Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:24, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследовать понятие финансовой устойчивости предприятия, ее анализ и направления улучшения.
Задачи курсовой работы, с помощью которых будет достигаться поставленная цель:
раскрыть сущность финансовой устойчивости предприятия;
определить место анализа финансовой устойчивости предприятия в анализе финансового состояния предприятия;
обозначить направления улучшения финансовой устойчивости предприятия
Введение 3
Глава I.Понятие финансовой устойчивости предприятия 5
1.1 Внутренние факторы, влияющие на финансовую устойчивость…………..7
1.2 Внешние факторы, влияющие на финансовую устойчи-вость……………..9
Глава II. Анализ финансового состояния предприятия 11
2.1 Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия. 11
2.2 Анализ финансовой устойчивости и оценка ее уровня 18
Глава III.Основные направления улучшения финансового состояния и финансовой устойчивости предприятия 30
Заключение 35
Список литературы 37
Коэффициенты структуры долгосрочных источников финансирования рассчитываются исходя из балансового уравнения (LTA + (СА - CL) =E + LTD), иными словами, в данном случае в расчет принимают лишь долгосрочные источники средств (капитализированные источники). Сюда входят два взаимодополняющих показателя: коэффициент финансовой зависимости капитализированные источников (kdtc) и коэффициент финансовой независимости капитализированных источников (ketc), исчисляемые соответственно по формулам:
Очевидно, что сумма этих показателей равна единице. Рост коэффициента kdtc в динамике является, в определенном смысле, негативной тенденцией, означая, что с позиции долгосрочной перспективы предприятие се сильнее и сильнее зависит от внешних инвесторов.
По поводу степени привлечения заемных средств в зарубежной практике существуют различные, порой противоположные, мнения. Наиболее распространено мнение, что доля собственного капитала в общей сумме долгосрочных источников финансирования (ketc) должна быть достаточно велика. Указывают и нижний предел этого показателя - 0,6 (или 60%); Он был неоднократно подтвержден и эмпирически. Если учесть, что в данном случае речь идет о балансовых оценках элементов собственного капитала, которые, как правило, ниже рыночных, то в терминах рыночных оценок доля собственного капитала в общей сумме капитализированных источников будет еще выше[1,с.327].
В предприятие с высокой долей собственного капитала кредиторы вкладывают свои средства более охотно, поскольку такое предприятие характеризуется существенной финансовой независимостью и, следовательно, с большей вероятностью может погасить свои долги за счет собственных средств.
Уровень финансового левериджа считается одной из основных характеристик финансовой устойчивости предприятия. Известны различные алгоритмы его расчета; наиболее широко применяется следующий:
Экономическая интерпретация показателя очевидна: сколько рублей заемного капитала приходится на один рубль собственных средств. Чем выше значение уровня финансового левериджа, тем выше риск, ассоциируемый с данной компанией, и ниже ее резервный заемный потенциал.
В
приведенной формуле
Балансовая оценка заемного капитала в подавляющем большинстве случаев действительно отражает долгосрочную задолженность предприятия, т.е. ту номинальную сумму, которую предстоит вернуть. Собственный капитал имеет несколько трактовок; одна из них — стоимостная рыночная оценка чистых активов. Если рыночная стоимость активов предприятия выше учетной, то величина собственного капитала, исчисленного по рыночным оценкам, будет больше, что приведет к снижению уровня финансового левериджа. Иными словами, в случае существенного расхождения учетных и рыночных оценок более достоверную картину в отношении финансовой зависимости и резервного заемного потенциала дает рыночный уровень финансового левериджа, исчисляемый по формуле
Коэффициенты капитализации, характеризующие структуру долгосрочных пассивов, логично дополняются показателями второй группы, называемыми коэффициентами покрытия и позволяющими сделать оценку того, в состоянии ли компания поддерживать сложившуюся структуру источников средств. Как известно, любой источник средств имеет свою стоимость, а основное различие между собственным и заемным капиталом в этом смысле состоит в том, что выплата дивидендов как цены за пользование собственным капиталом не является обязательной, тогда как выплата процентов, являющихся ценой, уплачиваемой коммерческой организацией за привлечение заемного капитала, обязательна. Иными словами, в отличие от невыплаты дивидендов невыплата процентов может привести к катастрофическим финансовым последствиям вплоть до банкротства. Таким образом, привлечение заемных средств связано с бременем постоянных финансовых расходов, которые должны, по крайней мере покрываться текущим доходом.
К
постоянным финансовым расходам принято
относить расходы по уплате процентов
за пользование ссудами и займами, а также
расходы по финансовой аренде. Следует
отметить, что понятие финансовой аренды
совершенно не проработано в отечественных
нормативных документах и значительно
отличается от аналогичного понятия в
экономически развитых странах. Кроме
того, такой способ финансирования в нынешней
ситуации в нашей стране нельзя назвать
распространенным.
Z
- Анализ Альтмана построен с помощью
аппарата мультипликативного дискриминантного
анализа и позволяет в первом приближении
разделить хозяйствующие субъекты на
потенциальных банкротов и небанкротов.
Индекс Альтмана представляет собой функцию
от некоторых показателей, характеризующих
экономический потенциал предприятия
и результаты его работы за истекший период.
В общем виде индекс кредитоспособности
(Z-счет) имеет вид:
Z=1.2X1+1.4X2+3.3X3
+0.6X4+X5
Где
Х1 - оборотный капитал/сумма
Х2 - нераспределенная прибыль/сумма активов;
Х3 - операционная прибыль/сумма активов;
Х4 - рыночная стоимость акций/задолженность;
Х5
- выручка/сумма активов
Результаты многочисленных расчетов по модели Альтмана показали, что обобщающий показатель Z может принимать значения в пределах [-14, +22], при этом предприятия, для которых Z>2,99 попадают в число финансово устойчивых, предприятия, для которых Z<1,81 являются безусловно-несостоятельными, а интервал [1,81-2,99] составляет зону неопределенности.
Методика «Z-показатель Альтмана» применяется:
• Коммерческими предприятиями — для анализа вероятности угрозы возможного банкротства (утраты платежеспособности).
• Аудиторскими компаниями — для составления заключения о финансовом состоянии (перспектив банкротства) предприятия — заказчика.
• Государственными предприятиями — для представления финансовых показателей хозяйственной деятельности в вышестоящие структуры.
• Потенциальными контрагентами и акционерами предприятия — для оценки его перспективной платежеспособности и принятия стратегических решений в отношении данного предприятия.[ 1, c.329 ]
Необходимо подчеркнуть, что не существует
каких-то единых нормативных критериев
для рассмотренных показателей. Они зависят
от многих факторов: отраслевой принадлежности
предприятия, принципов кредитования,
сложившейся структуры источников средств,
оборачиваемости оборотных средств, репутации
предприятия и др. Поэтому приемлемость
значений этих коэффициентов, оценка их
динамики и направлений изменения могут
быть установлены только в результате
пространственно-временных сопоставлений
по группам родственных предприятий. Можно
сформулировать лишь одно правило, которое
«работает» для предприятий любых типов:
владельцы предприятия (акционеры, инвесторы
и другие лица, сделавшие взнос в уставный
капитал) предпочитают разумный рост в
динамике доли заемных средств; напротив,
кредиторы (поставщики сырья и материалов,
банки, предоставляющие краткосрочные
ссуды, и другие контрагенты) отдают предпочтение
предприятиям с высокой долей собственного
капитала, с большей финансовой автономностью.
Глава III. .Основные направления улучшения финансового состояния и финансовой устойчивости предприятия
Проблема банкротств многих существующих предприятий различных отраслей хозяйства и сфер деятельности становится достаточно актуальной на данный момент времени. Сотни банков и других финансовых компаний, тысячи производственных и коммерческих фирм, особенно мелких и средних, уже прекратили свое существование. Главной причиной этого оказалось неумелое управление ими, т. е. низкая квалификация большинства менеджеров, как среднего, так и высшего звена. Производство - процесс сложный по технологии, по организации, по сочетанию различных видов деятельности. Руководитель не может, да и не должен брать на себя то, что гораздо лучше могут сделать другие. Менеджер должен, прежде всего, проявить предприимчивость при подборе команд, он должен окружить себя профессионалами, довериться более компетентным специалистам - по производственным вопросам, по маркетинговым исследованиям, планированию финансов и т. д. Себе же оставить лишь то, что входит непосредственно в компетенцию организатора. Организовывать - значит определить цель, знать и трезво оценивать имеющиеся ресурсы и уметь использовать их для достижения целей. Организовывать - значит уметь формировать задачу, доводить её до непосредственного исполнителя и контролировать исполнение. Организовывать - значит уметь принимать решения, уметь распределять обязанности и ответственность. Организовывать - значит планировать, управлять, анализировать. Здесь недостаточно одной интуиции и даже таланта, нужны знания.
Руководителю необходимо уделить особое значение подбору кадров, но в силу того, что управляющий не в силах осуществить данную работу, эти функции возлагаются на работников отдела кадров, которые в свою очередь должны быть подготовлены для выполнения данной работы на высоком профессиональном уровне. Для выполнения этой работы они нуждаются не только в специальных знаниях в своей области, но и должны быть осведомлены о нуждах руководителей не только высшего и среднего звена, но и низшего звена управления. Высококвалифицированные и инициативные работники составляют интеллектуальный потенциал предприятия, имеющий огромное значение для успешного развития фирмы. Каждый менеджер должен понимать, что производительность труда зависит от квалификации самих работников очень во многом, а не только от совершенной технологии и организации рабочих мест.
Определив
потребности предприятия в
Положительные стороны системы участия персонала в управлении очевидны. Во-первых, участие персонала в управлении делает производственный процесс более демократичным. На предприятиях, где применяется данная система, как правило, легче разрешаются конфликтные ситуации. Во-вторых, осознание работниками факта своего участия в управлении предприятием служит стимулом к повышению качества своего труда и укреплению трудовой дисциплины. Следствием этого как раз и является снижение текучести кадров на предприятии. В-третьих, участие в управлении повышает у работников чувство ответственности за качество выполняемых работ, а, как известно, уровень качества продукции является одной из определяющих конкурентоспособности предприятия в целом. [6,с.7]
В условиях рынка предприятие может оказаться в крайне неустойчивом финансовом положении в связи с отсутствием государственных заказов, которое осложняется ещё и тем, что государство не покрывает затрат предприятия, банк не даёт кредиты на льготных условиях, к тому же появляются конкуренты. Все эти факторы встают на ту чашу весов, которая склоняется в сторону неминуемого разорения данной структуры. Чтобы выйти из подобной ситуации, необходимо не только осваивать новые методы и технику управления, но и менять стратегию в целом. Для этого необходимо:
- по возможности максимально масштабно участвовать в государственных программах развития и производства товаров и услуг, датируемых за счет бюджетных ассигнований;
- вести
постоянный поиск российских
заказчиков на услуги, которые
могут быть оказаны
- проанализировать
спрос на предоставление услуг,
- обеспечить
эффективную рекламу всех
- проводить
активную коммерческую
- уменьшение
производственных издержек и
накладных расходов по
Многие организации в России сейчас сталкиваются с рыночными трудностями. Их руководители изо всех сил борются за выживание в рамках меняющихся потребительских отношений и скудеющих финансовых ресурсов. В поисках ответов на возникающие перед ними проблемные вопросы многие организации поневоле поворачиваются лицом к маркетингу. Маркетинг выступает основной концепцией управления в условиях рынка. При этом важно не только изучение теории маркетинга, но и улучшение умения его практически применять.