Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 11:50, курсовая работа
Целью данной работы определение состояния и перспектив развития пенсионного фонда РФ как ведущего института социальной защиты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- описать структуру, и состояние пенсионного фонда РФ;
- проследить динамику и перспективы развития пенсионного фонда России;
- ознакомиться с сущностью и результатами пенсионной реформы;
-определить роль Пенсионного фонда России в социальной защите граждан на примере г. Пятигорска.
Структура данной работы:
Первая часть курсовой работы освещает общие положения пенсионного фонда РФ, законодательство и правовой статус ПФР, его теоретические и методологические основы.
Вторая часть работы посвящена рассмотрению вопроса пенсионной реформы, современного состояния ПФР и перспективам его развития.
В третьей части работы раскрываются особенности функционирования Государственного учреждения – Управления ПФР по г. Пятигорску в связи с проводимой пенсионной реформой.
Введение…………………………………………………………………….2
Глава1. Общие положения пенсионного фонда РФ……………………...4
1.1 История становления ПФР……………………………………………..4
1.2 Структура и задачи ПФР……………………………………………….5
1.3 Пенсионная реформа……………………………………………………8
1.3.1 Предпосылки пенсионной реформы…………………………………8
1.3.2 Законодательная база пенсионной реформы………………………..9
1.3.3 Виды и состав трудовых пенсий……………………………………..10
Глава2. Модель пенсионной системы РФ…………………………………17
2.1 Статус человека по отношению к пенсионной системе……………...17
2.2 Принципы построения сценариев для моделирования………………18
2.3 Принцип расчёта страховой и накопительной частей трудовой пенсии………………………………………………………………………..25
Глава3. Перспективы развития новой пенсионной системы…………….27
3.1 Основные различия между старой пенсионной системой и новой….27
3.2 Проблемы и перспективы развития пенсионного фонда…………….27
Заключение………………………………………………………………….32
Список литературы…………………………………………………………36
Приложения…………………………………………………………………35
Демографический фактор
Динамику половозрастной численности населения определяют три показателя - рождаемость, смертность и миграция.
Во второй половине XX века во многих странах произошло падение рождаемости ниже уровня, обеспечивающего воспроизводство населения (порядка 2,1 ребенка на одну женщину) (табл. 1). Не избежала этой участи и Россия, где особенно резкое падение рождаемости имело место в 1990-е годы.
Таблица 1 Суммарный коэффициент рождаемости (на одну женщину)16
Страна | 1960 | 1970 | 1980 | 1995 | 2000 |
Великобритания | 2,72 | 2,43 | 1,90 | 1,83 | 1,74 |
Франция | 2,73 | 2,47 | 1,95 | 1,78 | 1,65 |
Германия | 2,37 | 2,03 | 1,56 | 1,45 | 1,26 |
Италия | 2,41 | 2,42 | 1,64 | 1,34 | 1,22 |
Россия | 2,42 | 1,97 | 1,89 | 1,89 | 1,34 |
в 2005 году — 1.17.
Можно рассмотреть три сценария рождаемости:
1. Низкий, в соответствии, с которым суммарный коэффициент рождаемости упадет до минимального в настоящее время европейского показателя — 1,09;
2. Средний, в соответствии, с которым суммарный коэффициент рождаемости вырастет до 1,4;
3. Высокий, в соответствии, с которым суммарный коэффициент рождаемости вырастет до 1,75.
Еще одним, наряду с суммарным коэффициентом рождаемости, параметром демографического прогноза является средний возраст матери при рождении ребенка. Низким сценарием предполагается, что средний возраст матери при рождении ребенка стабилизируется на уровне, который чуть ниже нынешнего — 25,7 года, а средним и высоким сценариями предполагается рост среднего возраста матери при рождении ребенка до 27,8 и 30,6 года соответственно.
Три сценария смертности:
1. Низкий, в соответствии, с которым продолжительность жизни мужчин возрастет до 62,4 года, а женщин — до 75,2 года. Фактически в этом прогнозе предполагается, что до 2050 года продолжительность жизни в России так и не превысит показателей 1986 года;
2. Средний, в соответствии, с которым продолжительность жизни мужчин вырастет до 66,3 года, а женщин — до 77,7 года;
3. Высокий, в соответствии, с которым продолжительность жизни мужчин увеличиться до 70,3 года, а женщин — до 81,0 года. Следует заметить, что даже эта продолжительность жизни ниже современной продолжительности жизни в ряде развитых стран мира.
Все три варианта предусматривают существенное снижение коэффициента младенческой смертности: с 15,3 смерти на 1000 человек до 5,0; 3,8 и 3,5 в низком, среднем и высоком сценариях соответственно.
Все основные сценарии предусматривают достаточно низкую международную миграцию в Россию. Низкий сценарий предполагает падение нетто миграции в Россию с 45 тыс. человек в 2005 году до 30 тыс. человек в 2050 году; средний — с 96 тыс. до 61 тыс. человек, а высокий — со 127 тыс. до 90 тыс. человек. Кроме того, в докладе Госкомстата России рассматривается четвертый (дополнительный) вариант миграции, в соответствии с которым нетто миграция составит порядка 270 тыс. человек в год.
В
докладе приведены результаты прогноза
численности населения в
Таблица 2 Сценарные предпосылки и ожидаемая численность населения России17
Год | Сценарий | |||
низкий | средний | средний с высокой миграцией | высокий | |
Суммарный коэффициент рождаемости | ||||
2007 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 |
2025 | 1,09 | 1,4 | 1,4 | 1,66 |
2050 | 1,09 | 1,4 | 1,4 | 1,75 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (мужчины), лет | ||||
2007 | 59,0 | 59,0 | 59,0 | 59,0 |
2025 | 60,2 | 63,1 | 63,1 | 65,5 |
2050 | 62,4 | 66,3 | 66,3 | 70,3 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (женщины), лет | ||||
2007 | 72,2 | 72,2 | 72,2 | 72,2 |
2025 | 73,4 | 75,0 | 75,0 | 76,9 |
2050 | 75,2 | 77,7 | 77,7 | 81,0 |
Миграционный прирост, тыс. человек | ||||
2001–2025 | 1050 | 2204 | 4609 | 3104 |
2026–2050 | 790 | 1675 | 6650 | 2470 |
Численность постоянного населения, на конец года, тыс. человек | ||||
2007 | 144 819 | 144 819 | 144 819 | 144 819 |
2010 | 134 685 | 138 186 | 138 601 | 140 116 |
2020 | 121 983 | 130 990 | 131 836 | 137 323 |
2030 | 107 311 | 121 501 | 123 994 | 132 758 |
2040 | 92 129 | 111 568 | 115 920 | 127 036 |
2050 | 77 162 | 101 921 | 107 605 | 122 634 |
При
формировании сценариев для прогнозирования
численности населения
1 Низкая рождаемость в сочетании с высокой продолжительностью жизни. Это наихудшее для государственной пенсионной системы сочетание, при котором низкая численность лиц работоспособного возраста (низкая рождаемость) сочетается с относительно высокой численностью пенсионеров (высокая продолжительность жизни). Выше уже упоминалось, что даже высокий прогноз Госкомстата России предполагает более низкую продолжительность жизни в России в 2050 году, чем современная продолжительность жизни в ряде развитых странах мира. Это предположение консервативно с точки зрения прогнозирования численности населения, но не с точки зрения проблем пенсионной системы. Поэтому целесообразно рассмотреть вариант с существенно более высоким ростом продолжительности жизни;
2. Высокая рождаемость в сочетании с низкой продолжительностью жизни. Как ни цинично это звучит, но низкая продолжительность жизни хороша для государственной пенсионной системы, поскольку при этом сокращается количество пенсионеров. Кроме того, высокая рождаемость приводит к относительному увеличению численности лиц работоспособного возраста.
Описываемая модель пенсионной системы Российской Федерации включает в себя блок прогнозирования численности населения. Расчетные алгоритмы блока, использующие стандартный метод передвижки по возрастам с миграцией, практически совпадают с используемыми Госкомстатом России. Это позволяет заложить в модель любые предположения об основных параметрах демографического прогноза:
1. Рождаемости: суммарный коэффициент рождаемости и средний возраст матери при рождении ребенка;
2. Смертности: ожидаемая продолжительность жизни при рождении для мужчин и женщин, а также младенческая смертность;
3. Миграции: общее количество выбывших из страны и прибывших в страну.
Следует заметить, что, во-первых, в блок прогнозирования численности населения заложены алгоритмы перевода интегральных показателей, таких, как продолжительность жизни или общее количество прибывших и выбывших, в половозрастные характеристики смертности и миграции; во-вторых, модель позволяет проводить расчеты с использованием внешнего прогноза численности населения; в-третьих, как уже упоминалось выше, низкий, средний и высокий сценарии Госкомстата России предусматривают достаточно низкую международную миграцию, поэтому миграция не учитывается в приведенных выше формулах для расчета основных показателей страховой и накопительной частей трудовой пенсии, однако изложенный в данной статье подход позволяет модифицировать формулы таким образом, чтобы они в явном виде учитывали обе составляющие миграции: эмиграцию и иммиграцию, что имеет смысл только в случае изучения вопроса о возможном влиянии на пенсионную систему высокой миграции.
Разбивка половозрастных групп на подгруппы
Разбивка половозрастных групп на подгруппы проводилась в соответствии с установленными выше процентными соотношениями19.
В базовом сценарии численность досрочных пенсионеров по старости устанавливалась в соответствии с действующим законодательством. Это означает сокращение их численности в соответствии с пунктом 3 статьи 28 Федерального закона № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который предусматривает, что указанные в данной статье лица, проработавшие на 1 января 2003 года менее половины требуемого для досрочного назначения пенсии срока, будут получать профессиональные пенсии, назначение которых будет регулироваться соответствующим федеральным законом. Одним из основных альтернативных сценариев является исключение из пенсионного законодательства права на досрочную пенсию по старости.
В базовом сценарии количество плательщиков пенсионных взносов установлено в соответствии с прогнозом Минэкономразвития России. В альтернативных сценариях рассмотрены иные варианты расчета численности плательщиков взносов.
Дополнительно
проведен анализ чувствительности основных
финансовых результатов модели к изменению
численности пенсионеров по инвалидности.
Макроэкономический фактор
В модели использовались следующие макроэкономические показатели20:
В
базовом сценарии применялся прогноз
Минэкономразвития России. В альтернативных
сценариях варьировались
Доходность инвестиций
Доходность инвестиций — очень важный параметр, определяющий эффективность введения накопительной части трудовой пенсии. Следует отметить, что с точки зрения пенсионной системы важна не номинальная, а реальная доходность, то есть доходность сверх инфляции. Более того, большое значение имеет превышение доходности инвестиций над темпами роста заработной платы, поскольку рост заработной платы напрямую связан с объемом взносов21.
Доходность
инвестиций — очень трудно прогнозируемый,
наряду с макроэкономическими
В качестве базовой ставки доходности при моделировании российской пенсионной системы использовался прогноз Минэкономразвития России. В альтернативных вариантах этот показатель варьировался в широком диапазоне.
Следует учитывать, что доходность инвестиций на этапах накопления и выплаты пенсии может быть разной. Это связано с различиями в регулировании пенсионных накоплений на этих двух этапах, а также с тем, что пенсионными накоплениями и выплатой пенсии могут заниматься разные финансовые институты, например, накоплениями могут заниматься негосударственные пенсионные фонды, а выплатой пенсий — страховые компании.
Индексация базовой, страховой и накопительной частей трудовой пенсии
В базовом сценарии базовая часть трудовой пенсии индексировалась в соответствии с инфляцией. Альтернативные варианты предусматривали более высокую индексацию, с тем, чтобы довести базовую часть трудовой пенсии до уровня прожиточного минимума.
В базовом сценарии страховая часть трудовой пенсии индексировалась в соответствии с индексом роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии. Альтернативные сценарии предусматривали широкий выбор вариантов индексирования.
Информация о работе Пенсионная система РФ и перспективы её развития