Пенсионный фонд РФ и его роль в финансовой системе страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 13:19, контрольная работа

Описание работы

Пенсионный фонд РФ должен обеспечивать сбор страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий. Выплачиваемые пенсионные пособия все меньше отвечают своему социально-экономическому значению – обеспечивать достойный уровень жизни людям не имеющим трудовых доходов. Таким образом, можно сделать вывод, что выполнение социальных целей государства является основной задачей Пенсионного фонда РФ, и что такая задача только ему под силу, так как бюджет Российской Федерации не справляется даже с собственными задачами и переложение такой задачи на его плечи оказалось бы непосильной ношей для него.

Целью работы является изучение проблемы финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ 4
2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА 6
3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕНСИОННОГО ФОНДА В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ 13
4. БЮДЖЕТ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ 17
5. ПУТИ УКРЕПЛЕНИЯ ДОХОДНОЙ БАЗЫ ПЕНСИОННОГО ФОНДА В УСЛОВИЯХ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ В РФ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

Работа содержит 1 файл

КОНТР РАБ ПенсФонд РФ.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

     В связи с этим возникает необходимость стабилизации пенсионной системы и отсюда новый виток реформ.

     3 этап: Дальнейшее совершенствование пенсионной системы.

     Летом 2009 года были приняты новые пенсионные законы, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему. Перед Пенсионным фондом, получившим ряд дополнительных функций, встали новые серьезные задачи.

     Новое законодательство определило ряд мер, направленных на искоренение бедности среди пенсионеров – валоризацию пенсий (переоценку расчетного пенсионного капитала с учетом «советского» трудового стажа) и введение социальной доплаты до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе. ПФР в считанные месяцы произвел перерасчет пенсий 36 миллионов пенсионеров в связи с валоризацией, причем у 11,6 миллионов пенсионеров сведения о трудовом стаже были дополнены на основе индивидуальной работы с людьми и архивными документами. Совместно с органами социальной защиты регионов территориальные органы ПФР определили уровень материального обеспечения пенсионеров (с учетом всех видов регулярных социальных выплат). 5,1 миллиона человек получили федеральную либо региональную доплату к пенсии, в результате чего уровень их доходов стал не ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания.

      Поскольку Пенсионный фонд и до этого испытывал серьезные проблемы с выплатой пенсий, разработчики пенсионной реформы приняли довольно непопулярное решение, суть которого сводится к следующему. Предполагается, что с 2010 года перестает действовать ЕСН. Вместо него опять введены страховые взносы в соответствующие фонды. При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР. Ставки страховых взносов заметно выросли:

  • в Пенсионный фонд РФ - 26%;
  • в Фонд обязательного медицинского страхования - 5,1%;
  • в Фонд социального страхования - 2,9%.

      Всего получается - 34%.

      Также с введением страховых взносов  произошел переход от регрессивной шкалы к плоской: отчисления в  Пенсионный фонд РФ по ставке 26 % нужно будет платить с предельной суммы годового дохода до 415 тыс. руб. После достижения этой величины до конца года отчисления не производятся.

      Правительство в условиях кризиса решило пойти  навстречу предпринимательскому сообществу, и не повышать уровень ставки до 1 января 2011 года. Также введение этого законопроекта предусматривает переходный период (2010 - 2012 год) для компаний, применяющих специальные и льготные налоговые режимы. В течение этого времени для них установлен пониженный тариф по страховым взносам.

      Но, несмотря на переход на страховые взносы, дефицит пенсионной системы в 2010 году все равно остается большим. По подсчетам Замминистра здравоохранения и социального развития Юрия Воронина, дефицит Пенсионного фонда за 2010 год составит около 72 млрд. руб. Он будет возмещен за счет федерального бюджета. С 2011 года дефицит будет уменьшаться за счет повышения нагрузки на фонд оплаты труда до 34%. Пенсионный тариф увеличится с нынешних 20 до 26%. Страховой взнос в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования увеличится с 3,1 до 5,1%, страховой взнос в Фонд социального страхования сохранится на уровне 2,9%.

      Минздравсоцразвития рассчитывает, что реформа пенсионной системы с 2010 года доведет минимальный уровень обеспечения пенсионера до величины не ниже его прожиточного минимума (сейчас - 4,33 тыс. руб.), к 2020 г. - повысит уровень до 2,5 прожиточного минимума, а также создаст условия для повышения индивидуального коэффициента замещения утраченного заработка, на который начислялись страховые взносы, трудовой пенсии по старости не менее чем до 40%. 

 

       3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕНСИОННОГО ФОНДА В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ

 

     В соответствии с Программой пенсионной реформы в России создана комбинированная  пенсионная система, которая включает в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение, дополнительное пенсионное страхование.

     Социальное  обеспечение по обязательному пенсионному  страхованию представлено трудовыми пенсиями различных видов: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Оно ориентировано, во-первых, на удовлетворение материальных потребностей нетрудоспособного населения путем обеспечения минимальных стандартов жизни, во-вторых, на возмещение гражданам части дохода, который они имели до утраты способности к производительному труду. Эти две составляющие обязательного пенсионного страхования имеют разное экономическое содержание, но направлены на достижение одних и тех же социальных целей. В рыночных экономических условиях природа обязательного пенсионного страхования приобретает некоторую двойственность: оно обязано выполнять функции социальной защиты пенсионеров и одновременно выступать в качестве экономического механизма страхования.

     Основы  государственного регулирования обязательного  пенсионного страхования в России устанавливает Федеральный закон  от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Данным законом обязательное пенсионное страхование определено как система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка, получаемого до установления обязательного страхового обеспечения. Обязательное пенсионное страхование занимает центральное положение как в структуре пенсионной системы, так и в системе обязательного социального страхования.

     Основным  страховщиком, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, является Пенсионный фонд РФ, действующий в организационно-правовой форме государственного учреждения.

     Пенсионный  фонд, в качестве страховщика, осуществляет следующие функции:

  • регистрацию страхователей;
  • индивидуальный (персонифицированный) учет;
  • сбор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
  • деятельность по инвестированию пенсионных накоплений;
  • назначение, расчет, перерасчет и выплату трудовых пенсий.

     Государство несет перед застрахованными лицами субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ, что соответствует положениям гражданского законодательства, регулирующим ответственность некоммерческих организаций, созданных в организационно-правовой форме учреждений.

     С 2004 года наряду с Пенсионным фондом РФ функции страховщика по обязательному страхованию могут выполнять негосударственные пенсионные фонды в случае, если застрахованное лицо реализует свое право на отказ от формирования накопительной части трудовой пенсии через Пенсионный фонд РФ и передачу своих средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд, путем заключения договора об обязательном пенсионном страховании и подачи соответствующего заявления в территориальный орган Пенсионного фонда РФ. В этом случае субсидиарную ответственность за сохранность пенсионных средств застрахованного лица будет нести выбранный негосударственный пенсионный фонд. В настоящее время в России действует порядка 300 негосударственных пенсионных фондов, имеющих лицензию Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Вкладчики – как предприятия, так и отдельные граждане – перечисляют пенсионные взносы в пользу более чем 5 млн. человек. Около 400 тысяч человек, то есть каждый сотый пенсионер нашей страны, получает негосударственную пенсию.

     Страхователи  по обязательному пенсионному страхованию  делятся на две группы. В первую входят организации, а также индивидуальные предприниматели и другие физические лица, начисляющие и уплачивающие страховые взносы на выплаты в пользу лиц, с которыми заключены трудовые или гражданско-правовые договоры. Ко второй группе страхователей относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты и приравненные к ним частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы. Таким образом, страхователями являются все плательщики страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также лица, уплачивающие взносы в фиксированном размере.

     Застрахованные  лица – лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в РФ, подразделяются на три группы. К первой относятся граждане РФ, проживающие на ее территории, иностранные граждане и лица без гражданства, которые работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. Вторая группа – это лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, являющиеся членами крестьянских хозяйств, членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера. Третья группа – это иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Федеральным законом №167-ФЗ. К ним относятся граждане РФ, работающие за ее пределами и добровольно осуществляющие уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ, а также физические лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и уплачивающие страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ за другое физическое лицо, за которое такая уплата страхователем не осуществляется.

     Основанием  для возникновения правоотношений по обязательному пенсионному страхованию  является наступление страхового случая, которым признается достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца. Соответственно каждому страховому случаю Федеральный закон №167-ФЗ устанавливает виды обязательного страхового обеспечения, из которых первые три – страховая и накопительная часть трудовой пенсии по старости, страховая и накопительная часть трудовой пенсии по инвалидности, страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца. Четвертым видом обязательного страхового обеспечения является социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

 

       4. БЮДЖЕТ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ

 

     В целях финансового обеспечения  страховых выплат, Пенсионный фонд Российской Федерации формирует  бюджет денежных средств.

     К составлению бюджета Пенсионного  фонда России предъявляются следующие  требования:

  • бюджет должен составляться страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета, то есть объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;
  • при формировании бюджета на очередной финансовый год устанавливается норматив оборотных денежных средств, не включаемых в состав временно свободных средств резерва бюджета Пенсионного фонда России.

     Бюджет  Пенсионного фонда РФ состоит  из бюджетов его территориальных органов. Он формируется за счет страховых взносов, средств федерального бюджета, сумм пеней и иных финансовых санкций, доходов от размещения временно свободных средств обязательного пенсионного страхования, добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц, иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

     Принципиальным  нововведением в системе пенсионного обеспечения является также установление особого механизма обязательного пенсионного страхования самозанятой части населения страны. Для индивидуальных предпринимателей, частных детективов, занимающихся частной практикой нотариусов, адвокатов введена уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в виде фиксированного платежа, размер которого в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, утверждаемой Правительством РФ. Граждане РФ, работающие за границей, вправе добровольно осуществлять уплату страховых взносов в Пенсионный фонд за себя. Физические лица вправе осуществлять уплату страховых взносов в Пенсионный фонд за другое физическое лицо, за которое не осуществляется их уплата страхователем.

     Выплату пенсий Пенсионный фонд Российской Федерации  может обеспечить лишь при наличии достаточной доходной базы. Рассмотрим бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов, сформулированный в Федеральном законе N 307-ФЗ от 30 ноября 2009 г. По данному документу бюджет на 2010 год сформирован по доходам в сумме 4,68 триллиона рублей (10,8% к объему ВВП, определенному по прогнозу в сумме 43,187 триллиона рублей), в 2011 году - 5,26 триллиона рублей, в 2012 году - 5,77 триллиона рублей. Расходы же планируются в размере 4,39 триллиона рублей (10,2% к объему ВВП), в 2011 году - 4,89 триллиона рублей, в 2012 году - 5,36 триллиона рублей.

     Компенсация выпадающих доходов бюджета ПФР  в связи с установлением с 1 января 2010 года пониженных тарифов  страховых взносов для отдельных  категорий плательщиков предусмотрена  за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в размере 2,53 триллиона рублей.

     Для сравнения, в 2009 году доходы составили 3,28 триллиона рублей, расходы - 3,04 триллиона рублей. То есть, ожидается, что с изменением ставок страховых взносов в сторону увеличения, отчисления в Пенсионный фонд РФ возрастут в 2010г. по сравнению с 2009г. на 42,68 %, а расходы увеличатся 44,41 %.

Информация о работе Пенсионный фонд РФ и его роль в финансовой системе страны