Планирование и финансирование бюджетных расходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 16:18, реферат

Описание работы

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину.

Работа содержит 1 файл

191.doc

— 148.50 Кб (Скачать)


 

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

 

Каршинский Государственный Университет

Экономический факультет

Отделение «Финансы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На тему: Планирование и финансирование бюджетных расходов

 

Подготовил: студент IV курса Фахреев Эмиль.

Приняла: Преподаватель Эркаева Г. П.

КАРШИ-2005

 

 

 

 

 

 

 

    Тема:  «Планирование и финансирование бюджетных  расходов».

 

 

1) Расходы государственного бюджета. Состав и структура расходов государственного бюджета.

 

 

2) Изменения в составе затрат государственного бюджета  в связи с переходом на рыночные отношения.

 

 

3) Виды и принципы финансирования из бюджета.

 

 

4) Основы бюджетного планирования: Сводное планирование, прогноз бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств государства по различным направлениям.

   Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину.

   Расходы государственного бюджета Республики Узбекистан классифицируются:

1) по своей роли в процессе воспроизводства – на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием

непроизводственной сферы;

2) по функциональному назначению – на расходы на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, оборону страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, на расходы по обслуживанию государственного долга.

   Каждая из групп расходов делится по ведомственному признаку.

  Все расходы бюджета состоят из текущих расходов и затрат капитального характера. Основная часть средств приходится на текущие расходы, включающие закупки товаров и услуг, труд государственных служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и др.

    Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт.

 

   Расходы государственного бюджета включают следующие основные группы затрат:

- государственная поддержка отдельных отраслей народного хозяйства;

- финансирование:

социально-культурных мероприятий,

обороны страны,

правоохранительной деятельности,

международного сотрудничества,

погашение и обслуживание государственного долга;

- финансовая поддержка регионов. 

 

 

  В первом квартале 2004 года  расходы государственного бюджета по отношению к ВВП снизились с 27,4% до 26,2%. Это произошло в основном, за счет снижения расходов на социальную сферу (с 10,3% до 9,2%), содержание органов государственной власти, управления и судебных органов, финансирование централизованных инвестиций (с 0,6% до 0,5%) и прочих расходов (с 8,0% до 6,9%). Увеличение доли расходов на экономику (с 2,7% до 3,4%) произошло в определенной степени вследствие повышения тарифов на электроэнергию.

 

     Каждый из видов бюджетных расходов определяется рядом факторов: природой  и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвлённостью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т. д. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определённом этапе социально-экономического развития.

 

  1. В расходах на народное хозяйство главное место занимают дотации сельскому хозяйству, жилищно-коммунальному хозяйству и некоторым другим отраслям. Предусматривается финансовая поддержка развития фермерства, создание рыночных отношений в агропромышленном комплексе, жилищное строительство  на селе, возведение объектов здравоохранения, школ, строительство дорог, строительство и реконструкцию предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности и др.

 

    Использование бюджетных средств для финансирования капитальных вложений ограничивается  задачами общегосударственного значения, реализацию которых невозможно обеспечить за счёт других источников. Это инвестиции на обеспечение программ структурной перестройки экономики; их преимущественное направление состоит в создании  относительно небольших проектов с высокой скоростью оборота капитала и быстрой отдачей.

 

  2. Расходы на социально-культурные мероприятия включают затраты на образование, здравоохранение и физическую культуру, социальное обеспечение, социальную помощь, культуру и искусство, средства массовой информации. Наибольшие суммы направляются на финансирование образования (которые составляют в этом году почти треть всего бюджета). Приоритетом остаётся и бесплатность образования и здравоохранения. Гарантируется получение бесплатного общего и на конкурсной основе профессионального обучения.

 

    Значительное внимание уделяется социальной защите наименее обеспеченных слоёв населения. Предусматриваются меры по повышению минимального уровня заработной платы, увеличению пособий по безработице, компенсации на питание детей дошкольного возраста, школьников, студентов, по упорядочению заработной платы работников бюджетных учреждений.

   Следует иметь в виду, что крупная часть социальных расходов проходит по внебюджетным социальным фондам.

   Развитие здравоохранения предусматривает его поэтапное реформирование, введение многоканальности финансирования, выделение лечебным учреждениям средств в зависимости от объёма и качества осуществляемых медицинских услуг. 

 

  3.Расходы на оборону вызваны необходимостью сохранения и развития комплекса оборонной промышленности, поддержания боеготовности армии, продолжения разработки новейших образцов вооружений, а так же усилением социальной защищённости военнослужащих и членов их семей, повышением окладов офицерскому составу, ростом цен на военную продукцию и рядом других причин.

 

4. Расходы на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу  составляют небольшую часть от общей суммы расходов государственного бюджета.

 

5. Расходы на международную деятельность включают затраты по неторговым операциям (содержание узбекистанских учреждений и представительств (посольств) за границей, уплату членских взносов в международные организации и др.)

 

  6. Расходы на управление состоят из затрат, связанных с функционированием республиканских органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, с деятельностью финансовых и фискальных органов и др.

