Автор: Алексей Соловьев, 07 Июня 2010 в 17:18, реферат
В современной экономической системе государство выполняет ряд общественно-значимых функций. Успешная их реализация предполагает, что каждая государственная программа должна иметь соответствующую финансовую поддержку. Государство использует финансовые ресурсы, аккумулируемые бюджетной системой за счет налогов и других видов доходов, на финансирование программ расходов. Расходы государства затрагивают интересы каждого гражданина, в демократических странах они привлекает к себе широкое общественное внимание, и являются предметом активной дискуссии. Предприятия, организации, граждане являются налогоплательщиками, они участвуют в финансировании доходной части бюджета и поэтому заинтересованы в том, чтобы государство эффективно распоряжалось финансовыми ресурсами. В развитых странах мира большое внимание уделяется развитию общественного контроля за формированием и исполнением программ расходов.
Введение
Состав и структура расходов
Методология планирования и финансирования расходов
Разграничение расходных полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации, местным самоуправлением
Расходы Федерального бюджета
Расходы бюджетов субъектов Федерации
Расходы местных бюджетов
Заключение
Список литературы
Нормативный метод планирования расходов и выплат используется в основном при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. Нормы устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Такими нормами могут быть:
• денежное выражение натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание населения в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.);
• нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры пособий, стипендий и т. д.);
• нормы, в основе которых лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т. д.).
Основным принципом бюджетного планирования должно стать гарантированное обеспечение в полном объеме действующих обязательств в соответствии с целями и ожидаемыми результатами государственной политики. До недавнего времени финансирование государственных и муниципальных обязательств учитывалось исходя из правовых актов о бюджете на очередной год, что являлось предельным горизонтом планирования, и как следствие, на позволяло в достаточной степени эффективно управлять долговременными расходами.
Действующее бюджетное законодательство предусматривает, что расходные обязательства – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности по расходованию средств соответствующего бюджета – должны упорядочиваться посредством ведения органами государственной власти и органами местного самоуправления реестров расходных обязательств. Под реестром расходных обязательств (ст. 87 БК РФ) понимается перечень законов, иных нормативных правовых актов, обусловливающих обязательства и правовые основания с указанием соответствующих положений законов с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения обязательств.
Финансовое обеспечение выполнения обязательств осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией (Годин А.М., Горегляд В.П. Бюджетная система Российской Федерации. М.-2009- с. 156).
Новым
инструментом бюджетного финансирования
является государственный (муниципальный)
социальный заказ. Под этим понимается
совокупность размещаемых на конкурсной
основе договоров, заключаемых между государственным
(муниципальным) заказчиком и поставщиком,
по условиям которых заказчик обязуется
оплачивать социальные, образовательные,
культурные, медицинские и другие социально
значимые виды услуг, оказываемые поставщиком
населению на бесплатной или частично
платной для потребителей этих услуг основе.
В разрезе уровней власти система управления расходами может быть классифицирована по принципам распределения бюджетных полномочий и принадлежности определенному уровню бюджета, предусмотренными действующим бюджетным законодательством.
До вступления в силу 1 января 2006 года изменений в законодательство о местном самоуправлении система управления расходами представляла собой трехзвенную систему, аналогичную уровням власти, предусмотренным Конституцией РФ (уровень Российской Федерации, уровень субъекта Федерации, уровень местного самоуправления).
Бюджетным
кодексом РФ выделяются бюджетные полномочия
федеральных органов
Бюджетная сфера Российской Федерации включает в себя сеть государственных и муниципальных структур – главных распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств и сеть бюджетных учреждений, небюджетных организаций – производителей и поставщиков бюджетных услуг и администраторов бюджетных средств.
Главные распорядители бюджетных средств (ГРБС) – это органы власти, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Распорядители бюджетных средств (РБС) – это органы власти, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Получатель бюджетных средств (ПБС) – это орган власти, бюджетное учреждение, имеющий право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.
Бюджетное учреждение (БУ) – это находящееся в ведении главного распорядителя бюджетных средств государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
Производителями
и поставщиками бюджетных услуг
населению и организациям могут
быть бюджетные учреждения, а также коммерческие
и некоммерческие организации, привлекаемые
к предоставлению бюджетных услуг населению
и организациям.
Расходы Федерального бюджета – это денежные средства, направляемые для исполнения расходных обязательств РФ, на финансовое обеспечение задач и функций государства.
Практические расходы Федерального бюджета – это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели (Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации, М., 2007.-84 с.).
Расходы федерального бюджета классифицируют:
-
по экономической роли в
-
по функциональному назначению
– на затраты на содержание
аппарата управления, финансирование
народного хозяйства,
В составе расходов бюджета в зависимости от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные расходы бюджета.
Капитальные расходы – часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на производство основных фондов, их капитальный ремонт.
Текущие
расходы бюджета – часть
Формирование
расходов федерального бюджета осуществляется
в соответствии с расходными обязательствами
РФ, обусловленными установленным
Расходные
обязательства возникают в
-
принятия федеральных законов
или нормативных актов
-
заключение Российской
- субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на исполнение расходных обязательств субъектов;
- субвенции местным бюджетам.
В
соответствии с выполняемыми функциями
государства исключительно из федерального
бюджета финансируются
-
обеспечение деятельности
-
функционирование федеральной
-
осуществление международной
-
национальная оборона и
- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
-
государственная поддержка
-
государственная поддержка
-
ликвидация последствий
- исследование и использование космического пространства
- прочие расходы.
Кроме того, в соответствии с законодательством РФ средства федерального бюджета используются совместно со средствами бюджетов субъектов Федерации и бюджетов муниципальных образований.
С
понятием расходов Федерального бюджета
РФ тесно связано понятие бюджетного финансирования
– предоставление средств министерствам,
ведомствам, организациям и учреждениям
на проведение предусмотренных по плану
мероприятий.
Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации
Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ.
К
полномочиям органов