Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 17:41, реферат
Институт несостоятельности предприятия (банкротства) появился в нашем правовом регулировании в связи с переходом к рыночным отношениям.
В условиях всеобъемлющего господства государственной и кооперативно-колхозной собственности проблема прекращений предприятий, кооперативов и колхозов ввиду их несостоятельности не ставилась и не решалась, потому что нерентабельные и убыточные предприятия и хозяйства встраивались в качестве таковых в экономику и существовали в качестве планово-убыточных за счет государственного финансирования, периодического списания долгов с колхозов, постоянно действующих и легализованных перераспределительных финансовых отношений в хозяйственных системах министерств и ведомств.
Введение 3
1. Банкротство градообразующих организаций 4
2. Банкротство сельскохозяйственных организаций 7
3. Банкротство финансовых организаций 10
3.1 Банкротство кредитных организаций 10
3.2 Банкротство страховых организаций 15
3.3 Банкротство профессиональных участников рынка ценных бумаг 18
Заключение 22
Список использованных информационных источников
При определенных обстоятельствах имеется и другая возможность для продления срока внешнего управления данной категории должников юридических лиц. В случае, если в течение срока финансового оздоровления или внешнего управления, имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и другими крайне неблагоприятными условиями, срок финансового оздоровления или внешнего управления может быть продлен на один год.
При
продаже имущества и
9
мающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, примыкающим к земельному участку должника.
Арбитражный
управляющий при продаже
10
3.БАНКРОТСТВО
ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
К
финансовым организациям относятся, в
частности, кредитные организации,
страховые организации, профессиональные
участники рынка ценных бумаг. Процедуры
банкротства таких организаций должны
осуществляться по специальным правилам,
предусмотренным соответствующими законами,
однако, поскольку в настоящее время существует
только Закон «О несостоятельности (банкротстве)
кредитных организаций», регулирование
банкротства финансовых организаций осуществляется
по общим правилам, с изъятиями, предусмотренными
§ 4 гл. 9 Закона о банкротстве.
3.1
Банкротство кредитных
В соответствии со ст.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции.
Перечень таких операций предусмотрен Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" и включает в себя, в частности: привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; выдача банковских гарантий.
Кредитные
организации могут создаваться
и действовать в форме банка
или небанковской кредитной организации.
При этом банком признается кредитная
организация, которая имеет исключительное
право осуществлять в совокупности
11
следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Под банковской кредитной организацией разумеется кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, в том числе в их допустимых сочетаниях, определяемых Банком России.
Необходимость
правового регулирования
В случае неплатежеспособности кредитной организации-должника возникающие при этом отношения должны регулироваться, в первую очередь, специальным нормативным правовым актом федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций, и лишь в части, им не урегулированной, подлежит применению Закон о банкротстве. Иными словами, положения о несостоятельности (банкротстве) должника, содержащиеся в комментируемом Законе о банкротстве, применяются к отношениям, возникающим при банкротстве кредитных организаций, лишь в субсидиарном порядке.
Под
несостоятельностью (банкротством) кредитной
организации понимается признанная
арбитражным судом ее неспособность удовлетворить
требования
12
кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее - банкротство). Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами.
Нельзя не заметить разницы в последствиях возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве обычного должника и банка. Определение арбитражного суда о принятии к производству заявления о банкротстве банка нередко служит детонатором панических настроении среди кредиторов и провоцирует их на возврат денежных средств, находящихся на счетах и во вкладах в указанном банке. Теряя денежные средства клиентов, банк вместе с ними теряет и свою платежеспособность.
В то же время ранее действовавшее законодательство не содержало никаких норм, ограничивающих круг кредиторов, способных инициировать судебное дело о банкротстве банков, либо затрудняющих предъявление таких требований по сравнению с заявлением о банкротстве обычных должников.
Один из способов решения этой проблемы – исключение из числа кредиторов, предъявляющих заявления о банкротстве банков, граждан-вкладчиков путем гарантирования (либо обязательного страхования) банковских вкладов.
Другой путь, введение специальных досудебных процедур, предшествующих возбуждению дела о банкротстве в арбитражном суде.
Речь
идет о том, чтобы допустить возбуждение
дела о несостоятельности (банкротстве)
банка в арбитражном суде лишь
после соблюдения кредитором обязательной
детально регламентированной процедуры
рассмотрения Центральным банком заявления
кредитора об отзыве лицензии соответствующего
коммерческого банка.
13
Таким
образом, финансовое состояние банка-должника
будет определяться Центральным
банком с учетом всего комплекса
показателей, характеризующих его
платежеспособность. При отсутствии
признаков несостоятельности
Заявление
о признании кредитной
Особенностью несостоятельности (банкротства) кредитных организаций является также ограничение процедур банкротства, применяемых к этой категории должников. Арбитражным судом может быть вынесено только решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства или об отказе в признании кредитной организации банкротом.
Данное
ограничительное правило
Следовательно
у арбитражного суда, рассматривающего
дело о банкротстве, отсутствует выбор
различных судебных актов, которые могут
быть приняты по-
14
следним
по результатам рассмотрения дела.
При наличии признаков
Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" установлено несколько специальных правил, касающихся существенных особенностей проведения конкурсного производства при банкротстве кредитных организаций.
Во-первых,
в течение десяти дней с момента
получения определения
Во-вторых, объявление о банкротстве кредитной организации должно быть опубликовано конкурсным управляющим за счет должника не только в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", но и в "Вестнике Банка России", а также в средствах массовой информации по месту нахождения кредитной организации.
В-третьих,
после составления реестра
15
В-четвертых, имеется определенная особенность и в порядке удовлетворения требований кредиторов первой очереди: в приоритетном порядке подлежат удовлетворению требования граждан-вкладчиков по договорам банковского вклада и банковского счета; требования граждан, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью; требования Федерального фонда обязательного страхования вклада.
В-пятых,
ликвидация кредитной организации
считается завершенной, а кредитная
организация прекратившей свое существование
с момента внесения в Книгу государственной
регистрации кредитных организаций соответствующей
записи о ликвидации кредитной организации.
3.2
Банкротство страховых организаций
Страховой
организацией (страховщиком) признаются
юридические лица любой организационно-правовой
формы, предусмотренной
В
настоящее время, в соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 14
августа 1996 г. N 1177 "О структуре федеральных
органов исполнительной власти" и постановлением
Правительства от 5 января 1997 г. N 2 "Вопросы
Министерства финансов Российской Федерации"
Министерство финансов Российской Федерации,
являясь правопреемником упраздненной
Федеральной службы России по надзору
за страховой деятельностью, соответственно
является государственным органом Российской
Федерации по надзору за страховой деятельностью.
Таким образом, Министерство финансов
РФ является лицом, участвующим в арбитражном
процессе при рассмотрении дела о банкротстве
страховой
Информация о работе Особенности банкротства отдельных категорий должников и юридических лиц