Основные направления улучшения финансового состояния и финансовой устойчивости предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследовать понятие финансовой устойчивости предприятия, ее анализ и направления улучшения.
Задачи курсовой работы, с помощью которых будет достигаться поставленная цель:
раскрыть сущность финансовой устойчивости предприятия;
определить место анализа финансовой устойчивости предприятия в анализе финансового состояния предприятия;
обозначить направления улучшения финансовой устойчивости предприятия

Содержание

Введение 3
Глава I.Понятие финансовой устойчивости предприятия 5
1.1 Внутренние факторы, влияющие на финансовую устойчивость…………..7
1.2 Внешние факторы, влияющие на финансовую устойчи-вость……………..9
Глава II. Анализ финансового состояния предприятия 11
2.1 Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия. 11
2.2 Анализ финансовой устойчивости и оценка ее уровня 18
Глава III.Основные направления улучшения финансового состояния и финансовой устойчивости предприятия 30
Заключение 35
Список литературы 37

Работа содержит 1 файл

финансовая устойчивость предприя ФК23.doc

— 753.50 Кб (Скачать)

      Коэффициенты  структуры долгосрочных источников финансирования рассчитываются исходя из балансового уравнения (LTA + (СА - CL) =E + LTD), иными словами, в данном случае в расчет принимают лишь долгосрочные источники средств (капитализированные источники). Сюда входят два взаимодополняющих показателя: коэффициент финансовой зависимости капитализированные источников (kdtc) и коэффициент финансовой независимости капитализированных источников (ketc), исчисляемые соответственно по формулам:

        

        

      Очевидно, что сумма этих показателей равна единице. Рост коэффициента kdtc в динамике является, в определенном смысле, негативной тенденцией, означая, что с позиции долгосрочной перспективы предприятие се сильнее и сильнее зависит от внешних инвесторов.

      По  поводу степени привлечения заемных  средств в зарубежной практике существуют различные, порой противоположные, мнения. Наиболее распространено мнение, что доля собственного капитала в общей сумме долгосрочных источников финансирования (ketc) должна быть достаточно велика. Указывают и нижний предел этого показателя - 0,6 (или 60%); Он был неоднократно подтвержден и эмпирически. Если учесть, что в данном случае речь идет о балансовых оценках элементов собственного капитала, которые, как правило, ниже рыночных, то в терминах рыночных оценок доля собственного капитала в общей сумме капитализированных источников будет еще выше[1,с.327].

      В предприятие с высокой долей собственного капитала кредиторы вкладывают свои средства более охотно, поскольку такое предприятие характеризуется существенной финансовой независимостью и, следовательно, с большей вероятностью может погасить свои долги за счет собственных средств.

      Уровень финансового левериджа считается одной из основных характеристик финансовой устойчивости предприятия. Известны различные алгоритмы его расчета; наиболее широко применяется следующий:

        

Экономическая интерпретация показателя очевидна: сколько рублей заемного капитала приходится на один рубль собственных средств. Чем выше значение уровня финансового левериджа, тем выше риск, ассоциируемый с данной компанией, и ниже ее резервный заемный потенциал.

      В приведенной формуле использованы балансовые оценки. Однако возможен и другой подход, суть которого заключается в следующем.

      Балансовая  оценка заемного капитала в подавляющем  большинстве случаев действительно отражает долгосрочную задолженность предприятия, т.е. ту номинальную сумму, которую предстоит вернуть. Собственный капитал имеет несколько трактовок; одна из них — стоимостная рыночная оценка чистых активов. Если рыночная стоимость активов предприятия выше учетной, то величина собственного капитала, исчисленного по рыночным оценкам, будет больше, что приведет к снижению уровня финансового левериджа. Иными словами, в случае существенного расхождения учетных и рыночных оценок более достоверную картину в отношении финансовой зависимости и резервного заемного потенциала дает рыночный уровень финансового левериджа, исчисляемый по формуле

        

      Коэффициенты  капитализации, характеризующие структуру  долгосрочных пассивов, логично дополняются показателями второй группы, называемыми коэффициентами покрытия и позволяющими сделать оценку того, в состоянии ли компания поддерживать сложившуюся структуру источников средств. Как известно, любой источник средств имеет свою стоимость, а основное различие между собственным и заемным капиталом в этом смысле состоит в том, что выплата дивидендов как цены за пользование собственным капиталом не является обязательной, тогда как выплата процентов, являющихся ценой, уплачиваемой коммерческой организацией за привлечение заемного капитала, обязательна. Иными словами, в отличие от невыплаты дивидендов невыплата процентов может привести к катастрофическим финансовым последствиям вплоть до банкротства. Таким образом, привлечение заемных средств связано с бременем постоянных финансовых расходов, которые должны, по крайней мере покрываться текущим доходом.

     К постоянным финансовым расходам принято  относить расходы по уплате процентов за пользование ссудами и займами, а также расходы по финансовой аренде. Следует отметить, что понятие финансовой аренды совершенно не проработано в отечественных нормативных документах и значительно отличается от аналогичного понятия в экономически развитых странах. Кроме того, такой способ финансирования в нынешней ситуации в нашей стране нельзя назвать распространенным. 
 

      Z - Анализ Альтмана построен с помощью аппарата мультипликативного дискриминантного анализа и позволяет в первом приближении разделить хозяйствующие субъекты на потенциальных банкротов и небанкротов. Индекс Альтмана представляет собой функцию от некоторых показателей, характеризующих экономический потенциал предприятия и результаты его работы за истекший период. В общем виде индекс кредитоспособности (Z-счет) имеет вид: 

      Z=1.2X1+1.4X2+3.3X3 +0.6X4+X5 

      Где Х1 - оборотный капитал/сумма активов;

      Х2 - нераспределенная прибыль/сумма активов;

      Х3 - операционная прибыль/сумма активов;

      Х4 - рыночная стоимость акций/задолженность;

      Х5 - выручка/сумма активов 

      Результаты  многочисленных расчетов по модели Альтмана показали, что обобщающий показатель Z может принимать значения в пределах [-14, +22], при этом предприятия, для которых Z>2,99 попадают в число финансово устойчивых, предприятия, для которых Z<1,81 являются безусловно-несостоятельными, а интервал [1,81-2,99] составляет зону неопределенности.

Методика  «Z-показатель Альтмана» применяется:

      • Коммерческими предприятиями — для анализа вероятности угрозы возможного банкротства (утраты платежеспособности).

      • Аудиторскими компаниями — для составления заключения о финансовом состоянии (перспектив банкротства) предприятия — заказчика.

      • Государственными предприятиями — для представления финансовых показателей хозяйственной деятельности в вышестоящие структуры.

      • Потенциальными контрагентами и акционерами предприятия — для оценки его перспективной платежеспособности и принятия стратегических решений в отношении данного предприятия.[ 1, c.329 ]

           Необходимо  подчеркнуть, что не существует каких-то единых нормативных критериев для рассмотренных показателей. Они зависят от многих факторов: отраслевой принадлежности предприятия, принципов кредитования, сложившейся структуры источников средств, оборачиваемости оборотных средств, репутации предприятия и др. Поэтому приемлемость значений этих коэффициентов, оценка их динамики и направлений изменения могут быть установлены только в результате пространственно-временных сопоставлений по группам родственных предприятий. Можно сформулировать лишь одно правило, которое «работает» для предприятий любых типов: владельцы предприятия (акционеры, инвесторы и другие лица, сделавшие взнос в уставный капитал) предпочитают разумный рост в динамике доли заемных средств; напротив, кредиторы (поставщики сырья и материалов, банки, предоставляющие краткосрочные ссуды, и другие контрагенты) отдают предпочтение предприятиям с высокой долей собственного капитала, с большей финансовой автономностью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава III. .Основные направления улучшения финансового состояния и финансовой устойчивости предприятия

Проблема  банкротств многих существующих предприятий  различных отраслей хозяйства и сфер деятельности становится достаточно актуальной на данный момент времени. Сотни банков и других финансовых компаний, тысячи производственных и коммерческих фирм, особенно мелких и средних, уже прекратили свое существование. Главной причиной этого оказалось неумелое управление ими, т. е. низкая квалификация большинства менеджеров, как среднего, так и высшего звена. Производство - процесс сложный по технологии, по организации, по сочетанию различных видов деятельности. Руководитель не может, да и не должен брать на себя то, что гораздо лучше могут сделать другие. Менеджер должен, прежде всего, проявить предприимчивость при подборе команд, он должен окружить себя профессионалами, довериться более компетентным специалистам - по производственным вопросам, по маркетинговым исследованиям, планированию финансов и т. д. Себе же оставить лишь то, что входит непосредственно в компетенцию организатора. Организовывать - значит определить цель, знать и трезво оценивать имеющиеся ресурсы и уметь использовать их для достижения целей. Организовывать - значит уметь формировать задачу, доводить её до непосредственного исполнителя и контролировать исполнение. Организовывать - значит уметь принимать решения, уметь распределять обязанности и ответственность. Организовывать - значит планировать, управлять, анализировать. Здесь недостаточно одной интуиции и даже таланта, нужны знания.

Руководителю  необходимо уделить особое значение подбору кадров, но в силу того, что  управляющий не в силах осуществить  данную работу, эти функции возлагаются на работников отдела кадров, которые в свою очередь должны быть подготовлены для выполнения данной работы на высоком профессиональном уровне. Для выполнения этой работы они нуждаются не только в специальных знаниях в своей области, но и должны быть осведомлены о нуждах руководителей не только высшего и среднего звена, но и низшего звена управления. Высококвалифицированные и инициативные работники составляют интеллектуальный потенциал предприятия, имеющий огромное значение для успешного развития фирмы. Каждый менеджер должен понимать, что производительность труда зависит от квалификации самих работников очень во многом, а не только от совершенной технологии и организации рабочих мест.

     Определив потребности предприятия в кадрах, рекомендуется разработать программу, удовлетворяющую данную потребность, которая может включать график мероприятий по привлечению, найму, подготовке и продвижению работников, требующихся для реализации целей организации. Также можно формирование кадров производить на базе собственного персонала, т. к. данное мероприятие обходится дешевле, чем привлечение работников извне. Кроме того, повышается заинтересованность собственных работников в достижении лучших результатов деятельности, улучшается моральный климат, усиливается привязанность работников к фирме.

     Положительные стороны системы участия персонала в управлении очевидны. Во-первых, участие персонала в управлении делает производственный процесс более демократичным. На предприятиях, где применяется данная система, как правило, легче разрешаются конфликтные ситуации. Во-вторых, осознание работниками факта своего участия в управлении предприятием служит стимулом к повышению качества своего труда и укреплению трудовой дисциплины. Следствием этого как раз и является снижение текучести кадров на предприятии. В-третьих, участие в управлении повышает у работников чувство ответственности за качество выполняемых работ, а, как известно, уровень качества продукции является одной из определяющих конкурентоспособности предприятия в целом. [6,с.7]

     В условиях рынка предприятие может оказаться в крайне неустойчивом финансовом положении в связи с отсутствием государственных заказов, которое осложняется ещё и тем, что государство не покрывает затрат предприятия, банк не даёт кредиты на льготных условиях, к тому же появляются конкуренты. Все эти факторы встают на ту чашу весов, которая склоняется в сторону неминуемого разорения данной структуры. Чтобы выйти из подобной ситуации, необходимо не только осваивать новые методы и технику управления, но и менять стратегию в целом. Для этого необходимо:

- по возможности максимально масштабно участвовать в государственных программах развития и производства товаров и услуг, датируемых за счет бюджетных ассигнований;

- вести  постоянный поиск российских  заказчиков на услуги, которые  могут быть оказаны предприятием;

- проанализировать  спрос на предоставление услуг,  которые отвечают возможностям фирмы;

- обеспечить  эффективную рекламу всех услуг  предприятия; 

- проводить  активную коммерческую деятельность (например, сбыт товаров других  фирм, сдача в аренду пустующих помещений и территорий, и т. п.);

- уменьшение  производственных издержек и  накладных расходов по производимым фирмой товарам и услугам. [9,с.15]

     Многие  организации в России сейчас сталкиваются с рыночными трудностями. Их руководители изо всех сил борются за выживание в рамках меняющихся потребительских отношений и скудеющих финансовых ресурсов. В поисках ответов на возникающие перед ними проблемные вопросы многие организации поневоле поворачиваются лицом к маркетингу. Маркетинг выступает основной концепцией управления в условиях рынка. При этом важно не только изучение теории маркетинга, но и улучшение умения его практически применять.

Информация о работе Основные направления улучшения финансового состояния и финансовой устойчивости предприятия