Особенности формирования финансового рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:19, контрольная работа

Описание работы

Рынок – это взаимодействие продавцов и покупателей. Каждый из них самостоятелен в своих действиях. Покупателями могут быть отдельные граждане; семьи; фирмы; посредники, приобретающие товары для последующей продажи; государственные учреждения. Роль рынка в экономике определяется следующими моментами: рынок способствует рациональному распределению ресурсов, рынок влияет на объем и структуру производства, рынок оздоровляет экономику, освобождаете от убыточных неконкурентоспособных предприятий, рынок заставляет потребителя выбирать рациональную структуру потребления, рыночные цены выступают носителями экономической информации.

Работа содержит 1 файл

света.docx

— 37.74 Кб (Скачать)

Первые три  блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования  экономики и социальных отношений  на макроуровне. Финансовые отношения  предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования  и стимулирования экономики и  социальных отношений на микроуровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Развитие финансового рынка России

2.1 Государственное регулирование финансового рынка РФ

Государственное регулирование финансового  рынка РФ осуществляет несколько  структур. Рынок кредитов, обслуживаемый  кредитными организациями, организует Центральный банк России, который  устанавливает правила осуществления  расчетов в РФ и проведения банковских операций; лицензирует кредитные  организации; регулирует и контролирует деятельность кредитных организаций; организует регулирование и валютный контроль.

Указом Президента РФ от 17.10.2008 № 1489 был создан Совет при Президенте по развитию финансового рынка РФ как совещательный орган. Основными  задачами Совета являются: рассмотрение вопросов, связанных с развитием  финансового рынка и обеспечением его стабильности, а также оценка эффективности принимаемых в  этой области мер; подготовка предложений  Президенту по защите прав инвесторов и предотвращению кризисов на финансовом рынке, дальнейшему развитию финансового  рынка и обеспечению его стабильности; проведение по поручению Президента экспертизы проектов федеральных законов, касающихся развития финансового рынка  и обеспечения его стабильности и др.

В системе регулирования РФ негосударственные  структуры - объединения профессиональных участников - еще не играют такой  важной роли, как за рубежом. Наиболее активно функционируют на рынке  ценных бумаг саморегулируемые организации (СРО) - добровольные объединения профессиональных участников рынка на некоммерческой основе, действующие в рамках существующего  законодательства. Саморегулируемые организации  могут принимать форму ассоциаций, профессиональных союзов, профессиональных общественных организаций.

В последние годы в России много  делается для развития финансового  рынка и приближения его по уровню организации к развитым рынкам. В частности, это касается повышения  доверия инвесторов к финансовым институтам, снижения кредитных рисков, системы ценообразования.

2.2 Государство и финансовые  рынки в Российской Федерации.

На протяжении 1993-1995 годов неуклонно  сокращалось производство на отечественных  предприятиях. В результате непродуманной  налоговой политики уже к 1994 году промышленные предприятия в массе  своей не только «проели» оборотный  капитал, но и в ряде случаев их задолженность превысила стоимость  основных фондов. А сельскохозяйственные производители в силу длительности оборотного цикла выбыли из сферы  рентабельного банковского кредитования еще раньше. Одновременно снижались рентабельность, скорость и объемы оборота импортных операций, последовательно падала рентабельность торговой деятельности как таковой из-за уменьшения емкости внутреннего рынка и платежеспособного спроса на нем. Однако процесс сокращения сфера рентабельности хозяйственной деятельности и вытеснения за ее рамки ценных категорий хозяйствующих субъектов имел существенно разные результаты для производственной сферы и для финансового капитала. Если в результате накопления кризисных факторов производственные предприятия просто останавливались или существенно сокращали производство, то для субъектов финансового рынка достаточно своевременно оказалась сформирована ниша, обеспечившая их псевдорентабельное функционирование. Начиная с весны 1994 года практически единственной сферой достаточно надежного массового применения финансового капитала, кроме рентабельных в целом спекулятивных операций с валютой, стал фондовый рынок. Помимо объективного развития ситуации в экономике, вытеснению финансового капитала на фондовый рынок содействовала налоговая политика Министерства финансов, которое на фоне резкого ужесточения фискального законодательства, освободило от обложения налогами доходы от операций с государственными ценными бумагами, с первую очередь с ГКО. Наиболее надежные ценные бумаги на фондовом рынке оказались одновременно и самыми доходными (последнее – неизвестная мировой практике новация российских финансистов). Кроме того, после перехода приватизации в «денежную» фазу на финансовом рынке появился новый товар – корпоративные ценные бумаги, которые немедленно стали предметом финансовых спекуляций. Таким образом, беспрецедентный масштаб денежных средств, изъятых из обращения в экономике в виду ее общей нерентабельности, и налоговые льготы на фондовом рынке привели к значительным финансовым вложениям в спекуляции с ценными бумагами. Доходность операций с некоторыми видами ценных бумаг, например на внебиржевом рынке достигала 3000-3500%.

Совокупное действие процессов:

·        сворачивание производящих секторов экономики;

·        сокращение инвестиционной составляющей финансового  капитала;

·        перенос большинством субъектов финансового рынка  основной активности в сферу спекуляций с ценными бумагами

обусловило формирование в отечественной  экономике тенденции глобальной спекулятизации финансового капитала.

Капитал, действующий на финансовом рынке, всегда предполагает выделение  некоторой его части для спекулятивной  игры на курсовой стоимости ценных бумаг. Тем не менее основа функционирования здоровой финансовой системы – инвестиции в реальное производство и, естественно, основная доля капитала субъекта финансового рынка предназначена для непосредственной инвестиционной деятельности. Однако в условиях сворачивания отечественного производства и вытеснения из него финансового капитала последний неуклонно сокращает свою инвестиционную составляющую, наращивая спекулятивную. В настоящее время чрезвычайно сложно оценить удельный вес спекулятивной составляющей российского частного финансового капитала, однако по некоторым подсчетам, она не может сыть менее 60% (что само по себе достаточно опасно). Характерно, что сейчас практически все инструменты фондового и денежного рынков по большей части утратили функцию обеспечения инвестиционной деятельности и используются преимущественно для обеспечения спекулятивного оборота капитала. Так, корпоративные ценные бумаги при нынешней модели приватизации обеспечивают поступление денежных ресурсов предприятиям – эмитентам в минимально возможных объемах, оставляя основную долю привлекаемого капитала во вторичном, спекулятивном обороте на фондовом рынке. Субъекты фондового рынка в настоящее время полностью ориентированы в качестве источника доходов от ценных бумаг не на дивиденд от прибыли хозяйствующего субъекта (как это принято в нормальной экономике), а на рост курсовой (то есть спекулятивной) стоимости акций. Вексельное и иное привлечение банками средств вкладчиков имеет целью опять-таки преимущественно расширение игры на фондовом и денежном рынках. Даже государство в лице Министерства финансов, выступая на денежном рынке в качестве эмитента ценных бумаг, вынуждено было ориентироваться на построение тривиальной «финансовой пирамиды», чтобы минимизировать бюджетные расходы на погашение внутреннего долга.

Уже с осени 1994 года субъекты российского  финансового рынка в своей  деятельности на фондовом и денежном рынках четко сориентировались исключительно  на два источника платежеспособного  спроса, платежеспособность которых  не зависит от инфляции:

·        на государство, «сидящее» на печатном станке, в  части работы с государственными ценными бумагами;

·        на иностранного инвестора, конечный спрос которого определяет конъюнктуру на рынке  валютных облигаций и корпоративных  бумаг.

Таким образом, российский финансовый рынок в настоящее время может  сыть охарактеризован как преимущественно  спекулятивный с в силу объективных причин не связанный с инвестициями в реальное производство.

Сворачивание инвестиций и одновременно расширение объемов операций на фондовом и денежном рынках означает формирование тенденции накопления денежных ресурсов в национальной валюте в колоссальном спекулятивном масштабе. Будучи никак не связан с реальным производством и не обеспечен материальными активами, финансовый капитал в этой ситуации превращается просто в «воздух» (откуда и эффект любой спекуляции – деньги возникают как бы из ничего, из воздуха).

Сказанное выше позволяет сделать  несколько основных выводов о  характере финансового рынка, сложившегося в России в период попыток проведения рыночных реформ.

1.      Основной проблемой  финансового рынка России стало  неуклонно снижающееся товарное  обеспечение национальной валюты  вследствие непрерывного сокращения  национального производства.

2.      Наличие двух  основных источников денежных  ресурсов – государственный бюджет  и внешние рынки – обеспечило  двойственность российской финансовой  системы: на внутренне рынке  она имеет характер финансово-фондовой  распределительной системы, а  при обеспечении экспортно-импортного  оборота обретает черты механизма  конвертации экспортных ресурсов  в импортные товары народного  потребления.

3.      Непрерывное снижение  капиталоемкости экономики и  ее товарность привело к формированию  спекулятивного характера финансовой  системы, в первую очередь ее  денежного и фондового рынков.

4.      Основным условием  функционирования нынешней финансовой  системы, учитывая реальные интересы  ее участников, является непрерывное  расширение централизованной денежной  эмиссии. Поскольку для последней поводом становится ликвидация дефицита денежной массы вследствие роста инфляции, нынешняя финансовая система предполагает для своего существования непрерывный рост инфляции, способной обеспечить масштабный рост денежных ресурсов без непосредственного инвестирования хозяйственной деятельности.

5.      Нынешний финансовый  рынок не ориентирован на инвестирование  национального производства и  не способен (в силу ряда причин) его осуществлять в приемлемых  масштабах.

6.      Характер сложившегося  финансового рынка достаточно  быстро превращает большинство  антиинфляционных механизмов в  механизмы раскручивания инфляции. Так, например, ГКО, предназначавшиеся  первоначально для регулирования размера денежной массы на денежном ранке, превратились в механизм скрытой, внебюджетной денежной эмиссии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Финансовый рынок представляет собой систему экономических  отношений хозяйствующих субъектов  по поводу распределения денежных средств  между данными участниками экономических  отношений. Целью финансового рынка  является обеспечение эффективной  аккумуляции денежных средств и  их реализации тем структурам, которые  нуждаются в финансовых ресурсах.

