Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 08:36, курсовая работа
Целью работы является изучение Пенсионного фонда России.
В ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы организации Пенсионного фонда РФ, рассмотреть задачи и функции Фонда;
проанализировать источники формирования и направления использования средств Пенсионного фонда РФ;
рассмотреть перспективы совершенствования Пенсионной системы РФ;
проанализировать принцип функционирования пенсионных систем РФ и США.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. История возникновения и развития пенсионного страхования в России. 5
1.2. Развитие Пенсионного фонда Российской Федерации 7
1.3. Роль и место ПфР в стране 8
1.4. Порядок формирования и расходования средств Пенсионного фонда 11
2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА В РОССИИ И ДРУГИХ СТРАНАХ 13
2.1. Принцип функционирования Пенсионного фонда в США 13
2.2 Анализ формирования доходной части бюджета ПфР 17
2.3. Анализ разницы функционирования пенсионных систем РФ и США 19
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 23
Приложение 1 24
Организационная структура Пенсионного фонда РФ. 24
Приложение 2 25
Статистические данные Пенсионного фонда РФ по состоянию на 2009 год. 25
При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор, пока плательщик не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату пенсии.
Государственные
пенсии назначаются и
Материальным источником любого внебюджетного фонда является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов – специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.
Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.[6,c.61]
Денежные средства Пенсионного фонда формируются за счет:
На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Каждому застрахованному лицу выдается страховое свидетельство.
В доходы бюджета Фонда включены суммы единого социального налога, поступающего из федерального бюджета, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, средства федерального бюджета, передаваемые Фонду на выплату пенсий и пособий, субвенции из федерального бюджета, передаваемые Фонду на покрытие дефицита бюджета Фонда в связи с недостатком средств на выплату базовой части трудовой пенсии, суммы недоимки, и иных финансовых санкций, а также иные источники, установленные законодательством Российской Федерации.
Финансовые средства ПФР состоят из:
Первые страхуют работников, выплачивая в Пенсионный фонд 28 % фонда заработной платы. Доля этих средств в доходной части бюджета ПфР составляет 85-90 %. Сами работники вносят 1 % вознаграждения за свою трудовую деятельность. В доходах ПФР их доля не превышает 2-3 %. Кроме того государство перечисляет необходимые средства на выплату социальных пенсий, пенсий военнослужащим и членам их семей, пособий пострадавшим от чернобыльской катастрофы и т.п. Вклад госбюджета в доходы ПФР едва достигает 5-6 %.[6,c.62]
Конец XX начало XXIв. Ознаменованы обострением проблемы пенсионного обеспечения в развитых и развивающихся странах. Исследование, проведённое в США в 2002г. Центром стратегических и международных исследований, показало, что фактор старения населения серьёзно угрожает финансовой стабильности этих стран, в случае сохранения без изменений действующих в большинстве стран распределительных пенсионных систем. Уже к 2050 году многие страны могут оказаться перед лицом серьёзного финансового кризиса. Даже если правительства развитых стран не будут увеличивать размеры пенсий своим пожилым гражданам для компенсации инфляции и оставят их на нынешнем уровне, к 2050 году затраты на пенсионные выплаты в среднем возрастут вдвое и достигнут 30% от ВВП этих стран. Прогнозные оценки показывают неизбежность возрастания коэффициента пенсионной нагрузки (соотношения численности лиц в возрасте 65 лет и старше к числу лиц в возрасте 15-64 года). Это вынуждает государственные органы многих стран искать новые подходы к организации пенсионного обеспечения. Разброс вариантов реформирования пенсионных систем по разным странам очень широк, но основной тенденцией последних десятилетий стал переход от распределительных принципов к накопительным. В этом отношении особый интерес представляет американская модель пенсионного обеспечения, которая отличается не только масштабами активов, но и многообразием пенсионных систем. Пенсионное обеспечение в США характеризуется наличием различных по методам мобилизации и использования пенсионных ресурсов, источникам финансирования и условиям пенсионных выплат, принципам действия систем.[11]
Наряду с
Общей федеральной программой
пенсионного обеспечения, в
В США существует три уровня пенсионных систем.
Первый уровень – государственное пенсионное обеспечение (Social Security), финансируемое за счёт пенсионного налога FICA tax (т. е. налога в соответствии с Federal Insurance Contributions Act), который обязаны платить все лица, работающие по найму (6,2% от доходов), и работодатели (6,2% от фонда заработной платы). Существует две разновидности государственных пенсий:
Второй уровень – частные (корпоративные) пенсии (Employer-Sponsored Retirement Plans). Конкретные детали таких планов оговариваются с профсоюзом и оформляются коллективным договором. Частные пенсии могут быть построены как по принципу DC, так и по принципу DB. При этом требования по инвестированию активов для пенсионных схем DB более либеральны, чем для схем DC. Фактически корпоративные пенсии представляют собой разновидность системы бонусного вознаграждения (отложенную заработную плату), широко распространённой в США. Основной мотив создания такой системы для работодателя – укрепление кадровой политики и дисциплины. Пенсионные планы оговариваются между работодателем и участником с глазу на глаз. В случае досрочного ухода работника с предприятия в пенсионном плане работника выделяется 1 из 4 вариантов прав на выкупную сумму – работник при уходе может взять накопления работодателя, не может, может иногда – при определённых условиях, взять не может, но будет получать пенсию. Оговаривается также вариант инвестирования накоплений участника. Сегодня управляющими компаниями предлагается в среднем 14 вариантов инвестирования, охватывающих 10 классов финансовых инструментов. Для развития частных пенсионных программ работодателям налоговыми органами штатов могут быть предоставлены льготы. Реализацией частных пенсионных программ занимается либо работодатель, либо профсоюз. Для непосредственного управления программой «реализатор» может (но не обязан) обратиться к саморегулируемому консультанту, переложив на него свою ответственность. Раскрытие информации о программе возлагается на работодателя.[12]
Третий уровень
– персональные пенсионные
В последнее время в США наблюдается кризис индивидуальных сбережений, поколение назад американцы откладывали до 9% заработка, сейчас этот показатель снизился до 3%. Поэтому правительство пытается создать большую привлекательность персональных пенсионных программ.
