Пенсионный фонд Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 20:43, реферат

Описание работы

Целью написания реферата является тщательное исследование основных проблем функционирования Пенсионного фонда Российской Федерации, а также выяснение направлений совершенствования его деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
 изучить структуру и основные направления деятельности ПФР
 исследовать проблемы функционирования ПФ РФ на современном этапе;

Содержание

Введение 3
1.Функции и структура Пенсионного фонда РФ 4
2.Основные проблемы функционирования Пенсионного фонда РФ на современном этапе 7
3.Стратегия и перспективы развития Пенсионного фонда РФ 10
Заключение 13
Список использованной литературы 15

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 49.93 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 3

1.Функции и структура Пенсионного фонда РФ 4

2.Основные проблемы функционирования Пенсионного фонда РФ на современном этапе 7

3.Стратегия и перспективы развития Пенсионного фонда РФ 10

Заключение 13

Список использованной литературы 15

 

Введение

      Пенсионный  фонд Российской Федерации (ПФР) - один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.

      Пенсионное  обеспечение является базовой и  одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает  интересы нетрудоспособного населения, а оно обычно составляет свыше 25-30 % населения любой страны. Также  этот вопрос косвенно касается и всего  трудоспособного населения. [5]

    Актуальность  выбранной темы состоит в том, что в настоящее время сфера пенсионного обеспечения характеризуется наличием большого числа острых проблем, требующих неотложного решения.

      Целью написания реферата является тщательное исследование основных проблем функционирования Пенсионного фонда Российской Федерации, а также выяснение направлений совершенствования его деятельности.

      Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • изучить структуру и основные направления деятельности ПФР
  • исследовать проблемы функционирования ПФ РФ на современном этапе;
  • проанализировать перспективы дальнейшего развития Пенсионного фонда РФ.

       Источниками информации данного реферата стали  труды отечественных и зарубежных экспертов и экономистов, интернет-ресурсы, а также другой материал по изучаемым вопросам.  

1. Функции и структура Пенсионного фонда РФ

     Пенсионный  фонд Российской Федерации был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации  Пенсионного фонда РСФСР» для  государственного управления финансами  пенсионного обеспечения России.

     Денежные  средства ПФР не входят в состав федерального бюджета, других бюджетов и фондов и не подлежат изъятию на другие цели. Создание Пенсионного фонда Российской Федерации стало точкой отсчета в решении

одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы России – перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию. С 1990 года ПФР является государственным страховщиком по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации.[3]

     Следует отметить, что согласно положениям статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования.

     При этом Пенсионный фонд Российской Федерации имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

    Кроме того, вышеуказанным Федеральным  законом устанавливается, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетным вышестоящим.[1]

    Пенсионный  фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в том числе:  

  • учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
  • назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров;
  • назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.
  • персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;
  • взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;
  • выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
  • управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;
  • реализация Программы государственного софинансирования пенсии.[4]

    Пенсионный  фонд Российской Федерации реализует  единую стратегию управления пенсионной системой России. ПФР представлен  во всех республиканских, краевых и  областных центрах, городах и  большинстве районов.

    Структура ПФР включает в себя Правление  ПФР, которому подчиняются Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР, Информационный центр персонифицированного учета. 

      Схема 1. Структура Пенсионного фонда РФ

    

    

    

      

    

    

    

    

      

      
 

    На  региональном уровне ПФР представлен 82 отделениями ПФР в субъектах  Российской Федерации и г. Байконуре (Казахстан), а также 2 400 территориальными управлениями и 11 центрами назначения пенсий. Координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

    Руководство Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляется Правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом – Исполнительной дирекцией ПФР. В состав Правления Пенсионного фонда Российской Федерации входят Председатель Правления ПФР, Первый заместитель Председателя Правления ПФР, пять заместителей Председателя Правления ПФР, управляющие семью региональными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации.[4] 
 

2. Основные проблемы  функционирования  Пенсионного фонда  РФ

     С течением времени по мере нарастания массы изменений в пенсионной системе России все острее ощущалась необходимость ее реформирования.

     С 2002 года государственная трудовая пенсия граждан формируется в системе  обязательного пенсионного страхования (ОПС) и состоит из трех частей —  Базовой, страховой и накопительной  части трудовой пенсии. Накопительная часть трудовой пенсии формируется у лиц 1967 г.р. и моложе и зависит от суммы учтенных взносов и начисленного инвестиционного дохода. Базовая часть устанавливается в твердых размерах. Страховая часть зависит от суммы взносов, учтенных на именном счете, и стажа. [2]

     С 2010 года Единый Социальный налог отменен  и осуществлен возврат к системе  страховых взносов. Максимальный размер заработной платы, влияющий на размер пенсии, установлен на уровне 415 тысяч  рублей в год.

     Работодатель  платил 26 % (единый социальный налог/страховой взнос) от размера заработной платы сотрудника, из них на медицинское и социальное страхование — 6 %, а в пенсионный фонд — 20 %, которые в свою очередь разбиваются на три части: 6 % — базовая, 10 % — страховая и 4 % — накопительная часть. С 2008 года накопительная часть составляет 6 %, а страховая часть — 8 % от заработной платы.

     С 2011 года декларируется переход на совершенно новую систему пенсионного  обеспечения, предусматривающую замену ЕСН страховыми платежами, которые  будут составлять 34 % для зарплаты до 415 000 руб. в год. При превышении этой суммы зарплаты страховые платежи  будут равны 0 %.

    Из  общей суммы страховых платежей 26 % будут напрямую зачисляться в  Пенсионный фонд, минуя федеральный бюджет, что рассматривается правительством как повышение независимости пенсионной системы.[6]

    Состояние пенсионной системы России на современном этапе оценивается экспертами как нестабильное. С начала старта пенсионной реформы система обязательного пенсионного страхования накопила ряд проблем. Говоря о сложностях развития этой системы, в качестве первой проблемы выделяется нарастающий дефицит Пенсионного фонда (ПФР). Как говорилось выше, дефицит российской пенсионной системы только по трудовым пенсиям в 2008 году составил 384,1 млрд. рублей, в 2009 году – 521,0 млрд. рублей, в 2010 году – 656,0 млрд. рублей (см. рис.1). 

 

     В качестве второй проблемы обозначается снижение размера пенсий, т.к. реформа  и снижение тарифов идут за счет снижения размеров пенсий. Размер пенсий анализируется при помощи коэффициента замещения, который показывает, насколько  пенсия покрывает предыдущий заработок.

В 1995г. этот коэффициент составлял 39,8%, то есть был почти равен норме  Конвенции МОТ, согласно которой  коэффициент замещения должен составлять 40%. В 1998 г. коэффициент замещения был равен 37,9%, в 2005г. Таблица 1 - Расчет коэффициента замещения заработной платы пенсий на 2007-2010 гг.

Показатели 2007 2008 2009 2010
 
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в целом по экономике, руб.
12920 15304 17723 20395
Среднегодовой размер пенсии, руб. 3284 3928 4760 5098
Коэффициент замещения 25,40% 25,70% 26,90% 25,00%
 

     коэффициент замещения составил 27,5%. На 2006 г., коэффициент  замещения составил 25%. В период с 2007 по 2010 г.г. коэффициент замещения  изменялся в пределах от 25,0% до 26,9% (см. табл.1).

     В качестве следующей проблемы можно  выделить снижение доли пенсионного  страхования в системе обязательного  пенсионного страхования в той  страховой части пенсии, которая  зависит от заработка и стажа. И как следствие, приводит к увеличению прямых выплат в виде базовых выплат пенсий, не зависящих от зарплаты и  стажа.

     

     Это приводит к увеличению перераспределяемых через пенсионный фонд льготных выплат. Выплата пенсий составляет 87% от расходов пенсионного фонда, а начиналось все, когда доля пенсионных расходов составляла 96-98% (см. рис.2).

     К проблемным аспектам развития обязательного  пенсионного страхования была отнесена низкая доходность по средствам, как  оставшимся в Пенсионном фонде, так  и переданным управляющим компаниям, составляющая 4% годовых. Причем негосударственные  пенсионные фонды предоставляют  доходность от 4 до 17%. В настоящее  время уровень инфляции "перекрывает" уровень доходности.[4]

 

     

     3. Стратегия и перспективы  развития Пенсионного  фонда РФ

     Стратегия развития ПФР определяется комплексом задач по развитию пенсионной системы  страны, поставленных Правительством Российской Федерации.

     Стратегия призвана обеспечить эффективную реализацию ПФР своих функций с целью  надлежащего пенсионного и социального  обеспечения граждан, правильного  формирования пенсионных прав граждан, своевременного начисления и выплаты  пенсий и социальных пособий и  предусматривает:

     1. Развитие высокоэффективной и высокотехнологичной клиентоориентированной системы, позволяющей качественно предоставлять государственные услуги по пенсионному и социальному обеспечению населения.

Обеспечивается  за счет:

Информация о работе Пенсионный фонд Российской Федерации