Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:24, курсовая работа
В современных условиях экономика каждой страны поневоле попадает в возрастающую зависимость от экономики других стран. Это проявляется в многообразии связей, складывающихся между странами. Сейчас отдельное государство практически не может существовать обособленно от других стран, не вступая с ними в разнообразные взаимосвязи. Экономические отношения между странами уже не ограничиваются внешней торговлей, товарообменом. Они включают движение капитала между странами, миграцию рабочей силы, научно - технический обмен. Международные экономические организации представляют собой, прежде всего, специфическую форму проявления и организации экономического сотрудничества между различными странами. При этом необходимо отметить, что на современном этапе общественного развития пределы действия международного права, характер международных организаций, а также их возможности играть относительно активную роль в становлении международного сотрудничества представляют собой как бы равнодействующих двух объективных тенденций. Объект исследования является международные экономические организации и их роль в мировой экономике. Интерес к данной теме связан с возросшим влиянием экономических организаций на мировую экономику.
Основными источниками финансирования МВФ являются взносы (квоты) государств-членов и займы МВФ у своих членов.
Как правило, МВФ предоставляет средства своим членам равными кредитными траншами, каждый из которых соответствует 25 процентам квоты государства-члена.
В рамках программы расширенного финансирования членам МВФ может предоставляться среднесрочный кредит (обычно на 3 года) для устранения внутри- и внешнеэкономических перекосов.
В тоже время, в рамках МВФ действуют также и специальные механизмы:
Фонд системной трансформации (Systemic Transformation Facility) предоставляет финансовую помощь странам, испытывающим трудности в торговой и платежной системах в связи с переходом к рыночной экономике.
Фонд компенсационного финансирования и финансирования в случае непредвиденных обстоятельств (Compensatory and Contingency Financing Facility) оказывает помощь государствам-членам в случае несения ими убытков (экспорт, значительный рост цен на импортируемое зерно), если эти убытки носят временный характер и обусловлены причинами, лежащими вне сферы влияния этих стран; а также при необходимости поддержания темпов реформ, проводимых в соответствии с одобренными МВФ соглашениями.
С помощью Системы финансирования буферных запасов (Buffer Stock Financing Facility)МВФ может предоставлять финансовую помощь для восстановления запасов сырья.
Срочная помощь (Emergy Assistance) предоставляется путем закупки товаров стран, платежный баланс которых испытывает значительные трудности в результате стихийных бедствий.
Фонд структурной адаптации (Structural Adjustment Facility) и Расширенный фонд структурной адаптации (Enhanced Structural Adjustment Facility) предоставляет возможность оказывать помощь для проведения структурных реформ в развивающихся странах с низкими доходами, а также для реализации среднесрочных макроэкономических программ.
Институт МВФ, созданный в 1964 г. (Вашингтон, США), организует курсы и семинары по повышению квалификации государственных служащих из стран-членов МВФ.
Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) был создан в 1991. ЕБРР насчитывает 60 членов (58 государств, Европейское Экономическое Сообщество и Европейский Инвестиционный банк), включая 26 стран Центральной и Восточной Европы и Содружества Независимых государств (СНГ).
Уставной капитал Банка составляет 10 миллиардов ECU (30% процентов оплачено). В апреле 1996 Совет Управляющих согласился увеличивать его до 20 миллиардов ECU. Банк также заимствует в различных валютах на мировых финансовых рынках.
Штаб-квартира ЕБРР расположена в Лондоне.
Руководство деятельность ЕБРР осуществляется Советом Управляющих (Board of Governor), в котором представлены все учредители члены Банка. Совет Управляющих делегирует полномочия к Совету Директоров (Board of Directors), насчитывающему 23 члена, избираемому Управляющими на 3 года. Совет Директоров отвечает за руководство основными операциями Банка, включая принятие решений относительно проектов и одобрения бюджета. Президент избирается Советом Управляющих на 4-летний период. Вице-президенты назначаются Советом Директоров по рекомендации Президента.
