Особенности финансирования социального обеспечения и социальной защиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Актуализация социальной защиты населения состоит в том, что понятие «социальная защита» ассоциируется с понятием «социальная забота» государства, когда индивидуальная помощь человеку, группам людей, организованная профессионально подготовленными людьми, своей конечной целью будет иметь поддержку уверенности человека в своих силах, своих возможностях. Именно поэтому в последнее время большинство специалистов социальной защиты населения отказываются от такого широкого, но неконкретного понятия как «социальная защита населения», а все больше пользуются термином «социальная поддержка населения со стороны государства».

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...2
Глава 1.Характеристика социального обеспечения и социальной защиты населения……3
Глава 2.Финансирование социального обеспечения и социальной защиты населения…..8
2.1. Финансовая политика государства в социальной сфере………………………………..8
2.2.Внебюджетное финансирование социального обеспечения……………………………11
Глава 3. Анализ структуры расходов на социальное обеспечение в РФ…………………...15
3.1. Динамика расходов на пенсионное обеспечение………………………………………..15
3.2.Расходы федерального бюджета по разделу «Социальная политика» на 2008-2010 г...17
Заключение………………………………………………………………...................................23
Список используемой литературы…………………………………………………….............24
Приложение…………………………………………………………………………………......25

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 104.77 Кб (Скачать)

- выплату дополнительного ежемесячного материального обеспечения инвалидам вследствие военной травмы2;

- выплат компенсаций членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти (46 тыс. семей) в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг3;

- обеспечение инвалидов транспортными средствами (более 6 тыс. человек) в 2008 году - 885,1 млн. рублей (105,9% к уровню 2007 года), в 2009 году - 935,4 1 млн. рублей (105,6% к уровню 2008 года), в 2010 году - 985,21 млн. рублей (105,3% к уровню 2009 года).

   Следует обратить внимание на крайне недостаточное финансирование расходов по обеспечению инвалидов транспортными средствами, осуществляемые в соответствии с ранее принятыми федеральными обязательствами, что имеет место на протяжении последних четырех лет. Общая численность инвалидов, имеющих право на бесплатное получение транспортного средства составляет более 140 тыс. человек. Однако ассигнования федерального бюджета на указанные цели, даже с учетом их незначительного увеличения в в 2008-2009 годы, выделяются в три раза ниже уровня 2004 года (2,5 млрд. рублей). Это приводит к фактическому «замораживанию» обязательств государства перед самыми социально незащищенными категориями граждан. В этой связи целесообразно существенно увеличить ассигнования на указанные виды расходов.

   По подразделу «Охрана семьи, материнства и детства» темпы роста ассигнований федерального бюджета на 2008-2010 года на 2-3 процентных пункта ниже инфляционного уровня. В составе расходов по данному разделу предусмотрены ассигнования на:

- выплату пособий по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий;

- финансирование в рамках подпрограммы «Дети и семья» ФЦП «Дети России» мероприятий по борьбе с беспризорностью. Реализованы дополнительные меры социальной поддержки семей с детьми, значительно улучшено их материальное положение. Для них введены новые виды ежемесячных денежных выплат, произведено существенное повышение ранее установленных. Многодетным матерям, опекунам, приемным родителям и патронатным воспитателям предоставлено право бесплатного проезда на городском транспорте по социальной карте москвича, а детям из многодетных семей в возрасте до 18 лет - право на бесплатное лекарственное обеспечение.

   Говоря о выплатах на ребенка, можно указать на то, что денежная сумма, которая направляется из федерального бюджета, оказывается незначительной. Финансирование же этого раздела на муниципальном уровне и вовсе находится на низком уровне. Порой власти забывают о ценах на необходимые средства и сумма пособий не играет значительной роли, при формировании расходов населения. 

Структура расходов на выплату  пособий по обязательному  социальному страхованию  за 2006-2007 гг. 

  

   Из Фонд социального страхования Российской Федерации направлялось в 2006 году 118,8 млрд. руб. на различные пособия и выплаты, а в 2007 году- 180,0 млрд. руб. Как видим расходы увеличились за счет увеличения финансирования по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет. Также можно сказать о том, что пособия по временной нетрудоспособности занимают значительную часть в доли расходов на социальное обеспечение из фонда социального страхования.

   Каждый год расходы на социальное обеспечение увеличиваются. Все они направлены на достижение необходимого жизненного уровня населения. Но все повышения не дают нужного результата, т. к. в первую очередь не учитывается принцип адресности, а во-вторых, принимая во внимание инфляционный рост, мы не наблюдаем значительного увеличения. По оценкам экспертов, к концептуальным недостаткам можно отнести применение счётно-бухгалтерских методов, использующих прежние условия и крайне низкие уровни расходов на социальную сферу. В большинстве случаев рост намеченных расходов фактически только покрывает официальный прогноз инфляции. Во многом это связано с тем, что до сего времени не приняты законодательные акты Российской Федерации, направленные на расширение самостоятельности организаций социальной сферы и переход от сметного к нормативно-подушевому финансированию оказания государственных, публичных и муниципальных услуг. Переход к среднесрочному программно-целевому планированию с позиции заявленных целей - по обеспечению достойной жизни граждан страны и устойчивого экономического роста - удалось решить лишь в минимальной степени. Более того, по ряду статей социального блока федерального бюджета расходы в относительных показателях или сохраняются на прежних уровнях или даже уменьшаются Например, доля расходов социальных статей в общих расходах федерального бюджета в 2010 году снижается до 14,6% (вместо 15% в 2007 году), в то время как доля затрат на общегосударственные расходы устойчиво растет (с 42,0% в 2007 году до 42,4% к 2010 году).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

   Сегодня финансирование социального обслуживания населения многоканально. Средства на его нужды поступают из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, внебюджетных социальных фондов и негосударственных пенсионных фондов. В этом заключается особенность финансирования социального защиты. В основном финансирование пенсионного обеспечения осуществляется за счет Пенсионного фонда РФ, а различные пособия и выплаты из Фонда социального страхования РФ. Бюджетное финансирование играет значительную роль в социальном обеспечении. Расходы на социальную защиту населения составляют около 10 %  расходов Федерального бюджета.

