Особенности организации финансов на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 07:36, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является рассмотрение финансов предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Для достижения поставленной цели рассмотрим:
1. отрасль ЖКХ;
2. выявим финансовые особенности данной отрасли;
3. рассмотрим современное состояние и перспективы развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 2
1. История развития жилищно-коммунального хозяйства в России……….. 5
2. Особенности финансов предприятий жилищно-коммунального
хозяйства………………………………………………………………………… 7
3. Финансирование жилищного хозяйства. Основные виды доходов
и расходов………………………………………………………………………. 14
4. Основные показатели финансового состояния предприятия. Их особенности для сферы ЖКХ………………………………………………… 19
5. Современное состояние и перспективы развития жилищно-
коммунального хозяйства……………………………………………………... 23
Заключение …………………………………………………………………….. 30
Список использованной литературы …………………………………………. 31

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ!!!!.docx

— 53.18 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 Стр.

Введение…………………………………………………………………………  2

1. История развития жилищно-коммунального хозяйства в России………..   5

2. Особенности финансов предприятий жилищно-коммунального

хозяйства…………………………………………………………………………  7

3. Финансирование жилищного хозяйства. Основные виды доходов

и расходов……………………………………………………………………….  14

4. Основные показатели финансового состояния предприятия. Их особенности для сферы ЖКХ…………………………………………………   19

5. Современное состояние и перспективы развития жилищно-

коммунального хозяйства……………………………………………………...  23

Заключение ……………………………………………………………………..  30

Список использованной литературы …………………………………………. 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

      Жилищно-коммунальное  хозяйство города представляет из себя сложную социально-экономическую систему, которая обеспечивает жизнь и работу населения, а также предприятия различных отраслей народного хозяйства необходимыми ресурсами воды, газа, тепла и пр.

Данная тема актуальна, т. к. в настоящее время ситуацию, сложившуюся в России в жилищно-коммунальном секторе экономики, можно охарактеризовать как весьма сложную. Реформе ЖКХ уже много лет. Стереотипы «дореформенной» системы управления отраслью, подкрепленной централизованным финансированием, разрушены, а создать новую эффективную систему управления в современных условиях ее финансирования не удается.

Преобразования нерыночной экономики в России требуют дальнейшей разработки вопросов реформирования нерентабельных предприятий, в частности ЖКХ, изменения  потоков финансовых ресурсов, направляемых в дотационные отрасли, порядка  государственного регулирования и  формирования тарифов, повышения эффективности  управления финансовыми ресурсами, имеющимися в их распоряжении.

Оказание услуг потребителям при отсутствии полного финансового  обеспечения возмещения услуг в  условиях государственных регулируемых цен и предоставления льгот по оплате услуг населению в соответствии с Федеральными законами приводит к  недостатку ресурсов в оборотном  капитале, к снижению платежеспособности и финансовой устойчивости предприятий. Недофинансирование предприятий ЖКХ, отсутствие эффективных процедур формирования и изменения тарифов обуславливает  низкое качество предоставления жилищно-коммунальных услуг и непривлекательность жилищно-коммунального комплекса для частных инвестиций.

Основной целью курсовой работы является рассмотрение финансов предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Для достижения поставленной цели рассмотрим:

  1. отрасль ЖКХ;
  2. выявим финансовые особенности данной отрасли;
  3. рассмотрим современное состояние и перспективы развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ

В 1954 г. в России начала осуществляться программка массового жилищного  строительства. За два десятилетия "хрущовские" пятиэтажки покрыли всю страну. Тогда же была сооружена большая часть эксплуатируемых сейчас инженерных сетей. Система управления ЖКХ, сложившаяся в те годы, сохранялась до 1990-х гг. Единственным новшеством было движение жилкооперативов в 1970-х. В государственном секторе домохозяйства были не собственниками и не арендаторами, а, по сути, бессрочными пользователями. Изменения начались с Закона "О приватизации жилищного фонда РФ", принятого в 1991 г. Он определил право жильцов получить квартиры в частную собственность. При этом на них не возлагались обязательства, вытекающие из права собственности: полное возмещение издержек по поддержанию этой собственности и оплате коммунальных услуг.

При либерализации цен в 1992 г. было решено не трогать тарифы на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), и квартплата оказалась на уровне 1928 г. До 2000 г. власти придерживали тарифы ЖКУ на фоне роста всех остальных цен, а затем начался их ускоренный рост, хотя госрегулирование неизменно сохранялось. Стоимость газа и электроэнергии составляет львиную долю стоимости ЖКУ, а они поставляются монополистами, значит, необходимость регулирования цен и регламентация этих рынков неизбежны.