Условия финансирования ЕБРР позволяют ему осуществлять софинансирование совместно с другими международными финансовыми учреждениями и национальными (государственными и частными) финансовыми учреждениями.
По состоянию на начало 1997 г., Банк одобрил 450 проектов, на осуществление которых было выделено 9.96 миллиардов ECU собственных фондов ЕБРР и которые должны были привлечь дополнительно 20.1 миллиард ECU. К сентябрю 1997 г. число одобренных ЕБРР займов достигло 12.1 миллиардов ECU. Из одобренных проектов, 370 было подписано (на 7.7 миллиардов ECU средств ЕБРР). Семьдесят три процента от общего количества выделенных фондов предназначалось для проектов частного сектора.
Диапазон деятельности ЕБРР весьма широк. Он может участвовать в акционерном капитале, участвовать в кредитовании, выдавать гарантии по проектам, привлекать сторонних инвесторов и т. д. До 60% инвестиций ЕБРР осуществляет непосредственно в негосударственный сектор.
Банк стремится помогать выполнять структурную перестройку национальных экономик, включая демонополизацию, децентрализацию и приватизацию, принимая во внимание специфические потребности стран на различных стадиях переходного периода. ЕБРР осуществляет поддержку частного сектора, содействует укреплению финансовых и правовых институтов, разработке инфраструктуры необходимой для развития частного сектора.
ЕБРР не имеет сети филиалов. Основной задачей Банка является финансирование проектов, способствующих развитию экономики. Банк работает руководствуясь принципом самоокупаемости. В Восточной Европе ЕБРР осуществляет ряд различных проектов: инвестиции на развитие конкретных предприятий, определенных отраслей производства (энергетики, продовольственного сектора и т.д.), а также проекты, направленные на изменение структуры хозяйства (банковский сектор, сектор малого бизнеса). ЕБРР имеет представительства в большинстве стран Восточной Европы, в том числе и в России(в Москве).
При
осуществлении своих проектов ЕБРР
координирует свою работу с МФК и Всемирным
банком.
4.
БАНК МЕЖДУНАРОДНЫХ
РАСЧЕТОВ
Банк
центральных банков, членами которого
являются 29 центральных банков различных
стран. В 1988 г. этот банк определил минимальный
уровень ДОСТАТОЧНОСТИ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА
для банков: в 1990 г. отношение капитала
к активам на уровне 7,15% с повышением до
8%.
Банк был организован в связи с планом
Янга для осуществления пересмотренного
урегулирования различных фин. претензий
между странами-кредиторами, связанных
с выплатой репарациями после первой мировой
войны. План Янга был разработан взамен
плана Дауэса о репарационных платежах,
и Банк международных расчетов (БМР) взял
на себя роль генерального агента. Банк
открылся в мае 1930 г. на основе Швейцарской
банковской хартии с местопребыванием
в г. Базель, Швейцария. Первоначальный
капитал состоял из 200 тыс. акций, разделенных
поровну между центральными банками государств-спонсоров
(Бельгия, Франция, Германия, Италия, Япония,
Великобритания и США), которые они могли
выкупить сами или продать другим. Доля
США составляла 9,9%, но поскольку амер.
правительство не могло позволить амер.
представителю офиц. принимать участие
в получении репарации с Германии, то группа
частных банков вместо него представила
совместные гарантии по капиталу первоначальным
подписчикам. Вся доля амер. акций была
продана на амер. рынке, при этом большая
часть из них вернулась обратно к европейским
держателям. Японская доля была также
передана банковской группе и была куплена
центральными банками стран - учредителей
БМР. Федеральный резервный банк Нью-Йорка
выступает в качестве амер. банка - корреспондента
БМР.
Банк получил 300 млн дол. прибыли от первой
серии ссуд по плану Янга в мае 1930 г. и распределил
их между Германией и правительствами-кредиторами.
Первый месячный фин. отчет был опубликован
30 июня 1930 г. Кроме выполнения своей основной
задачи по инкассированию и передаче немецких
репараций по назначению, БМР также выполнял
др. функции, разрешенные по уставу: защиту
валют (участие в коллективной валютной
интервенции. - Прим. науч. ред.), депозитные
операции и переводы по поручению центральных
банков, а также обычные агентские отношения
с ними.
Во время второй мировой войны, в силу
своей основной функции, а также того факта,
что большую часть его активов составляли
немецкие репарации, БМР вынужден был
очень пристально следить за фин. ситуацией
в Германии.
В резолюции Бреттон-Вудской конференции
1944 г. содержалась рекомендация ликвидировать
БМР, поскольку были организованы МВФ
и Международный банк реконструкции и
развития. Однако ликвидации удалось избежать,
и впоследствии БМР стал выполнять роль
технического агента в рамках Соглашения
о многосторонних взаимных расчетах в
соответствии с послевоенным внутриевропейским
соглашением, заключенным 18 ноября 1947
г., к-рым впоследствии руководствовались
все страны, участвующие в программе европейского
восстановления. Деятельность БМР заключалась
в техническом осуществлении компенсационных
соглашений, включая дебетование и кредитование
счетов компенсационных платежей по соглашениям
для взаимных расчетов и сбор и анализ
статистики по соглашениям по выплатам.
Позднее, в 1948 г., по просьбе Организации
европейского экон. сотрудничества (Organization
for European Economic Cooperation - OEEC), расположенной
в Париже, организации европейских стран,
участвующих в программе европейского
восстановления, БМР согласился продолжать
функции технического агента в рамках
последующего соглашения о внутриевропейских
платежах и взаимных зачетах.
Это соглашение было подписано 16 октября
1948 г. в Париже правительствами 16 государств,
участвующих в программе европейского
восстановления, а также представителями
англо-американской и французской зон
Германии и свободной зоны г. Триеста.
Это соглашение действовало в форме ежемесячных
взаимных зачетов по счетам, предназначенным
для внутриевропейских платежей, плюс
использование прав заимствования, и было
впоследствии продлено при внесении определенных
изменений до июня 1950 г. Деятельность БМР
по выполнению ежемесячных операций практически
явилась продолжением его технической
функции по соглашению 1948 г.
По мере увеличения его капитала БМР за
время своего существования значительно
расширил свою разнообразную деятельность,
о чем свидетельствует следующее описание
современной деятельности, представленное
Федеральным резервным банком Нью-Йорка.
БМР является банком центральных банков.
Почти все европейские центральные банки,
а также центральные банки США, Канады,
Японии, Австралии и Южной Африки участвуют
или тесно связаны с разнообразной деятельностью
БМР. БМР оказывает помощь центральным
банкам в размещении валютных резервов,
служит форумом для международного валютного
сотрудничества, выступает в качестве
агента или доверенного лица при осуществлении
международных кредитных соглашений,
а также ведет обширные научные исследования.
Управляя резервами центральных банков,
БМР осуществляет традиционные формы
инвестирования. Средства, не востребованные
для кредитования др. центральных банков,
размещаются на мировых финансовых рынках.
Основными формами инвестиций являются
депозиты в коммерческих банках и покупка
краткосрочных обращающихся ценных бумаг,
включая казначейские векселя США. Эти
операции в настоящее время составляют
основу деятельности банка. БМР также
кредитует др. центральные банки за счет
средств, полученных в качестве депозитов
из центральных банков. Кредитные операции
БМР могут быть в форме `свопов` с золотом,
кредитов, обеспеченных золотом, или легко
реализуемых на рынке краткосрочных ценных
бумаг, кредитов под золото или размещенных
в БМР валютных депозитов на ту же сумму
и с теми же сроками погашения, необеспеченных
кредитов в форме авансов или депозитов
и кредитов на условиях `стэнд-бай`. Кроме
того, также применяются различные сочетания
указанных выше видов кредита. В области
валютных операций БМР является участником
соглашения ФРС об операциях `своп`. Однако
БМР не имеет права предоставлять ссуды
правительствам и открывать им определенные
виды счетов. Также не разрешаются операции
с недвижимостью. По уставу, при проведении
банковских операций БМР должен гарантировать,
что его действия не противоречат денежной
политике центрального банка-клиента.
