………………………………………….16
Глава 3. Распределение и использование прибыли на предприятии……..18
3.1 Сущность и принципы распределения прибыли……………………..…..18
3.2. Задачи распределения прибыли…………………...……………………...23
Расчетная часть………………………………………………………………..27
Заключение…………………………………………………………………….44
Список литературы……………………………………………………………47
Приложения……………………………………………………………………48

Работа содержит 1 файл

кр.doc

— 707.50 Кб (Скачать)

         Показатель  эффективности деятельности предприятия. В рыночной экономике вложение капитала в предприятие сопровождается определенной оценкой эффективности его функционирования. В противном случае вообще пропадает стимул этого экономического действия. Во все времена прибыль являлась признаком эффективного управления находившимися в распоряжении компании людскими, материальными, финансовыми и другими ресурсами. В конечном счете финансовые результаты деятельности предприятий являются основой валового внутреннего продукта государства и отражают эффективность функционирования экономики страны.

         Источник  формирования доходов  бюджетов. Прибыль поступает в бюджеты в виде налогов, а также экономических санкций и используется на различные цели, определенные расходной частью бюджета и утвержденные в законодательном порядке. [2, с.308-309] 

         1.2 Роль прибыли в рыночной экономике 

         Отметим наиболее важные пункты роли прибыли в рыночной экономике.

         1. Прежде всего следует отметить ее распределительную и регулирующую роль. Именно из-за различий в прибыли происходит межотраслевое и территориальное движение ресурсов. Они направляются туда, где более всего нужны, так как высокая прибыль в отрасли оказывается обусловленной недостаточным производством товаров и вследствие превышения спроса над предложением высокими ценами. Межотраслевое движение ресурсов приводит к установлению относительного равновесия на рынках факторов производства и производимой с их помощью товаров. Регулирующая роль прибыли заложена в механизм мотивации поведения предпринимателей. Каждый из них стремится найти наиболее выгодную сферу приложения своих сил и капитала. Прибыль выступает как цель и движущий мотив коммерческого расчета, закладываемого в основу такого поиска.

         Получение предприятием нормальной (средней) прибыли  означает, что его средства вложены  туда, где они нужны. Более высокая  прибыль свидетельствует о большей  необходимости ресурсов в данной отрасли. И наоборот, низкая прибыль или ее отсутствие служит сигналом о допущенной ошибке в выборе сферы предпринимательской деятельности и необходимости переброски ресурсов в другие сферы.

         2. Очевидна  стимулирующая роль прибыли. Она  побуждает предпринимателей к  наиболее эффективному ведению производства и сбыта продукции. Стремление к максимальной прибыли заставляет предприятия снижать издержки (что означает экономию ресурсов для общества), повышать производительность труда. Все это обеспечивается применением более производительной техники, ресурсосберегающей технологии, квалифицированной рабочей силы, совершенствованием организации и управления производством. Особый стимул создает возможность получения сверхприбыли, или экономической прибыли. Она побуждает удешевлять производство, повышать качество производимых товаров, применять в производстве достижения научно-технического прогресса.

         Она также  заставляет идти на риск, производить  совершенно новые товары, применять  новейшие технологи, что нередко  обеспечивает приоритет страны в  какой-то сфере производства.

         3. Прибыль  играет также учетную роль, выступая  в качестве показателя состояния  производства на предприятии,  прежде всего показателя его  эффективности.

         4. Прибыль  играет также воспроизводственную  роль. Остающаяся в распоряжении предприятия прибыль идет на формирование доходов, в том числе премиальные надбавки к заработной плате, выплату дивидендов, формирование личного предпринимательского дохода. Вторая часть прибыли идет на формирование фондов производственного назначения.

         Источником  расширенного воспроизводства в масштабах всего общества служит и государственный бюджет. То, что в формировании госбюджета принимают участие и предприятия, платя налоги, в том числе налог на прибыль, позволяет отметить не только прямую, но и косвенную роль прибыли в воспроизводстве.

         5. Вышеизложенное  позволяет также говорить и  о социальной роли прибыли. Так, участие рабочих в распределении прибыли имеет не только экономическое, но и социальное значение. На социальные нужды работников предприятия может направляться часть нераспределяемой прибыли, скажем, на строительство столовой или спортивного зала.

         В масштабе общества многие социальные службы содержатся за счет государственного бюджета, в формировании которого принимает участие и прибыль предприятий. [10, с.139-142] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 2. Методы планирования  прибыли 

         Планирование прибыли  – составная часть финансового  планирования и важный участок финансово-экономической  работы на предприятии. Задачей финансового  планирования является прогнозирование  объемов прибыли будущих (плановых) периодов. Планирование основывается на качественном анализе деятельности предприятий с целью получения прогноза динамики его развития, включающего: оценку конкурентоспособности продукции и финансовой устойчивости поставщиков сырья, комплектующих изделий и полуфабрикатов; оценку финансовой устойчивости потребителей продукции, стратегии маркетинга; изучение платежеспособного спроса, текущего управления предприятием; анализ фактических остатков готовой продукции на складе; оценку предполагаемых изменений в издержках производства и реализации продукции и т.д.

         По результатам  анализа разрабатывают производственную программу, определяют ее критические  параметры. При этом важным показателем  жизнеспособности проектов и бизнес-планов является нахождение порога окупаемости затрат, характеризующего безубыточность (объем выпуска продукции и ее реализации, обеспечивающий лишь покрытие затрат на ее производство и реализацию и не приносящий прибыли).

         Прибыль планируют  раздельно по видам деятельности предприятия. В современных условиях реальным является планирование не годового, а квартального размера прибыли.

         Основной целью  планирования прибыли является определение  возможностей предприятия в финансировании своих потребностей.

         Правильное установление плановой прибыли зависит от выбран-ного метода ее начисления. Планирование прибыли осуществляется тремя методами: прямого счета, аналитическим и смешанным.  

2.1 Метод прямого  счета 

         Метод прямого счета  означает, что размер плановой прибыли от реализации товарной продукции исчисляется по каждому виду изделия как разность между выручкой от реализации товарной продукции по действующим оптовым ценам и плановой себестоимостью этих изделий. Полученная по каждому изделию прибыль суммируется в целом по предприятию. Для исчисления общего размера плановой прибыли необходимо к прибыли от реализации товарной продукции прибавить прибыль от прочей реализации и внереализационные доходы.

         Для расчета плановой суммы прибыли от реализации товарной продукции можно использовать следующую формулу:

         Прп = Пн + Пт – Пк, где:

         Прп – прибыль  от реализации продукции;

         Пн – прибыль  в товарных остатках на начало планируемого года;

         Пт – прибыль  от выпуска товарной продукции в  течение года;

         Пк – прибыль  в товарных остатках на конец планируемого года.

         Преимуществами метода прямого расчета прибыли является то, что исчисление прибыли построено  на прямом подсчете себестоимости продукции  и выручки от ее реализации по каждому  виду ассортимента продукции. Этим обеспечивается точность расчетов, их простота и ясность. Применение метода прямого расчета эффективно на предприятиях с небольшим ассортиментом продукции. Недостатком этого методы является громоздкость расчетов при большом ассортименте выпускаемой продукции. [6, с.105-106] 

2.2 Аналитический метод 

         Аналитический метод расчета прибыли основывается на сопоставлении показателей за два смежных отрезка времени. Прибыль предприятия на предстоящий год устанавливается на основании его прибыли за предшествующий год (базовой прибыли), скорректированной в зависимости от действия факторов, влияющих на ее величину. К таким факторам относятся объем реализации, уровень себестоимости, цен, налоговых ставок, средней рентабельности предприятия, складывающейся в результате изменения удельных весов отдельных видов реализуемой продукции.

         В расчете применяется  метод элиминирования (исключения) влияния всех прочих факторов, кроме  рассматриваемого. Так, при анализе  воздействия на размер прибыли изменения  объема производства предполагается, что себестоимость продукции, отпускная цена, средняя рентабельность и другие факторы остаются на уровне прошлого года.

         Если предприятие  планирует выпуск несравнимой (новой) продукции, то планирование прибыли по ней осуществляется прямым счетом.

         Аналитический метод  расчета прибыли дает результат, близкий к полученному при расчете прибыли методом прямого счета. Поэтому его целесообразно применять для проверки правильности прямого расчета. Расчет прибыли аналитическим методом можно использовать также для экономического анализа. [8, с.87-88] 

2.3 Планирование прибыли  на основе бюджетирования 

         На основе бюджетирования  разрабатываются компьютерно-ориентированные  модели финансового планирования прибыли. Алгоритм планирования прибыли основан  на поэтапной подготовке исходных данных для финансового планирования. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) Здесь осуществляется взаимосвязь организационного, производственного и финансового планирования.

         Первый этап –  организационный. На этом этапе проводятся маркетинговые исследования, изучаются  возможности производства и сбыта продукции. Процесс начинается с изучения платежеспособного спроса. Одновременно проводится оценка производственных мощностей предприятия. Из двух полученных величин – объема платежеспособного спроса и объема производственных мощностей – выбирается наименьшая, и планируется объем продаж в натуральных измерителях. Одновременно формируется бюджет продаж, на основе которого заключаются договора поставки и формируется портфель заказов.

         Второй этап - производственное планирование. Цель этого этапа –  разработка производственной программы. Здесь определяется количество продукции, ее ассортимент, номенклатура, сроки изготовления, комплектация. На объем производства оказывают влияние остатки готовой продукции на складе, в товарах отгруженных и на ответственном хранение у третьих лиц.

         Третий этап –  включает в себя планирование издержек производства. Они складываются из прямых материальных и трудовых затрат, а также производственных накладных  расходов. Эти расходы рассчитываются в форме бюджетов. На производственную себестоимость влияют изменения в остатках по счетам незавершенного производства , расходов  будущих периодов и предстоящих расходов.

         Четвертый этап- планирование прибыли от реализации продукции. Прибыль  определяется как разница между  планируемой выручкой от продаж  и полной себестоимостью продукции. В свою очередь полная себестоимость складывается из производственной себестоимости, административных и коммерческих расходов. Административные расходы определяются на основе сметы и включают в себя затраты на управление и обеспечение производственного процесса. Коммерческие расходы связаны с процессом реализации продукции.

         Пятый этап – проектирование прибыли реализации. Под прибылью организации понимается финансовый результат от всех видов деятельности предприятия (основной, инвестиционной и финансовой). Совокупный финансовый результат складывается из прибыли от реализации, операционных и внереализационных доходов за минусом операционных и внереализационных расходов.

         Результаты прогнозных расчетов переносятся в проект Отчета о прибылях и убытках. Затем может формироваться прогнозный баланс и, наконец, финансовый план.  

2.4 Метод основанный  на эффекте производственного  (операционного) рычага 

         Для коммерческих предприятий  очень важно определить порог  окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Для этого следует установить точку безубыточности. Найти точку безубыточности необходимо для определения объема и стоимости продаж, при которых коммерческое предприятие способно покрыть все свои расходы, не получая прибыль, но и без убытка. Этот метод планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на условно-постоянные и условно-переменные и расчете маржинальной прибыли. Из выручки от реализации продукции (без НДС, акцизов, таможенных пошлин) вычитаются условно-переменные затраты и получается маржинальная прибыль. Далее из маржинальной прибыли вычитаются условно-постоянные расходы и определяется финансовый результат (прибыль или убыток).

Информация о работе Планирование и распределение прибыли