К 2004 г., получая ЖКУ по субсидированным  ценам, граждане тратили на них в  среднем 10,8% своего бюджета. Однако, с  учетом реальных расходов, отражающим различия в жилищной обеспеченности, качестве жилья, доля расходов на ЖКУ  в семейном бюджете россиян пока заметно ниже, причем прежде всего для состоятельных людей т.е. на богатых приходится больше субсидий, заложенных в ценах.

Первой попыткой подключить владельцев квартир к покрытию расходов стали  Указ "О временном положении о кондоминиумах" (1993 г.) и закон "О товариществах собственников жилья (ТСЖ)” (1996 г.).

Однако к 1993-1996 г. когда в России уже сложился рынок жилья, рынок  ЖКУ был еще в зачаточном состоянии.

В 1997 г. Ельцин подписал указ "О реформе  ЖКХ", согласно которому предполагалось поднять долю населения в оплате жилья и ЖКУ с 35% в 1997 г. до 100% в 2003 г. Впоследствии 100%-я оплата была отложена Госдумой до 2008 г. Новая редакция закона "Об основах федеральной  жилищной политики" (2003 г.) вообще исключила  упоминание о сроке перехода на 100%-ю  оплату услуг ЖКХ населением.

В 2001 г. был принят документ, до сих  пор определяющий государственную  политику в отрасли - подпрограмма "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг., а в конце 2004 г. был утвержден новый Жилищный кодекс который ввел новую форму гражданско-правового договора - договор об управлении многоквартирным домом.

Согласно новому кодексу, с 1 января 2007 г. жильцы домов могли отказаться от услуг государственных Дирекций единого заказчика (ДЕЗов), при этом они были обязаны до конца 2007 г. выбрать один из 3-х вариантов: договориться управлять домом самостоятельно, создать ТСЖ, которое организует подобие ДЕЗа в отдельно взятом доме; или подписать договор со специализированной управляющей компанией (УК). Для тех, кто не определился с выбором, в I пол. 2008 г. чиновники на конкурсной основе отобирали управляющие организации. Наравне с ДЕЗами в конкурсах могли участвовать и частные компании.

 

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ  ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА.

Финансовое состояние  любого предприятия, в т.ч. отрасли  ЖКХ, является важнейшей характеристикой  его хозяйственной деятельности. Оно определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, позволяет оценить степень гарантирования экономических интересов как собственников предприятия, так и его деловых партнеров.

Жилищно-коммунальное хозяйство - это многоотраслевой комплекс, не производящий материальные блага, а  производящий услуги, направленные на обеспечение необходимых условий  жизнедеятельности населения и  предприятий различных отраслей экономики. Жилищно-коммунальное хозяйство  играет важнейшую роль в функционировании населенных пунктов. В жилищно-коммунальное хозяйство входят предприятия, производящие следующие виды услуг:

- эксплуатация жилищного  хозяйства; 

- водоснабжение, водоотведение  и очистка сточных вод; 

- теплоснабжение;

- газоснабжение; 

- электроснабжение;

- озеленение населенных  пунктов; 

- ремонт дорог, мостов  и набережных;

- берегоукрепительные работы;

- летняя и зимняя уборка  дорог; 

- сбор, вывоз и утилизация  бытовых отходов; 

- гостиницы, бани, прачечные; 

- ритуальные услуги;

- бюро технической инвентаризации.

Жилищно-коммунальные услуги, играя важнейшую роль в жизнеобеспечении населения, занимают особое место на потребительском рынке услуг.

Это второе место в рейтинге отдельных видов услуг (после  услуг пассажирского транспорта) в структуре расходов населения  на оплату услуг, - в настоящее время  удельный вес жилищно-коммунальных услуг повысился и занял первое место. Рост удельного веса данных услуг  в структуре платных услуг  населению вызван в первую очередь  ростом тарифов.

Из столь важной роли жилищно-коммунальных услуг в жизнедеятельности страны вытекает важность эффективности и  устойчивости финансово-хозяйственной  деятельности предприятий жилищно-коммунальных услуг.

Что такое «финансы жилищно-коммунального  хозяйства»? В чем их специфика? Под  финансами понимается определенная сфера экономических отношений, которые опосредуются денежными  потоками и возникают в процессе образования и использования  всего многообразия фондов денежных ресурсов как на микро-, так и на макро-уровне экономики в ходе формирования доходов и накоплений предприятий, а также распределения и перераспределения создаваемого национального продукта. Из этого вытекает определение финансов организации.

«Финансы организации - составная  часть финансов страны, самостоятельная  экономическая категория, функционирующая, в частности, в процессе создания и распределения валового внутреннего  продукта и национального дохода».

Таким образом, можно сформулировать следующее определение: финансы  жилищно-коммунального хозяйства  представляют собой экономические  отношения, посредством которых  осуществляется производственно-хозяйственная  деятельность по созданию, привлечению, распределению и использованию доходов и ресурсов при предоставлении жилищно-коммунальных услуг.

Особенностью финансов жилищно-коммунального  комплекса является наличие непосредственных финансовых отношений с публичной  властью в виде получения бюджетных  средств. Денежные средства поступают  прямо или косвенно (через оплату предоставленных услуг бюджетозависимым организациям) жилищно-коммунальному хозяйству из бюджетов всех уровней публичной власти.

Бюджетные средства поступают  в виде дотации на покрытие убытков  от предоставления услуг населению  по тарифам, ниже экономически обоснованных, а также в виде инвестиционных средств на воспроизводство основных средств. Кроме того, публичная власть выступает в виде сборщика налогов  по уровням бюджетной сферы.

Расходы жилищно-коммунального  хозяйства формируются финансовыми  отношениями с поставщиками и  подрядчиками, которые обеспечивают производственный процесс жилищно-коммунального  предприятия необходимыми ресурсами. Данные поставщики и подрядчики поставляют товары и услуги на возмездной основе, так как бюджетное дотирование  распространяется только на отношения  между муниципальными образованиями  и предприятиями ЖКХ.

Поскольку финансовое хозяйство  ЖКХ имеет свои отличительные  черты по сравнению с финансовым хозяйством предприятий в целом, рассмотрим специфику этой отрасли. Особенности ЖКХ обусловлены, прежде всего, наличием большой доли муниципальной  собственности и социальной направленностью  деятельности всех субъектов отрасли  ЖКХ, где организационно-финансовые взаимоотношения существуют в основном между четырьмя участниками:

- администрацией города (района) - заказчиком муниципального заказа;

- службой единого заказчика по контролю за исполнением муниципального заказа;

- предприятиями - исполнителями муниципального заказа;

- населением.

Для жилищно-коммунальных услуг  характерны:

- принадлежность к группе жизнеобеспечения;

- социальная значимость;

-         низкая заменяемость другими услугами.

Существенной особенностью отрасли является проявление негативных последствий монопольного положения  предприятий-поставщиков коммунальных услуг, выражающееся не только в необоснованном завышении цен и тарифов на них, но и в их неудовлетворительном качестве при отсутствии у потребителя  возможности отказаться от данных видов  услуг.

Названные и другие особенности  ЖКХ определяют специфику денежных отношений, складывающихся в его  финансовом хозяйстве. Это относится  к составу и структуре доходов  и накоплений управляющих организаций, предприятий, обеспечивающих функционирование жилищного фонда, и предприятий-поставщиков  коммунальных услуг, к их рентабельности и прибыли, к источникам финансирования и инвестирования. Специфика проявляется  и в организации финансового  хозяйства ЖКХ в силу вышеперечисленных  и иных технико-экономических особенностей обслуживания различных видов жилищного  фонда, а также в силу государственного регулирования отрасли.

В начале девяностых правительство удерживало на низком уровне коммунальные платежи, чтобы население не так тяжело переносило реформы. Но сегодня наступил момент, когда «без стопроцентного финансирования ЖКХ не обойтись», - уверяют чиновники.

Субсидии и полное финансирование ЖКХ провозглашены основами нынешней реформы коммунального хозяйства. А чуть ли не главной и единственной причиной нерентабельности жилищно-коммунальных предприятий признаны необоснованно низкие тарифные ставки для населения. А раз так, эти ставки непременно надо повысить. И тогда механизм ЖКХ заработает как часы.

Более того, очень часто  экономическую реформу переводят  в политическую и идеологическую плоскость. Вот принято решение  о создании расчетных центров. Предполагается, что жителям станут напрямую перечислять  деньги из бюджета, а они уже сами будут с ними выходить на рынок  услуг и искать обслуживающие  компании. Возможно, изменив порядок  субсидирования, бюджет сэкономит средства, но при этом оставит потребителей наедине с разваливающимся ЖКХ.

Монополизм поставщиков  тепла и воды - одна из главных  причин крайней неэффективности  тепло- и водоснабжения практически  любого города. Монополист, как известно, заинтересован только в одном - чтобы  потребляли больше и по более высокой  цене.

Информация о работе Особенности организации финансов на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства