Основы организации финансов в развитых странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:14, лекция

Описание работы

Успешное развитие экономики во многом определяется состоянием финансовой системы государства. Роль и место финансовых отношений усилились в настоящее время. Стало очевидным, что в новом столетии достижение оптимального уровня макроэкономических показателей (прирост ВВП, уровень безработицы, уровень инфляции, состояние государственного бюджета и платёжного баланса, величины бюджетного дефицита и государственного долга) будет зависеть от равновесия финансово-кредитной системы страны.

Содержание

Предмет и задачи курса
Содержание финансов и финансовой системы государства
Государственные доходы: источники и методы мобилизации
Система государственных расходов
Содержание и типы финансовой политики

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 35.95 Кб (Скачать)

Государственные предприятия  имеют закреплённые за ними основные и оборотные фонды, осуществляют регламентированные законодательством  взаимоотношения с бюджетом. В  зависимости от типа предприятий  они обладают различной степенью автономности и финансовой самостоятельности.

Особое звено образуют специальные правительственные  фонды, которые имеют определённую самостоятельность, отделены от бюджета  и управляются непосредственно  центральными, а в отдельных случаях  и местными властями. К ним относятся  фонды социального страхования, различные целевые фонды, а так  же государственные и полугосударственные  финансово - кредитные учреждения.

Первоначальной задачей  этих фондов являлось финансирование отдельных целевых мероприятий. В современных условиях их функции  расширяются. Они приобретают значение резерва и используются для повышения  маневренности финансовой системы.

Система доходов в развитых зарубежных государствах определяется функциями государства и направлениями  проводимой политики. Главным источником государственных

доходов является национальный доход.

В периоды чрезвычайных обстоятельств, главным образом затяжных войн, когда  вновь созданной стоимости не хватает для покрытия финансовых нужд, государство нередко обращается к такому источнику, как национальное богатство. Это означает реализацию отдельных видов государственной  собственности, например иностранных  ценных бумаг,. Золотого запаса, государственных  предприятий, других видов имущества. В годы Первой Мировой войны к  такой мере прибегала Франция. Во время Второй Мировой войны за счёт национального богатства финансировали  свои военные расходы фашистская Германия, Япония, Великобритания. Использование  национального богатства в качестве источника доходов приводит к  сокращению материальных ценностей, уменьшению золотовалютных резервов.

Все источники доходов  делятся на 2 группы – внутренние и внешние.

К внутренним относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые государством для осуществления  своих функций; к внешним национальный доход другой страны (например, в  форме займов).

Состав доходов зависит  от методов, с помощью которых  государство аккумулирует необходимые  ему средства. Основными методами являются налоги, займы и эмиссия  денег.

Соотношение их неодинаково  и зависит от проводимой государством финансовой политики.

Центральной место в системе  доходов зарубежных государств являются налоги, выступающие главным инструментом перераспределения национального  дохода. Взимание налогов производится государственной властью при  наличии соответствующего налогового 

законодательства, то есть    в форме правовых отношений. Каждый налог в законодательном  порядке закрепляется за соответствующими властями. 

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, действующих  на территории страны, методы и принципы построения налогов, а так же органов, организующих налоговые отношения. Налоговым механизмом называют совокупность организационно -правовых норм и методов  управления налогообложением. Эффективность  налогового механизма зависит от того, как государство учитывает  сущность налогов, законы их движения, противоречивость.

Известны 2 системы обложения  подоходным налогом:

  1. шедулярная (английская), применявшаяся длительное время в Великобритании (с 1842 по 1973 годы) и ряде других стран. При этом система обложения производится у источника не по совокупному годовому доходу, а по частям дохода (шедулам).
  2. Глобальная - обложение производится по совокупному годовому доходу.

Вторым по значению доходом  являются государственные займы. В  настоящее время этот вид дохода широко используется. Так, в США ( в  отдельные годы) они составляли до 20% всех доходов федерального бюджета.   Особенно   важную   роль   играли   займы   в   периоды   войн, экономических кризисов, когда налоги в силу их недостаточной эластичности, неспособности быстро  мобилизовать крупные финансовые ресурсы, теряют своё обычное значение.  В эти периоды удельный вес займов приближается, а в отдельные годы перекрывает налоги.

Распространённым методом  мобилизации средств является так  же эмиссия бумажных и кредитных  денег. Право эмиссии принадлежит  центральным властям, которые прибегают  к этой мере в случаях, когда налоговые  поступления не покрывают расходов бюджета, а на рынке ссудных капиталов складывается конъюнктура, неблагоприятная для выпуска новых займов. Выпуск денег, необеспеченных товарной массой, приводит к переполнению каналов денежного обращения избыточными деньгами и является фактором инфляции. Поэтому к данному методу прибегают в крайних случаях. Государственные расходы вызваны самим фактом наличия государства, то есть носят императивный характер. Государственные расходы служат воспроизводству экономических и социальных отношений, существующих в конкретном государстве в конкретное время.

В основной массе государственные  расходы являются непроизводительными, так как являются долей национального  дохода, выбывающей из воспроизводственного процесса. Государственные расходы делятся на 4 основные группы:

  • расходы на социально-культурные нужды;
  • расходы на национальную экономику и поддержку отраслей,
  • военные расходы;
  • на управление

Структура расходов неодинакова  в разных странах и даже в одной  стране в разные периоды её развития. Содержание и характер государственных  расходов органически связаны с  функциями государства.

Основная часть государственных  расходов (около 70%) приходится на государственный  бюджет, в котором концентрируются  важные крупные расходы. Круг расходов государственного бюджета устанавливается  в законодательном порядке. Они  связаны с обеспечением выполнения функций государства: финансированием  приоритетных отраслей, содержанием  законодательных и исполнительных органов власти, судебной системы, органов  безопасности, обеспечением расширенного воспроизводства и удовлетворением  общественных потребностей.

Основная часть расходов местных финансов приходится на социальные мероприятия и управление местным  хозяйством. В их числе – финансирование муниципального строительства, дорог, общественного транспорта, затраты  на образование, социальное обеспечение.

Расходы, относящиеся к  финансам государственных предприятий, охватывают 2 вида затрат: текущие, которые  связаны с обеспечением функционирования предприятия и инвестиции, идущие на обновление и расширение основного  капитала.

Финансовые отношения  объективны, то есть представляют собой  элемент базиса общества. В то же время они складываются не стихийно, а организуются государством, то есть финансовым отношениям придаются различные  формы. Но для того, чтобы организация  форм финансовых отношений носила научный  характер, способствовала положительному воздействию на результаты, необходимо выработать стратегию и тактику использования финансов для достижения поставленных задач экономического и социального развития. Выработанная стратегия и тактика представляет собой финансовую программу, или финансовую политику, важнейшими частями которой являются бюджетная, фискальная, ценовая, кредитная политика.

Финансовая  политика - совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций.

В реальной жизни финансовая политика реализуется через финансовый механизм, который представляет собой  совокупность форм и методов организации  финансовых отношений.

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать специфику  внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны.

Анализ применявшейся  различными государствами финансовой политики позволяет выделить 3 её основные типа:

  • классическая;
  • регулирующая;
  • планово - директивная.

До конца 20 - х годов  текущего века основным типом финансовой политики большинства трет был классический её вариант, который основывался  на трудах классиков политэкономии

[дама Смита (1723 ~ 1790) и  Давида Рикардо (1772 - 1823) и их  последователей. Основные её направления  - невмешательство государства в  экономику, сохранение свободной  конкуренции, использование рыночного  механизма как главного регулятора  хозяйственных процессов. Следствием  этого было ограничение государственных  расходов и налогов, обеспечение  условий для формирования и  использования сбалансированного  бюджета.

Финансовый механизм строился исходя из этих целей финансовой политики. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в  основном к расходам на военные цели. Выплату процентов по государственному долгу и его погашение, и управление. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление  средств  для обеспечения сбалансированного бюджета государства, причем она строилась в основном на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма их взимания.

Система управления была проста и сосредотачивалась в одном  органе управления – Министерства финансов.

Бурное развитие производительных сил поставило перед государствами  ещё в 19 веке вопрос об изменении  подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20 – х годов 20 века, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства  государств. В этот период в западных странах осуществляется переход  к регулирующей финансовой политике. В её основу в начале были положены экономические теории английского  экономиста и философа Кейнса (1883 – 1946) и его последователей.

Они исходили из необходимости  вмешательства и регулирования  государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с её традиционными  задачами стали преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования  экономики и социальных отношений  в целях обеспечения полной занятости  населения.

Основными инструментами  вмешательства государства в  экономику становятся государственные  расходы, за счёт которых формируется  дополнительный спрос. Поэтому государственные  расходы обеспечивают рост предпринимательской  деятельности, увеличение национального  дохода и способствуют ликвидации безработицы  путём финансирования создания новых  рабочих мест.

Система налогов кардинально  изменяется. Главным механизмом регулирования  становится подоходный налог, использующие прогрессивные ставки. Он обеспечивает изъятие у экономических субъектов  доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета при высоком уровне расходов.

Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе  государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает  применение долгосрочных и среднесрочных  займов. Рынок ссудных капиталов  становится вторым по значению источником доходов государственного бюджета, а дефицит используется для развития экономики.

Изменяется система управления финансами. Вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных  специализированных органов. Выделяются отдельные службы,  занимающиеся планированием государственного бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.

В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную  эффективность в западных странах. Она обеспечила в 30 - 60 -х годах  стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве стран.

В   70  -х   годах  в   основу  финансовой  политики  была  положена  неоконсервативная стратегия,    связанная        с    неоклассическим    направлением   экономической   теории.    Эта разновидность   финансовой   политики   не   отказывается   от  регулирования   как   от  цели,   но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы, структурную перестройку 
общества.

Финансовый механизм в  этих условиях исходит из необходимости  сокращения объёмов перераспределения  национального дохода через финансовую систему,  снижение бюджетного дефицита,     стимулирование     роста     сбережений     как     источника     производственного инвестирования.   Важная  роль   отводится   налогам.   Ставится   задача   их   сокращения   и уменьшения степени прогрессивности обложения.

Информация о работе Основы организации финансов в развитых странах