Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 07:36, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является рассмотрение финансов предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Для достижения поставленной цели рассмотрим:
1. отрасль ЖКХ;
2. выявим финансовые особенности данной отрасли;
3. рассмотрим современное состояние и перспективы развития.
Введение………………………………………………………………………… 2
1. История развития жилищно-коммунального хозяйства в России……….. 5
2. Особенности финансов предприятий жилищно-коммунального
хозяйства………………………………………………………………………… 7
3. Финансирование жилищного хозяйства. Основные виды доходов
и расходов………………………………………………………………………. 14
4. Основные показатели финансового состояния предприятия. Их особенности для сферы ЖКХ………………………………………………… 19
5. Современное состояние и перспективы развития жилищно-
коммунального хозяйства……………………………………………………... 23
Заключение …………………………………………………………………….. 30
Список использованной литературы …………………………………………. 31
Финансы жилищно-коммунальных
предприятий имеют ряд
Еще одной особенностью является структура капитала этих организаций, выражающаяся в высоком удельном весе основных средств в активах. Например, их доля в коммунальном хозяйстве — свыше 60%. Все это ведет к большим размерам амортизационных отчислений, что отражаются на себестоимости продукции и в конечном итоге на прибыли коммунальных организаций.
Имеется специфика в затратах коммунальных предприятий и составе оборотных средств. В связи с тем, что производственный цикл в коммунальных организациях короток, производство продукции почти совпадает с потреблением. Здесь нет статьи незавершенного производства. Это является причиной низкой оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, повышенной потребности в них.
В связи с общественным характером коммунальных услуг, низким уровнем платежеспособности населения инвестиционная привлекательность для частного капитала также мала. Поэтому главным финансовым источником в этой отрасли являются бюджетные средства.
На состояние финансов коммунальных организаций влияет сезонность производимых в отрасли ремонтных работ. Так как эти работы ведутся в основном в летний период, возникает временной разрыв между поступлением доходов и финансированием расходов. Для покрытия этого разрыва возникает необходимость создания фонда денежных средств (ремонтного фонда) или использования дополнительных краткосрочных кредитов. Все это осложняет финансовое положение организаций.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Основные направления развития отрасли связаны с проблемами, которые, в первую очередь, беспокоят граждан. Это повышение стоимости и низкое качество оказываемых услуг, плохая организация управления жилфондом. Большинство этих нареканий напрямую связано с состоянием отрасли, организацией ее управления.
Сегодня физический износ основных
фондов отрасли превышает 60%. Причем
сведения эти ориентировочны. В муниципалитетах
до сих пор не проведена полная
техническая инвентаризация основных
фондов ЖКХ. Но даже по располагаемым
сведениям для доведения
В своем Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации особо подчеркнул необходимость активно привлекать частный капитал, чтобы предотвратить дальнейшую деградацию коммунального хозяйства, и повысить эффективность использования энергии в жилищно- коммунальном секторе.
Этому поручению соответствует разработанная Минрегионом России «Комплексная программа реформирования и модернизации ЖКХ на 2010-2020 годы», концепция которой утверждена Правительством Российской Федерации. Данный документ открывает отрасли доступ к долгосрочным инвестиционным ресурсам. Федеральные средства запустят механизм привлечения частных средств. Расчеты показывают, что мероприятия программы способны привлечь в отрасль более 2,5 трлн руб. от частных инвесторов.
Главными элементами системы станут субсидирование ставок по кредитам на модернизацию и создание программ комплексного развития регионов. Сейчас завершается разработка методики по подготовке таких программ, но еще до ее принятия регионы должны иметь ясное представление о том, куда пойдут средства и за счет чего они будут возвращены.
Сегодня созданы почти все необходимые нормативные правовые условия для перехода отрасли к долгосрочному тарифному регулированию, к внедрению долгосрочных договоров поставки топлива и электроэнергии. Однако в рамках отдельных пилотных проектов внедрение этих принципов может затянуться. Необходимо разработать и реализовать Программу перехода на долгосрочные тарифы по всей стране. Все это заложит основы для коренной технической модернизации отрасли.
Следующий не менее важный вопрос
– это совершенствование
Доля многоквартирных жилых домов, собственники помещений в которых выбрали способ управления домами, уже возросла до 82,3%. Однако деятельность управляющих компаний признают неудовлетворительной 46% граждан. Очевидно, что ситуация требует срочных мер реагирования. Первый шаг уже сделан. Не дожидаясь принятия законов Госдумой, Министерство регионального развития РФ издало Приказ, согласно которому управляющие компании отчитываются о своей деятельности перед органом, уполномоченным субъектом Федерации.
Издано постановление
Министерство регионального
Очевидна необходимость
Но вопрос требует долгосрочного подхода. Министерством разрабатывается проект закона «О капитальном ремонте общего имущества многоквартирного дома». Им будут определены границы ответственности Федерации, регионов, муниципалитетов, а также непосредственно граждан по проведению капремонтов. Все это даст возможность создать прозрачную и ответственную перед собственником жилья систему управления жилищным фондом.
Не менее важным, помимо своевременного
и качественного получения
Основной задачей регулятора в
лице государственных органов
На уровень регионов переданы полномочия по тарифному регулированию и установлению нормативов потребления коммунальных услуг. Таким образом, исключена воможность манипулирования нормативами потребления коммунальных услуг со стороны недобросовестных органов местного самоуправления. Перенесены предельные сроки установления тарифов без учета перекрестного субсидирования до 1 января 2012 г. Приказом Минрегиона утверждена методика расчета предельного индекса изменения платы граждан за коммунальные услуги. Теперь в основу формирования платежей положено определение критериев доступности стоимости услуг.
Решению проблемы резкого изменения нормативов потребления коммунальных услуг должно способствовать исполнение рекомендаций, утвержденных Приказом Минрегиона России в виде Примерной формы перечня мероприятий для многоквартирного дома, способствующих энергосбережению и повышению эффективности использования ресурсов. Поскольку при отсутствии реальной «счетности» при предоставлении услуг тепло- и водоснабжения по нормативам остановить рост платежей невозможно, регионам даны рекомендации по субсидированию установки приборов учета для малоимущих граждан.
Совместно с ФСТ, ФАС и Минэкономразвития Минрегион России провел анализ стоимости жилищно-коммунальных услуг для населения. В 2011 г. в среднем по стране предельный индекс изменения платы граждан за коммунальные услуги составит 13-14%, ни в одном регионе платежи для граждан не должны увеличиться более чем на 15%. В 2011 г. цены на теплоэнергию в среднем вырастут не более чем на 14%, на электроэнергию – на 10%, водоснабжение – на 18%.
Как видно из приведенных цифр, основной рост стоимости вновь наблюдается в секторах тепло- и водоснабжения. Сейчас Правительство старается переломить эту тенденцию. В соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении» до 2012 г. на всех объектах теплопотребления должны быть установлены приборы учета тепло-, электроэнергии и воды. В настоящее время дорабатывается методика расчетов тарифов организаций коммунального комплекса, предусматривающая установление двухставочных тарифов на услуги водоснабжения.
Также разрабатывается законопроект
«О водоснабжении и водоотведении»
Все это должно привести к значительной экономии ресурсов и стать развитием проводимой Минрегионом работы по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности – еще одной задачи, на которую ориентировал в своем Послании Президент России. Министерством регионального развития уже изданы приказы по утверждению Методики расчета целевых показателей региональных и муниципальных программ энергосбережения, утверждены перечни мероприятий по энергосбережению для многоквартирного дома, садоводческих и дачных объединений. Подготовлены правила установления требований к энергоэффективности зданий и определения классов энергоэффективности многоквартирных домов. Их принятие обеспечит единый по всей стране подход к этому вопросу.
Принятие этих актов обеспечит снижение энергопотребления во вновь строящихся, модернизируемых и капитально ремонтируемых домах с 2011 г. минимум на 15% к уровню 2010 г., а с 2013 г. – снижение расходов первичной энергии на отопление зданий как минимум на 10 %.
Сегодня
государство ждет от регионов
и организаций ЖКХ таких задач,
• широкомасштабное внедрение института
энергосервисных договоров;
• разработка наиболее эффективных типовых
решений по энергосбережению;
• тарифное стимулирование населения
к энергосбережению;
• разработка региональных программ;
• создание обучающих центров по энергосбережению.
Правительство готово рассмотреть возможность субсидирования этих мероприятий.
Важным вопросом является использование
альтернативных источников энергии.
Пока есть только отдельные примеры:
• строительство солнечной электростанции
в Кисловодске;
• производство с 2012 г. в Чувашии солнечных
панелей с тонкопленочным покрытием;
• сооружение в Калмыкии ветряных электростанций
общей мощностью 150 МВт.
В то же время пока не задействован
потенциал приливных и
Все это составная часть
<
Информация о работе Особенности организации финансов на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства