Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 05:20, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение теоретических знаний государственного бюджета, его устройства и процесса как важнейшего элемента финансовой системы общества. Задачами данной работы являются:
- изучение экономической сущности и содержания бюджета;
- определение понятия и основных принципов бюджетного процесса;
- рассмотрение бюджетного устройства и принципов его функционирования;
- анализ механизма взаимодействия организации с контролирующими финансовыми органами.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Бюджетное устройство как определяющий фактор организации государственного бюджета…………………………………………………………………5
1.1 Основы и сущность бюджетного устройства…………………………….5
1.2 Бюджетная классификация как элемент бюджетного устройства………8
2. Бюджетный процесс как форма управления бюджетной системой……….10
2.1 Понятие, основные принципы и стадии бюджетного процесса………...10
2.2 Участники бюджетного процесса и их функции………….……………...12
3. Анализ механизма взаимодействия организации с контролирующими финансовыми органами…………………………………………………………….14
3.1 Финансовый контроль и его организация в России……………………..14
3.2 Взаимодействие предприятия с органами финансового контроля г. Красноярска на примере ЗАО «Электрон-С»……………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….21
3. Экономическая классификация расходов бюджетов РФ - это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Выделяют текущие расходы - закупки товаров, оплата услуг; капитальные расходы - капитальные вложения, капитальный ремонт и т.д.;
4. Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ - это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления на внутреннем рынке для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
5. Классификация
источников внешнего
6. Классификация видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований- это группировка их долговых обязательств (например, государственный внутренний долг РФ, принятый от бывшего СССР);
7. Классификация
видов государственного
Таким
образом, бюджетная классификация -
это, не только документ, выполняющий важнейшие
организационные функции, позволяющий
сводить все бюджеты в единый консолидированный
бюджет РФ, но и документ, имеющий большое
экономическое значение.
2. Бюджетный процесс как форма управления бюджетной системой.
2.1 Понятие, основные принципы и стадии бюджетного процесса.
Бюджетный
процесс представляет собой регламентированную
законодательством деятельность органов
власти по составлению, рассмотрению и
исполнению федерального, региональных
и местных бюджетов, а также по утверждению
исполнения и контролю за их исполнением.
С юридической точки зрения бюджетный
процесс - это составление, рассмотрение,
утверждение и исполнение бюджета
конкретного уровня. С экономической точки
зрения бюджетный процесс есть процесс,
во-первых, определения бюджетных доходов
и расходов и достижения их сбалансированности,
а во-вторых, мобилизации доходов и осуществления
расходов. В ходе бюджетного процесса
обеспечивается определение возможных доходов бюджета, взимаемых в виде налоговых
и неналоговых платежей. На этой стадии
важно определить, как влияют те или иные
налоги на деятельность хозяйствующих
субъектов, насколько эффективны эти налоги
для обеспечения поступлений денежных
средств в бюджет.11
В основе бюджетного
процесса лежат принципы, характерные
для бюджетного устройства РФ: единства,
полноты, реальности, гласности и самостоятельности
всех бюджетов. Вместе с тем для бюджетного
процесса характерны и некоторые другие
принципы. Так, распределение полномочий
в бюджетном процессе основано на принципе
разграничения компетенции между органами
представительной и исполнительной властей.
В соответствии с этим принципом составление
и исполнение бюджетов относится к функциям
органов исполнительной власти, а рассмотрение,
утверждение и контроль за исполнением
бюджетов.12
Бюджетный процесс состоит
из четырех последовательных стадий:
1. Составление проекта бюджета. Исключительная
прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной
власти субъектов
РФ и органов
местного самоуправления.
Непосредственно составление проектов
бюджетов осуществляют Министерство
финансов РФ,
финансовые органы субъектов РФ и муниципальных
образований (ст. 184 БК РФ). Составление
проекта федерального бюджета начинается
не позднее, чем за 10 месяцев до начала
очередного финансового года.
2. Рассмотрение и утверждение. Одновременно
с проектом федерального закона о федеральном
бюджете Правительство РФ вносит в Государственную
думу проекты федеральных законов. Государственная
дума рассматривает проект федерального
закона о федеральном бюджете на очередной
финансовый год в чтениях.
3. Исполнение бюджета. На органы исполнительной
власти возлагаются организация исполнения
бюджетов, управление счетами бюджетов
и бюджетными средствами. Указанные органы
являются кассирами всех распорядителей
и получателей бюджетных средств и осуществляют
платежи за счет бюджетных средств от
имени и по поручению бюджетных учреждений.
Исполнение федерального бюджета и иных
бюджетов завершается 31 декабря.
4. Составление отчета об исполнения и
утверждении отчета об исполнении. В конце
каждого финансового года министр финансов
издает распоряжение о закрытии года и
подготовке отчета об исполнении федерального
бюджета в целом и бюджета каждого государственного
внебюджетного фонда в отдельности. На
основании данного распоряжения все получатели
бюджетных средств готовят годовые отчеты
по доходам и расходам.
Таким образом,
основными задачами бюджетного процесса
являются выявление материальных и финансовых
резервов государства; максимально приближенный
к реальности расчет доходов бюджетов;
максимально точный расчет расходов бюджетов;
обеспечение максимальной сбалансированности
бюджетов; согласование бюджетов с реализуемой
экономической программой и др.
2.2 Участники бюджетного процесса и их функции.
Участники бюджетного процесса - это органы государственной
власти и местного самоуправления, Банк
России и бюджетные учреждения, осуществляющие
деятельность по составлению и рассмотрению
проектов бюджетов, утверждению и исполнению
бюджетов, контролю над исполнением, ведению
бюджетного учета, составлению,
внешней проверке, рассмотрению и утверждению
бюджетной отчетности. 13
Состав
участников бюджетного процесса шире,
чем состав органов, обладающих бюджетными
полномочиями. К ним помимо
органов, обладающих бюджетными полномочиями,
относятся: Президент РФ, органы
законодательной (представительной) и
исполнительной власти, органы
управления государственными внебюджетными
фондами, главные распорядители и распорядители
бюджетных средств, бюджетные учреждения,
государственные и муниципальные унитарные
предприятия как бюджетополучатели,
а также кредитные организации, осуществляющие
отдельные операции со средствами бюджетов.
В состав участников бюджетного процесса,
исходя из расширительной трактовки
бюджетной системы РФ, входят и органы
управления соответствующими государственными
внебюджетными фондами (Пенсионным
фондом РФ, Фондом социального
страхования РФ, Федеральным и территориальными
фондами обязательного медицинского страхования
РФ). Они составляют проекты бюджетов
соответствующих фондов, представляют
их для утверждения в Федеральное
Собрание РФ и законодательные органы
власти субъектов РФ (по территориальным
внебюджетным фондам), составляют
отчеты об исполнении бюджетов
фондов с последующим утверждением Федеральным
Собранием РФ в форме федерального
закона.14
Законодательные
(представительные) органы, органы местного
самоуправления рассматривают и утверждают
бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют
последующий контроль за исполнением
бюджетов, формируют и определяют правовой
статус органов, осуществляющих контроль
за исполнением бюджета соответствующего
уровня бюджетной системы РФ и другие
полномочия. Органы исполнительной власти,
органы местного самоуправления осуществляют
составление проекта бюджета, внесение
его с необходимыми документами и материалами
на утверждение законодательного (представительного)
органа, представительного органа местного
самоуправления. А также исполнение бюджета,
в том числе сбор доходов бюджета, управление
государственным, муниципальным долгом,
ведомственный контроль за исполнением
бюджета, представляют отчет об исполнении
бюджета на утверждение законодательных
(представительных) органов, представительных
органов местного самоуправления и осуществляют
другие полномочия. 15
Органы государственного,
муниципального финансового контроля,
созданные соответственно законодательными
(представительными) органами РФ, законодательными
(представительными) органами субъектов
РФ, представительными органами местного
самоуправления, осуществляют контроль
за исполнением соответствующих бюджетов
и бюджетов государственных внебюджетных
фондов, проводят их экспертизу. Также
они проводят экспертизы федеральных
и региональных целевых программ и иных
нормативных правовых актов бюджетного
законодательства РФ, актов органов местного
самоуправления. Органы государственного,
муниципального финансового контроля,
созданные соответственно федеральными
органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов РФ, органами
местного самоуправления, осуществляют
предварительный, текущий и последующий
контроль за исполнением бюджетов государственных
внебюджетных фондов. 16
Таким образом,
в бюджетном процессе на всех его стадиях
задействованы участники бюджетного процесса,
которыми являются органы и должностные
лица, наделенные бюджетными полномочиями.
3.
Анализ механизма
взаимодействия организации
с контролирующими
финансовыми органами.
3.1 Финансовый
контроль и его организация
в России.
Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением специфических форм и методов его организации. Он осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает17:
- контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств,
- оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведённых расходов.
Финансовый
контроль осуществляется различными методами,
под которыми понимаются приемы, способы
и средства его проведения. К ним относятся
ревизии, наблюдение, обследование, проверка,
анализ и др. Фактически объектом финансового
контроля является вся производственно-торговая
деятельность фирмы.18
Сферой государственного финансового
контроля является:
1) составление и использование госбюджета;
2) формирование внебюджетных правительственных
фондов;
3) местные финансы;
4) финансы государственных предприятий;
5) налоги фирм всех других (кроме государственных)
форм собственности и частных лиц.
По способам осуществления:
- проверка - по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий;
-обследование - охватывает отдельные стороны деятельности фирмы, но по более широкому кругу, чем проверка, (опросы, анкетирование);
-анализ системный и пофакторный по периодической и годовой отчетности.
-ревизия - контроль за отчетный период; ревизия бывает: полная; частичная; комплексная; плановая; внеплановая; сплошная; выборочная; документальная; фактическая - наличие денежных средств и ТМЦ в натуре.
Для проведения финансового контроля со стороны представительных органов созданы специальные структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы, Счетная палата РФ. Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны исполнительных органов занимает Министерство финансов РФ (Минфин), которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Помимо рассмотренных выше органов финансового контроля "широкого профиля", в России существует ряд специализированных органов финансового контроля, сферой деятельности которых является конкретная область финансов, например, налогообложение или страхование. 19
Система
органов Государственной
3.2 Взаимодействие предприятия с органами финансового контроля г. Красноярска на примере ЗАО «Электрон-С».
Закрытое
акционерное общество «Электрон-С»
зарегистрировано 05 августа 1999г. в г. Красноярске.
На данный момент у Общества два акционера:
ООО «Фортон» и ОАО «МТС». Общество с момента
создания ориентировано преимущественно
на оказание услуг связи различным организациям
геологоразведочного профиля. Учитывая
специфику проведения геологоразведочных
работ, в работе Общества приоритетно
развивались услуги связанные с обеспечением
расположенных на значительных расстояниях,
в труднодоступных местах производств,
набором современных сервисных возможностей
- качественная телефонная связь, возможность
обмена факсимильными сообщениями, передача
цифровых данных, доступ к информационным
ресурсам и т.д.
Система бухгалтерского
учета ЗАО «Электрон-С» соответствует
принятому законодательству. Бухгалтерский
учет в Российской Федерации
регулируется Законом Российской Федерации
N 129-ФЗ от 21 ноября 1996 года (в
ред. От 28.09.2010г.) «О бухгалтерском
учете». Процедура соответствия
бухгалтерского учета основывается
на задачах и целях бухгалтерского учета.
Аудиторский
контроль, широко применяемый в мировой
практике, направлен на обеспечение
достоверности бухгалтерского учета
и отчетности, в чем одинаково заинтересованы
предприятия (фирмы) в лице их владельцев
(акционеров), государство, в лице налоговой
службы и аудиторы. В своей деятельности
аудитор руководствуется законодательством
и собственной выгодой, что в условиях
конкуренции способствует качеству проверки.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность
данной организации не подлежит обязательной
ежегодной аудиторской проверке, так как
не попадает под требования, установленные
ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности»
от 30.12.2008г.
Плательщиками
налогов являются юридические лица, другие
категории плательщиков и физические
лица, на которые в соответствии с законодательными
актами возложена обязанность уплачивать
налоги. Налогоплательщик подлежит в обязательном
порядке постановке на учет в органах
Государственной налоговой службы Российской
Федерации. ЗАО «Электрон-С» зарегистрировно
в Инспекции ФНС России по Центральному
району г. Красноярска. В соответствии
с налоговым законодательством ЗАО «Электрон-С»
своевременно уплачивает налоги в ИФНС
по Центральному району, а именно: налог
на имущество, налог на прибыль налог на
добавленную стоимость, налог на доходы
физических лиц; предоставляет в налоговый
орган необходимые для исчисления и уплаты
налогов документы и сведения, а именно:
баланс, отчет о прибылях и убытках, налоговую
декларацию по налогу на имущество, налоговую
декларацию по налогу на добавленную стоимость,
налоговую декларацию по налогу на прибыль,
отчет по НДФЛ, отчет о движении денежных
средств, капитала. Налоговых льгот организация
не имеет. В процессе анализа финансовой
отчетности решаются следующие аналитические
задачи:
Информация о работе Основы бюджетного устройства и бюджетного процесса