Кроме того, БМР периодически организует
совещания экспертов для анализа экономических,
валютных и др. вопросов, представляющих
интерес для центральных банков. Он проводит
исследования в области денежной и валютной
политики и теории. На БМР возложена обязанность
по наблюдению за международными финансовыми
рынками, созданию банков данных для центральных
банков Группы десяти стран и Швейцарии,
а также по подготовке статистического
обзора международного банковского дела.
(Группа десяти стран состоит из Бельгии,
Канады, Франции, Италии, Японии, Нидерландов,
Швеции, Великобритании, США и Западной
Германии. Швейцария принимает в ней участие.)
С юр. точки зрения, БМР является корпорацией,
что оговорено в его уставе, как международная
организация, созданная на основе Гаагского
соглашения 1930 г. За деятельность банка
отвечает совет директоров. В совет директоров
входят управляющие центральных банков
Бельгии, Франции, Германии, Италии и Великобритании,
а также пять представителей фин. бизнеса,
промышленности и торговли, назначенных
по одному от каждого из указанных выше
пяти центральных банков их управляющими.
Статус БМР предусматривает, что эти 10
директоров могут избирать др. лиц в качестве
кооптированных директоров из числа управляющих
тех центральных банков-членов, чьи представители
еще не входят в совет. Управляющие центральных
банков Нидерландов, Швеции и Швейцарии
являются такими кооптированными членами
и уже много лет являются членами совета
директоров. Совет директоров, состоящий
из 13 членов, избирает из своего состава
председателя банка.
Являясь международной организацией,
БМР выполняет некоторые функции доверенного
лица и депозитария для официальных групп.
Напр., БМР предоставляет секретариат
для Комитета управляющих центральных
банков Европейского сообщества (Committee
of Governors of the European Community (EC) central banks) и Совета
управляющих Европейского фонда валютного
сотрудничества (ЕФВС1) (Board of Governors of the
European Monetary Cooperation Fund), а также для их подкомитетов
и групп экспертов, занимающихся подготовкой
документов для управляющих центральных
банков. Далее, БМР выступает в качестве
агента ЕФВС (EMCF), исполняя фин. операции
по урегулированию сальдо по счетам от
имени стран - членов ЕС, участвующих в
валютном союзе. БМР также отвечает за
техническое управление системой взаимной
краткосрочной валютной поддержки ЕС
и за переводы платежей, связанные с операциями
ЕС по заимствованию.
После создания БМР центральным банкам-участникам
позволено сделать выбор между собственной
подпиской на акции БМР и реализацией
их в своих странах. Ок. 15% акций БМР не
были приобретены центральными банками
и в настоящее время принадлежат частным
владельцам. Акции, выделенные США, не
были приобретены ФРС, а были распространены
по подписке среди ряда коммерческих банков.
В 1930 г. акции были куплены на имя Первого
нац. банка города Нью-Йорка (сейчас Ситибэнк
Н. А.) (the First National Bank of the City of New York, now Citibank,
N. A.) синдикатом, состоящим из `Дж. Пи. Морган
энд Компани (J. P. Morgen and Company), Первого нац.
банка Чикаго (First National Bank of Chicago), Первого
нац. банка города Нью-Йорка. В 1930 г. БМР
обязал Первый нац. банк города Нью-Йорка
представлять и голосовать через доверенное
лицо по амер. акциям. Хотя все акции обладают
равными правами на участие в прибылях
банка, частные владельцы не имеют права
голоса или представительства на общих
собраниях БМР.
Россия участвует во многих экономических и валютно-финансовых организациях как на договорной основе, так и на основе членства. Рассмотрим подробнее взаимоотношения России с этими организациями.
С момента вступления России в Международный валютный фонд. Переговоры о присоединении к нему были начаты еще Советским Союзом и явились составной частью политики «нового мышления», интеграции в мировое хозяйство и мировую валютную систему, деидеологизации международных экономических и валютно-финансовых отношений. Вступление в МВФ на полноправной основе стало возможным лишь для постсоветской России, которая сразу же приобрела статус заемщика.
Членство в МВФ налагает на Россию и другие страны обязательство выполнять требования, зафиксированные в Статьях соглашения МВФ. Интегрирование национальных экономик этих стран в мировое хозяйство требует от них соблюдения правил, регулирующих международные валютно-финансовые отношения.
Во-первых, обязанностью стран – членов МВФ является устранение валютных ограничений, поддержание конвертируемости национальных валют в сфере международных текущих валютных операций, неучастие в дискриминационных валютных соглашениях. Однако введение конвертируемости валют не рассматривается в качестве предварительного условия вступления страны в Фонд. Статья XIV позволяет вновь принятым странам в течение «переходного периода» (продолжительность его не
зафиксирована) сохранять или устанавливать вновь те или иные валютные ограничения.
Во-вторых, страны-члены не должны прибегать к практике множественности валютных курсов.
Согласно этому требованию, Россия установила с июля 1992 г. единый рыночный курс рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам. Валютный курс рубля не привязан к какой-либо западной валюте или валютной «корзине» и является плавающим, т. е. складывается под воздействием соотношения спроса и предложения на валютных биржах, прежде всего на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ), а также на внебиржевом межбанковском рынке. Официальный курс рубля к доллару определялся в то время Центральным банком по результатам межбанковского фиксинга на торгах ММВБ. Этот курс использовался для определения размера таможенных платежей в бюджет, бухгалтерского учета валютных средств в балансах банков.
В-третьих, непременным условием членства России и других государств в МВФ является установление их информационной открытости. Страны-члены должны регулярно предоставлять Фонду статистические данные о своей экономике, платежном балансе, золотовалютных резервах и т. п. Помимо того, они обязаны принимать у себя представителей МВФ для изучения на месте состояния хозяйственного механизма и характера макроэкономической политики.
Что касается кредитов, то кредиты МВФ России обусловлены выполнением ряда политико-экономических условий, которые содержатся в разрабатываемых ими совместно с Фондом программах макроэкономической стабилизации и структурных преобразований. При этом МВФ добивается неукоснительной и последовательной реализации согласованных условий. Поскольку кредиты МВФ России и другим странам СНГ являются зачастую составной частью международных пакетов финансовой помощи, то Фонд, формулируя свои требования к этим странам, практически выступает в качестве проводника политики Запада в целом, в первую очередь ведущих стран «семерки».
Требования, с выполнением которых МВФ обычно связывает предоставление своих кредитов, подразделяются на три группы: осуществление мер с целью достижения макроэкономической и финансовой стабилизации; приватизация и другие структурные преобразования экономической системы; либерализация внешнеэкономической деятельности. По этим трем направлениям можно проследить и условия кредитов, которые МВФ предоставлял России.
Первая категория требований МВФ к России – ужесточение денежно-кредитной политики, в особенности ограничение кредитования государства. В расширении кредитов Центрального банка МВФ усматривал основную причину роста инфляции в стране. В соответствии с этим условия первого кредитного транша в 1992 г. предусматривали усиление контроля за приростом денежной массы, в частности, ограничение кредитной эмиссии Банка России.
Ужесточение денежно-кредитной политики, которое предполагало, в частности, приведение ставки рефинансирования Центрального банка в соответствие с рыночными тенденциями, сдерживание увеличения денежного предложения, предусматривали и договоренности о предоставлении кредитов в рамках механизма финансирования системных преобразований в 1993 и 1994 гг.
Вторым постоянным направлением требований МВФ к России является приватизация государственной собственности и проведение структурных реформ в экономике. В последние годы в связи с тем, что выявилась недостаточная эффективность мер, направленных на достижение макроэкономической стабилизации. Фонд стал уделять этим проблемам особое внимание. Помимо собственно приватизации, наиболее важные конкретные условия в рамках данного направления, с выполнением которых МВФ связывает предоставление России кредитов, таковы: