Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 09:22, курсовая работа
Пенсионная система - совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии.
Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, гораздо позднее, чем в большинстве европейских стран. В своем развитии оно охватило только часть населения России.
Введение………………………………………………………………….…….
1. Пенсионное обеспечение: исторический аспект……………………….…
1.1 Формирование пенсионного законодательства в советский период…...
1.2 Реформирование российской пенсионной системы……………..………
2. Реализация пенсионной реформы в России…………………..……………
2.1. Пенсионная реформа 2002 г.: основные итоги ……………………….…
2.2. Государственное регулирование пенсионной системы …………….…..
2.3. Специфические проблемы построения российской пенсионной системы………………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………..….
Список использованной литературы ………………………………………….
Негативное влияние демографической ситуации и недостатков пенсионной системы усугубляется неблагоприятной макроэкономической ситуацией: важнейшие для развития пенсионной системы макропараметры не достигнуты. Самый главный из них - доля фонда заработной платы в ВВП - остается на уровне 23-25% (в 2000 г. она составляла 19% и лишь в 2009 г. возросла до 27%) против прогнозировавшихся в начале 2000-х годов 38%. Цена рабочей силы остается крайне низкой (соотношение средней заработной платы в экономике с прожиточным минимумом трудоспособного населения в 2000 г. составляло 1,7, к 2008 г. оно возросло до 3,5), что не позволяет большинству населения осуществлять накопления (в том числе для пенсионных целей).
Уровень безработицы, несмотря на снижение по сравнению с началом 2000-х годов (когда он превышал 13% численности экономически активного населения) на протяжении десятилетия остается крайне высоким (даже в наиболее стабильные 2007 - начало 2008 г.г. он составлял 6,1-6,4%), тем самым уменьшая возможности зарабатывания застрахованными лицами страхового стажа и, следовательно, большего объема пенсионных прав.
Таким образом, в ответ на глобальные демографические вызовы развитые зарубежные пенсионные системы осуществили параметрические реформы. Однако российская пенсионная система по причине объективных особенностей демографического и макроэкономического характера, а также огромного груза накопленных пенсионных обязательств советского периода должна реализовать уникальный комплекс мероприятий, который выходит далеко за пределы зарубежного опыта повышения пенсионного возраста или внедрения накопительного компонента. В ответ на демографические вызовы в отечественной пенсионной системе осуществлена социально-страховая пенсионная реформа, в ходе которой последовательно реализуются базовые принципы социального страхования.
Заключение
За период, прошедший после начала пенсионной реформы, основанной на принципах социального страхования, проявились как позитивные (ликвидирована уравнительность пенсий, усилена стимулирующая роль страховых взносов, резко возрос уровень материального обеспечения пенсионеров, в первую очередь низкодоходных контингентов и многие др.), так и негативные результаты, обусловленные, как показывает анализ, не сущностными – страховыми, а внешними к пенсионной системе - демографическими и макроэкономическими факторами, включая глобальный финансовый кризис.
Это свидетельствует о необходимости продолжения пенсионной реформы и преодоления объективных трудностей переходного периода, среди которых главными являются госбюджетное финансирование дефицита бюджета ПФР и волатильность коэффициента замещения, который по международной практике рассматривается важным критерием развитости национальной пенсионной системы.
Решение этих проблем, как показывает международная практика, и в частности последствия финансового кризиса, лежит не в русле увеличения доли обязательной накопительной пенсионной программы и повышения пенсионного возраста, а в совершенствовании институциональных социально-страховых отношений в пенсионной системе. При этом следует подчеркнуть, что оба указанных инструмента могут и должны применяться, как и все другие, в строгом соответствии с национальными особенностями, т.е. когда это адекватно демографическим и макроэкономическим условиям.
Так, в современных российских условиях накопительный компонент в качестве всеобщего инструмента обязательного пенсионного страхования не ориентирован на интересы основной массы низкодоходных граждан (80% работающего населения получают менее половины фонда зарплаты), в то время как для высокодоходных категорий (среднего класса – 15-18% населения) и высокодоходной группы (2-3% населения) корпоративные и добровольные формы накопления позволят осуществлять пенсионные накопления и повысить свои индивидуальные коэффициенты замещения сверх нормативно установленных 40% за 30-летний стаж.
Для основной численности населения к 2030-м г.г. пенсионная реформа обеспечит не менее 40%-й коэффициент замещения в рамках обязательного пенсионного страхования.
Представляется целесообразным на основе проведенного в настоящем докладе подробного анализа современного состояния российской системы пенсионного обеспечения и возможных альтернатив ее долгосрочного развития, отобранных исходя из международного опыта и современных трендов развития пенсионных систем в других государствах, осуществить профессиональное обсуждение с участием заинтересованных министерств и ведомств, социальных партнеров, экспертных организаций и институтов гражданского общества в целях:
- выработки консолидированного сценария развития пенсионной системы Российской Федерации, рассчитанного на период функционирования до 2050 г., включающего наиболее приемлемые для общества решения;
- осуществления программы актуального прогнозирования результатов реализации консолидированного сценария развития пенсионной системы Российской Федерации на основе специальной актуарной модели, разработанной и применяемой Пенсионным фондом Российской Федерации;
- подготовки и принятия Программы долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации.
Список использованной литературы
Официальные документы.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. – М.: Издательский дом «Литера». – 1999. – С.6.
2. Федеральный Закон от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»
3. Федеральный Закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
4. Федеральный Закон 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173ФЗ
5. О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений: федер. закон РФ от 30.04.2008 № 56-ФЗ (полностью вступает в силу с 1 января 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. - №18. – Ст.1943.
6. О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995г. №790 // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1995.- №8.- Ст.54.
7. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 23 июня 2008 г. "О бюджетной политике в 2009 - 2011 годах"
8. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 25 мая 2009 г. "О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах"
9. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 29 июня 2010 г. "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах"
Учебники, учебные пособия, монографии, коллективные работы, сборники научных трудов.
10. Астапов К.Л. Реформирование пенсионной системы Российской Федерации / К.Л. Астапов // Финансы и кредит.- 2002.- №13.- С.47-49.
11. Батанов Г.Н. 15 лет работы, 15 лет свершений / Г.Н. Батанов // Пенсия.-2005.- №12.- С.31-33.
12. Волгин Н.А. Социальная политика / Н.А. Волгин. – М.: Экзамен, 2004. – С.15
13. Вьюницкий В.И. Кто несёт ответственность за сохранность накопительной части пенсии?/ В.И. Вьюницкий // Пенсия.- 2007.- №9.-С.67-70.
14. Гонтмахер Е.И. Как спасти пенсионную систему: Перед Россией маячит перспектива возвращения к советскому вспомоществованию по старости «Независимая газета» 15.08.2008 С.4-6
15. Зурабов М.Ю. Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации / Под общ. ред. М.Ю. Зурабова.- М.: Норма: Инфра-М.-2007.- 944с.
16. Интервью председателя Правления Пенсионного фонда РФ А.В. Дроздова газете «Русский Newsweek» 30.06.2009 «Что дадут пенсионерам изменения в пенсионном законодательстве?»
17. Кузнецова О.В. Пенсия 2009. Порядок расчета и выплаты М., 2009 250 с.
18. Локшина О.В. Пенсионное законодательство: основные положения и практика применения / О.В. Локшина // Трудовое право.- 2003. - №4. - С.15.
19. Роик В.Д. Социальный налог и социальное страхование: борьба идеологий переходит в практическую область/ В.Д. Роик // Российский экономический журнал. 2000.- №5.- С.96.
20. Старшинова А.В. Идеология социальной работы как предмет социального исследования / А.В. Старшинова // Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XX веке: социальные вызовы и альтернативы». В 3 т.- М.: Альфа-М, 2003.- Т.3- С. 257.
Интернет-ресурсы:
21. Алехин М. О пенсионной реформе / М. Алехин [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.rospensia.ru
22. Городецкий В.С. Пенсионная реформа в России / В.С.Городецкий [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www. reformy.ru
23. Дегтярев Г.П. Пенсионные реформы в России / Г.П.Дегтярев [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.pensioninfo.ru.
24. Накопительная система – благополучная старость [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.rospensia.ru
25. Сведения о численности пенсионеров и суммах назначенных им пенсий в целом по Российской Федерации по состоянию на 1 января 2010 года [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.pfrf.ru
26. Тучкова Э. Формирование системы пенсионного обеспечения России / Э.Тучкова [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.actuaries.ru/lit/
27. Городецкий В.С. Пенсионная реформа в России / В.С.Городецкий [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www. reformy.ru.
28. Морро Г.И. О необходимости пенсионной реформы / Г. И. Морро [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //viperson.ru
[1] См. напр.: Постановление Совмина СССР от 14.11.1956 N 1475 «Об утверждении Положения о персональных пенсиях»
[2] Люблин Ю.З., Роик В.Д. Российская пенсионная реформа: проблемы, противоречия, перспективы // Человек и труд. – 2000.- № 3.- С.29 - 32
[3] Астапович А.З. и др. Институциональная инфраструктура пенсионной реформы в России. М., 1998 С.45
[4] Закон РСФСР от 11.06.1964 «Об утверждении Гражданского кодекса РСФСР»
[5] Закон СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР»; Закон от 20.11.90 г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»
[6] Якушев Л.П. О мировом опыте и национальных особенностях российской пенсионной системы // Пенсия. – 1998.- № 3.- С.20
[7] Там же С.21
[8] Там же С.24
[9] Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2122-1 (ред. от 05.08.2000) «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)»
[10] См. Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2122-1
[11] Там же.
[12] Официальный сайт Пенсионного Фонда Российской Федерации [http://www.pfrf.ru/]
[13] Там же.
Информация о работе Пенсионное обеспечение в Российской Федерации