Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:24, курсовая работа
В современных условиях экономика каждой страны поневоле попадает в возрастающую зависимость от экономики других стран. Это проявляется в многообразии связей, складывающихся между странами. Сейчас отдельное государство практически не может существовать обособленно от других стран, не вступая с ними в разнообразные взаимосвязи. Экономические отношения между странами уже не ограничиваются внешней торговлей, товарообменом. Они включают движение капитала между странами, миграцию рабочей силы, научно - технический обмен. Международные экономические организации представляют собой, прежде всего, специфическую форму проявления и организации экономического сотрудничества между различными странами. При этом необходимо отметить, что на современном этапе общественного развития пределы действия международного права, характер международных организаций, а также их возможности играть относительно активную роль в становлении международного сотрудничества представляют собой как бы равнодействующих двух объективных тенденций. Объект исследования является международные экономические организации и их роль в мировой экономике. Интерес к данной теме связан с возросшим влиянием экономических организаций на мировую экономику.
Основная цель сотрудничества России с ЕБРР - привлечение инвестиционных ресурсов на льготных условиях (с низкими процентными ставками, длительными сроками и льготным периодом возврата долга). За прошедшие годы Банк инвестировал практически во все сектора российской экономики. Большая часть финансирования ЕБРР для России, одобренного в 1991-2002 гг. Советом директоров, приходится на реальный сектор экономики: промышленность - 24.3%, транспорт и связь - 12.1%, электроэнергетика и добывающие отрасли - 26.7%, финансово-банковский сектор - 31.7%, агробизнес- 1.8%, муниципальное развитие - 1.9%.
География инвестиционных
Например, в 1998 году было предусмотрено получение кредита на поставку технологического оборудования на молочный комбинат «Ставропольский». Однако в связи с финансовым кризисом 1998 года молочный комбинат «Ставропольский» оказался не в состоянии выплачивать сумму кредита, в результате чего ЕБРР прекратил рассмотрение всех ставропольских инвестиционных проектов до урегулирования спорных вопросов вокруг молочного комбината «Ставропольский».
За годы своей деятельности Банк стал крупнейшим иностранным инвестором в частный сектор нашей экономики. По состоянию на конец 2002 г. в общем объеме его операций в рамках подписанных соглашений 81.3% приходилось на частный сектор и только 18.7% - на государственный. Одно из направлений деятельности ЕБРР - финансирование среднего и малого предпринимательства. Специализированный фонд поддержки малого бизнеса (ФПМБ) предоставляет микрокредиты (не более 10 тыс. долл.) и малые кредиты (не более 200 тыс. долл.) предпринимателям из 115 крупных и мелких российских городов. За время своего существования ФПМБ выдал предпринимателям более 107 тыс. кредитов на общую сумму около 1 млрд. долл. Среди его клиентов -предприниматели самых различных областей экономики - от владельцев мелких торговых точек до производителей высокотехнологичного медицинского оборудования.
Одно
из направлений деятельности ЕБРР в
России – приобретение им акций
российских банков, в том числе
и региональных. Российские банки
стремятся расширять
Некоторые программы в России ЕБРР ведет совместно с МБРР. Так, продолжается осуществление проекта развития финансовых учреждений, который правительство Российской Федерации реализует за счет займов от МБРР (200 млн. долл.) и ЕБРР (100 млн.). В результате должна повыситься надежность ряда ведущих российских банков, расширится и улучшится набор предоставляемых им услуг.
Сотрудничество
России с ЕБРР оказывает положительное
влияние на развитие частного сектора
российской экономики. Он осуществляет
кредитование среднего и малого предпринимательства
через свои
специализированные фонды: региональные
фонды венчурного капитала, Фонд поддержки
малого бизнеса, Фонд помощи малым пре
приятиям, фонды технического содействия.
За прошедшее десятилетие
ЕБРР стал не только одним из кредиторов
российского правительства
и отечественных компаний, но и источником
средств для иностранных инвесторов на
российском рынке. ЕБРР отдает явное предпочтение
банковскому сектору российской экономики.
В перспективе рассматривается предоставление
целевого кредита ЕБРР ОАО "Газпром"
на сумму 250 миллионов долларов. Кредитные
средства предназначены для модернизации
газоснабжения, реконструкции объектов
по добыче и транспортировке газа, а также
для создания бухгалтерской информационной
системы. В московской штаб-квартире банка
также отметили, что из общей суммы кредита
средства ЕБРР составят 150 миллионов долларов,
остальные 100 миллионов предполагается
взять у группы инвесторов из числа международных
банков.
В последнем десятилетии ушедшего столетия формирование новых международных банков продолжалось и на субрегиональном уровне. Россия играла в этом процессе активную роль, участвуя в создании Черноморского банка торговли и развития и Межгосударственного банка СНГ.
Помимо
рассмотренных выше примеров сотрудничества
с ведущими международными экономическими
и валютно-финансовыми организациями
Россия является членом других финансовых
учреждений, признанных международными.
В целях развития регионального сотрудничества
России с партнерами ближнего зарубежья
в 1993 году
создан Межгосударственный банк СНГ,
а в 1994 году — Черноморский
банк торговли и развития (ЧБТР). Ввиду
того, что эти банки, имеющий
статус международной организации, изначально
не располагали значительными ресурсами
для выполнения заявленных учредителями
целей, участие России в их работе не оказывало
заметного влияния на концепцию сотрудничества
с международными экономическими организациями.
ЧБТР был создан 11 государствами - членами
Организации черноморского экономического
сотрудничества (ОЧЭС) в качестве региональной
финансовой организации. Анализируя перспективы
участия России в ЧБТР, следует отметить
длительный характер его формирования
как международной кредитной организации,
эволюция которой характеризуется двухгодичным
временным лагом, декабрь 1992 г. Принятие
решения о создании, декабрь 1994 г — подписание
соглашения об учреждении, январь 1997 г
— вступление соглашения в силу июнь 1999
г — начало операций ЧБТР.
В связи с медленным развертыванием деятельности
ЧБТР его первый бизнес-план был утвержден
лишь на период 1999 — 2000 гг. Приоритетами
ЧБТР являются кредитование экспорта,
поддержка малых и средних проектов в
отраслях сельского хозяйства и обрабатывающей
промышленности. За четыре года с начала
операционной деятельности объем кредитного
портфеля ЧБТР достиг 529 млн. долл.
Заинтересованность
России в развертывании его
Соглашение об учреждении Межгосударственного банка СНГ Россия подписала в январе 1993 г. вместе с еще девятью странами СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина). Этот банк можно считать субрегиональным банком развития потому, что его учредителями выступают государства в лице их правительств и центральных (национальных) банков, а основные направления его политики ориентированы на развитие экономического сотрудничества стран-членов. Банк признан международной межправительственной организацией, созданной в соответствии с нормами международного публичного права.
По мере динамичного изменения ситуации в экономической и финансовой сферах Содружества менялись и функции Межгосударственного банка. После распада рублевой зоны и подписания Соглашения о создании Платежного союза Банк становится специализированным институтом последнего. В 1996 г. функции Межгосударственного банка были значительно расширены.
Наибольшая его активность отмечается
в России, что объясняется расположением
штаб-квартиры в Москве и 50%-ной долей РФ
в его уставном капитале. Отметим, однако,
что слабые стартовые возможности не позволяют
рассчитывать на значительный рост капитала
и операций данного Банка. Перспективы
сотрудничества с ним связаны с перестройкой
его деятельности и планируемым значительным
расширением уставного капитала.
Современное
сотрудничество Российской
Федерации с международными
финансовыми организациями.
В результате проделанного можно сказать, что международные валютно-кредитные учреждения, такие как Международный валютный фонд, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития играют значительную роль в организации международных кредитных отношений и поддержании стабильности международных расчетов. Во-первых, их деятельность позволяет внести регулирующее начало и определенную стабильность в противоречивую целостность всемирного хозяйства, обеспечивая в целом бесперебойное функционирование валютно-финансовой сферы. Во-вторых, они призваны служить форумом для налаживания сотрудничества между странами и государствами. С ослаблением идеологического противостояния эта задача становится все более актуальной. В-третьих, возрастает значение международных валютно-финансовых организаций в сфере изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам всемирного хозяйства. В настоящее время Российская Федерация является членом различных международных валютно-кредитных и финансовых институтов, а также развивает сотрудничество с некоторыми из них на договорной основе.
Построение взаимоотношений России с МФО определяется конкретными историческими и экономическими факторами. В связи этим комплекс принципиальных установок данного сотрудничества можно разграничить на три подсистемы. Во-первых, глобальные принципы, определяющие цель и задачи МФО, и конкретные принципы их кредитных отношений со странами-членами. Во-вторых, национальные стратегии, определяющие содержание программ сотрудничество и условия взаимодействия с МФО. В-третьих, частные и общественные интересы, с одной стороны – государство – заемщики, с другой – руководство и основные акционеры МФО, преследующие цели расширения своего влияния и использования кредитов, выделяемых, в частности, России, в качестве источников получение прибыли.
Результаты взаимодействия
Во-первых, медленно осваивались кредиты, предназначенные для реализации инвестиционных проектов МБРР и ЕБРР, особенно в первые годы их деятельности в России. Причины этого кроются в отсутствии эффективного контроля за ходом реализации проектов российскими органами исполнительной власти, несовершенстве законодательной базы, регламентирующей использования кредитов, а также в недостаточном знакомстве экспертов МФО со спецификой российских условий.
Во-вторых, кредиты ведущих МФО при их сравнительно невысокой договорной стоимости связаны со значительными косвенными расходами (консультационными услуги, расходы на содержание групп реализации проектов, комиссии за обязательство и т.д. ), а также требуют выполнения ряда условий до начала реализации кредитуемых проектов. Это в итоге снижает финансовую эффективность кредитов МФО и делает их сравнимыми по стоимости и по срокам с заимствованиями на мировом рынке.
В-третьих, практическое значение участия России межгосударственных банках (МБЭС, МИБ, МГБ) для развития отечественной экономики не соответствует ее доли в уставном капитале этих организаций и требует пересмотра государственной политики в отношении сотрудничества с ними.
Каждое из направлений сотрудничества характеризуется соответствующими функциями, которые реализуются во взаимодействии с той или иной международной финансовой организацией: МВФ предоставляет займы для корректировки платежного баланса; МБРР выделяет кредиты под суверенные гарантии на проведение социально-экономических реформ переходного периода; ЕБРР кредитует инвестиционные проекты; небольшие многосторонние банки (МБЭС, МИБ, ЧБТР, МГБ) призваны кредитовать интеграционные проекты. Изучение функциональных отношений страны с МФО дает возможность прогнозировать благоприятные, неблагоприятные или нейтральные последствия, которые могут обусловить изменения в политике сотрудничества. Функциональный подход позволяет оценить роль, выполняемую МФО, с точки зрения реализации потребности стран-заемщиков или интересов стран-доноров.
Каждое
из рассмотренных направлений сотрудничества
России с МФО призвано содействовать решению
актуальных социально-экономических задач,
в частности, стимулировать развитие отечественного
несырьевого экспорта. С учетом этого
встает задача поиска новых направлений
участия России в МФО, которые способствовали
расширению экспорта промышленной продукции
и наукоемких услуг.