Особенности финансирования социального обеспечения и социальной защиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Актуализация социальной защиты населения состоит в том, что понятие «социальная защита» ассоциируется с понятием «социальная забота» государства, когда индивидуальная помощь человеку, группам людей, организованная профессионально подготовленными людьми, своей конечной целью будет иметь поддержку уверенности человека в своих силах, своих возможностях. Именно поэтому в последнее время большинство специалистов социальной защиты населения отказываются от такого широкого, но неконкретного понятия как «социальная защита населения», а все больше пользуются термином «социальная поддержка населения со стороны государства».

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...2
Глава 1.Характеристика социального обеспечения и социальной защиты населения……3
Глава 2.Финансирование социального обеспечения и социальной защиты населения…..8
2.1. Финансовая политика государства в социальной сфере………………………………..8
2.2.Внебюджетное финансирование социального обеспечения……………………………11
Глава 3. Анализ структуры расходов на социальное обеспечение в РФ…………………...15
3.1. Динамика расходов на пенсионное обеспечение………………………………………..15
3.2.Расходы федерального бюджета по разделу «Социальная политика» на 2008-2010 г...17
Заключение………………………………………………………………...................................23
Список используемой литературы…………………………………………………….............24
Приложение…………………………………………………………………………………......25

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 104.77 Кб (Скачать)

2.обеспечение льготных категорий граждан путёвками на санаторно-курортное лечение;

3.обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезами;

4.оплата пособий по беременности и родам, пособий при рождении ребёнка, пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет;

5.оплата родовых сертификатов;

6.доплата (25 %) за первичную медико-санитарную помощь работающим гражданам;

7.доплата за диспансеризацию работающих граждан;

8.оплата дополнительных медицинских осмотров работающих граждан, занятых на работах с вредными и опасными факторами;

9.оплата (полная или частичная) для детей застрахованных граждан стоимости путевок в расположенные на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные организации, открытые в установленном порядке (в том числе в учреждения отдыха и оздоровления детей).

  Также следует указать обязательное   медицинское   страхование, которое является    составной    частью государственного социального страхования и  призвано  обеспечить  гражданам Российской  Федерации  равные  возможности  в   получении   медицинской   и лекарственной  помощи,  предоставляемой  за  счет   средств   обязательного медицинского  страхования  в  объемах  и   на   условиях,   соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Средства  обязательного   медицинского   страхования   аккумулируются   в Федеральном внебюджетном фонде и внебюджетных фондах субъектов РФ (включая их филиалы), называемых территориальными Фондами обязательного медицинского страхования (ОМС).  В отличие от  других  внебюджетных  фондов система ОМС реализуется федеральным  и территориальными  фондами ОМС,  не зависимы друг от друга в организационном плане. Основные функции фонда:

1.выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;

2.финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

3.контроль за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования.

   Расходы фонда в 2006 году составили 2019026,6 тыс. рублей. К уровню 2006 года расходы составили 188,0%, к уровню 2007 года 132,3%.

   Бюджетные ассигнования – один из важных источников этих социальных фондов. Бюджетные средства поступают в эти фонды главным образом в виде взносов бюджетных учреждений за работающих в них граждан. Во внебюджетные фонды могут также направляться бюджетные дотации.

   Наряду с бюджетным финансированием и внебюджетными социальными фондами своеобразным источником средств, направляемых на цели социального развития, становятся негосударственные пенсионные фонды. Участник фонда при достижении пенсионного возраста получает пенсионные накопления, имеющиеся на его именном счете (сразу или по частям в соответствии с договором). Они состоят из пенсионных взносов и соответствующей доли доходов, полученной от инвестирования активов фонда. В фондах с установленными выплатами в момент заключения договора определяется фиксированный размер будущей пенсии.

   Принципы и порядок определения фондами размеров пенсионных взносов зависят от продолжительности их внесения, инвестиционной политики, оценки экономической ситуации в стране или регионе, инвестирование активов на перспективу и с учетом многих других факторов. В любом случае участнику фонда гарантируется пенсия в размерах, предусмотренных в договоре. Участник фонда обладает правом перевести средства, находящиеся на именном счете, в другой фонд в порядке и на условиях, предусмотренных договором между вкладчиком и фондом. Последний обязан перевести указанные средства за вычетом понесенных им доказанных убытков. Порядок их определения должен быть указан в договоре. Наследуются пенсионные накопления в соответствии с законодательством РФ.  
 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Анализ структуры  расходов на социальное обеспечение в РФ

3.1. Динамика расходов на пенсионное обеспечение 

   Когда мы говорим о социальном обеспечении, первое, на что мы обращаем внимание, является пенсионное финансирование. В России в 2007 году насчитывалось около 38,5 млн. пенсионеров, что составляет более 27 % населения. Другими словами, благосостояние четверти населения страны напрямую зависит от системы пенсионного обеспечения. Рост расходов бюджета на выплату пенсий в 2007 году составил примерно 15,6 % как и в 2006 году. В 2007 году на выплату пенсий из пенсионного фонда РФ было направлено 1725 млрд. руб. При этом из федерального бюджета на финансирование выплат пенсий было выделено 959,7 млрд. руб. Кроме того, еще 146,6 млрд. руб. выделено на пенсии военнослужащим и членам их семей, а также лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению.

   Необходимость финансирования части расходов Пенсионного фонда РФ из средств федерального бюджета связана с тем, что отчисления из фонда оплаты труда не покрывают потребности Фонда по выплате пенсий, что, в свою очередь, связано с низким числом занятых, приходящихся на одного пенсионера.  

Динамика  расходов на пенсионное обеспечение по источникам

     выплат, млрд. руб.

     

  

   Незначительные темпы роста расходов на социальную сферу в федеральном бюджете во многом можно объяснить все большей передачей полномочий на территориальный уровень. В целом расходы на социальные цели в федеральном бюджете составили в 2007 г. 9,4% ВВП, а в консолидированном – около 12% ВВП. Это больше, чем в 2006 году, однако существенно меньше (приблизительно на 40%) от минимального уровня расходов на социальные нужды, рекомендованного Копенгагенской декларацией о социальном развитии (1995 г.), в соответствии с которой уровень расходов на социальные нужды должен составлять не менее 20% ВВП

   В результате прогнозируемого повышения пенсий, размер социальной пенсии с 1 октября 2009 года превысил прожиточный минимум пенсионера на 3,5%. В 2010 году начался новый этап реформирования пенсионной системы. Он ставит задачу радикально повысить уровень пенсионного обеспечения и ликвидировать бедность среди пенсионеров. Одним из источников дополнительного финансирования пенсий станет повышение страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, ставка которых будет с 2011 года повышена до 26%. Проведенные реформы позволят существенно повысить размер пенсий в России. Средний размер трудовых пенсий превысит в 2010 году 7750 рублей в месяц, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 46%. Соотношение трудовой пенсии к средней заработной плате достигнет 38% (по сравнению с 24,8% в 2008 году).   В целях обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации из федерального бюджета на покрытие дефицита Фонда в 2008 году направили средства в сумме 184,6 млрд. рублей, в 2009 году - 149,1 млрд. рублей, в 2010 году - 251,6 млрд. рублей.

   Таким образом, пенсионное обеспечение финансируются в основном за счет средств Пенсионного фонда. Повышение пенсий будет в значительной степени обеспечено за счет трансфертов из федерального бюджета. (см. Приложение 2), которые в 2010 году составят 2530 млрд. руб. Мы видим, что средств направляется больше по сравнению 2009 годом на 584 млрд. руб., т. е. на 30% больше. Правительство РФ заботится о гражданах своей страны, пытаясь многократными увеличениями улучшить положение населения.

   Существенно возросли объемы адресной помощи остро нуждающимся пенсионерам через учреждения социальной защиты населения, в том числе расходы на оказание материальной помощи, бесплатную выдачу товаров длительного пользования и оплату дорогостоящих операций и лекарств, бесплатные санитарно-гигиенические услуги. 
 

3.2.Расходы  федерального бюджета  по разделу «Социальная политика» на 2008-2010 гг.

   Расходы по разделу «Социальная политика» на первый взгляд представляются одними из самых высоких по темпам роста, но этот рост определяют расходы, которые предназначены исключительно для повышения пенсий и улучшения социального обслуживания военных и приравненных к ним категорий работников, которые по справедливости следует отнести к расходам на оборону и безопасность. Это наглядно иллюстрирует структура расходов по разделу «Социальная политика» и темпы их роста в 2008-2010 годах (См. таблицу 1). Существенное увеличение ассигнований по данному разделу связано с ростом денежного довольствия военнослужащих, в соответствии с которым рассчитывается пенсионное обеспечение указанных лиц, а также индексацией ежемесячного пожизненного содержания судей по уровню роста потребительских цен.  

Таблица 1Расходы федерального бюджета по разделу «Социальная

  политика»

   
2008 г. 2009 г. 2010 г.
Общий объем ассигнований (млрд. руб.) 273,0 362,4 427,5
Пенсионное  обеспечение. 183,2 245,0 293,5
Социальное  обслуживание населения 3,99 4,32 4,72
Социальное  обеспечение населения. 81,9 109,0 125,1
Охрана  семьи, материнства и детства. 2,36 2,46 2,58
Удельный  вес в общих расходах федерального бюджета, (%) 4,2 5,0 5,3
 

   По другим подразделам раздела «Социальная политика» бюджетные проектировки намного меньше. Так, по подразделу «Социальное обслуживание населения» были намечены весьма скромные темпы роста. В состав данного подраздела включены ассигнования на содержание более 1,8 тыс. федеральных учреждений социального обслуживание населения (медико-социальные экспертные комиссии, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, учреждения по обучению инвалидов, стационары сложного протезирования), предоставляющим услуги более 3 млн. человек. Из указанных средств субсидии стационарам сложного протезирования на оплату дней пребывания инвалидов в стационарах  предусмотрены были в объеме 93,7 млн. рублей ежегодно, что составляет лишь 65,2% от уровня ассигнований на указанные цели в 2007 году. В этой связи представляется целесообразным увеличить ассигнования по статье расходов «Субсидии стационарам сложного протезирования на оплату дней пребывания инвалидов в стационарах» на 50 млн. рублей.

     

По подразделу «Социальное обеспечение населения» ассигнования федерального бюджета на 2008, 2009 и 2010 года имеют достаточно устойчивую динамику. В составе расходов указанного подраздела предусмотрены ассигнования на:

- реализацию мер по реформированию системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений в объемах, указанных выше. Удельный вес этих ассигнований в структуре расходов подраздела на 2008-2010 годы составляет соответственно 20,6%, 42,3% и 41,1%;

- реализацию основных мероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в рамках федеральной целевой программы «Жилище»;

- предоставление мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний (более 1,6 млн. человек);

- выплату единовременных денежных компенсаций реабилитированным лицам (более 37 тыс. человек);

- выплату компенсации безработным гражданам (более 700 тыс. человек) материальных затрат в связи с направлением на работу или обучение в другую местность;

- обеспечение ремонта более 3 тыс. индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, выплат пособий и компенсаций военнослужащим, приравненным к ним лицам, а также уволенным из их числа;

- выплату дополнительного ежемесячного материального обеспечения некоторым категориям граждан в связи 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов1;

Информация о работе Особенности финансирования социального обеспечения и социальной защиты