Пенсионное обеспечение в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 09:22, курсовая работа

Описание работы

Пенсионная система - совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии.
Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, гораздо позднее, чем в большинстве европейских стран. В своем развитии оно охватило только часть населения России.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…….
1. Пенсионное обеспечение: исторический аспект……………………….…
1.1 Формирование пенсионного законодательства в советский период…...
1.2 Реформирование российской пенсионной системы……………..………
2. Реализация пенсионной реформы в России…………………..……………
2.1. Пенсионная реформа 2002 г.: основные итоги ……………………….…
2.2. Государственное регулирование пенсионной системы …………….…..
2.3. Специфические проблемы построения российской пенсионной системы………………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………..….
Список использованной литературы ………………………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово - кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций[13]. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

Кроме того, можно отметить, что дореформенная пенсионная система не обеспечивала эквивалентности размера получаемых пенсий уплаченным взносам. Действовавшая в Советском Союзе распределительная пенсионная модель начала «стареть», и взносов, перечисленных в пенсионную систему, не хватало для выплаты текущих пенсий ныне живущим пенсионерам. Во-вторых, данной несбалансированности «содействовал» институт льготных пенсий в связи с особыми условиями труда – к началу пенсионной реформы льготная досрочная пенсия устанавливалась каждому четвертому вновь выходящему на пенсию работнику.

 

 

1.2 Реформирование российской пенсионной системы

Современная пенсионная реформа, осуществление которой началось с января 2002 г., предусматривает радикальное изменение всех основных элементов ранее сложившейся системы обязательного пенсионного обеспечения. Это – долгосрочная экономическая программа, рассчитанная на 15–20 лет, предусматривающая переход от солидарно-распределительной пенсионной системы, функционировавшей в советский период, к комбинированной пенсионной системе, которая наряду с распределительными элементами содержит накопительные элементы.

За столь продолжительный период в любой рыночной экономической системе, даже в самой высокоразвитой и устойчивой, происходят различные изменения (меняется структура ВВП, снижаются темпы роста экономики в целом, увеличиваются темпы инфляции, падает уровень жизни и т.д.) поэтому накопленные пенсионные денежные средства в форме пенсионного капитала требуют специального и высокопрофессионального управления.
Управление пенсионными накоплениями в развитых рыночных странах – объект деятельности целого комплекса специалистов, начиная с финансовых менеджеров, доверительных и инвестиционных управляющих, актуариев и др., которые должны максимально точно рассчитать объем накапливаемых финансовых обязательств, необходимый уровень доходности пенсионного капитала, продолжительность периода дожития каждой когорты застрахованных, сумму пенсионных прав каждого застрахованного исходя из периода дожития и накопленного капитала и т.п.
Проводимая пенсионная реформа непосредственно связана как с социально-политическими, так и с экономическими аспектами развития России.

Содержанием социально-политических аспектов является предоставление государственных гарантий экономически активному населению по обеспечению определенных финансовых выплат (возможно, даже больших в реальном исчислении по сравнению с предоставленными сейчас средствами) в будущем за счет текущих накоплений. Экономические аспекты реформы напрямую зависят от характера использованных аккумулируемых пенсионных средств – например, для увеличения инвестиционной активности сегодня, что предопределит сохранению поступательного развития российской экономики и позволит создать необходимые условия для сохранения пенсионных накоплений в реальном исчислении.

Пенсионные деньги как воздух нужны экономике – они будут работать ней как масштабные долгосрочные инвестиции. Потенциал этого рынка России очень высок. Инвестирование пенсионных накоплений становится все более важным фактором для развития рыночной экономики в России в связи с дальнейшим проведением пенсионной реформы и созданием большого числа управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов, как наиболее динамично развивающихся отрасли финансового рынка.
Реализация любой по форме пенсионной реформы непременно столкнется с соответствующими проблемами – слабостью банковской системы и финансовых рынков. Перспективы реформирования системы коммерческих банков России и дальнейшего развития отечественных финансовых рынков со всей очевидностью и определят успех / провал пенсионной реформы.
Основной проблемой является обеспечение инвесторам приемлемой доходности, ориентиром для которой, очевидно, могут служить темп инфляции. Но основная нагрузка в любом случае ложится на государство (т.е. инвестиции, по крайней мере на начальном этапе, будут осуществляться преимущественно в государственные облигации), обеспечение положительной реальной доходности будет связано с перспективами, касающимися темпов экономического роста в России.
Вопрос об участии в пенсионной реформе негосударственных пенсионных фондов оказался одним из центральных, так как уже в ближайшие два десятилетия объем пенсионных накоплений будет сопоставим с размерами бюджета государственного пенсионного обеспечения. А к середине наступившего века – и с размерами федерального бюджета Российской Федерации. Что касается НПФ, то здесь масштабы сравнения еще боле впечатляющи: ежегодное поступление накопительных отчислений (35–40 млрд. рублей или более 1 млрд. долларов) практически близко к общему объему активов всех негосударственных фондов (на 1 июля 2002 г.-51 млрд. рублей). А к 2015 году, когда на пенсию могут начать выходить первые пенсионеры, пенсиях которых уже будут накопительные части, общий объем средств отчисляемых на их финансирование, составит 10–15 млрд. долларов.

Естественно, что негосударственные пенсионные фонды хотят взять под контроль хотя бы часть весьма крупных для масштабов России финансовых ресурсов. Практическая значимость темы:

Оптимистичный (но маловероятный в нынешний момент) сценарий, предусматривающий активное вмешательство денежных властей реформирование национальной банковской системы и финансовых рынков, предполагает значительное расширение облигационного рынка, а также максимальное содействие развитию рынка корпоративных и ипотечных облигаций. В этом случае увеличение емкости российского финансового рынка в 2012–2013 гг. может составить 180–195 млрд. руб. при условии потенциального спроса со стороны пенсионных фондов в 80 млрд. руб. Реализация подобного сценария позволит не только аккумулировать средства в пенсионные фонды, но и создать условия для восстановления эффективных рынков России.

По мнению многих российских аналитиков, нынешнее состояние российского финансового рынка не позволяет рассматривать его как объект для инвестирования пенсионных средств. Потенциал развития финансового рынка в рамках инерционного сценария (предусматривающего сохранение ныне действующих тенденций) предполагает его расширение, притом, что спрос со стороны пенсионных фондов оценивается, как минимум, в 80 млрд. руб. Но российский фондовый рынок за последние года вырос и окреп. Его капитализация практически достигла докризисного уровня 1999 года – 143,6 млрд. рублей. Этот показатель превысит, годовой объем розничной торговли в 2012 году по прогнозам экономистов достигнет 200–400 млрд. долларов.

Основное направление фондового рынка – это рост и очень важно, что на рынок пришел отечественный инвестор, где роль его здесь постоянно возрастает.

Если объем потенциальных инвестиций существенно превысит емкость рынка, что приведет к резкому снижению доходности по облигациям (и их отрицательной реальной доходности) и неоправданному росту цен на акции российских предприятий.

Пенсионная реформа является одной из самых сложных и болезненных проблем переходного периода, так как затрагивает все слои общества. Это широкая программа, предполагающая решение, как неотложных текущих задач, так и проблем стратегического порядка, направленных на рационализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обеспечения. Неудачи в ее осуществлении определят на многие годы отношение населения к реформам в целом.

 

2. Реализация пенсионной реформы в России

2.1. Пенсионная реформа 2002 г.: основные итоги

 В соответствии со Стратегией-2010 целью российской пенсионной реформы, начатой в 2002 г. (одновременно со многими европейскими странами), являлась реализация принципов социального страхования, которые позволяют балансировать пенсионные права и обязательства в долгосрочной перспективе. При этом на каждом этапе реформы все мероприятия должны адаптироваться к конкретным макроэкономическим и демографическим условиям.

Так, на этапе 2002 г. было предусмотрено решение текущих и долгосрочных задач:

- повышение реального размера пенсий и создание эффективного механизма его защиты от обесценивания;

- обеспечение текущей финансовой устойчивости пенсионной системы;

- преодоление возросшей уравнительности пенсионных выплат и усиление их персонифицированной дифференциации в непосредственной зависимости от страховых взносов;

- усиление связи между размером назначаемой пенсии и величиной предыдущих заработков, а также уплачиваемых за работника страховых взносов; повышение заинтересованности работников и работодателей в уплате страховых взносов;

- предотвращение кризиса пенсионной системы в связи со старением населения России.

Для решения текущих задач была проведена конвертация (денежная оценка) пенсионных прав (в зависимости от стажа и заработка пенсионера), изменена структура пенсий, в пенсионной формуле для преодоления уравнительности и усиления дифференциации пенсионеров по уровню пенсий стали учитывать суммы страховых взносов за застрахованное лицо в ПФР и ожидаемую продолжительность периода выплаты пенсии, введена субсидиарная ответственность государства по обязательствам ПФР для обеспечения его финансовой устойчивости.

Для решения долгосрочных задач были внедрены механизмы накопительного финансирования пенсий, призванные обеспечить сохранение достигнутого уровня пенсионного обеспечения и его повышение путем накопления средств на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.

Однако не все запланированные мероприятия пенсионной реформы 2002 г. были реализованы: остается нерешенной острейшая проблема реформирования досрочных пенсий путем вывода их из распределительной в профессиональные пенсионные системы (разработчик – Минэкономразвития России[17]).

До сих пор треть пенсионеров по старости, пенсия которым в разные годы назначалась досрочно, не достигла общеустановленного пенсионного возраста. Каждое третье новое назначение пенсий по старости составляют получатели досрочных пенсий. Финансирование досрочных периодов отвлекает из пенсионного бюджета около четверти всех финансовых ресурсов и резко снижает общий уровень материального обеспечения пенсионеров по старости, выходящих на пенсию в общеустановленном пенсионном возрасте.

Незаконченным до настоящего времени остается и реформирование накопительной составляющей трудовой пенсии, что делает ее функционирование малоэффективной и приводит к девальвации пенсионных прав застрахованных лиц, включенных в эту систему.

Применение для расчета размера накопительной части трудовой пенсии показателя ожидаемой продолжительности выплаты трудовой пенсии по старости в распределительной системе[18] неизбежно приведет к дефициту бюджета ПФР по накопительному компоненту.

Отсутствуют гарантии покрытия не только минимальной, но даже отрицательной доходности от инвестирования пенсионных накоплений, т.е. прямой потери пенсионных прав.

В результате низкой эффективности инвестирования средств пенсионных накоплений для первого поколения застрахованных лиц (1953(м) / 1957(ж) г. – 1966 г. рожд.) полученная доходность обеспечивает накопительную часть трудовой пенсии в 2010 г. в среднем размере всего 91 руб., для второго поколения (1967 г. рожд. и позднее) по достижении пенсионного возраста - в размере 1007 руб. Застрахованные лица, имеющие 30 лет страхового стажа, при наступлении пенсионного возраста будут получать накопительную часть трудовой пенсии в среднем размере 5456 руб. (в 2035 г.), что составит 15,7% от среднего размера их трудовой пенсии по старости.

Из-за опережающего роста индексации расчетного пенсионного капитала (страховая часть пенсии) относительно роста доходности от инвестирования пенсионных накоплений (накопительная часть пенсии), несмотря на закладываемые в прогноз оптимистические параметры (4% сверх темпов инфляции), прямые потери пенсионных прав застрахованных лиц составляют к 2010 г. уже 19% пенсии, а к 2035 г. возрастут до 30% пенсии.

Статистика свидетельствует, что за 8-летний период функционирования накопительного механизма финансирования пенсий большинство застрахованных лиц остались пассивными участниками пенсионной системы и не проявили заинтересованности в формировании своих пенсионных накоплений. Из почти 70 млн. чел., имеющих к началу 2010 г. пенсионные накопления, 63 млн. чел. по-прежнему остаются в государственной управляющей компании, лишь 0,9 млн. чел. доверили управление накоплениями частным управляющим компаниям и 5,7 млн. чел. – НПФ. Причем, последние – это, в основном, работники крупных корпораций.

Причины торможения в развитии накопительного компонента пенсионной системы, помимо отмеченных выше недостатков, заключаются в следующем:

- отсутствие у застрахованных лиц права выбора способа формирования своих пенсионных накоплений (добровольного или обязательного);

- отсутствие гарантий сохранности пенсионных накоплений и недоверие граждан к негосударственным институтам;

- отсутствие у застрахованных лиц права собственности на пенсионные накопления и возможности передачи по наследству своих пенсионных прав по накопительной части пенсии;

Информация о работе Пенсионное обеспечение в Российской Федерации