Основные формы безналичных расчетов. Их преимущества и недостатки

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

Главной целью написания курсовой работы является изучить основные формы безналичных расчётов, применяемые в банках, в частности, на примере АСБ «Беларусбанка» и понять, какую роль безналичные расчёты играют в экономике Республики Беларусь.

Содержание

Введение ______________________________________________5 стр 1. Понятие безналичных расчетов, их роль, значение, принципы __7 стр 2. Основные формы безналичных расчетов. Их преимущества
и недостатки
2.1. Безналичные расчёты платёжными требованиями ___________10 стр 2.2. Безналичные расчеты платежными поручениями ____________13 стр
2.3. Безналичные расчеты платежными требованиями-
поручениями __________________________________________14 стр
2.4. Безналичные расчеты аккредитивами _____________________15 стр
2.5. Безналичные расчеты чеками ____________________________18 стр
2.6. Безналичные расчеты посредством векселей _______________20 стр 3. Перспективы развития безналичных расчетов в
Республике Беларусь ____________________________________22 стр 4. АСБ «Беларусбанк»: основные направления хозяйственной
деятельности ___________________________________________24 стр 5. Срочные вклады как один из видов пассивных операций,
осуществляемых АСБ «Беларусбанком» ____________________25 стр 6. Безналичные расчеты банковскими пластиковыми
карточками, осуществляемые АСБ «Беларусбанком» _________27 стр
Заключение ____________________________________________32 стр
Список литературы ______________________________________34 стр

Работа содержит 1 файл

Безналичные расчеты.docx

— 64.52 Кб (Скачать)

Требования, подлежащие оплате в день поступления  в банк плательщика, должны содержать  надпись, учиненную по следующей  форме: «Оплата в день поступления». Ответственный исполнитель сверяет  со списком только те требования, которые  содержат указанную надпись.

     При отсутствии на требованиях надписи  об оплате в день поступления в  банк плательщика, а также при поступлении требований от предприятий, не указанных в списке, оплата их производится с предварительным акцептом.

     Требования, подлежащие оплате с предварительным  акцептом, оплачиваются на следующий  день после истечения срока предварительного акцепта. Плательщик имеет право  заявить обслуживающему его банку  отказ от акцепта требования в  течение установленного срока предварительного акцепта.

     Отказ может быть полным или частичным  с указанием соответствующих  мотивов. Плательщик имеет право  полностью отказаться от акцепта  требования, а банк обязан принять  отказ в случаях:

  • отсутствия договора;
  • отсутствия данной формы расчетов в договоре;
  • предъявление бестоварного требования, т.е. требования оплаты товаров, фактически неотгруженных (неотпущенных) получателю;
  • предъявления требования за ранее оплаченный товар;
  • несоответствия наименования товаров, указанных в требовании, приложенным товарно-транспортным накладным или заменяющим их документам.

     Банки не рассматривают споры между  получателем и плательщиком по существу отказов от акцепта.

     3. Данная форма расчета осуществляется  через систему инкассо.

     Инкассо – банковская операция, при которой  банк по поручению своего клиента  – получателя средств и на основании  составленного им (получателем) расчетного документа получает причитающуюся  получателю сумму денежных средств  от плательщика и зачисляет ее в установленном порядке на счет получателя.

     Ответственный исполнитель банка, принимающий  документы на инкассо, обязан проверить:

  • наличие в требовании даты и номера договора, предусматривающего отгрузку (отпуск) товара, дата отгрузки (отпуска) товара;
  • наличие товарно-транспортных или заменяющих их документов, соответствие их номеров и сумм записям в требованиях;
  • при отсутствии товарно-транспортных или заменяющих их документов – дату их отсылки (вручения) плательщику;
 
  • соответствие  образцов подписей и оттиска печати на требованиях заявленным в банк образцом подписей и оттиска печати;
  • правильность составления представленных реестров, в частности, соответствие общей суммы требований, принятых на инкассо, данным реестра, соответствие подписей и оттиска печати на реестре заявленным в банк образцам, а также даты составления реестров дню приема их банком.

