Перспективы развития Пенсионного фонда РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:13, контрольная работа

Описание работы

В контрольной работе по дисциплине «Финансы» рассматривается тема «Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы».
Первая часть содержит причины создания этого фонда в России, основные этапы его развития. Так же раскрыты цели и задачи, которые обеспечиваются средствами фонда, и охарактеризована современная система его организации.
Вторая часть раскрывает на основе практических материалов особенности доходов и расходов Пенсионного фонда РФ.
В третьей части рассматриваются официальные предложения по развитию Пенсионного фонда РФ и обосновываются направления по его дальнейшему совершенствованию.

Содержание

Введение 2
1.Пенсионный фонд РФ, его цели, задачи и система организации 3
1.1 Сущность и роль, основные задачи ПР РФ 3
1.2 Причины создания 6
1.3 Этапы развития 6
2. Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда 12
3. Перспективы развития Пенсионного фонда РФ 14
3.1 Основные различия между старой пенсионной системой и новой 14
3.2 Основные направления Пенсионного фонда РФ 15
Заключение 20
Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

ПФ РФ.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение            2

1.Пенсионный фонд РФ, его цели, задачи и система организации   3

1.1 Сущность и  роль, основные задачи ПР РФ      3

1.2 Причины создания          6

1.3 Этапы развития          6

2. Особенности  доходов и расходов Пенсионного  фонда           12

3. Перспективы  развития Пенсионного фонда РФ            14

3.1 Основные различия  между старой  пенсионной системой  и новой           14

3.2 Основные направления  Пенсионного фонда РФ            15

Заключение                  20

Список литературы                 22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       В контрольной работе по дисциплине «Финансы» рассматривается тема «Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы».

     Первая  часть содержит причины создания этого фонда в России, основные этапы его развития. Так же раскрыты цели и задачи, которые обеспечиваются средствами фонда, и охарактеризована современная система его организации.

     Вторая  часть раскрывает на основе практических материалов особенности доходов и расходов Пенсионного фонда РФ.

     В третьей части рассматриваются  официальные предложения по развитию Пенсионного фонда РФ и обосновываются направления по его дальнейшему совершенствованию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Пенсионный фонд РФ, его цели, задачи и система организации

1.1 Сущность и роль, основные задачи ПФ РФ

      Пенсионный  фонд Российской Федерации (ПФР) – крупнейшая и самая эффективная система  оказания социальных услуг в РФ. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную  выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами.  

      Пенсионный  фонд Российской Федерации был образован  в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 «Об организации Пенсионного  фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РСФСР. Деятельность его регулируется Положением о Пенсионном фонде от 27 декабря 1991 г. 

      Указанным постановлением был определен статус Пенсионного фонда Российской Федерации  как самостоятельного кредитно-финансового учреждения, осуществляющего свою деятельность применительно к Закону РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» и подотчетного Верховному Совету РСФСР. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан. 

      В постановлении Верховного Совета РСФСР  от 22 декабря 1990 г. № 442-1 также закреплялось положение о том, что денежные средства Фонда не входят в состав республиканского бюджета РСФСР, других бюджетов и фондов и изъятию не подлежат. Позднее данная норма предусматривалась во всех нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность Пенсионного фонда РФ. 

      Таким образом, средства, предназначенные для пенсионного обеспечения, были выделены из состава государственного бюджета в самостоятельный бюджет Пенсионного фонда РСФСР ежегодно утверждаемый федеральным законом (оставаясь при этом государственной собственностью). 

      В рамках системы, действовавшей ранее, когда средства, предназначенные на финансирование выплаты государственных пенсий, входили в состав государственного бюджета, было возможно заимствование этих средств на другие государственные нужды (помимо пенсионных выплат). Что негативно сказывалось на финансовой устойчивости пенсионной системы, то есть способности Пенсионного фонда сохранять существующий уровень платежеспособности при возможных неблагоприятных внешних и внутренних воздействиях на финансовые потоки.  

      В структуре Пенсионного фонда - 7 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного  фонда в субъектах РФ, а также  ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а  также свыше 2 500 территориальных  управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.  

      Пенсионный  фонд Российской Федерации и его  территориальные органы составляют единую централизованную систему органов  управления средствами обязательного  пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетным вышестоящим. 

      В соответствии с Законом РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» № 167-ФЗ от 15 декабря 2001 г. субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страховщики, страхователи  и застрахованные лица.

      Страховщиком  является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами. 

      Застрахованные  лица – это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно  или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства. 

      Суммы страховых взносов, поступившие  за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного  фонда Российской Федерации, учитываются  на его индивидуальном лицевом счете.

