Особенности распределения полномочий по расходам между уровнями бюджетной системы РФ

Автор: Алексей Соловьев, 07 Июня 2010 в 17:18, реферат

Описание работы

В современной экономической системе государство выполняет ряд общественно-значимых функций. Успешная их реализация предполагает, что каждая государственная программа должна иметь соответствующую финансовую поддержку. Государство использует финансовые ресурсы, аккумулируемые бюджетной системой за счет налогов и других видов доходов, на финансирование программ расходов. Расходы государства затрагивают интересы каждого гражданина, в демократических странах они привлекает к себе широкое общественное внимание, и являются предметом активной дискуссии. Предприятия, организации, граждане являются налогоплательщиками, они участвуют в финансировании доходной части бюджета и поэтому заинтересованы в том, чтобы государство эффективно распоряжалось финансовыми ресурсами. В развитых странах мира большое внимание уделяется развитию общественного контроля за формированием и исполнением программ расходов.

Содержание

Введение
Состав и структура расходов
Методология планирования и финансирования расходов
Разграничение расходных полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации, местным самоуправлением
Расходы Федерального бюджета
Расходы бюджетов субъектов Федерации
Расходы местных бюджетов
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

_Реферат.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

 
 
 
 
 
 
 
 

       
Содержание
 

Введение

  1. Состав и структура расходов
  2. Методология планирования и финансирования расходов
  3. Разграничение расходных полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации, местным самоуправлением
  4. Расходы Федерального бюджета
  5. Расходы бюджетов субъектов Федерации
  6. Расходы местных бюджетов

Заключение

Список  литературы

 

      Введение 

     В современной экономической системе  государство выполняет ряд общественно-значимых функций. Успешная их реализация предполагает, что каждая государственная программа должна иметь соответствующую финансовую поддержку. Государство использует финансовые ресурсы, аккумулируемые бюджетной системой за счет налогов и других видов доходов, на финансирование программ расходов. Расходы государства затрагивают интересы каждого гражданина, в демократических странах они привлекает к себе широкое общественное внимание, и являются предметом активной дискуссии. Предприятия, организации, граждане являются налогоплательщиками, они участвуют в финансировании доходной части бюджета и поэтому заинтересованы в том, чтобы государство эффективно распоряжалось финансовыми ресурсами. В развитых странах мира большое внимание уделяется развитию общественного контроля за формированием и исполнением программ расходов.

     Бюджетные расходы можно определить как “процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы, в соответствии с законами о бюджетах на соответствующий финансовый год” (см. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: ЮНИТИ, 1999. - с. 115). Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит несколько иное определение. В соответствии с ним расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 БК РФ).

     Расходы бюджета — это не просто денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций  государства и органов местного самоуправления. Это экономические  отношения, возникающие в связи  с нормативно-правовым регулированием и распределением денежных средств государства, предназначенных для финансирования затрат на оказание государственных услуг, и их использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Разумные объемы и структура государственных расходов — это один из достаточно мощных рычагов влияния на экономику.

     Права и обязанности соответствующих  органов власти, связанные с реализацией  этих экономических отношений, называются расходными полномочиями.

     Каждый  уровень власти в процессе расходования бюджетных средств в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции:

     - определяет требования к объему, качеству и доступности общественных  услуг, натуральные и финансовые  нормативы, уровень и структуру  расходов (т. е. осуществляет нормативное  вое регулирование бюджетных расходов);

     - обеспечивает собственные расходные  полномочия финансовыми средствами;

     - осуществляет финансирование (организацию,  производство) общественных услуг  (собственных или переданных ему  расходных полномочий).

     Формирование  расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением с обязанностями публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставлять физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

     Бюджетные обязательства  - это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

     Существуют  определенные требования экономического характера к определению структуры  бюджетных расходов. Суть их заключается  в том, чтобы каждая государственная услуга давала необходимую отдачу не только материального, но и социального характера.

     В расходах бюджета находят свое выражение  две стороны единого распределительного процесса: разделение бюджетного фонда  на составные части, связанные с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, а также используемые на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (обеспечивающие инновационную и инвестиционную деятельность) и формирование денежных средств, необходимых для оказания государственных услуг социального характера (текущие функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, государственная поддержка другим бюджетам и т.д.)

     Формируя  ту или иную форму бюджетных расходов, Правительство РФ ориентируется на выбранные им приоритеты экономического и социального развития. Эти приоритеты формулируются в программах социально-экономического развития страны на перспективу и в ежегодных бюджетных посланиях Президента РФ Федеральному собранию РФ. Распределение же расходных полномочий по уровням бюджетной системы определяется на законодательном уровне, оно зафиксировано в Бюджетном кодексе РФ. В этом документе определены виды бюджетных расходов, которые финансируются каждым уровнем бюджетов, а также виды расходов, финансирование которых осуществляется ими совместно.

     По  взаимному согласию органов государственной  власти Российской Федерации, субъектов  Федерации и местного самоуправления отдельные виды расходов могут передаваться из одного уровня бюджетной системы в другой с соответствующей передачей доходных источников или иных финансовых средств.

     Средства  бюджетов могут направляться на финансирование долгосрочных целевых программ, выходящих  за пределы одного финансового года и включаемых в бюджеты последующих лет. Перечень и объем финансирования программ, принимаемых к финансированию из бюджета, утверждаются в качестве приложения к бюджету.

     В законе (решении) о бюджете могут  определяться обязательные для исполнения получателем бюджетных средств условия финансирования бюджетных расходов, предусмотренных законом (решением) о бюджете.

     Если  получатель бюджетных средств не выполняет условий, определенных законом (решением) о бюджете, министр финансов Российской Федерации, руководитель соответствующего органа исполнительной власти субъекта Федерации или органа местного самоуправления на любом этапе исполнения бюджета обязан осуществить блокировку расходов, связанных с выполнением определенных условий.

     Для эффективного функционирования бюджетной системы государственной власти особое значение имеет правильное, с наибольшей отдачей расходование как федерального бюджета, так и бюджетов территорий.

     Нельзя  не отметить и такую важную проблему, от которой напрямую зависит эффективность расходной бюджетной политики в целом, как рационализация системы разграничения расходных полномочий по уровням бюджетной системы. 

 

     
  1. Состав и структура  расходов
 

     Бюджетный кодекс РФ (ст. 69) устанавливает, что  предоставление бюджетных средств осуществляется в форме бюджетных ассигнований.

     Бюджетные ассигнования – это предельные объемы денежных средств, предусмотренных  в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

     Они могут предоставляться на следующие  цели:

     - оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;

     - социальное обеспечение населения;

     - предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями;

     - предоставление субсидий юридическим  лицам (за исключением субсидий  государственным (муниципальным)  учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг;

     - предоставление межбюджетных трансфертов;

     - предоставление платежей, взносов,  безвозмездных перечислений субъектам  международного права;

     - обслуживание государственного (муниципального) долга;

     - исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Федерации, муниципальным образованиям за возмещение вреда, причиненному гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

     Главное назначение всех звеньев бюджетной  системы — финансовое обеспечение  выполнения функций, возложенных на органы власти. В зависимости от характера этих функций формируется  система бюджетных расходов:

  • Государственное и муниципальное управление
  • Национальная оборона
  • Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности
  • Осуществление международной деятельности
  • Поддержка отраслей сферы материального производства
  • Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
  • Содержание учреждений социальной сферы и социальная защита населения
  • Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов
  • Обслуживание и погашение государственного долга и долговых обязательств территориальных органов власти
 
     
  1. Методология планирования и финансирования расходов
 

     Финансируемые за счет бюджетных средств учреждения называются бюджетными. Выделению средств этим учреждениям предшествует бюджетное планирование.

     Основные  методы планирования бюджетных расходов:

     • программно-целевой,

     • нормативный.

     Программно-целевой  метод бюджетного планирования заключается в системном планировании выделений бюджетных средств в соответствии с утвержденными целевыми программами, составляемыми для осуществления экономических и социальных задач. Этот метод планирования финансовых ресурсов способствует соблюдению единого подхода к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программа и проектам, и их концентрации и целевому использованию, улучшению контроля. Все это повышает уровень эффективности освоения средств.

     В последнее десятилетие в нашей  стране этот метод бюджетного планирования и финансирования неуклонно расширяется. Этому способствуют разработка и  осуществление многих федеральных  и региональных экономических, социальных, экологических и других программ. Следует полагать, что в перспективе этот метод будет находить все более широкое распространение (.

     Объем средств, выделяемых для осуществления  мероприятий и проектов, определяется на основе сметного порядка планирования и финансирования. В основе расчетов смет бюджетных учреждений лежат объемные показатели деятельности (число коек, число учащихся, число групп, классов и т. д.), время функционирования учреждений и финансовые нормы. При планировании мероприятий по социальной защите населения (пенсии, пособия и др.) учитываются численность получателей этих средств и установленные нормы выплат.

Информация о работе Особенности распределения полномочий по расходам между уровнями бюджетной системы РФ