Основными сегментами финансового  рынка являются: рынок кредитов, рынок ценных бумаг (или фондовый рынок), валютный рынок, рынок драгоценных  металлов, страховой рынок.

Стержнем национальных и мировых  финансовых потоков остаются материальные процессы воспроизводства, закономерности кругооборота функционирующего капитала. На одних участках высвобождаются временно свободные капиталы, на других возникает  спрос на них. Бездействие, омертвление  капитала противоречит его природе  и законам рыночной экономики. Фондовый, кредитный, валютный, страховой рынки разрешают это противоречие на национальном и глобальном уровнях. Деятельность финансового рынка позволяет вновь вовлечь временно свободные денежные капиталы в общий кругооборот капитала, обеспечивая непрерывность воспроизводства и прибыли предпринимателям.

На финансовом рынке действуют  главным образом профессиональные участников – банки, специализированные финансово-кредитные учреждения, биржи (в основном фондовые), которые осуществляют аккумуляцию и перераспределение  денежных капиталов. Значительная роль принадлежит и органам государственной  власти. В РФ такими органами власти являются: Министерство финансов, Центральный  банк, Федеральная служба страхового надзора, федеральная служба по финансовым рынкам и другие. Имеются также  и негосударственные структуры - объединения профессиональных участников, которые у нас еще не играют такой важной роли, как за рубежом. Наиболее активно функционируют  на рынке ценных бумаг саморегулируемые организации участников финансового  рынка.

Во второй половине 2000-х гг. активно  развивались все сегменты финансового  рынка: рынок кредитов, рынок драгоценных  металлов, фондовый, страховой и  валютный рынки. По степени насыщенности ликвидности средствами отечественный  финансовый рынок не относится к  высоколиквидным. Его ликвидность нестабильна и зависит не столько от привлечения национальных денежных накоплений, сколько от внешних факторов. Наиболее активно росла емкость фондового рынка, который по объему капитализации занял 13-е место в мире, обогнав рынки ценных бумаг Южной Кореи, Бразилии, Индии, Мексики, Саудовской Аравии.

Развитие финансового рынка  РФ осуществляется с учетом нарастания процессов глобализации мировой  финансовой системы, роста интернационализации  рынков ценных бумаг, трансграничных инвестиционных сделок и усиления конкуренции крупнейших мировых финансовых центров.

Специфика российского финансового  рынка состоит в том, что его  деятельность в большей степени  регулируется государством, чем рыночными  методами. А его рыночное саморегулирование  находится в стадии формирования.

О повышении качества государственного регулирования финансового рынка  свидетельствуют принятые меры. В  их числе: усиление надзора над функционированием  его основных сегментов; создание бюро кредитных историй; ужесточение требований к размещению страховых резервов, структуре собственного капитала компаний. Это повышает капитализацию участников финансового рынка, объемы торгов на нем, поступление инвестиций в экономику. Регулирование финансового рынка направлено на его гармонизацию с международными стандартами, повышение прозрачности информации о деятельности профессиональных участников рынка и их ответственности.

Несмотря на бурное развитие российского  финансового рынка, действие целого ряда негативных тенденций, господствующих на нем еще с момента его  создания, сохраняется. К таким негативным моментам, в первую очередь, относятся  следующие.

1. Недостаток ресурсной базы. Важную  роль в качестве первичных  продавцов финансовых ресурсов  на рынках принадлежит коммерческим  структурам, которые, осуществляя  хозяйственную деятельность, накапливают  полученную прибыль, амортизацию,  создают различные резервные  фонды, а также населению. В  качестве продавца финансовых  ресурсов на современном этапе  в РФ могло бы выступить  государство, учитывая размеры  накопленного Стабилизационного  фонда, однако в целях ограничения  инфляции местом его инвестирования  остаются рынки развитых зарубежных  государств.

2. Узость внутреннего предложения  ресурсов. По проведенным опросам  население готово вкладывать  в ценные бумаги не более  3% своих сбережений. В банковском  секторе, несмотря на введение  системы страхования вкладов,  доля россиян, потерявших интерес  к банковским услугам по размещению  средств, увеличилась в 2005 г.  на 12%.

3. Чрезмерная концентрация собственности,  торговой активности на ограниченной  группе финансовых инструментов (семь - десять акций генерируют  более 90% торгов), а также сверхконцентрация в столице внутренних денежных ресурсов страны (более 60%) и финансовых институтов (40-80%), финансовых ресурсов в Москве; очень незначительная доля акционерных капиталов, находящихся в свободном обращении; олигополия в структуре финансовых посредников и институциональных инвесторов (в различных сегментах внутреннего рынка доминируют по восемь - десять игроков).

Информация о работе Особенности формирования финансового рынка