Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 20:43, реферат
Целью написания реферата является тщательное исследование основных проблем функционирования Пенсионного фонда Российской Федерации, а также выяснение направлений совершенствования его деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить структуру и основные направления деятельности ПФР
исследовать проблемы функционирования ПФ РФ на современном этапе;
Введение 3
1.Функции и структура Пенсионного фонда РФ 4
2.Основные проблемы функционирования Пенсионного фонда РФ на современном этапе 7
3.Стратегия и перспективы развития Пенсионного фонда РФ 10
Заключение 13
Список использованной литературы 15
Содержание
Введение 3
1.Функции и структура Пенсионного фонда РФ 4
2.Основные проблемы функционирования Пенсионного фонда РФ на современном этапе 7
3.Стратегия и перспективы развития Пенсионного фонда РФ 10
Заключение 13
Список использованной литературы 15
Введение
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.
Пенсионное
обеспечение является базовой и
одной из самых важных социальных
гарантий стабильного развития общества,
поскольку непосредственно
Актуальность выбранной темы состоит в том, что в настоящее время сфера пенсионного обеспечения характеризуется наличием большого числа острых проблем, требующих неотложного решения.
Целью написания реферата является тщательное исследование основных проблем функционирования Пенсионного фонда Российской Федерации, а также выяснение направлений совершенствования его деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Источниками
информации данного реферата стали
труды отечественных и
1. Функции и структура Пенсионного фонда РФ
Пенсионный
фонд Российской Федерации был образован
22 декабря 1990 года постановлением Верховного
Совета РСФСР № 442-1 «Об организации
Пенсионного фонда РСФСР» для
государственного управления финансами
пенсионного обеспечения
Денежные средства ПФР не входят в состав федерального бюджета, других бюджетов и фондов и не подлежат изъятию на другие цели. Создание Пенсионного фонда Российской Федерации стало точкой отсчета в решении
одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы России – перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию. С 1990 года ПФР является государственным страховщиком по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации.[3]
Следует отметить, что согласно положениям статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования.
При этом Пенсионный фонд Российской Федерации имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
Кроме того, вышеуказанным Федеральным законом устанавливается, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетным вышестоящим.[1]
Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в том числе:
Пенсионный фонд Российской Федерации реализует единую стратегию управления пенсионной системой России. ПФР представлен во всех республиканских, краевых и областных центрах, городах и большинстве районов.
Структура
ПФР включает в себя Правление
ПФР, которому подчиняются Исполнительная
дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР,
Информационный центр персонифицированного
учета.
Схема 1. Структура Пенсионного фонда РФ
На региональном уровне ПФР представлен 82 отделениями ПФР в субъектах Российской Федерации и г. Байконуре (Казахстан), а также 2 400 территориальными управлениями и 11 центрами назначения пенсий. Координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Руководство
Пенсионным фондом Российской Федерации
осуществляется Правлением ПФР и его постоянно
действующим исполнительным органом –
Исполнительной дирекцией ПФР. В состав
Правления Пенсионного фонда Российской
Федерации входят Председатель Правления
ПФР, Первый заместитель Председателя
Правления ПФР, пять заместителей Председателя
Правления ПФР, управляющие семью региональными
отделениями Пенсионного фонда Российской
Федерации.[4]
2. Основные проблемы функционирования Пенсионного фонда РФ
С течением времени по мере нарастания массы изменений в пенсионной системе России все острее ощущалась необходимость ее реформирования.
С
2002 года государственная трудовая пенсия
граждан формируется в системе
обязательного пенсионного
С
2010 года Единый Социальный налог отменен
и осуществлен возврат к
Работодатель платил 26 % (единый социальный налог/страховой взнос) от размера заработной платы сотрудника, из них на медицинское и социальное страхование — 6 %, а в пенсионный фонд — 20 %, которые в свою очередь разбиваются на три части: 6 % — базовая, 10 % — страховая и 4 % — накопительная часть. С 2008 года накопительная часть составляет 6 %, а страховая часть — 8 % от заработной платы.
С 2011 года декларируется переход на совершенно новую систему пенсионного обеспечения, предусматривающую замену ЕСН страховыми платежами, которые будут составлять 34 % для зарплаты до 415 000 руб. в год. При превышении этой суммы зарплаты страховые платежи будут равны 0 %.
Из общей суммы страховых платежей 26 % будут напрямую зачисляться в Пенсионный фонд, минуя федеральный бюджет, что рассматривается правительством как повышение независимости пенсионной системы.[6]
Состояние
пенсионной системы России на современном
этапе оценивается экспертами как нестабильное.
С начала старта пенсионной реформы система
обязательного пенсионного страхования
накопила ряд проблем. Говоря о сложностях
развития этой системы, в качестве первой
проблемы выделяется нарастающий дефицит
Пенсионного фонда (ПФР). Как говорилось
выше, дефицит российской пенсионной системы
только по трудовым пенсиям в 2008 году составил
384,1 млрд. рублей, в 2009 году – 521,0 млрд. рублей,
в 2010 году – 656,0 млрд. рублей (см. рис.1).
В качестве второй проблемы обозначается снижение размера пенсий, т.к. реформа и снижение тарифов идут за счет снижения размеров пенсий. Размер пенсий анализируется при помощи коэффициента замещения, который показывает, насколько пенсия покрывает предыдущий заработок.
В 1995г. этот коэффициент составлял 39,8%, то есть был почти равен норме Конвенции МОТ, согласно которой коэффициент замещения должен составлять 40%. В 1998 г. коэффициент замещения был равен 37,9%, в 2005г. Таблица 1 - Расчет коэффициента замещения заработной платы пенсий на 2007-2010 гг.
Показатели | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в целом по экономике, руб. |
12920 | 15304 | 17723 | 20395 |
Среднегодовой размер пенсии, руб. | 3284 | 3928 | 4760 | 5098 |
Коэффициент замещения | 25,40% | 25,70% | 26,90% | 25,00% |
коэффициент замещения составил 27,5%. На 2006 г., коэффициент замещения составил 25%. В период с 2007 по 2010 г.г. коэффициент замещения изменялся в пределах от 25,0% до 26,9% (см. табл.1).
В
качестве следующей проблемы можно
выделить снижение доли пенсионного
страхования в системе
Это приводит к увеличению перераспределяемых через пенсионный фонд льготных выплат. Выплата пенсий составляет 87% от расходов пенсионного фонда, а начиналось все, когда доля пенсионных расходов составляла 96-98% (см. рис.2).
К проблемным аспектам развития обязательного пенсионного страхования была отнесена низкая доходность по средствам, как оставшимся в Пенсионном фонде, так и переданным управляющим компаниям, составляющая 4% годовых. Причем негосударственные пенсионные фонды предоставляют доходность от 4 до 17%. В настоящее время уровень инфляции "перекрывает" уровень доходности.[4]
3. Стратегия и перспективы развития Пенсионного фонда РФ
Стратегия развития ПФР определяется комплексом задач по развитию пенсионной системы страны, поставленных Правительством Российской Федерации.
Стратегия
призвана обеспечить эффективную реализацию
ПФР своих функций с целью
надлежащего пенсионного и
1. Развитие высокоэффективной и высокотехнологичной клиентоориентированной системы, позволяющей качественно предоставлять государственные услуги по пенсионному и социальному обеспечению населения.
Обеспечивается за счет: