Основные международные организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:24, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях экономика каждой страны поневоле попадает в возрастающую зависимость от экономики других стран. Это проявляется в многообразии связей, складывающихся между странами. Сейчас отдельное государство практически не может существовать обособленно от других стран, не вступая с ними в разнообразные взаимосвязи. Экономические отношения между странами уже не ограничиваются внешней торговлей, товарообменом. Они включают движение капитала между странами, миграцию рабочей силы, научно - технический обмен. Международные экономические организации представляют собой, прежде всего, специфическую форму проявления и организации экономического сотрудничества между различными странами. При этом необходимо отметить, что на современном этапе общественного развития пределы действия международного права, характер международных организаций, а также их возможности играть относительно активную роль в становлении международного сотрудничества представляют собой как бы равнодействующих двух объективных тенденций. Объект исследования является международные экономические организации и их роль в мировой экономике. Интерес к данной теме связан с возросшим влиянием экономических организаций на мировую экономику.

Работа содержит 1 файл

КУРС ФИН.doc

— 258.00 Кб (Скачать)

     Основная  цель сотрудничества России с ЕБРР - привлечение инвестиционных ресурсов на льготных условиях (с низкими процентными ставками, длительными сроками и льготным периодом возврата долга). За прошедшие годы Банк инвестировал практически во все сектора российской экономики. Большая часть финансирования ЕБРР для России, одобренного в 1991-2002 гг. Советом директоров, приходится на реальный сектор экономики: промышленность - 24.3%, транспорт и связь - 12.1%, электроэнергетика и добывающие отрасли - 26.7%, финансово-банковский сектор - 31.7%, агробизнес- 1.8%, муниципальное развитие - 1.9%.

       География инвестиционных проектов  ЕБРР широка - от Калининградской области (проект улучшения водоснабжения и водоочистки -16.5 млн. евро) до Камчатки (строительство геотермальной электростанции - 85.6 млн. евро), чему способствует наличие представительств Банка во многих регионах. В 2002 г. годовой объем обязательств ЕБРР в России увеличился на 500 млн. евро по сравнению с 2001 г. и составил 1.3 млрд. евро. Доля РФ в общем объеме операций Банка возросла за год с 22 до 33%. Ресурсы, предоставленные банком, используются для поддержки нефтегазовой промышленности, мелкого и среднего бизнеса. 

      Например, в 1998 году было предусмотрено получение  кредита на поставку технологического оборудования на молочный комбинат «Ставропольский». Однако в связи с финансовым кризисом 1998 года молочный комбинат «Ставропольский» оказался не в состоянии выплачивать сумму кредита, в результате чего ЕБРР прекратил рассмотрение всех ставропольских инвестиционных проектов до урегулирования спорных вопросов вокруг молочного комбината «Ставропольский».

     За  годы своей деятельности Банк стал крупнейшим иностранным инвестором в частный сектор нашей экономики. По состоянию на конец 2002 г. в общем объеме его операций в рамках подписанных соглашений 81.3% приходилось на частный сектор и только 18.7% - на государственный. Одно из направлений деятельности ЕБРР - финансирование среднего и малого предпринимательства. Специализированный фонд поддержки малого бизнеса (ФПМБ) предоставляет микрокредиты (не более 10 тыс. долл.) и малые кредиты (не более 200 тыс. долл.) предпринимателям из 115 крупных и мелких российских городов. За время своего существования ФПМБ выдал предпринимателям более 107 тыс. кредитов на общую сумму около 1 млрд. долл. Среди его клиентов -предприниматели самых различных областей экономики - от владельцев мелких торговых точек до производителей высокотехнологичного медицинского оборудования.

     Одно  из направлений деятельности ЕБРР в  России – приобретение им акций  российских банков, в том числе  и региональных. Российские банки  стремятся расширять сотрудничество с ЕБРР, поскольку это будет  способствовать, в частности, улучшению расчетов по экспортно-импортным операциям. Кредитные линии открыты нескольким российским банкам, в том числе Московскому международному банку, а также Кузбассоцбанку.

       Некоторые программы в России  ЕБРР ведет совместно с МБРР. Так, продолжается осуществление проекта развития финансовых учреждений, который правительство Российской Федерации реализует за счет займов от МБРР (200 млн. долл.) и ЕБРР (100 млн.). В результате должна повыситься надежность ряда ведущих российских банков, расширится и улучшится набор предоставляемых им услуг.

     Сотрудничество  России с ЕБРР оказывает положительное влияние на развитие частного сектора российской экономики. Он осуществляет 
кредитование среднего и малого предпринимательства через свои 
специализированные фонды: региональные фонды венчурного капитала, Фонд поддержки малого бизнеса, Фонд помощи малым пре 
приятиям, фонды технического содействия. За прошедшее десятилетие 
ЕБРР стал не только одним из кредиторов российского правительства 
и отечественных компаний, но и источником средств для иностранных инвесторов на российском рынке. ЕБРР отдает явное предпочтение банковскому сектору российской экономики.

       В перспективе рассматривается предоставление  целевого кредита ЕБРР ОАО "Газпром" на сумму 250 миллионов долларов. Кредитные средства предназначены для модернизации газоснабжения, реконструкции объектов по добыче и транспортировке газа, а также для создания бухгалтерской информационной системы. В московской штаб-квартире банка также отметили, что из общей суммы кредита средства ЕБРР составят 150 миллионов долларов, остальные 100 миллионов предполагается взять у группы инвесторов из числа международных банков. 

     В последнем десятилетии ушедшего столетия формирование новых международных банков продолжалось и на субрегиональном уровне. Россия играла в этом процессе активную роль, участвуя в создании Черноморского банка торговли и развития и Межгосударственного банка СНГ.

     Помимо  рассмотренных выше примеров сотрудничества с ведущими международными экономическими и валютно-финансовыми организациями Россия является членом других финансовых учреждений, признанных международными. В целях развития регионального сотрудничества России с партнерами ближнего зарубежья в 1993 году  
создан Межгосударственный банк СНГ, а в 1994 году — Черноморский 
банк торговли и развития (ЧБТР). Ввиду того, что эти банки, имеющий 
статус международной организации, изначально не располагали значительными ресурсами для выполнения заявленных учредителями целей, участие России в их работе не оказывало заметного влияния на концепцию сотрудничества с международными экономическими организациями. ЧБТР был создан 11 государствами - членами Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) в качестве региональной финансовой организации. Анализируя перспективы участия России в ЧБТР, следует отметить длительный характер его формирования как международной кредитной организации, эволюция которой характеризуется двухгодичным временным лагом, декабрь 1992 г. Принятие решения о создании, декабрь 1994 г — подписание соглашения об учреждении, январь 1997 г — вступление соглашения в силу июнь 1999 г — начало операций ЧБТР. В связи с медленным развертыванием деятельности ЧБТР его первый бизнес-план был утвержден лишь на период 1999 — 2000 гг. Приоритетами ЧБТР являются кредитование экспорта, поддержка малых и средних проектов в отраслях сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности. За четыре года с начала операционной деятельности объем кредитного портфеля ЧБТР достиг 529 млн. долл.

     Заинтересованность  России в развертывании его деятельности продиктована надеждами на то, что он может сыграть полезную роль в восстановлении сотрудничества со странами СНГ и Восточной Европы, закрепить экономическое присутствие России на Балканах и обеспечить экономическое взаимодействие с Турцией и Грецией. Однако практический эффект участия в Черноморском банке торговли и развития для отечественной экономики не соответствует нашей доле в его уставном капитале (16.5%), а также нашим национальным интересам в этом регионе.

     Соглашение  об учреждении Межгосударственного банка СНГ Россия подписала в январе 1993 г. вместе с еще девятью странами СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина). Этот банк можно считать субрегиональным банком развития потому, что его учредителями выступают государства в лице их правительств и центральных (национальных) банков, а основные направления его политики ориентированы на развитие экономического сотрудничества стран-членов. Банк признан международной межправительственной организацией, созданной в соответствии с нормами международного публичного права.

     По  мере динамичного изменения ситуации в экономической и финансовой сферах Содружества менялись и функции Межгосударственного банка. После распада рублевой зоны и подписания Соглашения о создании Платежного союза Банк становится специализированным институтом последнего. В 1996 г. функции Межгосударственного банка были значительно расширены.

        Наибольшая его активность отмечается в России, что объясняется расположением штаб-квартиры в Москве и 50%-ной долей РФ в его уставном капитале. Отметим, однако, что слабые стартовые возможности не позволяют рассчитывать на значительный рост капитала и операций данного Банка. Перспективы сотрудничества с ним связаны с перестройкой его деятельности и планируемым значительным расширением уставного капитала. 

