Парижский и Лондонский клубы кредиторов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 19:35, реферат

Описание работы

Международный кредит - разновидность экономической категории "кредит". Это - движение ссудного капитала в сфере Международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности, обеспеченности и уплаты процентов. В качестве кредиторов и заемщиков выступают банки, предприятия, государства, международные финансовые институты. Условия международного кредита отражают его связь с экономическими законами рынка и используются для решения задач экономических агентов рынка и государства.

Содержание

Введение 3
1. Необходимость международных финансовых институтов 5
2. Парижский и лондонский клубы кредиторов 9
2.1. Парижский клуб 9
2.2. Лондонский клуб 14
2.3. Сравнение Парижского и Лондонского Клуба 16
3. Взаимоотношения с Россией 19
3.1. Россия и Лондонский клуб 19
3.2. Россия и Парижский клуб 21
Заключение 25
Библиография 27

Работа содержит 1 файл

Парижский и лондонский клубы кредиторов.docx

— 45.56 Кб (Скачать)

     Основное  из них состоит в том, что Лондонский Клуб занимается реструктуризацией  долгов коммерческим структурам, тогда  как Парижский Клуб пересматривает долги официальным кредиторам. Лондонский клуб не имеет постоянного Председателя или секретариата, его процедуры  и организация носят более  свободный характер, чем в Парижском  Клубе. Поэтому Правила, регулирующие проведение заседаний Лондонского  Клуба, значительно различаются  в зависимости от страны. При этом, при отсутствии формальных рамок  пересмотра сроков погашения долга  в Лондонском клубе, коммерческие банки, несущие максимальные риски в  отношении страны, добивающейся реструктуризации своей задолженности, образуют единый руководящий комитет под названием  банковский консультативный комитет  для защиты интересов коммерческих банков, предоставляющих займы той  или иной стране.

     Хотя  в реструктуризации долга Лондонским Клубом могут участвовать сотни  кредиторов (банков), в состав данного  руководящего комитета входит не более 15 банков. При этом, соглашение, достигнутое  между страной-должником и руководящим  комитетом, должно получить поддержку  банков, на которые приходится 90-95% обязательств должника. Только после этого данное соглашение может быть официально подписано. Таким образом, реструктуризация долга  в Лондонском Клубе может стать  утомительной, длительной и дорогостоящей  процедурой, прежде всего, со стороны  должника.

     Лондонский  Клуб не пересматривает выплату как  основной суммы долга, так и процентов. Вместо этого коммерческие банки  предоставляют стране новый заем в качестве пакета мер по реструктуризации. Доли отдельных банков в таком  займе обычно основаны на величине их рисков в стране-должнике. Однако в последние годы банки проявляют  все большее нежелание предоставлять  дополнительные средства основной части  должников. В результате, сегодня  Лондонский клуб в отличие от Парижского пересмотреть сроки погашения долга, не требуя от страны должника заключения с МВФ соглашения о резервных  кредитах. Парижский Клуб обычно не соглашается на периоды консолидации, продолжительностью более чем 1 год, а Лондонский Клуб предпочитает, чтобы  они были более двух-трех лет.

     Таким образом, имеются как общие черты, так и отличительные особенности.

 

      3. Взаимоотношения  с Россией 

     3.1. Россия и Лондонский  клуб 

     Впервые проблема советского долга встала перед  Лондонским клубом в 1991 году, когда  Москва отказалась заплатить проценты по нему. Тогда же в рамках клуба  был образован специальный консультативный  совет, куда вошли 13 коммерческих банков – крупнейших кредиторов России. Главная  и единственная задача совета формулировалась  донельзя просто: урегулирование задолженности  бывшего СССР коммерческим банкам. Вместе с тем, задача оказалась чрезвычайно  сложной и вплоть до осени 1997 года консультативный совет регулярно  заседал, каждые три месяца принимая решение об отсрочке выплаты долгов и процентов еще на три месяца. Совет (с 1993 года, Банковский консультативный  комитет – БКК, председателем  в котором на настоящий момент является Deustche Bank AG) стал основным партнером, с которым Министерство финансов России вело переговоры о реструктуризации задолженности.

     При этом позиция БКК с самого начала была очень жесткой: Москва, пусть  и с отсрочкой, должна выплатить  все до последнего цента. Еще в 1993 году она была предельно четко  сформулирована на заседании совета представителями немецких банков: соглашение о реструктуризации рассматривается  только как кредит, предоставленный  России на сверхльготных условиях.

