Особенности организации финансов предприятий разных форм собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей организации финансов предприятий разных форм собственности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить организацию финансов хозяйственных товариществ;

- ознакомиться с организацией финансов обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью;

- выявить особенности организации финансовых отношений ОАО и ЗАО;

- рассмотреть особенности финансов унитарных предприятий, а также в сфере малого и среднего бизнеса;

- изучить формирование финансовых отношений некоммерческих организаций.

Работа содержит 1 файл

шуляк.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

    Ликвидация  считается завершенной, а общество — прекратившим существование с момента внесения органом государственной регистрации соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. 
 

      4 Финансы унитарных предприятий 

    Унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество. Различают унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления. К числу унитарных предприятий относятся государственные и муниципальные предприятия.

    Гражданское законодательство предусматривает возможность функционирования унитарного предприятия в качестве коммерческой организации.

    Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного  государственного или муниципального органа. Соответственно имущество унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника имущества. В свою очередь собственник не отвечает по обязательствам предприятия.

    Размер  уставного фонда унитарного предприятия  должен быть не менее величины, определенной в законе о государственных и  муниципальных унитарных предприятиях. Если по результатам финансового года стоимость чистых активов предприятия станет меньше величины уставного фонда, то последний должен быть соответственно уменьшен.

    При создании унитарного предприятия ему  выделяются средства из государственного или местного бюджета для образования уставного фонда. Размер уставного фонда, порядок и источники его формирования указываются в уставе унитарного предприятия.

    Ответственность унитарного предприятия по своим  обязательствам также зависит от того, основано оно на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

    Право хозяйственного ведения предоставляет  унитарному предприятию более широкие  права в управлении финансами, имуществом.

    Размер  уставного фонда унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (ст. 114 ГК РФ).

    По  решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной  собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, — федеральное казенное предприятие.

    Правительство РФ Постановлением от 06.10.1994 г. № 1138 «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)» утвердило порядок планирования и финансирования деятельности казенных предприятий. В частности, установлено, что производственно-хозяйственная деятельность казенного завода осуществляется в соответствии с планом-заказом и планом развития завода. Он вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность, разрешенную государственным уполномоченным органом. Взаимоотношения завода с поставщиками ресурсов и потребителями продукции строятся на договорной основе.

    Формирование  и распределение прибыли, взаимоотношения с бюджетом унитарного предприятия осуществляются в общеустановленном порядке.

    Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие), создается по решению Правительства  РФ. Его имущество находится в государственной собственности. Предприятие отвечает по всем своим обязательствам всем своим имуществом. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия. Предприятие вправе распоряжаться своим имуществом лишь с согласия собственника. Казенное предприятие имеет право самостоятельно реализовывать производимую продукцию, если иное не установлено законом. Порядок распределения доходов и прибыли определяются государством.

    5 Особенности финансов малого и среднего бизнеса 

    Масштабы, цели, формы и виды деятельности предприятий оказывают существенное влияние на выбор источников финансирования и их структуру, показатели рентабельности, финансовые взаимоотношения с контрагентами. Развитию малого и среднего бизнеса способствовал процесс приватизации.

    Малые предприятия традиционно ориентированы  на текущую прибыль, способны быстро реагировать на спрос и предложение, оперативно удовлетворять потребности  в товарах, работах и услугах. Они формируют своеобразную инфраструктуру рынка, создают конкурентную среду.

    Для предпринимательства в незначительных масштабах не нужны большие накопления не только потому, что не требуются  дорогостоящие производственные фонды, но и из-за относительно высокой  оборачиваемости капитала. Но в период становления малых предприятий им, как правило, необходима государственная поддержка. Она обусловлена во многом тем, что малые предприятия ориентированы в основном на массового потребителя в социально-ориентированных сферах.

    В целях развития малого и среднего предпринимательства 24 июля 2007г. был принят №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

    Федеральный закон регулирует отношения, возникающие  между юридическими лицами, физическими  лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

    К субъектам малого и среднего предпринимательства  относятся внесенные в единый государственный реестр юридических  лиц потребительские кооперативы  и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства.

    В соответствии с действующим законодательством  к малым предприятиям относятся  коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек; в оптовой торговле — 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

    Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с  учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

    Малое предприятие, превысившее установленную  численность, лишается льгот на период, в котором допускалось указанное  превышение, и на последующие три  месяца.

    В целях реализации государственной  политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:

    1) специальные налоговые режимы, упрощенные  правила ведения налогового учета,  упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

    2) упрощенная система ведения бухгалтерской  отчетности для малых предприятий,  осуществляющих отдельные виды  деятельности;

    3) упрощенный порядок составления  субъектами малого и среднего  предпринимательства статистической отчетности;

    4) льготный порядок расчетов за  приватизированное субъектами малого  и среднего предпринимательства  государственное и муниципальное  имущество;

    5) особенности участия субъектов  малого предпринимательства в  качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

    6) меры по обеспечению прав и  законных интересов субъектов  малого и среднего предпринимательства  при осуществлении государственного контроля (надзора);

    7) меры по обеспечению финансовой  поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства;

    8) меры по развитию инфраструктуры  поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства;

    Оказание  финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

    Оказание  имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.

    Запрещаются продажа переданного субъектам  малого и среднего предпринимательства  и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, имущества, переуступка прав пользования им, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности.

    Малые предприятия наиболее подвержены конкуренции и банкротству. Норма прибыли, получаемая от различных видов предпринимательской деятельности, существенно колеблется, что отражается на финансовой устойчивости малого бизнеса. Только добросовестная конкуренция повышает эффективность производства, стимулирует снижение цен на товары, повышает ответственность производителей перед потребителями, расширяет сферы обслуживания населения. 
 
 
 
 
 
 
 

    6 Организация финансов в потребительской кооперации 

    Финансы потребительской кооперации являются составной частью единой системы финансов страны, они выражают экономические (денежные) отношения, связанные с планомерным образованием, распределением и использованием денежных доходов и фондов денежных средств, обслуживанием кругооборота средств в процессе расширенного воспроизводства.

    По  своей социально-экономической природе финансы коммерческих предприятий и потребительской кооперации однотипны, так как базируются на собственности на средства производства, развиваются планомерно в интересах обеспечения расширенного воспроизводства и удовлетворения личных и общественных потребностей. В то же время финансы потребительской кооперации имеют некоторые отличительные особенности, обусловленные кооперативной формой собственности, многоотраслевым характером хозяйства и организационным построением системы потребительской кооперации.

    Главной особенностью кооперативных финансов является то, что их основой служит коллективная собственность на имущество, создаваемое за счет средств членов потребительских обществ — пайщиков, а также прибыли и других доходов от хозяйственной деятельности кооперативных организаций (предприятий).

    Кооперативная форма собственности обусловливает специфические, присущие потребительской кооперации формы управления собственными средствами и организацию финансового хозяйства, порядок распределения и использования прибыли кооперативных организаций, источники и методы финансирования капитальных вложений, подготовки кадров и других мероприятий, формы финансовых взаимоотношений с государственным бюджетом и др.

Информация о работе Особенности организации финансов предприятий разных форм собственности