Основы формирования и использования прибыли на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

В данной работе освещается два главных показателя эффективности деятельности предприятия: прибыль и рентабельность. Первый из них собственно говоря и является целью работы предприятия, второй показатель - показатель рентабельности позволяет точно оценить уровень развития предприятия как в целом, так и с различных сторон.

Содержание

Введение 3
# 1. Экономическая сущность прибыли
# 2. Виды прибыли
# 3. Роль и значение прибыли в развитии предприятия
# 4. Источники формирования прибыли
# 5. Методы планирования прибыли
# 6. Направления использования прибыли
# 7. Факторы, влияющие на прибыль
# 8. Пути увеличения прибыли на предприятии

Заключение 29
Литература

Работа содержит 1 файл

Курсовая финансы.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

      Кроме того прибыль предприятия имеет  более широкое значение, т.к. из нее  выплачивается налог на прибыль, являющийся частью доходов, за счет которых формируется бюджет государства.

 

      

      7. Факторы, влияющие на прибыль

      Выявление факторов, влияющих на прибыль, подразумевает  под собой изучение экономических условий ее формирования. Экономические условия могу быть как внутренними, так и внешними. Под их действием изменяется абсолютная величина и относительный уровень прибыли. К внешним условиям можно отнести такие как: инфляция, изменения в законодательствах и нормативных документах в области ценообразования, кредитования, налогообложения предприятий, оплаты труда работников и др.. К внутренним условиям, влияющим на величину прибыли, к примеру, можно отнести количество работников на предприятии, сокращая количество которых, можно тем самым увеличивать или уменьшать затраты на заработную плату, что в свою очередь может повлиять на величину валовой прибыли и соответственно на величину чистой прибыли.

      Факторы, влияющие на величину прибыли, можно  разделить как бы на две группы. В первую группу относят так называемые основные факторы, которые непосредственно влияют на объем прибыли торгового предприятия. К ним относятся [9, с. 231]:

  1. Прибыль (убыток) от реализации товаров.
  2. Прибыль (убыток) от неторговой деятельности предприятия.
  3. Сальдо доходов и расходов по внереализационным операциям.
  4. Прибыль (убыток) от реализации основных производственных средств.

      Ко  второй группе относят так называемые взаимозависимые факторы [1, с. 232]:

  1. Объем продажи товаров.
  2. Розничные цены на реализуемые товары.
  3. Издержки обращения.
  4. Фондовооруженность работников.
  5. Налогоемкость предприятия.
  6. Численность работников предприятия.
  7. Оборачиваемость и состав капитала.
  8. Затраты, относимые на прибыль.

      Если  говорить насчет основных факторов, влияющих на прибыль, то можно сказать, что на практике валовая (балансовая) прибыль в основном создается за счет прибыли от реализации товаров, но она может быть увеличена (уменьшена) на величину прибыли от неторговой деятельности предприятия, на величину выявленного положительного (отрицательного) сальдо по внереализационным операциям, на величину прибыли, полученной от реализации основных фондов (причем прибыль (убыток) от реализации основных фондов представляет собой разность между продажной (рыночной) и первоначальной их ценой или остаточной стоимостью с учетом переоценок, вызванных инфляцией. Если выявлено превышение первоначальной стоимости и понесенных затрат, связанных с выбытием основных фондов и иного имущества, над суммой выручки от реализации, то соответственно на величину этого превышения уменьшается валовая прибыль предприятия. Если наоборот, сумма выручки превышает первоначальную стоимость и расходы по выбытию основных фондов и иного имущества, валовая прибыль увеличивается на эту разницу).

      Взаимозависимые факторы также как и основные сильно влияют на величину прибыли. Эти факторы не случайно получили такое название. Их особенность состоит в том, что каждый из них в какой-то мере влияет или испытывает влияние других факторов из этой группы. Поэтому, разделив подсистему взаимозависимых факторов на отдельные элементы - показатели, можно выявить степень влияния каждого из них на прибыль на основе применения методов и приемов экономико-математического анализа. Сначала оценивается влияние каждого из них на величину прибыли, а затем их комплексное влияние. Используя комплексный метод анализа можно выявить следующие необходимые условия для нормального функционирования и развития предприятия [5, с. 196]:

      Т’ > Т''> Т''' > Т''''> Т''''',

      где Т’ - темп роста прибыли, Т''- темп роста  товарооборота, Т'''- темп роста издержек обращения, Т''''- темп роста фондовооруженности работников, Т'''''- темп роста численности работников.

      Коэффициенты  роста того или иного показателя исчисляются пут¨м их последовательного соотношения. Интенсивное развитие торгового предприятия может характеризоваться не только ростом товарооборота и прибыли, но и повышением производительности труда торговых работников, увеличением капитала и др.

      К примеру, издержки обращения в розничной  торговле сильно зависят от размеров заработной платы работникам, различных  отчислений во внебюджетные фонды. Снижение издержек обращения влечет соответственно снижение заработной платы и разного рода отчислений. Это в своем роде может увеличить размеры прибыли, но в то же время может подорвать у работников стимул к работе и очень сильно снизить производительность труда, что может привести к очень большим затратам на восстановление работоспособности персонала. В зарубежной практике на этот счет используется система стимулирования работников, где наряду с повышением окладов используется так называемое участие работников в хозяйственной деятельности предприятия, в котором подразумевается, что работники имеют право на покупку акций предприятий по льготным ценам, а затем могут получать дивиденды по купленным акциям [5, с. 198].

      Предполагается, что отдача от увеличения затрат на оплату труда должна расти быстрее, чем размер его оплаты. Предприятие распределяет ту или иную часть прибыли не в форме наличных выплат, а в форме акций или переводит е¨ на банковские счета работников, образуя кредитный фонд, который предприятие пускает в оборот, что в какой-то мере снижает потребность в заемных средствах, при этом сокращаются затраты на выплату процентов по банковским кредитам.

      Величина  прибыли в торговле также зависит  от объемов спроса на товары и их предложения. Снижение спроса на товары может привести как к уменьшению валового дохода от реализации, так и к сокращению валовой прибыли. Регулятором соотношения спроса и предложения на рынке выступают розничные цены товаров. При низких ценах на товары объем спроса на них больше, а при высоких - меньше, поскольку существуют более дешевые заменители этих товаров. По мере увеличения объемов продаж норма прибыли растет, затем рост ее замедляется и наконец она стабилизируется или снижается, что зависит от свойств определенных групп товаров.

      Таким образом, на прибыль влияют два взаимозависимых фактора: издержки обращения и объемы продаж товаров. Остальные факторы также непосредственно влияют на прибыль и друг на друга (см. таблицу 1) [5, с. 205].

      Таблица 1. Факторы, влияющие на прибыль

      Основные  факторы       Взаимозависимые факторы
      Прибыль (убыток) от реализации товаров       Объем продажи товаров
      Прибыль от неторговой деятельности       Розничные цены на реализуемые товары
      Сальдо  доходов и расходов по внереализационным операциям       Издержки  обращения
              Оборачиваемость и состав капитала
      Прибыль (убыток) от реализации основных фондов       Фондовооруженность работников
              Оборачиваемость и состав капитала
              Налогоемкость предприятия
              Численность работников предприятия
              Затраты, относимые на прибыль
 

  

    1. Пути  увеличения прибыли  на предприятии

      На  каждом предприятии должны предусматриваться  плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти  мероприятия могут быть следующего характера [9, с. 162]:

  • увеличение выпуска продукции;
  • улучшение качества продукции;
  • продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;
  • снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;
  • диверсификация производства;
  • расширение рынка продаж и др.

      Из  этого перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с  другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек.

      В условиях рыночных отношений предприятие  должно стремиться не только к получению максимальной прибыли, но и к рациональному, оптимальному использованию уже полученной прибыли. Это позволит не только удерживать свои позиции на рынке, но и обеспечить динамичное развитие его производства в условиях конкуренции.   
 
 

 

      

   Заключение

      Итак, из всего вышеизложенного можно  сделать вывод о том, что анализ хозяйственной деятельности любого коммерческого предприятия не может обойтись без анализа таких показателей как прибыль и рентабельность. Эти два показателя в полной мере отражают эффективность работы предприятия, показывают перспективы развития его в ближайшем будущем.

      Своевременный расчет и анализ этих показателей приведет в будущем к стабильному росту и развитию предприятия, максимизации прибыли, сокращению издержек обращения и увеличению темпов развития. 
 

 

   

   Литература 

  1. Колчина Н.В.Финансы  предприятий. / Учебник. – М.: Финансы, ЮНИТИ,1998. – 458 с.
  2. www.finsector.com\marcet_analysis.
  3. www.eumpt.ru.
  4. www.napishem.by.
  5. Павлова Л.Н.Финансовый менеджмент. Управление денежным оборотом предприятия: Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,1999. – 871 с.
  6. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика: Учеб. пособие. - Москва: Дело и сервис, 2002.
  7. Плотницкий М.И. Микроэкономика. - Мн.: ООО Новое издание, 2003.
  8. Сумцова Н.В., Орлова И.Г. Экономическая теория: Учеб. пособие. - Москва, 2000.
  9. Балабанов И.Т.Основы финансового менеджмента. – М.: Финансы и статистика,1999. – 635 с.
  10. Управленческий учет: Учебное пособие / Под ред. А.Д.Шеремета. – М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2000. – 510 с.

Информация о работе Основы формирования и использования прибыли на предприятии