 

 

  7. Расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности существенно возрастают с каждым годом. Это обусловлено обострением криминогенной ситуации во всём мире.

 

 

 

 

 

   В условиях перехода на рыночные отношения структура расходов государственного бюджета претерпевает существенные изменения – резко сокращаются бюджетные ассигнования на народное хозяйство, прежде всего на централизованные капитальные вложения. В связи с претворением в жизнь программы приватизации происходит преобразование значительной части государственных предприятий в акционерные общества, которые должны осуществлять расширенное воспроизводство за счёт собственных средств и ресурсов, мобилизуемых на финансовых рынках.

 

   Однако и в условиях действия рыночных механизмов финансирование отдельных отраслей и территорий, государственных инвестиционных программ, государственного сектора экономики продолжает сохранять своё важное значение.

 

     В Узбекистане государственными расходами  занимаются на трех уровнях:  республиканском, областном и местном  (районном или городском). Областные и местные органы правления играют важную роль как в предоставлении общественных услуг и поддержании экономической инфраструктуры на местах. Все госрасходы консолидируются

в государственном бюджете, но имеется система возмещений между бюджетными счетами республиканских, областных и местных органов власти.

 

   Мировой банк оценил, что около 40% расходов государственного бюджета осуществляется через областные и местные органы власти. Эти уровни правительства собирают часть своих доходов от местных налогов и лицензионных сборов, а также непосредственно от местных представителей налоговой администрации в виде местных поступлений государственных налогов. Любые излишки передаются на счета Министерства финансов в Ташкенте, которое, в свою очередь, покрывает недостаток доходов этих областных и местных правительств, если они его испытывают. Ясно, что эта система нуждается в пересмотре и реформировании, так как она создает проблемы в ответственности и прозрачности, давая возможность местным властям решать вопросы к их собственной выгоде. Действительно, в свете подобных мероприятий трудно доверять точности данных госбюджета, т.к. до сих пор они отражают общую сумму накоплений и расходов государственных фондов Узбекистана.

 

 

 

 

 

      Бюджетное финансирование.

   Расходы бюджета осуществляются с помощью бюджетного финансирования – системы предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.

  Способы и формы бюджетного финансирования. В практике бюджетных ассигнований используются два способа бюджетного финансирования:

 

  - финансирование по системе «нетто-бюджет».      Этот способ предоставления  денежных средств характеризуется тем, что бюджетные ассигнования выделяются на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных утверждённым бюджетом;

 

   - финансирование по системе «брутто-бюджет». Применяется для предприятий и организаций, полностью состоящих на бюджетном финансировании. В этом случае бюджетные ассигнования выделяются на все виды расходов, которые связаны как с текущим содержанием, так и с расширением деятельности бюджетных учреждений.

  Указанные способы предоставления денежных средств осуществляются при помощи следующих видов бюджетного финансирования:

 

   1) ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

 

   2) средств на оплату товаров, работ и  услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам;

 

   3) трансфертов населению;

 

   4) субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

 

   5) дотаций, субвенций и субсидий нижестоящим бюджетам  и государственным внебюджетным фондам;

 

   6) инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц.

  

 

 

 

 

 

Принципы бюджетного финансирования  играют важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования. К ним относятся:

 

    1) получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования. Этот эффект может выражаться, с одной стороны, в решении различных задач социально-экономического развития страны, а с другой, - в обратном притоке в бюджет денежных средств за счёт роста доходов получателей бюджетных ассигнований;

 

   2) целевой характер использования бюджетных ассигнований. Юридические лица получают средства из бюджета только на основе утверждённого бюджета, причём на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований;

 

3) предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учётом использования ранее отпущенных ассигнований. Зависимость бюджетного финансирования от выполнения производственных и других показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений;

 

  4) безвозвратность бюджетных ассигнований. Предоставление средств без условия их обязательного возврата в государственный бюджет;

 

  5) бесплатность бюджетных ассигнований: выделение бюджетных средств без уплаты государству каких-либо доходов в виде процента или других видов оплаты ассигнований.

 

  Важным элементом бюджетного финансирования являются методы предоставления средств из бюджета. Сих помощью, финансовые органы обеспечивают денежными средствами предусмотренные бюджетом мероприятия, осуществляют переброску средств в целях достижения других результатов их использования, регулируют складывающиеся пропорции в распределении финансовых ресурсов.

 

 

 

 

    Бюджетное планирование.

   Выполнение государством возложенных на него функций связано с наличием у него необходимых финансовых ресурсов, а это в свою очередь требует концентрации в бюджете части денежных средств, создаваемых  в государстве. В ходе мобилизации в бюджет этих средств и их использования возникают финансовые отношения  между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти. Финансово-бюджетная политика включает действия государственных и территориальных органов власти в налоговой, денежно-кредитной, ценовой и других областях финансов.

   Финансово-бюджетная политика – это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой.

Информация о работе Планирование и финансирование бюджетных расходов