Пенсионный фонд Российской Федерации, формирование и использование в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, что было гораздо позднее, чем в большинстве развитых стран. В своем развитии оно охватило только небольшую часть населения России, только высшие слои населения могли пользоваться им. Но после революции 1917 года оно было практически отменено.

Содержание

1. Пенсионный фонд Российской Федерации, его назначение и роль в 3
социальном развитии общества
2. Источники формирования Пенсионного фонда Российской 8
Федерации
3. Характеристика основных направлений использования 17
Пенсионного фонда Российской Федерации

Работа содержит 1 файл

Курсовая финансы.doc

— 102.50 Кб (Скачать)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ГОУ ВПО РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»

 

 

 

Кафедра «Финансы»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Финансы»

 

на тему:

 

«Пенсионный фонд Российской Федерации, формирование и использование в современных условиях»

 

 

 

 

Выполнил:

студент (ка) _2_курса ФФ                                                                            Кирилина О.В.

гр.№  523

зачетная книжка №_____

 

Научный руководитель:

уч. звание, должность                                                                                       Романова Т.Ф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2011

Содержание

 

1. Пенсионный фонд Российской Федерации, его назначение и роль в        3

    социальном развитии общества             

2. Источники формирования Пенсионного фонда Российской                      8

   Федерации 

3. Характеристика основных направлений использования                           17

    Пенсионного фонда Российской Федерации

Список литературы                                                                                            28

Приложения                                                                                                        30

 

 

 

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Пенсионный фонд Российской Федерации, его назначение и роль в социальном развитии общества.            

         Государственное пенсионное страхование в  России  зародилось  в  начале двадцатого века, что  было  гораздо  позднее,  чем  в  большинстве  развитых стран. В своем  развитии  оно  охватило  только  небольшую  часть  населения России, только  высшие  слои  населения  могли  пользоваться  им.  Но  после революции 1917 года оно было практически отменено.

     Однако по прошествии переходного периода  экономической нестабильности

социалистическое   государство   начало   создавать   принципиально   новую пенсионную систему, основанную на принципах конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения по старости, которая  была  введена  в 1927  году.  Действовавшая   в   СССР   система   пенсионного   обеспечения функционировала  в  рамках  общей   системы   социального   обеспечения   и социального страхования, которая предусматривала не только выплаты пенсий и пособий различных видов, но и различные  формы  социального,  медицинского, санаторно-курортного обслуживания  трудящихся,  содержание  и  обслуживание престарелых и нетрудоспособных.

    В  соответствии  с  Конституцией  СССР  все  граждане  имели  право  на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной

утраты  нетрудоспособности,  а  также  потери   кормильца. Это   право реализовывалось путем общего социального обеспечения служащих пособиями по временной нетрудоспособности и выплатой за счет государства, пенсий по возрасту, инвалидности и  по  случаю  потери  кормильца, другими формами социального обеспечения.

    Хотя  данная  пенсионная  система  входила  в  так  называемую  систему социального страхования, она не содержит  экономических  признаков  системы государственного  пенсионного  страхования,   которые   наиболее   наглядно выражаются в базовых принципах  государственного  пенсионного  страхования.

     Однако, несмотря на многочисленные экономические недостатки, данная  система имела одно важное преимущество – она обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально  необходимый  прожиточный  уровень.  Поэтому  пенсионная система  до  1990  г.  носила  определение  -  государственное   пенсионное обеспечение. Средства на  государственное  пенсионное  обеспечение,  как  и другие средства на государственное социальное страхование, аккумулировались в бюджете государственного социального страхования, который в свою очередь, входил в государственный  бюджет  страны.  Таким  образом,  эта  пенсионная система была основана на консолидированной программе финансирования выплаты пенсий и полностью зависела от сбалансированности государственного  бюджета страны.   Бюджет   пенсионного   обеспечения   являлся   составной   частью государственного бюджета СССР и был включен в него как по доходам, так и по расходам.

    Развитие пенсионной системы до начала радикальных рыночных реформ  1990 г. свидетельствует о  накоплении  в  ней  большого  числа  экономических и социальных проблем, которые могли быть  решены  только  путем  кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов  с  учетом  требований  включения   бюджета   Пенсионного фонда Российской Федерации в бюджетно-финансовую систему страны.  Масштабность  и глубина  рыночных  преобразований  в   экономике   потребовала   применения принципиально новых экономических и правовых оснований в сфере  пенсионного обеспечения. Предполагалось, что с проведением  пенсионной  реформы  должен быть решен основной вопрос социальной политики государства – стабилизация и значительный подъем материального положения  пенсионеров,  а  также  резкое сокращение численности малообеспеченных граждан. В этих целях в 1990 г. был принят Закон СССР “О пенсионном обеспечении граждан СССР”.

    Однако   уже   через   полгода   после   его   утверждения    изменение государственного   устройства   страны   повлекло   за    собой    принятие самостоятельного   российского   Закона   от   20.11.90   г.   №340-1    “О государственных   пенсиях   в   Российской   Федерации”   (с   последующими многочисленными изменениями и дополнениями), который в то же время  привнес значительные  отличия  в  правовые  основания  функционирования  пенсионной системы.

    Российский пенсионный закон 1990 г.  стал  первым  законом,  в  котором

пенсионное страхование было выделено в автономную систему,  последовательно и  достаточно  четко  были  проведены  в  жизнь   общепризнанные   принципы обязательного государственного пенсионного страхования.  Одновременно  были определены на законодательном уровне условия формирования  государственного Пенсионного фонда. Важнейшим условием во взаимоотношениях Пенсионного фонда и государственного бюджета  являлся  полный  отказ  от  бюджетных  дотаций. Развитие собственных  источников  финансирования  должно  было  достигаться улучшением сбора страховых взносов на указанные цели.

     Пенсионный фонд Российский Федерации создан Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. №  2122-1  в  целях  государственного   управления   финансами   пенсионного обеспечения  в  Российской Федерации. Пенсионный фонд  Российской Федерации  является  самостоятельным   финансово-кредитным учреждением,   осуществляющим   свою   деятельность   в    соответствии    с законодательством Российской Федерации.

    Пенсионный фонд и его денежные  средства  находятся  в  государственной собственности Российской Федерации. Денежные  средства  фонда  не  входят  в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

    Основные назначения Пенсионного фонда вытекают из его задач, к которым относятся:

- целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также  финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ;

- организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм  государственных пенсий  по  инвалидности  вследствие  трудового  увечья,   профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

- капитализация средств Пенсионного фонда Российской Федерации, а также привлечение в него  добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

- контроль с участием  налоговых  органов  за  своевременным  и  полным поступлением  в  Пенсионный фонд  Российской Федерации  страховых  взносов,  а  также   за   правильным   и рациональным расходованием его средств;

- межгосударственное и международное  сотрудничество  Российской Федерации  по  вопросам, относящимся к компетенции  Пенсионного фонда  Российской Федерации,  участие  в  разработке  и  реализации  в  установленном законом порядке межгосударственных и  международных  договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

    Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы  государства, при этом обладая рядом особенностей:

-  фонд запланирован органами  власти  и  управления,  и  имеет строгую целевую направленность;

- денежные   средства   фонда   используются    для    финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

-   формируется в основном за счет обязательных отчислений  юридических и физических лиц;

-  страховые взносы в  фонды  и  взаимоотношения,  возникающие  при  их уплате,   имеют   налоговую   природу,   тарифы   взносов    устанавливаются

     государством и являются обязательными;

-   на  отношения,  связанные  с  исчислением,  уплатой   и  взысканием взносов в фонд,  распространено  большинство  норм  и  положений  Налогового Кодекса Российской Федерации;

-  денежные ресурсы фонда находятся  в  государственной  собственности, они не входят в состав  бюджетов,  а  также  других  фондов  и  не  подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

- расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства   или   специально    уполномоченного    органа (Правление фонда).

    Руководство Пенсионного  фонда  России  осуществляет  Правление  и  его постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции  подчиняются отделения  в  республиках  в  составе  Российской Федерации,   отделения в национально-государственных и административно-территориальных  образованиях.  На  местах (в городах, районах) имеются уполномоченные  Фонда.  Отделения  обеспечивают организационную  работу  по  сбору  взносов   на   социальное   страхование, финансирование  органов  социального  обеспечения,   региональных   программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.

      Кроме Пенсионного фонда Российской Федерации вопросами пенсионного обеспечения  занимаются  Министерство труда и  социального  развития  Российской Федерации  (назначает  и  перераспределяет  размеры пенсий),  Министерство  связи  (доставляет  пенсии),  сберегательные   банки (обеспечивают  пенсионеров  наличными  деньгами).  Бюджет  Пенсионного фонда  Российской Федерации  и   смета расходов (включая фонд оплаты  труда),  а  также  отчеты  об  их  исполнении составляются Правлением.  Бюджет  утверждается  законодательным  органом.  В законе о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации утверждается общая сумма  доходов,  в  том  числе  по источникам, общая сумма расходов - по направлениям.

    Пенсионный  фонд  Российской Федерации  является  самостоятельным  финансово-кредитным учреждением,  однако  эта  самостоятельность  имеет  свои   особенности,   и существенно  отличается  от  экономической  и  финансовой  самостоятельности государственных,   акционерных, кооперативных,   частных   предприятий   и организаций. Как уже было сказано  выше,  ПФ  РФ  организует  мобилизацию  и использование средств  фонда  в  размерах  и   на  цели,  регламентированные государством.  Государство  также  определяет  уровень  страховых  платежей, принимает решение об  изменениях  структуры  и  уровня  денежных  социальных выплат.

    В настоящее время в России используется  так  называемая  накопительная система пенсионного обеспечения.

    При такой системе взносы, аккумулирующиеся  в   пенсионной  системе  за счет платежей работника  и  его  работодателя,  не  расходуются  на  выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход  до тех пор пока плательщик  не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика  и весь его инвестиционный доход, полученный  на эти сбережения,  являются  его личной собственностью, которая и обеспечит выплату пенсии.

    Пожилой человек при данной системе не зависит ни от государства, ни  от молодого поколения. В этом случае не может быть  пенсионной  уравниловки,  в то  же   время   экономика  получает  огромные  ресурсы   для   долгосрочных вложений.  В  ряде  случаев  управление  пенсионными  деньгами  остается  за государством, но часто эту обязанность берут на  себя  и  частные  компании. Может   существовать   даже   система   конкурирующих    друг    с    другом негосударственных пенсионных фондов.

    Основные принципы, по которым  все  большее  число  стран  переходит  с

распределительной системы на накопительную, следующие:

1) при накопительной пенсионной системе существует прямая  связь  между тем,  сколько человек зарабатывал, и тем, какой  будет  размер  его  пенсии. Деньги на  пенсионных счетах –  собственность  граждан,  а  не  государства, поэтому  надежность  пенсионного   обеспечения   в   накопительной   системе

повышается;

2) демографическая  ситуация  в  мире  сегодня  такая,  что  на  одного человека  преклонного  возраста  постепенно  приходится  все  меньшее  число работающих.

3) накопительная система повышает норму сбережений в стране, что  очень важно для ускорения экономического роста, тем  более  что  основной  фактор, определяющий низкий  уровень  пенсий  в  Российской  Федерации  –  состояние экономики и производительности труда.

Информация о работе Пенсионный фонд Российской Федерации, формирование и использование в современных условиях