Автор: v*******@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 19:02, доклад
ФЕДЕРАЛИЗМ БЮДЖЕТНЫЙ — распределение денежных доходов и расходов страны между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов федерации и муниципальными бюджетами с учетом источников поступлений средств и расходов для удовлетворения потребностей федерального, субфедерального и муниципального уровней.
В зависимости от объема полномочий субъектов федерации выделяют три модели бюджетных систем:
Основные статьи расходов на каждом уровне свои. На федеральном уровне это общенациональные задачи — оборона, базовое социальное обеспечение, международные проблемы, фундаментальная наука и т. п. На уровнях штатов и местной власти расходные статьи максимально приближены к функциям жизнеобеспечения населения. Прежде всего это образование и содержание библиотек, социальные пособия, здравоохранение, полиция и исправительная система, дороги, пожарная охрана и коммунальное хозяйство. Сложившаяся в США система Бюджетного федерализма не идеальна, работает с напряжением, подвергается критике. Но в целом выполняет поставленные задачи удовлетворительно.
Сходства и различия: Особенностью американской системы как было сказано выше то, что полномочия в области налогообложения всех штатов и федерального правительства практически независимы. При условии соблюдения конституционных положений штаты вправе вводить любые налоги по любым ставкам. В России такие полномочия у субъектов Федерации отсутствуют, В Налоговом Кодексе РФ определено, какие налоги имеет право взымать субъекты Федерации. Они уполномочены определять только ставку налога в определенных рамках. Правительство США всегда осуществляет администрирование своими собственными налогами, а местные органы власти могут вводить свои дополнения к налогам штатов.
Для
устранения существующих горизонтальных
диспропорций используются главным
образом целевые бюджетные
На первый взгляд децентрализованная модель принятия решений, характерная для США, по распределению бюджетных полномочий обладает одним важнейшим преимуществом перед централизованной моделью «наиболее вероятного эффективного распределения полномочий». Это преимущество состоит в адаптивности данной модели. Но так ли эффективна модель децентрализованного принятия решений? Основным, «демократическим» недостатком такой системы является излишняя ее децентрализация, что затрудняет, в свою очередь, принятие эффективных решений на федеральном уровне.
Недостатками
децентрализованной модели бюджетного
федерализма также является ослабление
контроля за бюджетно-налоговой
Исходные
предпосылки формирования федеративного
строя в России в корне отличны
от США. У российского федерализма есть
ряд специфических особенностей, которые
еще более усложняют реализацию данной
модели. К ним можно отнести неразвитость
демократических институтов и процедур;
различия в возрасте этих институтов.
Т.е., можно сделать вывод, на сегодняшний
день опыт федерализма США для нее неприемлем.
Модель бюджетного федерализма в Австралии
Австралийский
Союз, с точки зрения государственного
устройства, является федеративной системой
с высокой степенью централизации.
В Австралии существует трехуровневая
система управления — федеральная, администрация
штатов и территорий и местная власть
(руководство городов и других небольших
административных делений; в настоящее
время насчитывается около 680 "местных
правительств"). В соответствии с Конституцией
Австралии, все три уровня власти обладают
широкой автономией и полномочиями, однако
действуют в тесной взаимосвязи, что практически
исключает возникновение каких-либо серьезных
разногласий или конфликтных ситуаций.
В ведении федеральной власти находятся
вопросы обороны, внешней политики и торговли,
финансов, включая взимание налогов, пенсионного
и другого социального обеспечения, занятости,
иммиграции, таможни, выдачи загранпаспортов,
контроля за радио- и телевещанием. Каждый
из шести австралийских штатов представляет
собой самостоятельную административно-
В
Австралии модель межбюджетных отношений
является централизованной. Доля налогов
федерального правительства в
Центр сохраняет жесткий контроль над всеми государственными расходами путем предоставления штатам централизованных отчислений, определяемых по единой распределительно-уравнительной формуле, с целью удовлетворения бюджетных потребностей штатов и обеспечения единых по всей стране стандартов общественных услуг. Если бюджетные потребности какого-либо штата изменяются по сравнению с другими штатами, то специальная комиссия по субсидиям решает вопрос о том, следует ли предоставлять этому штату дополнительную субсидию. Как правило, такая субсидия, носящая разовый характер, рассчитана на то, чтобы получающий ее штат смог восстановить свое финансовое равновесие.
Единственным
районом, которому на постоянной основе
предоставлены особые налоговые
привилегии (специальный налоговый
режим), является Северная территория,
с 1978 г. получившая статус самоуправляющейся.
Субсидии, предоставляемые Северной территории,
рассчитываются таким же образом, как
и субсидии другим регионам: сначала определяются
потребности в бюджетных расходах, затем
из них вычитаются налоговые доходы региона,
и, в итоге, получается требуемая сумма
трансферта. Однако при этом учитывается
множество компонентов, отражающих ее
особые условия. Например, отдаленность
территории и низкая плотность населения
влекут за собой дополнительные расходы
на транспортировку и топливо, длительные
сроки исполнения заказов по поставкам,
повышенные расходы на связь и т.д. Необычно
молодой состав населения требует высокого
уровня ассигнований на реализацию программ
по проблемам материнства и детства, образования
и т.д.
Информация о работе Отличие централизованной от децентрализованной модели бюджетного федерализма