     Следует отметить, что вплоть до 1993 года в  российском правительстве вообще плохо  представляли размеры внешней задолженности  бывшего СССР. Предположения колебались от 80 до 120 млрд. долл. Если учесть, что  все золотовалютные резервы страны составляли в 1993 году около 5 млрд. долл., становится ясно, что осуществление  платежей практически не представлялось возможным.

     В 1991 году после распада СССР сначала  предполагалось, что каждое из вновь образованных государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу (в тот момент союзный долг оценивался в 108 млрд. долл.), а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР. Однако в итоге получилось так, что только Россия смогла обслуживать свои обязательства по внешним долгам. Поэтому вскоре стороны договорились, что Россия примет на себя долги всех бывших республик СССР в обмен на отказ от причитающейся доли активов (так называемый нулевой вариант). Подобное решение стоило дорого, но позволило России сохранить свои позиции на внешних финансовых рынках, зарубежную инфраструктуру, а также на некоторое время обеспечило доверие потенциальных западных партнеров.

     После образования БКК первые реальные шаги в деле урегулирования задолженности  Российской Федерации перед Лондонским клубом были сделаны в конце 1994 года Александром Шохиным, тогдашним  вице-премьером правительства РФ. Ему удалось договориться с главой БКК Кристианом Фонтцем об отсрочке по процентам на пять лет и выплате  долга через десять лет. Однако данное решение рассматривалось даже самими участниками переговоров лишь как  временная мера, за которой должно последовать кардинальное переоформление основной части долга и накопившихся процентов в российские государственные  облигации. В ноябре 1995 года новый  вице-премьер Владимир Пансков сделал следующий шаг – добился реструктуризации на 25 лет.

     Далее у российского правительства  существовала альтернатива: либо настаивать на списании значительной части долга, либо идти по пути его дальнейшей реструктуризации. Первый вариант выглядел наиболее предпочтительным, однако крайне жесткая позиция немецких банков, на долю которых приходилось  около 53% всей суммы долга, не оставила никаких шансов добиться его принятия. После колебаний было решено, что  следует идти по пути реструктуризации долга.

     Необходимо  отметить, что в случае списания также существовали свои "подводные камни". Во-первых, списание возможно только один раз, причем оставшуюся часть должник платит по довольно жесткому графику. Во-вторых, новые бумаги, в которые переоформляются в этом случае долги клубу, по своему статусу соответствуют еврооблигациям, любая просрочка по которым влечет объявление кросс-дефолта, резкое падение кредитного рейтинга страны, а также ее изоляцию на мировых финансовых рынках.

     В итоге 17 ноября 1995 года состоялось подписание предварительного соглашения по реструктуризации долга бывшего СССР – на 25 лет  и с отсрочкой на 7 лет. Решено было переоформить весь долг вне зависимости  от даты погашения и сделать разбивку по невыплаченным процентам: отдельно за 1991-1992 гг., за 1993-1995 гг., за 1996 и 1997. При  этом на невыплаченные проценты за 1991-1995 гг. Внешэкономбанк выпустит процентные облигации, а проценты за 1996 и 1997 годы Россия должна выплатить живыми деньгами – около 380 млн. долл. и 700 млн. долл. соответственно.

     Оставалось  провести главную работу – полную выверку всего долга, поскольку  все подписанные соглашения могли  вступить в силу, по правилам Лондонского  клуба, лишь после 90% долга. Пик этой работы пришелся на лето 1997 года, когда  в среднем в месяц выверяли порядка 7 млрд. долга. Одновременно стало  ясно, сколько точно кредиторов из числа западных банков было у СССР. Оказалось, что по состоянию на декабрь 1991 года их число достигло 422.

     6 октября 1997 года Россия подписала  с Лондонским клубом кредиторов  соглашение о реструктуризации  задолженности бывшего СССР членам  клуба. Долг в 24 млрд. долларов  реструктурируется на 25 лет, а  выплата начинается с 2002 года  равными долями. 

     3.2. Россия и Парижский  клуб 

     Парижский и Лондонский клубы кредиторов являются ведущими международными финансовыми  объединениями.

     Парижский клуб кредиторов это важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров  мировой экономики. Парижский клуб более влиятелен, чем Лондонский, объединяющий представителей банков-кредиторов 19 стран. Лондонский клуб объединяет на неформальной основе около 600 крупнейших коммерческих банков.

     Лондонский  клуб весьма отличается от Парижского - как коммерческий банк отличается от государства. Правительственные  кредиторы не ограничены в деньгах, дают их другим странам взаймы охотно, причем исходя из коммерческих, а в  основном из политических соображений. Коммерческие же банки сами денег  не печатают, поэтому дают международные  наймы весьма осторожно - только тогда, когда заемщик обещает большие  проценты и комиссионные.

     Главная идея деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную  внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский  клуб решил, что в отдельных случаях  может быть списано до 67 % долга  той или иной страны. В феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80 %. Максимальная скидка предоставляется не всем. Для  этого должнику нужно не только быть бедным, но и активно проводить  рыночные реформы.

     В 1995 году Россия вступила в Парижский  клуб в качестве кредитора.8 Членство в Парижском клубе имеет для России неоспоримые преимущества. Развивающиеся страны Парижский клуб чрезвычайно уважают. Только Парижский клуб может при желании списать сколько угодно долгов и выдавать сколько угодно кредитов. И поэтому именно от него в наибольшей степени зависит экономическая политика развивающихся стран.

     Так что, вступив в Парижский клуб, Россия, прежде всего, получила реальную возможность влиять на мировую экономику. Во-первых, контролировать экономическую политику развивающихся и постсоциалистических стран, задолжавших клубу. Во-вторых, на равных разговаривать с МВФ. Вступление в клуб позволит России повысить свой кредитный рейтинг и еще успешнее размещать еврооблигации.

     А уже 17 сентября 1997г.9 в Париже Правительством Российской Федерации подписан Меморандум о взаимопонимании, оформивший присоединение Российской Федерации к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве полноправного государства-участника.

     Присоединение к Парижскому клубу способствует дальнейшей интеграции России в международную  финансовую систему и основывается на следующих принципах, изложенных в положениях Меморандума о взаимопонимании:

     Равноправное  участие России в рассмотрении вопросов урегулирования задолженности государств-должников. Начиная с даты подписания Меморандума  российские долговые требования приобретают  тот же статус, что и аналогичные  требования членов Парижского клуба.

     Признание и применение при урегулировании задолженности перед Россией  официального курса Госбанка СССР.

     Предоставление  начальной скидки на задолженность  государств-должников перед Россией. В настоящее время Россия присоединяется к международным программам оказания безвозмездной помощи беднейшим  странам для поддержания минимального уровня существования их населения, и в этой связи присоединение  Российской Федерации к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве государства-участника предусматривает  уменьшение абсолютного объема финансовых требований б. СССР к государствам-должникам  в зависимости от их экономического положения.

     В настоящее время наступил период погашения долгов Парижскому и Лондонскому  клубам. Россия уже погасила около 10 млрд, долларов. И далее она будет выполнять свои обязательства.

 

      Заключение 

     Международные кредитные отношения развиваются  большими темпами. Россия стремится  к комплексному решению проблемы международной задолженности при  соблюдении баланса интересов кредиторов и заемщиков. Долговой кризис 90-х  стал следствием крайне неблагоприятного переплетения субъективных и объективных  факторов. Глубина их воздействия  настолько велика, что ощущается  до настоящего времени. Меры, включая  масштабные внешние заимствования  и реструктуризацию долгов, не смогли предотвратить наступление кризиса.

     Следует отметить, что государственный долг как проблема, порождаемая бюджетным  дефицитом, представляет собой сумму непогашенных дефицитов госбюджетов, накопленную за всё время существования государства. В виде внешнего долга - задолженности государства гражданам и организациям других стран – государственный долг выступает необходимостью существования таких международных организаций, как Лондонский и Парижские клубы кредиторов.

     Как и Парижский Клуб, Лондонский Клуб стремится облегчить бремя развивающихся  стран по непосредственному обслуживанию внешнего долга. При этом ни один из этих Клубов не является международной  организацией. Их членский состав нестабилен и они не имеют какого-либо официального мандата. Каждый Клуб располагает комплексом правил и процедур, по проведению операций по пересмотру долга. В Лондонском Клубе  интересы банков-кредиторов представляет руководящий комитет в составе  тех банков, на которые приходится максимальная часть долга данной страны. В Парижском же Клубе чаще проводятся переговоры, на которых  кредиторы представлены наиболее влиятельными банками независимо от их доли в  данном пересматриваемом долге. Лондонский Клуб не пересматривает выплату как  основной суммы долга, так и процентов. Вместо этого коммерческие банки  предоставляют стране новый заем в качестве пакета мер по реструктуризации.

Информация о работе Парижский и Лондонский клубы кредиторов