Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 05:20, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение теоретических знаний государственного бюджета, его устройства и процесса как важнейшего элемента финансовой системы общества. Задачами данной работы являются:
- изучение экономической сущности и содержания бюджета;
- определение понятия и основных принципов бюджетного процесса;
- рассмотрение бюджетного устройства и принципов его функционирования;
- анализ механизма взаимодействия организации с контролирующими финансовыми органами.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Бюджетное устройство как определяющий фактор организации государственного бюджета…………………………………………………………………5
1.1 Основы и сущность бюджетного устройства…………………………….5
1.2 Бюджетная классификация как элемент бюджетного устройства………8
2. Бюджетный процесс как форма управления бюджетной системой……….10
2.1 Понятие, основные принципы и стадии бюджетного процесса………...10
2.2 Участники бюджетного процесса и их функции………….……………...12
3. Анализ механизма взаимодействия организации с контролирующими финансовыми органами…………………………………………………………….14
3.1 Финансовый контроль и его организация в России……………………..14
3.2 Взаимодействие предприятия с органами финансового контроля г. Красноярска на примере ЗАО «Электрон-С»……………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….21
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное
образовательное учреждение
Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика
М.Ф.Решетнева
Факультет заочного и дополнительного образования
Кафедра
Финансов и кредита
Курсовая работа
по курсу: «Финансы»
Тема № 8
«Основы
бюджетного устройства и бюджетного процесса»
Зачетная книжка № 10250348
Проверила:
Смородинова Н. И.
Красноярск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Бюджетное
устройство как определяющий
фактор организации
1.1 Основы
и сущность бюджетного
1.2 Бюджетная
классификация как элемент
2. Бюджетный процесс как форма управления бюджетной системой……….10
2.1 Понятие, основные принципы и стадии бюджетного процесса………...10
2.2 Участники
бюджетного процесса и их
3. Анализ механизма
взаимодействия организации с контролирующими
финансовыми органами…………………………………………………………
3.1 Финансовый контроль и его организация в России……………………..14
3.2 Взаимодействие предприятия с органами финансового контроля г. Красноярска на примере ЗАО «Электрон-С»……………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование финансовой системы общества. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, и именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.1
Под бюджетной системой Российской Федерации
понимают основанную на экономических
отношениях и государственном устройстве
РФ, регулируемую нормами права совокупность
федерального бюджета, бюджетов субъектов
РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных
внебюджетных фондов. Бюджетное устройство
представляет собой совокупность бюджетной
системы, принципов бюджетной системы
и бюджетной классификации, а бюджетный
кодекс РФ является основным нормативным
актом, который устанавливает правовые
основы бюджетной системы Российской
Федерации. 2
Бюджетный кодекс
РФ и современные российские экономисты
определяют бюджетный процесс как регламентируемую
нормами права деятельность государственных
органов и органов местного самоуправления
по составлению и рассмотрению проектов
бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов,
обеспечению контроля за его исполнением.
По мнению большинства специалистов, это
больше технический, нежели экономический
подход к данному понятию. Как организационно-
финансовую категорию бюджетный процесс
необходимо рассматривать с двух позиций:
узкой (технической, юридической) и широкой
(экономической).
Современная
ситуация в бюджетной сфере России свидетельствует
о необходимости усиления регулирующей
роли государства в системе бюджетных
отношений между органами управления,
ответственными за формирование бюджетов,
распределение бюджетных ресурсов и пополнение
доходов в бюджет. С одной стороны, это
объясняется тем, что в условиях рыночных
отношений сужаются возможности государства
оказывать влияние а экономические процессы.
С другой стороны, заметно возрастание
роли и значения бюджетов как важнейших
инструментов государственного регулирования
экономики и социальной сферы территориальных
образований. В настоящее время главными
проблемами в бюджетной сфере являются3:
• сбалансированность бюджетов всех уровней
и государственных внебюджетных фондов;
• совершенствование бюджетного федерализма,
системы регулирования бюджетными ресурсами
и бюджетного процесса;
• укрепление системы финансового контроля
за целевым, экономичным и эффективным
использованием бюджетных средств на
всех уровнях бюджетной системы;
• разработка методологических подходов,
методов и методик формирования бюджетов
и распределения бюджетных средств.
Целью данной работы
является рассмотрение теоретических
знаний государственного бюджета, его
устройства и процесса как важнейшего
элемента финансовой системы общества.
Задачами данной работы являются:
- изучение экономической сущности и содержания бюджета;
- определение понятия и основных принципов бюджетного процесса;
- рассмотрение
бюджетного устройства и
- анализ механизма взаимодействия организации с контролирующими финансовыми органами.
1. Бюджетное устройство как определяющий фактор организации государственного бюджета.
1.1 Основы и сущность бюджетного устройства.
Бюджетное
устройство – организация и принципы
построения бюджетной системы, т.е. совокупности
бюджетов всех уровней. Основными принципами
бюджетного устройства Российской Федерации
являются4:
1) принцип единства бюджетной системы;
2) принцип разграничения доходов и расходов
между уровнями бюджетной системы Российской
Федерации;
3) принцип самостоятельности;
4) принцип полноты отражения доходов и
расходов;
5) принцип сбалансированности бюджета;
6) принцип эффективности использования
бюджетных;
7) принцип гласности;
8) принцип достоверности бюджета;
9) принцип адресности и целевого характера бюджетных
средств.
С точки зрения государственного
устройства Россия представляет собой
федеративное государство, что означает:
государство состоит из определенных
частей, обладающих собственной системой
органов государственной власти, а это
в свою очередь предполагает наличие собственных
источников финансирования деятельности
субъекта Российской Федерации. 5
Бюджетный кодекс Российской Федерации употребляет понятие «бюджетное устройство», но не раскрывает его содержания. Довольно широко и устойчиво употребляется это понятие и в финансово-правовой и экономической литературе, но оно не имеет единообразного толкования. Так, одни авторы считают, что бюджетное устройство адекватно понятию бюджетная система, под которой в свою очередь понимается совокупность бюджетов различных видов, другие - включают в состав бюджетного устройства не только бюджетную систему, но и принципы её построения, третьи авторы включают в состав бюджетного устройства еще и порядок разграничения доходов и расходов между отдельными звеньями бюджетной системы. Некоторые считают, что сводить бюджетную систему (а равно и бюджетное устройство ) к системе государственных органов, обладающих бюджетными полномочиями, нет никаких основании. Отмечается также, что понятие «бюджетная система» - это достаточно устойчивая научная категория, традиционно обозначающая систему бюджетов. В этом же смысле она употребляется и текстах финансово-правовых актов.6
Таким образом, позиции по поводу того, что понимается под бюджетным устройством , отличаются большим разнообразием. Тем не менее, рассмотрение приведенных точек зрения позволяет заключить, что такой элемент, как бюджетная система, включается в состав бюджетного устройства всеми авторами. По мнению большинства авторов, эта взаимосвязь выражается как соотношение частного с общим, то есть бюджетное устройство включает в себя не только бюджетную систему, но еще и другие элементы. В общепринятом понимании слово «устройство» означает строение чего-либо. В этом смысле устройство означает организованную определенным образом систему каких-либо компонентов и деталей, соотношение частей, конструкцию чего-нибудь. Любое устройство характеризуется не только наличием составляющих это устройство частей, но и их взаимодействием.7
Таким образом, бюджетное устройство включает в себя:
1) бюджетную систему, её составные части и компоненты (звенья бюджетной системы);
2) принципы организации бюджетного устройства ;
3) бюджетное регулирование, которое отражает взаимодействие этих частей, механизм упорядочивания функционирования бюджетного устройства в целом и каждого его компонента в отдельности.
Бюджетный кодекс Российской Федерации не употребляет понятия «бюджетное устройство субъекта Российской Федерации». Однако оно вводится бюджетным законодательством субъектов Российской Федерации. Считается, что субъекты Российской Федерации обладают и собственным бюджетным устройством , и собственной бюджетной системой.8
Таким
образом, бюджетное устройство субъекта Российской
Федерации это организованное на определенных
принципах взаимодействие бюджетов, действующих
на территории данного субъекта и образующих
его бюджетную систему. юджетное устройство субъекта Российской
Федерации включает в себя: бюджетную систему; принципы организации
бюджетного устройства ; бюджетное регулирование, осуществляемое
через систему межбюджетных отношений.
1.2 Бюджетная классификация как элемент бюджетного устройства.
Основным
методологическим документом, на основе
которого составляются и исполняются
бюджеты, является бюджетная классификация.
Бюджетная классификация Российской
Федерации в части классификации доходов
бюджетов Российской Федерации, функциональной
классификации расходов бюджетов Российской
Федерации, экономической классификации
расходов бюджетов Российской Федерации,
классификации источников финансирования
дефицитов бюджетов Российской Федерации
является единой для бюджетов всех уровней
бюджетной системы Российской
Федерации и утверждается федеральным
законом.9
Бюджетная классификация
- это группировка доходов и расходов бюджетов
всех уровней, а также источников покрытия
дефицита этих бюджетов с присвоением
объектам классификации группировочных
кодов. Она имеет важное значение, так
как используется для составления, утверждения
и исполнения бюджета; контроля за выделением
и использованием бюджетных средств; обеспечения
сопоставимости показателей бюджетов
всех уровней; составления консолидированных
бюджетов всех уровней.
Бюджетная классификация
включает10:
1. Классификация доходов бюджетов РФ - представляет собой группировку доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. Группы доходов состоят из статей доходов. Статьи доходов объединяют конкретные виды доходов по источникам получения;
<Информация о работе Основы бюджетного устройства и бюджетного процесса