Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 07:36, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является рассмотрение финансов предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Для достижения поставленной цели рассмотрим:
1. отрасль ЖКХ;
2. выявим финансовые особенности данной отрасли;
3. рассмотрим современное состояние и перспективы развития.
Введение………………………………………………………………………… 2
1. История развития жилищно-коммунального хозяйства в России……….. 5
2. Особенности финансов предприятий жилищно-коммунального
хозяйства………………………………………………………………………… 7
3. Финансирование жилищного хозяйства. Основные виды доходов
и расходов………………………………………………………………………. 14
4. Основные показатели финансового состояния предприятия. Их особенности для сферы ЖКХ………………………………………………… 19
5. Современное состояние и перспективы развития жилищно-
коммунального хозяйства……………………………………………………... 23
Заключение …………………………………………………………………….. 30
Список использованной литературы …………………………………………. 31
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение…………………………………………………………
1. История развития жилищно-коммунального хозяйства в России……….. 5
2. Особенности финансов предприятий жилищно-коммунального
хозяйства………………………………………………………
3. Финансирование жилищного хозяйства. Основные виды доходов
и расходов…………………………………………………………
4. Основные показатели финансового состояния предприятия. Их особенности для сферы ЖКХ………………………………………………… 19
5. Современное состояние и перспективы развития жилищно-
коммунального хозяйства…………………………………………………….
Заключение …………………………………………………………………….. 30
Список использованной литературы …………………………………………. 31
ВВЕДЕНИЕ
Жилищно-коммунальное хозяйство города представляет из себя сложную социально-экономическую систему, которая обеспечивает жизнь и работу населения, а также предприятия различных отраслей народного хозяйства необходимыми ресурсами воды, газа, тепла и пр.
Данная тема актуальна, т. к. в настоящее время ситуацию, сложившуюся в России в жилищно-коммунальном секторе экономики, можно охарактеризовать как весьма сложную. Реформе ЖКХ уже много лет. Стереотипы «дореформенной» системы управления отраслью, подкрепленной централизованным финансированием, разрушены, а создать новую эффективную систему управления в современных условиях ее финансирования не удается.
Преобразования нерыночной экономики в России требуют дальнейшей разработки вопросов реформирования нерентабельных предприятий, в частности ЖКХ, изменения потоков финансовых ресурсов, направляемых в дотационные отрасли, порядка государственного регулирования и формирования тарифов, повышения эффективности управления финансовыми ресурсами, имеющимися в их распоряжении.
Оказание услуг потребителям
при отсутствии полного финансового
обеспечения возмещения услуг в
условиях государственных регулируемых
цен и предоставления льгот по
оплате услуг населению в соответствии
с Федеральными законами приводит к
недостатку ресурсов в оборотном
капитале, к снижению платежеспособности
и финансовой устойчивости предприятий.
Недофинансирование предприятий ЖКХ,
отсутствие эффективных процедур формирования
и изменения тарифов
Основной целью курсовой
работы является рассмотрение финансов
предприятий жилищно-
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ
В 1954 г. в России начала осуществляться программка массового жилищного строительства. За два десятилетия "хрущовские" пятиэтажки покрыли всю страну. Тогда же была сооружена большая часть эксплуатируемых сейчас инженерных сетей. Система управления ЖКХ, сложившаяся в те годы, сохранялась до 1990-х гг. Единственным новшеством было движение жилкооперативов в 1970-х. В государственном секторе домохозяйства были не собственниками и не арендаторами, а, по сути, бессрочными пользователями. Изменения начались с Закона "О приватизации жилищного фонда РФ", принятого в 1991 г. Он определил право жильцов получить квартиры в частную собственность. При этом на них не возлагались обязательства, вытекающие из права собственности: полное возмещение издержек по поддержанию этой собственности и оплате коммунальных услуг.
При либерализации цен в 1992 г. было решено не трогать тарифы на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), и квартплата оказалась на уровне 1928 г. До 2000 г. власти придерживали тарифы ЖКУ на фоне роста всех остальных цен, а затем начался их ускоренный рост, хотя госрегулирование неизменно сохранялось. Стоимость газа и электроэнергии составляет львиную долю стоимости ЖКУ, а они поставляются монополистами, значит, необходимость регулирования цен и регламентация этих рынков неизбежны.
К 2004 г., получая ЖКУ по субсидированным ценам, граждане тратили на них в среднем 10,8% своего бюджета. Однако, с учетом реальных расходов, отражающим различия в жилищной обеспеченности, качестве жилья, доля расходов на ЖКУ в семейном бюджете россиян пока заметно ниже, причем прежде всего для состоятельных людей т.е. на богатых приходится больше субсидий, заложенных в ценах.
Первой попыткой подключить владельцев квартир к покрытию расходов стали Указ "О временном положении о кондоминиумах" (1993 г.) и закон "О товариществах собственников жилья (ТСЖ)” (1996 г.).
Однако к 1993-1996 г. когда в России уже сложился рынок жилья, рынок ЖКУ был еще в зачаточном состоянии.
В 1997 г. Ельцин подписал указ "О реформе ЖКХ", согласно которому предполагалось поднять долю населения в оплате жилья и ЖКУ с 35% в 1997 г. до 100% в 2003 г. Впоследствии 100%-я оплата была отложена Госдумой до 2008 г. Новая редакция закона "Об основах федеральной жилищной политики" (2003 г.) вообще исключила упоминание о сроке перехода на 100%-ю оплату услуг ЖКХ населением.