     Требования, не отвечающие правилам, установленным  для предоставления документов в  банк, вычеркиваются из реестра с  исправлением его итогов и возвращаются представившему их предприятию. Пример платёжного требования приведён в приложении 1.

     У этой формы безналичного расчета  есть свои преимущества и недостатки.

     Преимущества:

  1. Система инкассо обеспечивает четкий порядок адресации доставки требований и контроль за расчетами со стороны покупателя и поставщика.
  2. Может осуществляться отгрузка без предварительной оплаты.

    Недостатки:

          1.  Возникновение взаимной дебиторской и кредиторской задолженности. 
 
 
 
 
 
 

            2.2. Безналичные расчеты платежными поручениями 

     Платежное поручение (в дальнейшем – «поручение») представляет собой расчетный документ, содержащий поручение плательщика обслуживающему банку о перечислении определенной суммы с его счета на счет получателя.

     Поручением  могут производиться:

  • расчеты за полученные товары при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортного или иного документа, подтверждающего отгрузку (отпуск) товара;
  • расчеты по нетоварным операциям (платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, погашение задолженности банку по ссуде и процентам, переводы средств на выплату заработной платы в пользу отдельных граждан, оказание и возврат временной финансовой помощи, предоставление займа);
  • предварительная оплата (в случаях, предусмотренных нормативными актами, договорами). Под предварительной оплатой понимается оплата товаров, готовых к отгрузке (отпуску) покупателям к моменту платежа и отгружаемых (вывозимых) не позднее трех рабочих дней со дня получения платежа, если другие сроки не определены договором или нормативными актами, которыми предусмотрен данный порядок расчетов;
  • авансовые платежи (в соответствии с заключенными договорами). Авансовый платеж – сумма денежных средств, перечисленная, выданная в счет условленного платежа или расходов, по которым отчет будет дан впоследствии;
  • оплата товарных векселей.

    Преимущества  данной формы расчетов:

  1. Универсальность.
  2. Можно сблизить дату отгрузки с датой оплаты.
  3. Простота оформления и прохождения через банк.

     Недостатки  данной формы расчетов:

  1. Нет должной гарантии платежа.
  2. Возникновение взаимной дебиторской и кредиторской задолженности.

     Пример  платёжного поручения приведён в  приложении 2. 

2.3. Безналичные расчеты платежными требованиями-поручениями 

      Платежное требование-поручение  (в дальнейшем – «требование-поручение») – расчетный документ, содержащий требование получателя средств к плательщику оплатить на основании направленных ему, минуя обслуживающий банк, расчетного, отгрузочных и других документов, предусмотренных договором, стоимость поставленного по договору товара, произвести платежи по другим операциям.

      Требования-поручения  выписываются получателем средств  на бланке установленной формы и, вместе с отгрузочными и другими, предусмотренными договором документами, направляются непосредственно плательщику. Первый экземпляр требования-поручения  должен быть оформлен подписями и  оттиском печати получателя средств.

      Плательщик, при согласии оплатить требование-поручение, представляет его в обслуживающий  банк в 3-х экземплярах. В реквизите  требования-поручения «Сумма к оплате»  должна быть проставлена цифрами  и прописью сумма, акцептованная  плательщиком и подлежащая списанию с его счета.

      Требование-поручение  принимается банком к исполнению в сумме, акцептованной плательщиком. Первый экземпляр служит основанием для списания средств со счета  плательщика, и после совершения операции помещается в документы  для банка, второй – направляется банку получателя для приложения к выписке из счета получателя, третий – выдается плательщику с  распиской в приеме поручения  и штампом банка.

      Срок, в течение которого плательщик обязан представить в банк требование-поручение, определяется сторонами в договоре и банком не контролируется.

      Преимущества  данной формы расчета:

  1. упрощение документооборота и сокращение издержек;
  2. повышение ответственности за расчеты поставщика и плательщика.

Недостатки:

  1. нет должной гарантии платежа и возникновение взаимной задолженности.
 

    2.4. Безналичные расчеты аккредитивами 

      Аккредитив  представляет собой соглашение между банком плательщика (далее – «банк-эмитент») и плательщиком (далее – «приказодатель аккредитива»), в силу которого банк-эмитент по поручению приказодателя предоставляет в пользу получателя средств по аккредитиву (далее – «бенефициар») обязательство произвести платеж против представленных в соответствии с условиями аккредитива документов и выполнения других условий аккредитива.

      Могут открываться следующие виды аккредитивов: покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные); отзывные или безотзывные.

      Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент, открывающий аккредитив, перечисляет собственные средства плательщика или заемные (кредит банка) в распоряжение использующего банка на отдельный балансовый счет «Аккредитивы» на весь срок действия обязательств банка-эмитента. В течение этого срока в банке-эмитенте ведется учет выставленных аккредитивов на внебалансовом счете «Аккредитивы к оплате».

      При установлении между банками покупателя и поставщика корреспондентских  отношений в исполняющем банке  может открываться непокрытый (гарантированный) аккредитив путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.

      Каждый  аккредитив должен ясно указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При  отсутствии такого указания аккредитив является безотзывным.

      Отзывный  аккредитив может быть изменен или аннулирован в любой момент без предварительного уведомления бенефициара.

      Безотзывный аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия банка-эмитента и бенефициара.

      Открытие  аккредитива производится за счет собственных  средств приказодателя или за счет кредита банка, депонируемых в сумме аккредитива, в банке-эмитенте на отдельном балансовом счете «Аккредитивы». Открытие

аккредитива за счет собственных средств приказодателя и частично за счет кредита  

банка не допускается. Аккредитив предназначается  для расчетов только с одним бенефициаром и не может быть переадресован.

      Для открытия аккредитива приказодатель  представляет в банк-эмитент заявление в 4-х экземплярах на бланке установленной формы. Заявление должно быть заверено подписями лиц и оттиском печати приказодателя согласно заявленным в банк образцом подписей и оттиском печати.

      В заявлении на аккредитив должны быть указаны:

  • вид аккредитива;
  • наименование приказодателя;
  • наименование и место нахождение банка-эмитента;
  • наименование бенефициара;
  • наименование и место нахождение банка-бенефициара;
  • сумма аккредитива;
  • номер, дата договора, на основании которого открывается аккредитив;
  • срок действия аккредитива;
  • порядок оплаты документов (по предъявлении, с рассрочкой платежа, допускаются ли частичные выплаты, с акцептом лица, уполномоченного приказодателем, или без акцепта);
  • если условиями аккредитива предусмотрен акцепт документов лицом, уполномоченным приказодателем, заявление должно содержать: фамилию, имя, отчество, данные паспорта (серия, номер, кем и когда выдан) и образец подписи лица, уполномоченного приказодателем производить акцепт;
  • полное и точное наименование документов, против которых производятся выплаты по аккредитиву, порядок их оформления;
  • срок представления документов в банк бенефициара;
  • наименование товара;
  • дата отгрузки товара.

   Допускается включение в заявление об открытии аккредитива других необходимых  условий. Условия аккредитива должны быть полными и точными и не содержать излишних подробностей, затрудняющих работу банка.

   Ответственный исполнитель банка проверяет  правильность оформления заявления  об открытии аккредитива.

   Принятый  к исполнению аккредитив регистрируется в журнале с присвоением регистрационного номера, с указанием наименования приказодателя, суммы аккредитива, даты представления заявления, наименование бенефициара и обслуживающего его  банка, срока действия аккредитива.

   На  всех экземплярах принятого к  исполнению заявления об открытии аккредитива  ответственный исполнитель проставляет  регистрационный номер, дату приема, свою подпись, на третьем и четвертом  экземплярах – штамп банка.

Информация о работе Основные формы безналичных расчетов. Их преимущества и недостатки