Доходы  Пенсионного фонда РФ формируются  за счет следующих источников:

  • Отчислений от единого социального налога, поступающего в федеральный бюджет;
  • Отчислений от единого налога по специальным режимам налогообложения, поступающего в федеральный бюджет;
  • Страховых взносов;
  • Средств федерального бюджета;
  • Сумм пеней и иных финансовых санкций;
  • Доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
  • Добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
  • Иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

1.2 Причины создания ПФР

      Пенсии  гражданам России выплачивались  и раньше, но фонд выплаты пенсий формировался за счет государственного бюджета. Взносы на социальное страхование, в том числе пенсионное, вносились предприятиями и были очень небольшими. С работников же взносы совсем не брались. Но зато значительная доля прибыли отчислялась в государственный бюджет. Таким образом, средства социального страхования практически сливались с государственным бюджетом, что давало возможность государству перераспределять их для решения тех или иных первоочередных задач, а на социальные нужды средства выделялись по остаточному принципу. Все это искажало реальную стоимость рабочей силы. Занижало реальные затраты на нее, что существенно сказывалось и на назначаемой пенсии.

      Вот почему еще в недрах СССР был создан Пенсионный фонд России, как самостоятельный  финансово-кредитный орган, денежные средства которого не входят в государственный  бюджет и никакие другие бюджеты и изъятию не подлежат. Главная его идея состоит в том, чтобы пена рабочей силы формировалась на основе реальных доходов, обеспечивающих достойную жизнь пенсионеров, и она отражает идею социального страхования, в том числе и пенсионного, которое осуществляется за счет солидарности трудовых поколений. Независимость Пенсионного фонда от государственного бюджета дает возможность проводить своевременную индексацию пенсий и решать многие социальные программы.

1.3 Этапы развития

1) 1990г. - Образование ПФР с целью сбора и аккумуляции страховых взносов на пенсионное обеспечение

      Пенсионный  фонд Российской Федерации (ПФР) был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1. Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации утверждено постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-1.

      Пенсионный  фонд России был создан для государственного управления средствами пенсионной системы. При этом решались следующие задачи:

  1. Средства пенсионной системы выводились из ранее консолидированного государственного бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса. Поэтому изначально ПФР приобрел статус самостоятельного государственного социального фонда, сохраняя его по сей день.
  2. Основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которые уплачивались работодателями и застрахованными лицами. В результате источников выполнения государством его обязательств перед пенсионерами стали не средства государственного бюджета, а страховой платеж. И хотя средства ПФР сохраняют статус федеральных средств, они в то же время являются по своей природе и средствами обязательного пенсионного страхования.

2) 1996-1998г. - Развитие системы персонифицированного учета

      В 1996 году вступил в силу федеральный закон от 01 марта 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" в пяти субъектах РФ, а с 01 января 1997 года на всей территории Российской Федерации, в соответствии с которым к органам ПФР перешло от кадровых служб работодателей ведение учета пенсионных прав работающих граждан. В реформируемой пенсионной системе основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не трудовой стаж, как в старой пенсионной системе, а учтенный страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника работодатель. В 1997 в системе ПФР был создан Информационный центр персонифицированного учета, который ведет базу данных персонифицированного учета центрального уровня, охватывающую более 110 млн. граждан Российской Федерации (из них свыше 62 млн. работающих и 38,2 млн. пенсионеров).

3) 1999-2001г. - Передача функций по назначению и выплате государственных пенсий из органов социальной защиты в органы Пенсионного фонда

      Указом  Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года № 1709 "О мерах  по совершенствованию управления государственным  пенсионным обеспечением в Российской Федерации" был принят порядок  передачи органами социальной защиты населения территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий. В результате удалось унифицировать принципы и формы работы органов пенсионного обеспечения по всей территории Российской Федерации путем создания Единой пенсионной службы РФ.

4) 2001г. - Передача функций по сбору страховых взносов в налоговые органы

      До 2001 года источником формирования бюджета  ПФР были страховые взносы. Пенсионный фонд сам обеспечивал целевой  сбор страховых взносов, осуществлял  администрирование, а также осуществлял  финансирование расходов, связанных с выплатой государственных пенсий. После внесения в 2000 году поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации формой платежа в систему государственного пенсионного страхования вместо взноса стал налог, точнее часть единого социального налога, которая направлялась на финансирование пенсионных выплат, размер ее составил 28% от фонда оплаты труда.

      С вступлением в 2001 году этих норм налогового законодательства в силу ПФР прекратил  самостоятельный сбор средств для  финансирования пенсионных выплат и передал эти функции налоговым органам.

5) 2002г. - Начало пенсионной реформы

      По  мере нарастания изменений в пенсионной системе России все острее ощущалась  необходимость ее реформирования. Две  попытки преобразования пенсионного  законодательства и на его основе - пенсионной практики, предпринятые в 1994-1995 и 1997-1998 годах успехом не увенчались из-за нестабильности экономической ситуации в стране и серьезных финансовых потрясений. И только после стабилизации экономической обстановки и поворота экономики к подъему стало возможным решительное обновление и реформирование пенсионной системы.

      Пенсионная  реформа, начавшаяся с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства и вступления его в силу с января 2002 года, на сегодняшний день крупнейший социальный проект в Российской Федерации.

      Структура пенсии в настоящее время состоит  из базовой, страховой и накопительной частей.

Информация о работе Перспективы развития Пенсионного фонда РФ