В 2001 г. был принят документ, до сих пор определяющий государственную политику в отрасли - подпрограмма "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг., а в конце 2004 г. был утвержден новый Жилищный кодекс который ввел новую форму гражданско-правового договора - договор об управлении многоквартирным домом.
Согласно новому кодексу, с 1 января 2007 г. жильцы домов могли отказаться от услуг государственных Дирекций единого заказчика (ДЕЗов), при этом они были обязаны до конца 2007 г. выбрать один из 3-х вариантов: договориться управлять домом самостоятельно, создать ТСЖ, которое организует подобие ДЕЗа в отдельно взятом доме; или подписать договор со специализированной управляющей компанией (УК). Для тех, кто не определился с выбором, в I пол. 2008 г. чиновники на конкурсной основе отобирали управляющие организации. Наравне с ДЕЗами в конкурсах могли участвовать и частные компании.
ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
Финансовое состояние
любого предприятия, в т.ч. отрасли
ЖКХ, является важнейшей характеристикой
его хозяйственной
Жилищно-коммунальное хозяйство
- это многоотраслевой комплекс,
не производящий материальные блага, а
производящий услуги, направленные на
обеспечение необходимых
- эксплуатация жилищного хозяйства;
- водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод;
- теплоснабжение;
- газоснабжение;
- электроснабжение;
- озеленение населенных пунктов;
- ремонт дорог, мостов и набережных;
- берегоукрепительные работы;
- летняя и зимняя уборка дорог;
- сбор, вывоз и утилизация бытовых отходов;
- гостиницы, бани, прачечные;
- ритуальные услуги;
- бюро технической
Жилищно-коммунальные услуги, играя важнейшую роль в жизнеобеспечении населения, занимают особое место на потребительском рынке услуг.
Это второе место в рейтинге
отдельных видов услуг (после
услуг пассажирского
Из столь важной роли жилищно-коммунальных
услуг в жизнедеятельности
Что такое «финансы жилищно-коммунального хозяйства»? В чем их специфика? Под финансами понимается определенная сфера экономических отношений, которые опосредуются денежными потоками и возникают в процессе образования и использования всего многообразия фондов денежных ресурсов как на микро-, так и на макро-уровне экономики в ходе формирования доходов и накоплений предприятий, а также распределения и перераспределения создаваемого национального продукта. Из этого вытекает определение финансов организации.
«Финансы организации - составная часть финансов страны, самостоятельная экономическая категория, функционирующая, в частности, в процессе создания и распределения валового внутреннего продукта и национального дохода».
Таким образом, можно сформулировать
следующее определение: финансы
жилищно-коммунального
Особенностью финансов жилищно-коммунального
комплекса является наличие непосредственных
финансовых отношений с публичной
властью в виде получения бюджетных
средств. Денежные средства поступают
прямо или косвенно (через оплату
предоставленных услуг
Бюджетные средства поступают в виде дотации на покрытие убытков от предоставления услуг населению по тарифам, ниже экономически обоснованных, а также в виде инвестиционных средств на воспроизводство основных средств. Кроме того, публичная власть выступает в виде сборщика налогов по уровням бюджетной сферы.
Расходы жилищно-коммунального
хозяйства формируются
Поскольку финансовое хозяйство ЖКХ имеет свои отличительные черты по сравнению с финансовым хозяйством предприятий в целом, рассмотрим специфику этой отрасли. Особенности ЖКХ обусловлены, прежде всего, наличием большой доли муниципальной собственности и социальной направленностью деятельности всех субъектов отрасли ЖКХ, где организационно-финансовые взаимоотношения существуют в основном между четырьмя участниками:
- администрацией города (района) - заказчиком муниципального заказа;
- службой единого заказчика по контролю за исполнением муниципального заказа;
- предприятиями - исполнителями муниципального заказа;
- населением.
Для жилищно-коммунальных услуг характерны:
- принадлежность к группе жизнеобеспечения;
- социальная значимость;
- низкая заменяемость другими услугами.
Существенной особенностью
отрасли является проявление негативных
последствий монопольного положения
предприятий-поставщиков
Названные и другие особенности
ЖКХ определяют специфику денежных
отношений, складывающихся в его
финансовом хозяйстве. Это относится
к составу и структуре доходов
и накоплений управляющих организаций,
предприятий, обеспечивающих функционирование
жилищного фонда, и предприятий-поставщиков
коммунальных услуг, к их рентабельности
и прибыли, к источникам финансирования
и инвестирования. Специфика проявляется
и в организации финансового
хозяйства ЖКХ в силу вышеперечисленных
и иных технико-экономических
В начале девяностых правительство удерживало на низком уровне коммунальные платежи, чтобы население не так тяжело переносило реформы. Но сегодня наступил момент, когда «без стопроцентного финансирования ЖКХ не обойтись», - уверяют чиновники.
Субсидии и полное финансирование
ЖКХ провозглашены основами нынешней
реформы коммунального
Более того, очень часто
экономическую реформу
Монополизм поставщиков тепла и воды - одна из главных причин крайней неэффективности тепло- и водоснабжения практически любого города. Монополист, как известно, заинтересован только в одном - чтобы потребляли больше и по более высокой цене.
Информация о работе Особенности организации финансов на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства