Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 16:18, реферат
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину.
Важнейшая составная часть финансового планирования – бюджетное планирование, подчинённое требованиям финансовой политики государства.
Бюджетное планирование – централизованное распределение и перераспределение стоимости валового общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов, входящих в бюджетную систему страны.
Бюджетное планирование включает бюджетный процесс как порядок составления и исполнения бюджета, его нормативно-правовую и организационную основу, а так же вопросы теории и методологии составления бюджета страны. Основы бюджетного планирования определяются конституцией и законами страны.
Составление проекта бюджета – один из важных этапов бюджетного процесса: именно здесь решаются такие вопросы, как объём бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные направления использования средств и методы покрытия бюджетного дефицита, а так же распределение доходов между звеньями бюджетной системы.
Работа по составлению проекта государственного бюджета начинается задолго до начала нового бюджетного года. Проект бюджета разрабатывается органами исполнительной власти, как правило, министерством финансов.
В ряде стран составление бюджета начинается с выступлений главы исполнительной власти по проблемам общих направлений социально-экономической политики на предстоящий год.
При составлении проекта бюджета ставятся следующие цели:
- активное воздействие его на повышение эффективности экономики;
- обеспечение согласованности финансовых и других ресурсов с экономическими и социальными программами-прогнозами правительства;
- установление необходимых пропорций и приоритетов в расходовании средств;
- изыскание источников для покрытия дефицита бюджета.
В некоторых развитых странах действует бюджетный календарь – план распределения по времени движения бюджетного процесса. Хотя на практике этот календарь слабо исполняется.
До начала составления проекта бюджета министерство финансов направляет директивные указания руководителям министерств и государственных ведомств с предложением представить к определённому сроку расчёты смет расходов и возможных доходов. В одних странах им сообщаются общие контрольные цифры или рекомендации возможных ассигнований, которые служат основой бюджетных заявок и смет в целом, в других – бюджетные заявки государственные ведомства высылают самостоятельно.
В ходе составления бюджета происходит длительный обмен сведениями, предложениями, оценками между главой государства, министерством финансов, министрами и иными главами государственных ведомств. Решение спорных вопросов иногда требует вмешательства главы государства. При принятии решений о бюджете учитываются перспективы экономического развития, степень инфляции, уровень занятости, число пользующихся социальной поддержкой. Согласованные бюджетные решения принимаются с учётом данных исполненного ранее утверждённого бюджета, включая бюджет текущего года. Затем министерство финансов начинает разрабатывать бюджетные показатели и другие бюджетные документы.
Непосредственная работа по составлению проектов бюджета проводится Министерством финансов и его финансовыми органами, а так же налоговыми и таможенными органами.
Одновременно с проектом государственного бюджета Министерство финансов разрабатывает финансовые показатели государственного
бюджета на среднесрочную перспективу, то есть составляет прогноз этого бюджета.
Перспективный финансовый план содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных и муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета на три года (год, на который составляется бюджет, плановый период – следующие два года).
Сводное финансовое планирование.
Кругооборот ВВП совершается в материально-вещественной и стоимостной форме. В ходе оборота валового продукта в стоимостной форме возникают финансовые отношения по поводу создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов. Управление процессами создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов осуществляется с помощью финансового планирования, объектом которого являются фонды денежных средств. Благодаря финансовому планированию обеспечивается сбалансированность народнохозяйственных, межотраслевых пропорций, определяются пути рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Финансовое планирование на общегосударственном и территориальных уровнях обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. Каждый финансовый план решает задачи организации и управления финансами в конкретном звене управления.
В систему финансовых планов входят:
- перспективные финансовые планы;
- сводные финансовые балансы, составляемые на общегосударственном и территориальных уровнях управления.
Сводный финансовый баланс. Основная задача сводного финансового баланса – определение объёмов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и использованных в регионе (предприятии, организации).
Следует отметить, что сводный финансовый план должен учитывать национальный подход, созданный на территории региона и используемый там, и часть национального дохода, созданную за пределами региона, но поступающую на его территорию в порядке распределения и перераспределения. Следовательно, в доходную часть сводного финансового баланса включаются средства, созданные в регионе, но направленные в вышестоящий бюджет, в ведомственные фонды и по другим каналам. Это платежи из прибыли, часть налога на добавленную стоимость и налога с физических лиц, направляемые в вышестоящие бюджеты, отчисления предприятий в фонды ведомств.
Сводный финансовый баланс региона не является оперативным финансовым планом и не подменяет собой оперативных планов финансово-кредитной системы (бюджета, финпланов предприятий и др.). С его помощью осуществляется увязка всех звеньев финансово-кредитной системы, предопределяются общие рамки и структура всех её оперативных планов.
Информационной базой при разработке сводного финансового баланса служат: данные территориальных экономических, финансовых, статистических органов, профсоюзных организаций, функциональных подразделений территориальных органов власти, экономические нормативы и лимиты по основным показателям развития региона, показатели проектов планов экономического и социального развития территории, данные территориального бюджета, балансов доходов и расходов всех предприятий и организаций, расположенных на территории независимо от их ведомственной принадлежности.
Составление сводного финансового баланса является подготовительным этапом разработки адресного финансового плана (бюджета). Сводный финансовый баланс государства позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы; обеспечить проверку сбалансированности прогноза экономического и социального развития государства, определить источники финансирования мероприятий, намеченных этим прогнозам; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов; произвести прогнозные финансовые расчёты; разработать направления финансовой политики.
Бюджетное прогнозирование.
Со сводным финансовым планированием тесно связано бюджетное прогнозирование.
Финансово-бюджетное прогнозирование является сравнительно молодой отраслью науки. Её развитие было связано с необходимостью составления сводных финансовых балансов на перспективу.
Важнейшее условие успешного ведения хозяйства – постоянное совершенствование методов его управления. Управлять – значит предвидеть. В связи с этим возрастает роль перспективного планирования, а значит и научного прогнозирования. Прогнозирование параметров натуральных показателей должно сопровождаться прогнозом финансовых ресурсов, так как невозможно качественное
прогнозирование развитие хозяйства без учёта перспективы роста этих ресурсов.
В отличие от сводного финансового планирования осуществляемого, как правило, на более длительный период, бюджетное прогнозирование является адресным и рассчитано на бюджетный период, т.е. не более чем на год. Но так как основная подавляющая часть показателей сводного финансового баланса включает ряд бюджетных показателей, то при составлении перспективного сводного финансового баланса необходимо проводить прогнозные расчёты основных бюджетных показателей.
Прогнозирование бюджета – это комплекс вероятностных оценок возможных путей развития его доходной и расходной частей.
Цель бюджетного прогнозирования – на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его креплению. Своевременный учёт результатов такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике государства, региона.
Расчёт прогнозируемых бюджетных показателей основан на иных методологических подходах, нежели расчёты показателей годового бюджета. Если показатели годовых и квартальных бюджетов определяются на базе прямых расчётов экономических и финансовых параметров, то при определении прогнозных бюджетных показателей, как правило, такой возможности нет, из-за отсутствия необходимых статистических и отчётных данных.
При разработке прогноза развития бюджета могут быть использованы различные методы.
1) Метод экстраполяции (исходя из практики предшествующих периодов составляются перспективы, хотя этот метод неэффективен для некоторых статей доходов и расходов, имеющих нестабильный характер).
2) Метод экспертных оценок (прогноз, строящийся на базе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами в отдельных отраслях науки и народного хозяйства, имеет субъективный характер).
3) Одновременное применение обоих методов (используются наиболее объективные тенденции развития и мнения экспертов).
Расходы Государственного бюджета Р.Уз. за 2004год
Показатели млн. сум
I. Расходы без государственных целевых фондов - всего |
2,743,230.1 |
1. Расходы на социальную сферу и социальную поддержку населения - всего |
1,305,416.5 |
из них:
1.1 просвещение |
753,361.2 |
1.2 здравоохранение и спорт |
282,213.3 |
1.3 наука, культура, средства массовой информации |
51,291.5 |
1.4 социальное обеспечение |
10,791.5 |
1.5 возмещение из бюджета разницы в ценах на социально-значимые услуги для населения |
21,740.5 |
1.6 социальные пособия семьям, включая имеющим детей |
167,136.2 |
2. Расходы на экономику и финансирование централизованных инвестиций |
667,022.5 |
3. Содержание органов государственной власти, управления, судебных органов и органов самоуправления граждан |
69,933.4 |
4. Прочие расходы |
700,857.7 |
II. Расходы государственных целевых фондов |
936,386.6 |
(Внебюджетный Пенсионный фонд, Республиканский дорожный фонд при Министерстве финансов, Государственный фонд содействия занятости, Специальный счет Госкомимущества) Всего расходов |
|
Дефицит Государственного бюджета |
121,930.1 |
Информация о работе Планирование и финансирование бюджетных расходов