     Современное сотрудничество Российской Федерации с международными финансовыми организациями. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В результате проделанного можно сказать, что международные валютно-кредитные учреждения, такие как Международный валютный фонд, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития играют значительную роль в организации международных кредитных отношений и поддержании стабильности международных расчетов. Во-первых, их деятельность позволяет внести регулирующее начало и определенную стабильность в противоречивую целостность всемирного хозяйства, обеспечивая в целом бесперебойное функционирование валютно-финансовой сферы. Во-вторых, они призваны служить форумом для налаживания сотрудничества между странами и государствами. С ослаблением идеологического противостояния эта задача становится все более актуальной. В-третьих, возрастает значение международных валютно-финансовых организаций в сфере изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам всемирного хозяйства. В настоящее время Российская Федерация является членом различных  международных валютно-кредитных и финансовых институтов, а также развивает сотрудничество с    некоторыми  из них на договорной основе.

     Построение  взаимоотношений России с МФО определяется конкретными историческими и экономическими факторами. В связи этим комплекс принципиальных установок данного сотрудничества можно разграничить на три подсистемы. Во-первых, глобальные принципы, определяющие цель и задачи МФО, и конкретные принципы их кредитных отношений со странами-членами. Во-вторых, национальные стратегии, определяющие содержание программ сотрудничество и условия взаимодействия с МФО. В-третьих, частные и общественные интересы, с одной стороны – государство – заемщики, с другой – руководство и основные акционеры МФО, преследующие цели расширения своего влияния и использования кредитов, выделяемых, в частности, России, в качестве источников получение прибыли.

       Результаты взаимодействия России  с МФО неоднозначны. Внешние заимствования, особенно у МВФ, не всегда были эффективными и оправданными. Полученные средства в большинстве случаев использовались не для технологической перестройки экономики, а  для покрытия бюджетного дефицита  и обслуживания государственного долга. В целом проведенный анализ позволяет выделить ряд проблем сложившегося  сотрудничества  России с МФО, которые необходимо учитывать в перспективе, в частности, при совершенствовании отношений с международными региональными банками развития.

     Во-первых, медленно осваивались кредиты, предназначенные для реализации инвестиционных проектов  МБРР и ЕБРР, особенно в первые годы их деятельности в России. Причины этого кроются в отсутствии эффективного контроля за ходом реализации проектов российскими органами исполнительной власти, несовершенстве законодательной базы, регламентирующей использования кредитов, а также в недостаточном знакомстве экспертов МФО со спецификой российских условий.

        Во-вторых, кредиты ведущих МФО  при их сравнительно невысокой договорной стоимости связаны со значительными косвенными расходами (консультационными услуги, расходы на содержание групп реализации проектов, комиссии за обязательство и т.д. ), а также требуют выполнения ряда условий до начала реализации кредитуемых проектов. Это в итоге снижает финансовую эффективность кредитов МФО и делает их сравнимыми по стоимости и по срокам с заимствованиями на мировом рынке.

     В-третьих, практическое значение участия России межгосударственных банках (МБЭС, МИБ, МГБ) для развития отечественной экономики не соответствует ее доли в уставном капитале этих организаций и требует пересмотра государственной политики в отношении сотрудничества с ними.

     Каждое  из направлений сотрудничества характеризуется  соответствующими функциями, которые реализуются во взаимодействии с той или иной международной финансовой организацией: МВФ предоставляет займы для корректировки платежного баланса; МБРР выделяет кредиты под суверенные гарантии на проведение социально-экономических реформ  переходного периода; ЕБРР кредитует инвестиционные проекты; небольшие многосторонние банки (МБЭС, МИБ, ЧБТР, МГБ) призваны кредитовать интеграционные проекты. Изучение функциональных отношений страны с МФО дает возможность прогнозировать благоприятные, неблагоприятные или нейтральные последствия, которые могут обусловить изменения в политике сотрудничества. Функциональный подход позволяет оценить роль, выполняемую МФО, с точки зрения реализации потребности стран-заемщиков или интересов стран-доноров.

     Каждое  из рассмотренных направлений сотрудничества России с МФО призвано содействовать решению актуальных социально-экономических задач, в частности, стимулировать развитие отечественного несырьевого экспорта. С учетом этого встает задача поиска новых направлений участия России в МФО, которые способствовали расширению экспорта промышленной продукции и наукоемких услуг. 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
     
