Пенсионный фонд РФ, как звено бюджетной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 09:03, реферат

Описание работы

Таким образом, деятельность ПФР распространяется на каждого гражданина РФ, что определяет актуальность темы данной контрольной работы, предметом которой является роль и значение пенсионного фонда России.
Цель данной работы - рассмотрение Пенсионного фонда РФ, как звена бюджетной системы, изучение и определение характеристики доходов и расходов ПФР. Для этого необходимо решить следующие задачи: рассмотреть причины создания ПФР, показать основные направления его развития, разобрать функции фонда, а также проанализировать состав доходов и расходов ПФ с рассмотрением динамики за последние годы. Также обязательно обратить внимание на роль социального налога в формировании доходов ПФР.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
ПФ РФ, как звено бюджетной системы………………………………..5
Причины создания и направления развития ПФР………….…..5
Место внебюджетных фондов в бюджетной системе РФ…...…9
Характеристика доходной базы Пенсионного фонда Росси…………12
Формирование доходов Пенсионного фонда России и роль Единого социального налога……………………………….……..12
Анализ доходной базы Пенсионного фонда России 2008-2012...14
Проблема укрепления бюджета ПФР……………………………..….16
Характеристика расходов Пенсионного фонда России……….....……..18
Состав расходов Пенсионного фонда России……………………18
Динамика расходов бюджета ПФР 2008-2012гг………………..19
Заключение…………………………………………………………….………...22
Тесты………………………………………………………………….…………..25
Список использованной литературы………………………………..………...28

Работа содержит 1 файл

ФиК кр исправленная.docx

— 155.57 Кб (Скачать)

         Страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2012 г. поступило 1916,1 млрд. руб., в том числе на выплату страховой части трудовой пенсии - 1591,9 млрд. руб., что в 1,6 раза выше уровня 2011 г., в основном за счёт увеличения с 1 января 2012 г. тарифа отчислений. Общая сумма средств федерального бюджета, переданных Фонду из федерального бюджета в форме межбюджетных трансфертов, составила 2643,8 млрд. руб., где основными направлениями финансирования являлись покрытие дефицита бюджета Фонда в целях возмещения недостатка средств на выплату страховой части трудовой пенсии (1316,3 млрд. руб.), а также валоризация величины расчетного пенсионного капитала (502,2 млрд. руб.

         В структуре доходов Пенсионного фонда РФ наибольшую долю составляют безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ: в 2008 г. - 53,2%, а в 2012 г. - их доля снизилась на 2,3% и составила 50,9%. Так же значительна доля поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии (в 2008 г. - 39,4%, а в 2012 г их доля увеличилась на 2,7% и составила 42,1%).

         Доля страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии, составила в 2008 г. - 6,2%, в 2012 г. - 5,7% (снижение на 0,5%).

        Доля прочих доходов в 2008 г. - 1,2%, в 2012 г. - 1,4% (увеличение на 0,2%).

        Итак, основной источник доходов Пенсионного фонда РФ в 2008-2012 гг. - это страховые взносы работодателей и работающих граждан.[8]

 

2.3 Проблема укрепления  бюджета ПФР.

 

         Государственная политика по совершенствованию деятельности внебюджетных фондов социального назначения касается эффективного развития системы пенсионного, социального и медицинского страхования.

Устойчивое развитие пенсионной системы в долгосрочной перспективе  невозможно без принятия таких мер, как введение обоснованного минимального уровня заработной платы и механизмов ее индексации с целью достижения темпов повышения заработной платы, опережающих рост потребительских  цен.

         Следующий момент - создание дифференцированной по категориям застрахованных пенсионной системы, позволяющей страховать различные группы граждан от специфических видов социальных рисков (северные риски, риски профессионального труда и тому подобное) и определение гарантированной величины дотаций из федерального бюджета в систему обязательного страхования для их компенсации.

          Необходимо также создание правового механизма реализации известного определения Конституционного Суда, направленного на доведение общего объема государственной и социальной поддержки, оказываемой каждому конкретному пенсионеру, до величины прожиточного минимума, установленного в регионе, где он проживает. В частности, крайне важно разработать порядок стимулирования регионов, предоставляющих пенсионерам наибольший объем мер социальной поддержки с учетом необходимости повышения уровня социальной защиты прежде всего тех пенсионеров, чьи пенсии ниже прожиточного минимума. Сегодня большое число пенсионеров в Российской Федерации социально незащищены, а пенсии у них низкие. И если мы хотим оценивать эффективность действия региональных властей, это один из тех показателей, которые действительно будут работать на жителей регионов.

         В любом случае очевидно, что управление государственными внебюджетными фондами требует перестройки, направленной на повышение эффективности системы государственных социальных гарантий.[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Характеристика расходов Пенсионного фонда России.

3.1. Состав расходов Пенсионного  фонда России.

 

         Средства ПФР расходуются в основном на выплаты государственных пенсий по возрасту, за выслугу лет, компенсаций пенсионерам, материальной помощи престарелым и инвалидам, пособий лицам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС, единовременных денежных выплат, а также финансирование государственных программ по социальной поддержке пенсионеров.

          В последние годы ведущими направлениями использования средств Пенсионного фонда РФ были: расходы по обязательному пенсионному страхованию (78,2% всех расходов); расходы по обязательному пенсионному обеспечению (5,4%); ежемесячные денежные выплаты ветеранам войны, инвалидам и другим категориям граждан (12,7%); расходы на финансовое обеспечение деятельности ПФР (2,2%); доля остальных расходов не превышала 1%.

          В составе бюджета ПФР отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии; средства, направляемые на инвестирование; выплаты за счет средств пенсионных накоплений.

         Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда Российской Федерации, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при отсутствии учреждений Центрального банка РФ – на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых определяется Правительством РФ.

         Долгое время в России действовала распределительная пенсионная система.

         Программа пенсионной реформы РФ, утвержденная в мае 1998 г., предусматривала переход от распределительной системы пенсионного обеспечения к накопительно–распределительной системе, а также введение персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования.

         Программой было предусмотрено, что с 2006 года выплачиваемая пенсия будет состоять из следующих частей:

1) трудовой (базовой) социальной, полученной из распределительной  системы на принципах учета  стажа и заработка;

2) накопительной (страховой), полученной за счет инвестирования  части взносов с учетом приносимого  инвестиционного дохода;

3) негосударственной пенсии (при дополнительном страховании  граждан в страховых компаниях  или дополнительных пенсионных  системах отдельных организаций).

          В настоящее время на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, на который происходит зачисление сумм страховых взносов.

         Сведения о застрахованных лицах представляются работодателями в Пенсионный фонд РФ. Граждане, самостоятельно уплачивающие страховые взносы в Фонд, сами представляют сведения о себе в органы Фонда по месту своей регистрации в качестве плательщиков страховых взносов государственного пенсионного страхования.[12]

 

    1. Динамика расходов бюджета ПФР 2008-2012гг.

 

         Бюджет Пенсионного фонда РФ на 2008 г. был сформирован по расходам в сумме 1 537 257,1 млн. руб., из них 1 529 577,8 млн. руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.[4]

         Бюджет Пенсионного фонда РФ  на 2009 г. по расходам утвержден  в сумме 1 782 348,2 млн. руб., из  них 1 764 429,8 млн. руб. в части,  не связанной с формированием  средств для финансирования накопительной  части трудовых пенсий.

         Объем расходов бюджета Фонда  в 20010 г. утвержден в сумме  2 378 681 283,4 тыс. руб., из них 2 351 074 052,3 тыс. руб. в части, не связанной  с формированием средств для  финансирования накопительной части  трудовых пенсий, в том числе  межбюджетные трансферты, передаваемые  бюджетам субъектов Российской  Федерации, в сумме 69 768,8 тыс.  руб.

         Объем расходов бюджета Фонда  в 2011 г. утвержден в сумме  3 041 483 420,5 тыс. руб., из них 2 998 653 912,2 тыс. руб. в части, не связанной  с формированием средств для  финансирования накопительной части  трудовых пенсий, в том числе  межбюджетные трансферты, передаваемые  бюджетам субъектов Российской  Федерации в сумме 73 929,2 тыс.  руб. [5]

         Расходы Пенсионного фонда РФ  за 2012 г. составили 4249,2 млрд. руб. (97,2% от утверждённых показателей). Профицит бюджета ПФР составил 360,9 млрд. руб. Исполнение бюджета  Фонда в части, не связанной  с формированием средств для  финансирования накопительной части  трудовых пенсий, составило по  расходам 4179,2 млрд. руб. (98,7% от утверждённых  показателей).

         В 2012 г. Пенсионным фондом РФ  в полном объёме исполнены  все публичные нормативные обязательства,  обеспечена своевременная выплата  пенсий, пособий, компенсаций, осуществлены  иные социальные выплаты, проведены  мероприятия по повышению пенсий  и улучшению материального положения  отдельных категорий граждан.  В результате этих мероприятий  средний размер трудовой пенсии  на конец года превысил 8 тысяч  рублей. Средний размер социальной пенсии на эту же дату составил 4,7 тысяч рублей. При этом общая численность пенсионеров увеличилась на 617 тысяч человек и составила 39,7 миллиона человек.

        В структуре расходов Пенсионного фонда РФ наибольшую долю составляют расходы на страховую часть трудовой пенсии, т.е. в 2008 г. - 45,5%, а в 2012 г. - их доля увеличилась на 0,9% и составила 46,4%. Так же значительна доля расходов на базовую часть трудовой пенсии (в 2008 г. - 32,7%, а в 2012 г. их доля снизилась на 0,2% и составили 32,5%).

         Доля прочих расходов в 2008 г. - 10,6%, в 2012 г. увеличилась на 2,2% и составила 12,8%.

         Доля ежемесячных денежных выплат ветеранам составила в 2008 г. - 2,9%, в 2012 г. снизилась на 1% и составила 1,9%, а доля ежемесячных денежных выплат инвалидам в 2012 г. снизилась по сравнению с 2008 г. на 1,9% и составила 6,4%.[11]

 

Заключение.

 

Тема пенсионного обеспечения  актуальна в Российской Федерации  по многим причинам. Пенсионная защита важна для человека в любой  период его жизни. Старость является основным социальным риском: ¾ российских пенсионеров получают пенсию именно по этому основанию. Велика и доля граждан, не достигших пенсионного  возраста, для которых пенсия остается главным источником дохода, - в стране 4,5 млн. пенсионеров по инвалидности, 2,5 млн. – по случаю потери кормильца.

Выполнение социальных целей  государства является основной задачей  Пенсионного фонда РФ, и такая  задача только ему под силу, так  как бюджет Российской Федерации  не справляется даже с собственными задачами и переложение такой  задачи на его плечи оказалось  бы непосильной ношей для него.

За счет средств Пенсионного  фонда финансируются программы  по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей, осуществляются единовременные денежные выплаты и, конечно же, выплаты  пенсий.

В последние годы проделана  большая работа по реформированию системы  пенсионного обеспечения в рамках пенсионной реформы, в частности, переход  на накопительную систему. При такой  системе взносы, аккумулирующиеся в  пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним  пенсионерам, а накапливаются, инвестируются  и приносят доход до тех пор, пока плательщик не выходит на пенсию. Все  сбережения плательщика и весь его  инвестиционный доход, полученный на эти  сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату  пенсии.

Осуществляя реформу, Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет  роль одного из активных участников реформирования социальной сферы страны и утверждения новых отношений между поколениями, социальными группами, работодателями, работающими и государством. Результатом реформы должно стать создание современной, высокотехнологичной и эффективной системы пенсионирования граждан, которая определяла бы лицо социальной сферы России в ХХI веке. Также при этой системе собираются необходимые статистические данные необходимые для дальнейшего развития пенсионного дела, и обязательные при прогнозировании необходимых средств, для обеспечения людей нуждающихся в социальной защите.

Каждый год размер пенсий увеличивается и прогнозируется дальнейший их рост. Но, несмотря на это, система пенсионного обеспечения в нашей стране не идеальна. Например, деньги на старость обесцениваются под действием инфляции, так как доходность инвестирования пенсионных накоплений ПФР не покрывает ее уровень. Поэтому некоторые граждане, окончательно разуверившись в Государственном Пенсионном Фонде, уже переводят свои деньги в коммерческие, так как их доходность больше.

Таким образом, результатом  десятилетнего развития Пенсионного  фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного  обеспечения населения, при которой  такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный  для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно  данной задачей, и использующий только собственные средства. Но, как и  любая другая, эта система имеет  свои недостатки и проблемы, которые  необходимо решать. Причины ежегодного ухудшения материального положения  пенсионеров, по моему мнению, кроятся  в нестраховом характере финансового  механизма отечественной пенсионной системы. Граждане, вышедшие на пенсию, вынуждены существенно сокращать  свое потребление: выходит, что пенсия в нашей стране не рассматривается  в качестве страхового возмещения прошлого дохода пенсионера. При сохранении этой тенденции пенсия потеряет свое значение как инструмент сохранения дохода человека при прекращении им трудовой деятельности.

Конечно, пенсия не является основным источником средств к существованию  всего населения страны. Но вызывает тревогу то, что пенсия все больше утрачивает свои позиции в структуре  доходов граждан: за последние десять лет она обесценилась почти на треть по отношению к среднемесячному  заработку.

Вернуть доверие к институту  пенсий в нашей стране способна лишь его перестройка на основе страховой  модели. Необходимо, чтобы пенсионный механизм на самом деле страховал  человека от наступления пенсионных рисков, гарантируя, что в виде пенсии работнику вернется стабильная и  достойная часть его прежнего заработка.

Для того чтобы ПФ РФ функционировал более продуктивно, необходимо:

1) увеличить ставку ЕСН  для пополнения доходной базы  бюджета ПФ РФ, что позволит  своевременно осуществлять расходы  по пенсионному обеспечению. 

2) усилить контроль со  стороны налоговых органов за  полнотой и своевременностью  уплаты ЕСН и страховых взносов  в бюджет ПФ РФ.

Информация о работе Пенсионный фонд РФ, как звено бюджетной системы