    В настоящее время необходимость реформирования системы финансового обеспечения социальной защиты населения в РФ общепризнанна. На правительственном уровне принимаются концепции реформирования пенсионной системы, модернизации системы обязательного медицинского страхования, однако целостная концепция финансового обеспечения защиты населения отсутствует. Можно выделить следующие основные направления развития финансового обеспечения социальной защиты населения в Российской Федерации:

1) обеспечение  адресности социальной помощи;

2) приведение  расходных обязательств в соответствие  с доходными возможностями органов власти, которые уполномочены финансировать социальную помощь населению;

3) повышение  эффективности социальной помощи.

   Повышение эффективности социальной помощи может быть достигнуто за счет повышения адресности социальной поддержки и предоставления равных возможностей в социальной поддержке тех граждан, которые реально в ней нуждаются. Предоставление социальной помощи семьям с доходами ниже официального прожиточного минимума позволит сократить контингент получателей и повысить долю социальных трансфертов в доходах бедных слоев населения. Таким образом, достигается вертикальное равенство, т.е. происходит перераспределение дохода или потребления от богатых слоев населения в пользу малообеспеченных. Предоставление равных возможностей в социальной поддержке тех граждан, которые реально в ней нуждаются, обеспечивает горизонтальное равенство и исключают доступ к ней прочих категорий населения. На эффективность социальной помощи также влияет отношение трансфертов, достигающих тех граждан, которые реально в ней нуждаются, к общему объему социальной помощи. В конечном итоге эффективность социальной политики зависит от адекватности принципов социального обеспечения. 

Список  использованной литературы 

1.Конституция РФ от 12.12.1993г.

2.Указ  Президента Российской Федерации  от 30 марта 2005 года № 363 « О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60- летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». 3.Указ Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 года № 887 « О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы». 4.Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2005 года № 475 "О предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг"

5.Постановление  Правительства Российской Федерации  от 17 апреля 2006 г. N 217 г. в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2006 год".

6. Федеральный  закон «О государственном пенсионном  обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 №166-ФЗ/ / Собрание законодательства РФ 2001№51. Ст.4831.

7. «Ключевые  проблемы развития социальной  сферы России: организационно-экономический  аспект» // Финансы и кредит, Александрова  Е.Н., Аретова Е.В., Пономаренко Е.Е., 2007, №28.

8. . «Право  социального обеспечения», учебное  пособие, 4-ое изд.Гусов К.Н., ИНФРА-М, 2009.

9. «Практикум  по социальной работе» 2-ое  издание, Холостова Е. И,  Изд.: ИТК "Дашков и К" ,М.,2007 г.

10. «Социальное обеспечение в Российской Федерации». Под ред. В. М. Кудряшова. М., 2008г.

11. 13. «Социальная помощь: на пути к адресности.»,Светкина Г.Д., Гриценко Е.А., М., 2004№2.

12. «Финансы»: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. Под ред. Г.Б. Поляка.  3-е изд., перераб. и доп., М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008., 703 с. 13. «Финансы», 2-е изд., В. В. Ковалев, М., 2009 г.

14. www.minfin.ru

15. www.socpolitika.ru

16. www.fss.ru

Приложение 1. Категории граждан, являющиеся объектами социальной помощи:

1)пенсионеры;

2)инвалиды;

3)дети из неполных, многодетных, опекунских семей;

4)дети-инвалиды;

5)семьи с детьми;

6)ветераны войны и труда;

7)граждане с хроническими заболеваниями;

8)граждане, попавшие в экстремальные ситуации;

9)граждане, осуществляющие уход за инвалидами 1 группы, лицами старше 80 лет, детьми-инвалидами;

10)многодетные и неполные семьи;

11)семьи, воспитывающие детей-сирот;

12)одинокие нетрудоспособные граждане;

13)получатели пенсий за умершего кормильца;

14)лица без определенного места жительства;

15)одинокие матери;

16)беременные женщины и кормящие матери;

17)лица, освободившиеся из мест лишения свободы;

18)полные семьи, где оба родителя безработные;

19)одинокие пожилые люди;

20)семьи погибших военнослужащих;

21)дети из малообеспеченных семей;

22)малообеспеченные пенсионеры;

23)тяжелобольные (сахарный диабет, туберкулез, онкологические заболевания);

24)граждане и семьи с детьми, среднедушевой доход которых ниже 30% величины прожиточного минимума;

25)вдовы и родители погибших (умерших) Героев Советского Союза и РФ, Социалистического труда, полных кавалеров Ордена Трудовой Славы и Славы трех степеней;

26)семьи несовершеннолетних родителей;

27)семьи вынужденных мигрантов;

28)семьи пенсионеров с несовершеннолетними детьми. 

Приложение 2. Трансферты внебюджетным фондам РФ

  2009 2010

прогноз

2010 в сравнении с  2009
  Млрд. руб.,

доля

Прирост,

Млрд. руб.

Прирост,

%

Трансферты  бюджету Пенсионного фонда РФ 1946,1

20%

2530

26%

+584 +30
Трансферты  бюджету Фонда социального страхования РФ 98,7

1%

61,6

1%

-37,2 -38
Трансферты  бюджету Фед. Фонда обязательного медицинского страхования РФ 25,5

0,3%

4,7

0,05%

-20,8 -81

Информация о работе Особенности финансирования социального обеспечения и социальной защиты