  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические  отношения. Учебник. М.: Юристъ, 2001.
  2. Актуальные проблемы деятельности международных организаций. Отв. Ред. Морозов Г.И. М.: Международные отношения,1999
  3. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. Учебное пособие. - М., Финансы и статистика, 2002.
  4. Андрианов В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. М., Международные отношения, 1999.
  5. Астапов  Управление внешним и внутренним государственным долгом России.// Мировая экономика и международные отношения.- 2003 - №2
  6. Бобин М.В. Межгосударственные финансово-экономические организации Европы: Правовые аспекты учреждения и деятельности. - М., 2001.
  7. Богомолов. Сложный путь интеграции России в международную экономику.// Мировая экономика и международные отношения. – 2003 - №9
  8. Вавилов  Ю.Я.  Государственный  долг.  М., ЮНИТИ, 2000.
  9. Вельяминов Г.М. Международные параорганизации (клубы) и долги России // Государство и право. - 1999. - N 9
  10. Виноградов В.В. Экономика России: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2001.
  11. Внешний долг России: уроки и перспективы (по материалам круглого стола, проведенного в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации) // Деньги и кредит.- 2001.- №9.
  12. Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. Уч. Пособие – М.: издательство «Консалтбанкир», 2002.
  13. Глазьев С.Ю. Проблема долга СССР и перспективы ее решения // Внешняя торговля. - 2001.- № 1
  14. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под общ. ред. И.Д. Мацкуляна – М.: Издательство РАГС, 2003.
  15. Деменцев В.В. Внешний долг России в системе международной задолженности. // Финансы – 2003 - №12
  16. Долгов С. И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление. М.: «Экономика», 1998.
  17. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х частях. М.: «Экономика», 2001.
  18. Крозе И. Мировая экономика с 1945 года до наших дней - М.:  «Экономика», 1996.
  19. Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика. Учебник для вузов. / Пер. с англ. - М, 1997.
  20. Кузнецов  Отношения России с МВФ.// Мировая экономика и международные отношения.- 2002. - №7
  21. Лукина И.В. Международный валютный фонд: история и современность // Деньги и кредит. - 1992. - N 4.
  22. Мазурова Е.К. Роль международных организаций в регулировании глобальных экономических процессов // Вестник МГУ. Экономика. – 2002. - № 2
  23. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Под ред. Л.Н. Красавиной. М.: Финансы и статистика, 2001.
  24. Международные экономические отношения./ Под ред. Жукова Е.Ф. М.: «Экономика», 1999.
  25. Международные экономические отношения: Учебник для вузов/ В.Е. Рыбалкин, Ю.А. Щербанин, Л.В. Балдин и др.; Под ред. проф. В.Е. Рыбалкина – 3-е изд.; перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 1999.
  26. Международный валютный фонд и его влияние на экономику России // Экон. газета. - 1999. - Июль (N 27). - С.8.
  27. Миклашевская Н.А, Холопов А.В. Международная экономика. Учебник. - М.:  Юристъ, 1998.
  28. Мировая экономика: Учебник/ Под ред. проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2003.
  29. Нешаиаева Т.Н. Международные организации и право. М.: Дело, 1998.
  30. Овчинников Г.П. Международная экономика. Учебное пособие. - Санкт-Петербург, 1998.
  31. Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Норд-Хаус. Экономика. / Пер. с англ. -М., 1997.
  32. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь – М.: Инфра – М, 1996.
  33. Россия: интеграция в мировую экономику: Учебник/ Под ред. Р.И. Зименкова – М.: Финансы и статистика, 2002.
  34. Саркисянц А.Г. Система международных долгов – М.: «ДеКА», 1999.
  35. Смыслов Д.В. Международный валютный фонд: на рубеже столетий // Деньги и кредит. - 1999. - N 7. - С.58-66; N 8. - С.61-68; N 9. - С.54-65; N 10. - С.44-58; N 12. - С.54-65.
  36. Смыслов Д.В. МВФ: современные тенденции и наши интересы. М.: Финансы и статистика, 1993.
  37. Федякина Л.Н. Мировая внешняя задолженность: теория и практика урегулирования. - М.: Юристъ, 1998.
  38. Финансы, деньги, кредит / Под ред. О.В. Соколовой – М.: «Юристъ», 2000.
  39. . Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ, 2000.
  40. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. -М., 1997.
  41. Хейфец Б. Итоги реструктуризации задолженности иностранных государств перед Россией.// Мировая экономика и международные отношения – 2003. - №8
  42. Школяр Н. Международные банки развития и Россия.// Мировая экономика и международные отношения. – 2003. - №12
  43. Школяр Н. Новая политика сотрудничества России с МФО: системный подход.// Вопросы экономики - №2 – 2004.
  44. Шреплер Х.А. Международные экономические организации. Справочник – М.: Международные отношения, 1997.
  45. Экономические организации // Большой энциклопедический справочник: Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ, 2001.

Информация о работе Основные международные организации