Контроль за вносами и выплатами пенсий первого уровня производит Управление социального обеспечения (Social Security Administration)/ В качестве субъектов правоотношений по пенсиям второго и третьего уровней выступают консалтинговые компании, управляющие компании, банки, страховщики, актуарии и «учётные» компании, ведущие учёт и документооборот по пенсионным схемам.[12]
В бюджетную систему России поступило всего за период январь-апрель 2008 года 1324,55 млрд.руб. из них налоги и сборы в консолидированный бюджет составили 1118,11 млрд.руб. и в государственные внебюджетные фонды в размере 206,44 млрд.руб. А за тот же период в 2009 году всего 1880,83 млрд.руб., что в процентах к 2009 году составляет 142% и следовательно поступления увеличились на 556,28 млн.руб., а поступления в консолидированный бюджет составили 1648,83 млрд.руб., что больше чем в 2008 году на 530,72 тыс.руб. и в государственные внебюджетные фонды в размере 232,00 млрд.руб., что больше чем 2008 году на 25,56% (см. график1).
График 1
Поступление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, предусмотрено в сумме 558,44 млрд. рублей, что соответствует 147,2% к поступлениям страховых взносов, установленным бюджетом Фонда на 2009 год.(см. график 2).[10]
График 2
В 2010 году предусмотрены поступления сумм недоимки, пеней и иных финансовых санкций, образовавшихся по состоянию на 1 января 2010 года, в сумме 12 млрд. рублей. В указанный объем включены поступления от проведения мероприятий по реструктуризации задолженности по страховым взносам в Фонд, пеням и штрафам.
В доходной части бюджета Пенсионного Фонда на 2010 год учтены доходы от размещения временно свободных средств Фонда - в сумме 3,74 млрд. рублей.
В 2010 году в связи с переводом натуральных льгот в денежные выплаты, из федерального бюджета предусмотрена передача Фонду средств в сумме 99,9 млрд. рублей на финансирование ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан.[10]
Одним из принципиально важных направлений реформирования пенсионного обеспечения в России является переход к частично накопительной государственной системе, финансируемой за счёт части страховых взносов, которые не расходуются на выплату текущих пенсий, а инвестируются в ценные бумаги и другие финансовые инструменты для получения инвестиционного дохода, зачисляемого на личные счета граждан. Важнейшая черта российской пенсионной реформы – в предоставлении гражданам возможности выбора, пусть пока и весьма ограниченного. Вместе с тем переход на накопительные принципы сам по себе не решает проблемы материального обеспечения быстро растущей группы лиц пенсионного возраста.
В этой связи особого внимания заслуживает опыт США, где пенсионеры сегодня являются наиболее социально защищённой группой населения.
Пенсионные доходы американцев зависят прежде всего от того, какие пенсии они себе заработали, а не от размеров государственной помощи из бюджетных средств. Общая сумма пенсионных выплат в рамках государственных и частных пенсионных систем ежегодно превышает 900 млрд. долларов, а денежные пособия нуждающимся (по американским стандартам) лицам пенсионного возраста, финансируемые из бюджетных средств (т.е. за счёт плательщиков), составляют всего около 4,8 млрд. долларов в год.[12]
Рост доходов лиц пенсионного возраста способствовал снижению их зависимости от государственной поддержки. С момента принятия в 1975 г. Программы дополнительного гарантированного дохода (нуждающимся пенсионерам, слепым, инвалидам из бюджетных средств) численность пенсионеров-получателей соответствующих денежных пособий уменьшилась с 2,3 млн. до 1,2 млн. человек.
Американская пенсионная модель сочетает управляемые на государственном уровне Общую федеральную программу пенсионного страхования (ОФППС); пенсионные программы для федеральных служащих, конгрессменов, железнодорожников, военнослужащих; программы на уровне штатов и местных органов власти с находящимися в частном управлении енсиоными планами, личными пенсионными счетами. Все эти программы (как государственные, так и частные) различаются по источникам финансирования, условиям, способам начисления, формам пенсионных выплат, а также по действующим согласно законодательству государственным гарантиям.
Информация о работе Пенсионный фонд РФ, проблемы его формирования и использования