Особенности организации финансов на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 07:36, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является рассмотрение финансов предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Для достижения поставленной цели рассмотрим:
1. отрасль ЖКХ;
2. выявим финансовые особенности данной отрасли;
3. рассмотрим современное состояние и перспективы развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 2
1. История развития жилищно-коммунального хозяйства в России……….. 5
2. Особенности финансов предприятий жилищно-коммунального
хозяйства………………………………………………………………………… 7
3. Финансирование жилищного хозяйства. Основные виды доходов
и расходов………………………………………………………………………. 14
4. Основные показатели финансового состояния предприятия. Их особенности для сферы ЖКХ………………………………………………… 19
5. Современное состояние и перспективы развития жилищно-
коммунального хозяйства……………………………………………………... 23
Заключение …………………………………………………………………….. 30
Список использованной литературы …………………………………………. 31

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ!!!!.docx

— 53.18 Кб (Скачать)

Финансы жилищно-коммунальных предприятий имеют ряд особенностей. Это вызвано тем, что, во-первых, продукция и услуги организаций этой отрасли потребляются по месту их производства, во-вторых, они несут нагрузку социальных благ. Исходя из этого эти услуги и продукция часто не могут быть реализованы потребителю на конкурсной основе, так как их производители являются монополистами. Отсюда возникает проблема низкой рентабельности и убыточности этих организаций и их дотирования.

Еще одной особенностью является структура капитала этих организаций, выражающаяся в высоком удельном весе основных средств в активах. Например, их доля в коммунальном хозяйстве — свыше 60%. Все это ведет к большим размерам амортизационных отчислений, что отражаются на себестоимости продукции и в конечном итоге на прибыли коммунальных организаций.

Имеется специфика в затратах коммунальных предприятий и составе  оборотных средств. В связи с тем, что производственный цикл в коммунальных организациях короток, производство продукции почти совпадает с потреблением. Здесь нет статьи незавершенного производства. Это является причиной низкой оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, повышенной потребности в них.

В связи с общественным характером коммунальных услуг, низким уровнем платежеспособности населения инвестиционная привлекательность для частного капитала также мала. Поэтому главным финансовым источником в этой отрасли являются бюджетные средства.

На состояние финансов коммунальных организаций влияет сезонность производимых в отрасли ремонтных  работ. Так как эти работы ведутся в основном в летний период, возникает временной разрыв между поступлением доходов и финансированием расходов. Для покрытия этого разрыва возникает необходимость создания фонда денежных средств (ремонтного фонда) или использования дополнительных краткосрочных кредитов. Все это осложняет финансовое положение организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Основные направления развития отрасли связаны с проблемами, которые, в первую очередь, беспокоят  граждан. Это повышение стоимости  и низкое качество оказываемых услуг, плохая организация управления жилфондом. Большинство этих нареканий напрямую связано с состоянием отрасли, организацией ее управления.

Сегодня физический износ основных фондов отрасли превышает 60%. Причем сведения эти ориентировочны. В муниципалитетах  до сих пор не проведена полная техническая инвентаризация основных фондов ЖКХ. Но даже по располагаемым  сведениям для доведения основных фондов до нормативного состояния требуется  более 6 трлн. руб.

В своем Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации  особо подчеркнул необходимость  активно привлекать частный капитал, чтобы предотвратить дальнейшую деградацию коммунального хозяйства, и повысить эффективность использования энергии в жилищно- коммунальном секторе.

Этому поручению соответствует  разработанная Минрегионом России «Комплексная программа реформирования и модернизации ЖКХ на 2010-2020 годы», концепция которой утверждена Правительством Российской Федерации. Данный документ открывает отрасли доступ к долгосрочным инвестиционным ресурсам. Федеральные средства запустят механизм привлечения частных средств. Расчеты показывают, что мероприятия программы способны привлечь в отрасль более 2,5 трлн руб. от частных инвесторов.

Главными элементами системы станут субсидирование ставок по кредитам на модернизацию и создание программ комплексного развития регионов. Сейчас завершается  разработка методики по подготовке таких  программ, но еще до ее принятия регионы должны иметь ясное представление о том, куда пойдут средства и за счет чего они будут возвращены.

Сегодня созданы почти все необходимые  нормативные правовые условия для  перехода отрасли к долгосрочному  тарифному регулированию, к внедрению  долгосрочных договоров поставки топлива  и электроэнергии. Однако в рамках отдельных пилотных проектов внедрение этих принципов может затянуться. Необходимо разработать и реализовать Программу перехода на долгосрочные тарифы по всей стране. Все это заложит основы для коренной технической модернизации отрасли.

Следующий не менее важный вопрос – это совершенствование управления жилищным фондом, деятельности управляющих  компаний. Не случайно он поднимался и  на заседании Совета при Президенте по вопросам местного самоуправления, и на Президиуме Госсовета по вопросам ЖКХ.

Доля многоквартирных жилых  домов, собственники помещений в  которых выбрали способ управления домами, уже возросла до 82,3%. Однако деятельность управляющих компаний признают неудовлетворительной 46% граждан. Очевидно, что ситуация требует срочных  мер реагирования. Первый шаг уже  сделан. Не дожидаясь принятия законов  Госдумой, Министерство регионального  развития РФ издало Приказ, согласно которому управляющие компании отчитываются о своей деятельности перед органом, уполномоченным субъектом Федерации.

Издано постановление Правительства  «О стандарте раскрытия информации управляющими компаниями», которое  повысит прозрачность их деятельности и ответственность. В первом чтении Госдумой принят проект закона, устанавливающий  требования и стандарты деятельности управляющих компаний и предоставляющий  региональным жилищным инспекциям функции  контроля за ними. Таким образом, собственники помещений смогут получать информацию о деятельности управляющих организаций и осуществлять за ними контроль.

Министерство регионального развития РФ доработало проект Постановления  Правительства «Об утверждении  Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям  помещений в многоквартирных  домах…». Готовится постановление  по Правилам заключения договоров между  управляющими и ресурсоснабжающими организациями.

Очевидна необходимость системного решения вопросов капитального ремонта  многоквартирных домов. Значимым инструментом остается Фонд развития ЖКХ. Сегодня  в его программах участвует 81 регион. За счет направленных из Фонда 180 млрд руб. и софинансирования из территориальных бюджетов отремонтировано 114 тыс. домов и улучшены жилищные условия 15 млн человек. Из аварийного жилья расселены 212 тыс. человек. Минрегионом разработан проект Федерального закона, продлевающий срок деятельности Фонда до 2013 г. и устанавливающий дополнительный имущественный взнос Российской Федерации в 25 млрд руб. на переселение из аварийного жилья.

Но вопрос требует долгосрочного  подхода. Министерством разрабатывается  проект закона «О капитальном ремонте  общего имущества многоквартирного дома». Им будут определены границы  ответственности Федерации, регионов, муниципалитетов, а также непосредственно  граждан по проведению капремонтов. Все это даст возможность создать  прозрачную и ответственную перед  собственником жилья систему  управления жилищным фондом.

Не менее важным, помимо своевременного и качественного получения услуг, является вопрос их стоимости. С 2007 г. наблюдается  заметный рост платежей за жилищно-коммунальные услуги. Доля затрат на их оплату в структуре потребительских расходов составила 8% в 2007 г., 10,4% – в 2008 г. и 10,8% – в 2009 г. Причем, разница в стоимости ЖКУ между отдельными субъектами Федерации может различаться сегодня до 12 раз!

Основной задачей регулятора в  лице государственных органов управления представляется торможение роста тарифов  до уровня инфляции. С учетом того, что  достигнутый в 2010 г. уровень тарифов  позволяет отрасли в целом  работать безубыточно, и на основе анализа  основных причин роста платежей Минрегионом предприняты последовательные шаги по сдерживанию его роста.

На уровень регионов переданы полномочия по тарифному регулированию и  установлению нормативов потребления  коммунальных услуг. Таким образом, исключена воможность манипулирования нормативами потребления коммунальных услуг со стороны недобросовестных органов местного самоуправления. Перенесены предельные сроки установления тарифов без учета перекрестного субсидирования до 1 января 2012 г. Приказом Минрегиона утверждена методика расчета предельного индекса изменения платы граждан за коммунальные услуги. Теперь в основу формирования платежей положено определение критериев доступности стоимости услуг.

Решению проблемы резкого изменения нормативов потребления коммунальных услуг должно способствовать исполнение рекомендаций, утвержденных Приказом Минрегиона России в виде Примерной формы перечня мероприятий для многоквартирного дома, способствующих энергосбережению и повышению эффективности использования ресурсов. Поскольку при отсутствии реальной «счетности» при предоставлении услуг тепло- и водоснабжения по нормативам остановить рост платежей невозможно, регионам даны рекомендации по субсидированию установки приборов учета для малоимущих граждан.

Совместно с ФСТ, ФАС и Минэкономразвития  Минрегион России провел анализ стоимости жилищно-коммунальных услуг для населения. В 2011 г. в среднем по стране предельный индекс изменения платы граждан за коммунальные услуги составит 13-14%, ни в одном регионе платежи для граждан не должны увеличиться более чем на 15%. В 2011 г. цены на теплоэнергию в среднем вырастут не более чем на 14%, на электроэнергию – на 10%, водоснабжение – на 18%.

Как видно из приведенных цифр, основной рост стоимости вновь наблюдается  в секторах тепло- и водоснабжения. Сейчас Правительство старается  переломить эту тенденцию. В соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении» до 2012 г. на всех объектах теплопотребления должны быть установлены приборы учета тепло-, электроэнергии и воды. В настоящее время дорабатывается методика расчетов тарифов организаций коммунального комплекса, предусматривающая установление двухставочных тарифов на услуги водоснабжения.

Также разрабатывается законопроект «О водоснабжении и водоотведении», который создаст стимулы для  модернизации водопроводно-канализационного хозяйства и обеспечит бесперебойное  и качественное централизованное водоснабжение  и водоотведение. С 2011 г. по Программе  «Чистая вода» предполагается выделение  из федерального бюджета по 3 млрд руб. ежегодно до 2013 г.

Все это должно привести к значительной экономии ресурсов и стать развитием  проводимой Минрегионом работы по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности – еще одной задачи, на которую ориентировал в своем Послании Президент России. Министерством регионального развития уже изданы приказы по утверждению Методики расчета целевых показателей региональных и муниципальных программ энергосбережения, утверждены перечни мероприятий по энергосбережению для многоквартирного дома, садоводческих и дачных объединений. Подготовлены правила установления требований к энергоэффективности зданий и определения классов энергоэффективности многоквартирных домов. Их принятие обеспечит единый по всей стране подход к этому вопросу.

Принятие этих актов обеспечит  снижение энергопотребления во вновь  строящихся, модернизируемых и капитально ремонтируемых домах с 2011 г. минимум  на 15% к уровню 2010 г., а с 2013 г. –  снижение расходов первичной энергии  на отопление зданий как минимум  на 10 %.

         Сегодня  государство ждет от регионов  и организаций ЖКХ таких задач,  как: 
• широкомасштабное внедрение института энергосервисных договоров; 
• разработка наиболее эффективных типовых решений по энергосбережению; 
• тарифное стимулирование населения к энергосбережению; 
• разработка региональных программ; 
• создание обучающих центров по энергосбережению.

Правительство готово рассмотреть  возможность субсидирования этих мероприятий.

Важным вопросом является использование  альтернативных источников энергии. 
             Пока есть только отдельные примеры: 
• строительство солнечной электростанции в Кисловодске; 
• производство с 2012 г. в Чувашии солнечных панелей с тонкопленочным покрытием; 
• сооружение в Калмыкии ветряных электростанций общей мощностью 150 МВт.

В то же время пока не задействован потенциал приливных и геотермальных  электростанций, атомных теплоэлектростанций  малой мощности. Вообще не используется низкокачественная древесина и  отходы лесопереработки в центрах  лесной промышленности Красноярском крае, Новосибирской, Томской и Тюменской  областях. Лишь в Псковской области  принята областная долгосрочная целевая программа «Развитие использования торфяного и других местных видов топлива до 2015 года». Минрегион России считает, что руководители предприятий фактически устранились от решения этого вопроса. В регионах нужна своевременная разработка проектной документации по объектам альтернативной энергетики и просчитанное финансирование, в том числе внебюджетное.

Все это составная часть привлечения  в отрасль новых технологий, в  которых она так нуждается. Это  не только дань моде, но и экономическая  выгода. Так, системы индивидуального  отопления позволяют сэкономить до 30-50% затрат, применение в диагностике  виброакустических приборов позволило снизить вероятность аварий, применение тепловизоров – потерю тепла через ограждающие конструкции зданий. В 2010 г. на 14% объектов коммунальной теплоэнергетики введены автоматизированные системы управления. Продолжает внедряться опыт бестраншейной замены труб. Таким образом, новые технологии в сфере ЖКХ в стране есть, и подчас очень совершенные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<

Информация о работе Особенности организации финансов на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства