Основы формирования и использования прибыли на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

В данной работе освещается два главных показателя эффективности деятельности предприятия: прибыль и рентабельность. Первый из них собственно говоря и является целью работы предприятия, второй показатель - показатель рентабельности позволяет точно оценить уровень развития предприятия как в целом, так и с различных сторон.

Содержание

Введение 3
# 1. Экономическая сущность прибыли
# 2. Виды прибыли
# 3. Роль и значение прибыли в развитии предприятия
# 4. Источники формирования прибыли
# 5. Методы планирования прибыли
# 6. Направления использования прибыли
# 7. Факторы, влияющие на прибыль
# 8. Пути увеличения прибыли на предприятии

Заключение 29
Литература

Работа содержит 1 файл

Курсовая финансы.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

      При рыночной экономике результаты деятельности любого предприятия оцениваются системой показателей, главным из которых является рентабельность. Рентабельность определяется как отношение прибыли к одному из показателей функционирования предприятия. При вычислении рентабельности используется различные показатели прибыли. Показатели рентабельности позволяют выявить не только общую эффективность работы предприятия, но и оценить различные стороны его деятельности [5, с. 36].

      На  предприятии прибыль образуется в результате реализации продукции, работ или услуг. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации, и издержками на производство и реализацию. Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, работы или услуги, а с другой - от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно-необходимым затратам.

      Вместе  с тем прибыль на предприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль». Ее название говорит само за себя. Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.) [9, с. 118].

      Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая представляет собой балансовую прибыль за минусом или плюсом финансового результата от операций с основными фондами, нематериальными активами и иным имуществом.

      Таким образом, балансовая прибыль (Пб) может быть определена по формуле [10, с. 106]:

      Пб = + Пр + Пи + Пв.о. ,

      где Пр – прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг,

      Пи – прибыль (убыток) от реализации имущества предприятия,

      Пв.о. – доходы (убытки) от внереализационных операций.

      Как правило, основной элемент балансовой прибыли составляет прибыль от реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг.

      Прибыль от реализации продукции зависит  от внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся: ускорение  НТП, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, уровень организации производства и труда и др. К внешним факторам, которые не зависят от деятельности предприятия, относятся : конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-технические ресурсы, нормы амортизации, система налогообложения и др.

      Внутренние  факторы действуют на прибыль  через увеличение объема выпуска  продукции, улучшение качества продукции, повышение отпускных цен и  снижение издержек производства и реализации продукции. Величина прибыли от реализации продукции определяется по формуле [10, с. 108]:

      Пр = ( Цi – Сi ) * Vi ,

        где Цi - отпускная цена единицы i-ой продукции,

      Сi - себестоимость единицы i-ой продукции,

      Vi - объем реализации i-ой продукции.

      Прибыль облагается налогом, поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой валовую прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения.

      В результате на предприятии, как это принято называть в теории и на практике, остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль.

      Из  чистой прибыли предприятие выплачивает  дивиденды и различные социальные выплаты, образует фонды. В результате остается прибыль неиспользованная, или убыток, непокрытый деньгами.

      В условиях рыночных отношений, как свидетельствует  мировая практика, имеется два  основных источника получения прибыли [1, с. 218].

      Первый  – это монопольное положение  предприятия по выпуску той или  иной продукции или уникальность продукта. Поддержания этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий.

      Второй  источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу. Величина прибыли в данном случае зависит: во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от ассортимента продукции и снижения издержек производства.

 

      

      5. Методы планирования прибыли

      Прибыль как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самого предприятия, его работников и государство в целом. Поэтому важно определить состав общей валовой (балансовой) прибыли предприятия и её величину в абсолютном выражении.

      Общая (валовая) прибыль планируется раздельно по всем видам [3]:

    • прибыль от реализации товарной продукции;
    • прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;
    • прибыль от реализации основных фондов и другого имущества;
    • прибыль от внереализационных доходов и расходов.

      Основными методами планирования прибыли являются:

    • метод прямого счёта;
    • аналитический метод;
    • метод совмещенного расчета.

      Метод прямого счёта наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной её себестоимостью. Расчёт плановой прибыли ведётся по формуле

      П = (В · Ц) — (В · С),

      где В — выпуск товарной продукции в планируемом периоде в натуральном выражении;

      Ц — цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

      С — полная себестоимость единицы продукции.

      Прибыль по товарному выпуску (Птп) планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:

      Птп = Цтп — Стп,

      где Цтп — стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

      Стп — полная себестоимость товарной продукции планируемого периода (рассчитывается в смете затрат на производство и реализацию продукции).

      Следует отличать плановый размер прибыли в  расчёте на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции. Прибыль на реализуемую продукцию (Прп) рассчитывается по формуле

      Прп = Врп — Срп,

      где Врп — планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и бытовых скидок);

      Срп – полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.

      Так как объем реализуемой продукции  предстоящего планового периода  в натуральном выражении определяется как сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода (Пон) и объема выпуска товарной продукции в течение планируемого периода (Птп) без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце периода (Пок), то расчёт плановой суммы прибыли от реализации продукции производится по формуле

      Прп = Пон + Птп — Пок .

      Данная  методика расчёта применима для  укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.

      Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу, так как он позволяет влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:

      1. определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчётный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;
      2. исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;
      3. учёт влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение себестоимости сравнимой продукции, повышение её качества и сортности, изменение ассортимента, цен и т.д.

      После выполнения расчётов по всем трем этапам определяется прибыль от еалиизации товарной продукции.

      Кроме прибыли от реализации товарной продукции  в составе валовой прибыли  учитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного  характера, прибыль от реализации основных фондов и другого имущества, а также планируемые внереализационные доходы и расходы.

      Прибыль от прочей реализации (продукции и  услуг подсобного с/х, автохозяйств, услуг непромышленного характера  для капитального строительства, для  капитального ремонта и т.д.) планируется методом прямого счёта. Результат от прочей реализации может быть как положительным, так и отрицательным.

      Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных  доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и пр.) определяется на основе опыта прошлых лет.

      После расчета прибыли (убытков) по остальным  видам деятельности, а также внереализационных доходов и расходов и с учетом прибыли реализации товарной продукции определяется валовая (общая) прибыль предприятия.

      Кроме изложенных способов планирования прибыли  существует так называемый метод совмещенного расчета. В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчётного года определяется методом прямого счёта, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.

 

      

      6. Направления использования прибыли

      От  прибыли зависит нормальная деятельность любого предприятия, т.к. [1, с. 223]:

  • прибыль обеспечивает расширенное воспроизводство (капитальные вложения в основные фонды и прирост оборотных средств),
  • прибыль необходима для развития НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), обеспечивающие НТП,
  • за счет прибыли финансируются затраты на социальные нужды,
  • прибыль необходима для выплаты дивидендов, а следовательно от нее зависят инвестиции.

Информация о работе Основы формирования и использования прибыли на предприятии