Перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы: с приобретением независимости, как в правовой, так и в экономической сфере потребовались радикальные изменения. Экономическая ситуация любой страны диктует необходимые условия для формирования налоговой политики, от прозрачности которой зависит стабильная налоговая система. На сегодняшний день налоговая система Казахстана находится в состоянии постоянного совершенствования.
Цель данной курсовой работы - раскрыть сущность налоговой системы и пути совершенствования налоговой системы РК.

Содержание

Введение 2
1. Общая характеристика налогов и налоговой системы в Республике Казахстан 4
1.1. Экономическая сущность налогов и их классификация 4
1.2. Понятие, задачи, роль и функции налоговой системы государства в экономической системе общества 8
2. Налоговая система Республики Казахстан на современном этапе 13
2.1. Анализ налоговой системы Республики Казахстан (1995-2009 гг.) . 13
2.2. Основные проблемы и недостатки налоговой системы Республики Казахстан 26
3. Перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан 30
Заключение 38
Список использованной литературы 40

Работа содержит 1 файл

Курсовая Совершенствование налоговой системы РК.rtf

— 776.79 Кб (Скачать)

     Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению.

     В конкретном отношении контрольная функция налогов проявляется в обязательном исполнении налогового законодательства, в полноте сбора налоговых платежей и действенности и эффективности штрафных санкций и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед государством, предписываемые законом.

     Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет, как и уже отмечено, эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом.

     Государство проводит налоговую политику - систему мероприятий в области налогов в соответствии с выработанной экономической политикой, в зависимости от социально-экономических и других целей и задач общества каждого конкретного периода его развития.

     Наиболее важную роль в налоговом механизме имеет налоговое законодательство, а внутри него - механизм налогообложения (уровня налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов налогообложения и другие элементы, связанные с исчислением налогов).

     Посредством изменения механизма налогообложения можно придать налоговой системе качественно новые черты, например, изменить ее структуру, не меняя при этом количественного и видового состава налогов. Это позволит существенно увеличить доходы трудоспособной части населения через мотивационный механизм экономической заинтересованности в усилении трудовой активности. Через налоговую систему обеспечивается более эффективная и надежная социальная защита нетрудоспособных членов общества.

     Налоговая система - это вечный поиск оптимального соотношения между правами и обязанностями. Как верно сказал когда - то американский писатель Оливер К. Холмс: «Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе». Хотя и не всегда чем выше эта цена, тем цивилизованней общество. Необходимо понять, что наше место в мире далеко не последнее, в том числе и по критерию такой важной для государства сферы, как налоговая система.

 

    2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

    НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

    2.1. Анализ налоговой системы Республики Казахстан

    в период с 1995-2009 гг.

 

     Социально-экономические преобразования в Казахстане, направленные на формирование основ рыночной экономики, потребовали коренного изменения налоговой системы страны. Налоговые реформы в переходной экономике, являющиеся рациональным способом реформирования, проводились в условиях нестабильности и усиления противоречий, одно из которых можно охарактеризовать как противоречие между социальной справедливостью и рыночным характером налоговой политики. Казахстан, строящий рыночную экономику с социальной ориентацией, должен был решить проблему налоговой справедливости, опираясь на зарубежный опыт и учитывая социальные последствия налоговых реформ. Изменение системы налогообложения строилось на принципах системности, равенства всех перед налогом, справедливости.

     Институциональные изменения в сфере налогообложения связаны со становлением в РК налоговой системы рыночного типа и произошли в рамках трех этапов налоговой реформы.

     Первый этап налоговой реформы (с 1992 г. по июнь 1995 г.) - этап создания новой налоговой системы суверенного Казахстана на основе закона «О налоговой системе в Республике Казахстан», принятого 24 декабря 1991г. На этом этапе был в основном использован опыт России и перенята трехзвенная налоговая система, соответствующая федеральному устройству государства (общегосударственные, общегосударственные местные и местные налоги), но которая не соответствовала унитарному государству, каким является Казахстан. Основные статьи закона «О налогах» от 25 декабря 1991 г. Были направлены на упорядочивание налогов, снижение инфляции, которая достигала более 2000% в год и достижение макроэкономической стабилизации. При этом высокий динамизм и непредсказуемость изменения внутренних и внешних условий ориентированы на приоритетность решения преимущественно краткосрочных целей.

     Второй этап налоговой реформы (с июля 1995г. по 1999г.) этап формирования налоговой системы, адаптированной к условиям Казахстана и соответствующей мировым стандартам. С 1 июля 1995г. был введен в действие Указ Президента РК, имеющий силу закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995г. № 2235. В результате была создана двухуровневая налоговая система (общегосударственные и местные налоги). Согласно закону РК от 16 июля 1999г. Мг440-1 Указ Президента РК, имеющий силу закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» приобрел статус закона РК. Количество налогов было сокращено с 43 до 11, «налог на прибыль» заменен подоходным налогом с юридических и физических лиц, осуществлен переход от шедулярного налогообложения к глобальному обложению доходов физических лиц на основе определения совокупного подоходного налога, снижена налоговая ставка по НДС с 28% до 20% и введена новая 10% ставка на продукты питания (мясо, мука, молочные изделия), скорректирована ставка земельного налога.

     Третий этап налоговой реформы (с 2000 г. по 2001 г.) связан с разработкой нового Налогового Кодекса РК, принятого 12 июня 2001 и введенного в действие с 1 января 2002г., с началом экономического роста, который характеризуется увеличением таких макроэкономических показателей, как валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт и валовой национальный доход. В этот период начинается объективный процесс расширения налогооблагаемой базы, ведущий к увеличению поступлений в виде налогов в государственный бюджет. Меняющиеся налоговые отношения определяют необходимость перехода на новые принципы организации налогового регулирования и формирования государственного бюджета.

     В ходе третьей реформы были усилены правовые аспекты взаимоотношений между государственными организациями, фискальными органами и налогоплательщиками. Были введены такие новшества как: установлен специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса без разграничения форм предпринимательской деятельности, введен социальный налог по 21% ставке на основе группировки внебюджетных фондов.

     Четвертый этап, начало которого можно датировать 2002 г., связан с введением подготовленного проекта нового Налогового кодекса, имеющего следующие черты:

    ясное и непротиворечивое экономическое определение и юридическое оформление социально - экономических проблем и налоговых инструментов для их использования;

    четкое представление источников бюджетных средств и их использования;

    определение направления и оценка эффективности финансирования социально - экономических программ;

    организация рационального использования имеющихся в распоряжении налоговых служб инструментов;

    растущий профессионализм представителей законодательной и исполнительной власти.

     Основные этапы развития и становления налоговой системы Республики Казахстан представлены в Приложении 3.

     Одна из предпосылок нормального функционирования системы налогообложения - стабильность налогового законодательства. В этом заинтересованы и налогоплательщики и налоговики. Но положение не меняется. По-прежнему налоговое законодательство периодически пересматривается в связи с разработкой смежных законодательных актов, вносят разные поправки, дополнения, корректировки.

     Отметим, что прямые потери бюджетов в связи со снижением ставок налогов составили в 2007 г. - 73,8 млрд. тенге, в 2008 г. - 146 млрд. тенге, в 2009 г. - 58 млрд. тенге. В то же время правительство надеется, что за счет расширения производства, снижения теневого оборота, легализации «серых» выплат заработной платы потери бюджета будут в дальнейшем компенсированы. При разработке Налогового кодекса учтены объективные и субъективные факторы, влияющие на эффективность функционирования системы налогообложения, ориентированные на реализацию долгосрочных целей. Налоговая система будет способствовать стабильному экономическому росту, обеспечивающему максимизацию доходной части бюджета. Попробуем для простоты разделить налоговые поправки на несколько групп.

     В 2004 году в Налоговый кодекс РК были внесены изменения, позволившие снизить уровень налогообложения за счет снижения доли подоходного, социального, земельного имущественного налогов и прочих начислений в бюджет, что способствовало повышению деловой активности и укреплению финансового положения юридических и физических лиц. Большую долю налоговых поступлений в бюджет принесли 3 налога в 2004 году: корпоративный подоходный налог - 35,5%, НДС - 24,1% и налоги с недропользователей13,8%, вместе в сумме составившие 73,4%.

     Физические лица, имеющие объекты налогообложения являются плательщиками индивидуального подоходного налога. Объектами обложения индивидуальным подоходным налогом являются доходы физических лиц, которые в целях налогообложения разделены на две группы:

     -доходы, облагаемые у источника выплат;

     -доходы, не облагаемые у источника выплат.

     Необходимость такого разделения доходов вызвана тем, что к каждой из указанных групп применяется свой способ налогообложения.

     К доходам, облагаемым у источника выплаты относятся следующие виды доходов:

     -доход работника;

     -доход от разовых выплат;

     -пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов;

     -доход в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей;

     -стипендии;

     -доход по договорам накопительного страхования.

     Налоговый кодекс по отдельным видам доходов физических лиц предусматривает фиксированные ставки налога - таким как доходы адвокатов и частных нотариусов (по ставке 10%) и доходы физических лиц в виде дивидендов, вознаграждений (за исключением вознаграждений по договорам накопительного страхования) и выигрышей, которые облагаются по ставке 15%. Остальные доходы физических лиц подлежат обложению налогом по прогрессивной шкале от 5% до 20%.

     С 2007 года удалось ввести фиксированную ставку подоходного налога для всех физических лиц в 10%. При этом с целью сохранения уровня доходов низкооплачиваемой категории работников предлагалось исключить из облагаемого дохода минимальный размер заработной платы вместо месячного расчетного показателя.

     К доходам физических лиц, не облагаемым у источника выплаты, относятся:

     -имущественный доход;

     -налогооблагаемый доход индивидуального предпринимателя;

     -доход адвокатов и частных нотариусов;

     -прочие доходы.

     Вместо страховых вносов, взимаемых ранее в социальные государственные внебюджетные фонды, был введен в РК социальный налог, с помощью которого формируется доходная часть бюджета на социальные программы. Преимуществом социального налога является то, что он не зависит от конечного результата финансово - хозяйственной деятельности предприятия и от формы собственности хозяйствующего субъекта. Однако, он имеет и недостатки - многие хозяйствующие субъекты уходят от налогообложения социальным налогом, либо не начисляя заработную плату, либо начисляя ее минимальный уровень. За годы действия этого налога неоднократно вносились изменения в размер ее ставок, облагаемую базу и отчетность.

     В соответствии с Законом Республики Казахстан от 07.07.2006 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» с 1 января 2008 года применяется нижеследующая единая шкала ставок социального налога для всех категорий работников, в т.ч. иностранных специалистов.

     Причем в целом ставки социального налога по сравнению с 2007 годом снижены. При этом, сохранился порядок формирования шкалы ставок в зависимости от годового расчетного показателя, который определяется как 12 - кратный месячный расчетный показатель. В соответствии с Законом Республики Казахстан от 6 декабря 2007 года «О республиканском бюджете на 2008 год» месячный расчетный показатель составляет 1168 тенге, а годовой расчетный показатель составляет - 14016 тенге.

     Таким образом, ставки социального налога на 2008 год для юридических лиц - резидентов Республики Казахстан, а также нерезидентов, осуществляющих деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, филиалы и представительства выглядят следующим образом (Таблица 1):

Информация о работе Перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан