Основы организации финансов в развитых странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:14, лекция

Описание работы

Успешное развитие экономики во многом определяется состоянием финансовой системы государства. Роль и место финансовых отношений усилились в настоящее время. Стало очевидным, что в новом столетии достижение оптимального уровня макроэкономических показателей (прирост ВВП, уровень безработицы, уровень инфляции, состояние государственного бюджета и платёжного баланса, величины бюджетного дефицита и государственного долга) будет зависеть от равновесия финансово-кредитной системы страны.

Содержание

Предмет и задачи курса
Содержание финансов и финансовой системы государства
Государственные доходы: источники и методы мобилизации
Система государственных расходов
Содержание и типы финансовой политики

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 35.95 Кб (Скачать)

Тема 1. Основы организации финансов в развитых странах

 

  1. Предмет и задачи курса 
  2. Содержание финансов и финансовой системы государства
  3. Государственные доходы: источники и методы мобилизации 
  4. Система государственных расходов
  5. Содержание и типы финансовой политики

Успешное развитие экономики  во многом определяется состоянием финансовой системы государства. Роль и место  финансовых отношений усилились  в настоящее время. Стало очевидным, что в новом столетии достижение оптимального уровня макроэкономических показателей (прирост ВВП, уровень  безработицы, уровень инфляции, состояние  государственного бюджета и платёжного баланса, величины бюджетного дефицита и государственного долга) будет  зависеть от равновесия финансово-кредитной  системы страны.

Волна кризисных явлений  в финансовой сфере в Юго-Восточной  Азии, России и других странах подтвердили  необходимость такой структуры  финансово-кредитной системы, которая  бы обеспечивала эффективную динамику экономических процессов в государстве. Благополучными в этом отношении  являются финансово-кредитные системы  лидеров мировой экономики - США, ФРГ, Франции, Великобритании, Канады и  Японии. Построение финансовых систем этих стран не имеет принципиальных, концептуальных различий, хотя в каждый из них есть своя специфика функционирования бюджетной, налоговой систем. Сравнительный  анализ финансовых систем разных стран, учёт преимуществ и недостатков  каждой из них дают возможность построить  систему финансово-кредитных отношений, отвечающих требованиям нового тысячелетия. К тому же процессы глобализации, интеграции и интернационализации мирохозяйственных  связей требуют унификации структуры  отечественных финансовых отношений.

Экономические преобразования, связанные с развитием рыночных отношений в Казахстане, затрагивают  все стороны общественной жизни. В этих условиях происходит изменение  характера участия государства  и методов воздействия государственных  финансов на экономическую систему.

Практика хозяйствования в современных условиях по-новому ставит проблему эффективной мобилизации  финансовых ресурсов, а также их оптимального использования. При этом выбор форм и методов организации  финансовых отношений во многом определяет успех проводимых реформ. Исходя из этого, зарубежный опыт в области  функционирования сфер и звеньев  финансовых отношений представляет несомненный интерес.

Изучение проблем организации  государственных финансов в различных  странах является одной из составляющих успешного овладения экономическими знаниями. Специалистам необходимо освоение вопросов разработки и осуществления  экономической политики, в том  числе и финансовой, проводимой в  различных странах в конкретном периоде развития; истории методов  государственного регулирования экономики; факторов, способствовавших «экономическому  чуду» в странах мира после II Мировой  войны; применение финансовых инструментов в современных условиях.

Немаловажное место в  процессе разработки финансовой политики и выборе механизма её реализации уделяется огромному наследию ученых-экономистов  от классиков политэкономии до наших  современников. Исходя из этого, в курсе  будут рассмотрены концептуальные основы организации государственных  финансов. Теории ученых  в области бюджета и налогов положены в основу фискальной политики развитых стран и их финансового законодательства, поскольку одним из принципов управления финансами является научный подход.

Выбор западно-европейского ареала, США и Японии обусловлен тем, что именно они определяют приоритеты экономического развития, достигнув  ощутимых успехов, являются лидерами современной  цивилизации. При этом путь к экономическому лидерству в этих странах  различен. Поэтому знакомство с государственными финансами этих стран начинается с вех развития их экономик в послевоенный период (за исключением США).

Объективным показателем  возрастающей роли финансов в выполнении государством своих функций является увеличение бюджетов всех развитых и  динамично развивающихся стран. В эти условиях для обеспечения эффективного выполнения государством своих функций:

  • повышается роль и усложняются финансы;
  • становится более тесной связь финансовых отношений и отношений собственности, финансового менеджмента и управления собственностью;

Курс «Финансы зарубежных государств» ставит целью рассмотреть  сущность и роль, которую выполняют  финансы в различных зарубежных странах. В курсе представлены основные аспекты финансов: теоретические  основы, формы организации, практическое применение, изучаются современные  западные теории государственных финансов. При этом основное внимание уделяется  практическому использованию этих теорий - повышению эффективности  налогов, государственного кредита, государственного бюджета, усилению их воздействия на экономические процессы.

Современный этап характеризуется  быстрым развитием интернационализации  производства Важное место в интеграционных процессах принадлежит финансам.

Предметом науки о финансах являются экономические отношения, связанные с распределением общественного  продукта и образованием в этой связи  денежных доходов, накоплений и фондов , их использованием на цели расширенного производства и удовлетворение общественных потребностей.

Объектом финансов являются финансовые ресурсы и целевые  фонды - их формирование, движение и  использование. Субъектами - многочисленные хозяйственные, общественные и др. организации производственной и непроизводственной сферы деятельности, включая государство как организатора общественной жизни.

Наука о финансах -это  учение о специфических производственных отношениях, вызванных развитием  товарно-денежных отношений и существованием государства.

Финансы - исторически сложившаяся экономическая категория. Она возникла с развитием товарно-денежных отношений. Исходным условием возникновения финансов является товарное производство, опосредованное денежными отношениями. Финансы присутствуют во всех общественно-экономических  формациях,  обусловленных наличием государства и развитием товарно - денежных отношений. Несмотря на общность содержания в каждой из формаций, они имеют свои отличия по социальной сущности, роли в общественном производстве, формах финансовых отношений.

Многие экономисты неверно  считают, что исторически первые финансовые отношения возникли   с   появлением   государства, а  точнее   с   формированием   материальной   базы   его   функционирования, и создавались за счёт принудительных натуральных сборов.

Исторический характер финансовых отношений находится в строгой  последовательности и соподчиненности  с элементами развития общества. Развитие финансовых отношений происходит вместе с развитием общества от простых  к более сложным.

По мере развития государства  и товарно-денежных отношений сформировались группы более сложных экономических  категорий – государственные  доходы и государственные расходы, а на их основе – категория государственного бюджета , страхования, государственного кредита.

Финансовые отношения  в этих звеньях финансовой системы  носят характер перераспределения  созданного в сфере производства прибавочного продукта и являются производным  и зависимыми по отношению к финансам сферы материального производства.

Термин «Финансы» происходит от латинского слова «Финиш», то есть окончание платежа.

Во Франции этот термин применялся в 16 веке уже в более  широком смысле – как совокупность публичных доходов и расходов, позднее появляется термин «публичные финансы», означая на всех западноевропейских языках совокупность государственных  доходов и расходов.

От латинского «Фискус» произошёл  термин «фиск» (казна). Этим словом в  латинском языке называли платёжную  корзину, в которую ссыпали деньги и материальные ценности, полученные в качестве налога.

Природа финансов вытекает из наличия товарно - денежных отношений  и действия закона стоимости. Финансы  объективно необходимы, так как обусловлены  потребностями общественного развития. Конкретные виды финансовых отношений, формы их организации предопределены условиями развития экономики. Хотя государство может активно влиять на развитие финансовых отношений, оно  не в состоянии ни создать, ни отменить их, если отсутствуют соответствующие  объективные предпосылки. Финансовые отношения порождаются общественными  потребностями, а не деятельностью  государства, которое само «есть  продукт общества на определённой ступени  развития». Преувеличение роли государства  в возникновении финансовых отношений  теоретически неправомерно, а практически  может принести вред, если не будут  учтены реальные условия хозяйствования.

Материальным воплощением  финансовых отношений являются целевые  фонды денежных средств, в совокупности представляющие финансовые ресурсы.

Финансовая система - это  совокупность обособленных, но взаимосвязанных  сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с образованием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства  и предприятий.

В эпоху домонополистического капитализма финансовая система  имела два звена -государственный  бюджет и местные финансы. Они  давали возможность формировать  фонды денежных средств, с помощью  которых государство выполняло  свои политические и экономические  функции.

В настоящее время под  влиянием значительного уровня развития производительных сил структура  финансовой системы претерпевает изменения. На современном этапе финансовая система состоит из 4 звеньев - государственного бюджета, местных финансов, финансов государственных корпораций и специальных  правительственных фондов. Каждое звено  представляет собой совокупность финансовых элементов, органически связанных  между собой и направленных на осуществление финансовой политики.

Место и роль каждого звена  финансовой системы различны.

Главным звеном финансовой системы любого государства является государственный бюджет - крупнейший централизованный фонд денежных средств, находящийся в распоряжении правительства. Государственный бюджет является основной финансовой базой государства, обеспечивая  выполнение государством своих функций. В этом звене финансовой системы  сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные направления общегосударственных  расходов. В нём находят органическую увязку основные финансовые институты - налоги, займы, расходы.

Государственный бюджет тесно  связан с другими звеньями финансовой системы. Он выступает координирующим центром, оказывающим в условиях стихийного характера рыночных отношений  необходимую помощь. Эта помощь в  форме бюджетных субсидий, кредитов, гарантий и грантов обеспечивает нормальное функционирование остальных  звеньев финансовой системы, осуществление  ими возложенных задач.

Вторым по значению финансовым звеном является система местных  финансов. Под влиянием развития производственных сил, научно-технического прогресса  происходит повышение роли и влияния  местных органов власти. Растут масштабы местного хозяйства, их связь и зависимость  от крупного капитала, расширяются  и усложняются функции местных  органов власти. Все это усиливает  значение местных финансов, повышает роль и удельный вес в финансовой системе. Местные финансы охватывают широкую группу налогов, систему  местного кредита, специальных фондов. Центральное место в этом звене  принадлежит местным бюджетам.

Структура местных финансов определяется национального – государственным  устройством и соответствующим  административным делением. В США  в состав местных финансов входят бюджеты штатов, графств, муниципалитетов, тауншипов с закрепленными за ними доходами и расходами; в Германии бюджеты земель, общин. На долю местных  бюджетов в федеративных государствах (США, Германия, Канада) приходится от 40 до 50% всех ресурсов общегосударственной   финансовой   системы,   в   унитарных   государствах   (Великобритания, Франция, Италия ) -около 30 %.

Значительная часть средств  местных бюджетов направляется на развитие экономической и социальной инфраструктуры. Местные бюджеты служат проводником  социальной политики , используются для  воспроизводства рабочей силы, объективной  необходимости увеличения социальных расходов.

Самостоятельное финансовое звено образуют финансы государственных  корпораций и предприятий. Его возникновение  связано с развитием государственного сектора в экономике -процессом, который получил наибольшее распространение  после Второй Мировой войны. Государственное  предпринимательство нашло под  влиянием ряда исторических, политических и экономических причин наиболее широкое развитие в Великобритании, Франции, Германии, Италии, Австрии. Его главной задачей является оказание поддержки частнокапиталистическому хозяйству путём сохранения и развития ряда важнейших отраслей производства, необходимых для обеспечения процесса расширенного воспроизводства, отраслей, которые в силу своей специфики низкую рентабельность и нуждаются в государственной поддержке.

Информация о работе Основы организации финансов в развитых странах