Органы управления финансовой системой Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 12:38, реферат

Описание работы

Совокупность всех институтов и организационных структур, осуществляющих управление финансами, представляет финансовый аппарат. В Республике Беларусь к нему относятся органы общего, оперативного и отраслевого управления финансами.

Работа содержит 1 файл

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.docx

— 27.51 Кб (Скачать)

проводит  разъяснительную работу пот применению законодательства о налогах и  предпринимательстве, издает нормативные  правовые акты по вопросам, входящим в  его компетенцию, разрабатывает  и утверждает формы налоговых  расчетов, отчетов, деклараций и иных документов, связанных с исчислением, уплатой и учетом налогов, а также отчетов инспекций входящих в его структуру;

обеспечивает  подбор, расстановку, подготовку и переподготовку кадров и др.[5, с. 97-98]

Министерству  по налогам и сборам Республики Беларусь и его должностным лицам предоставляется  право:

— производить  в государственных органах, на предприятиях и у граждан проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет деклараций и других документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет деклараций и других документов, связанных с исчислением и  уплатой налогов;

— получать от предприятий и граждан необходимые  сведения, справки, документы (копии  с них) о хозяйственной деятельности проверяемых предприятий и граждан, в том числе от банков об открытии счетов предприятиям и гражданам, наличии  на них денежных средств и об операциях  по этим счетам;

— в случаях, предусмотренных законодательством, изымать документы, свидетельствующие  о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или иных объектов от налогообложения, а также патенты, регистрационные  удостоверения, лицензии для передачи их в органы, которые выдали эти  документы, с сообщением о нарушениях налогового законодательства;

-- отменять не соответствующие законодательству решения нижестоящих государственных налоговых инспекций и др.[6, с. 39-40]

Министерство  по налогам и сборам возглавляет  Министр, назначаемый на должность  и освобождаемый от должности  Президентом Республики Беларусь (Министр по налогам и сборам - Полуян Владимир Николаевич). Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Еще одним органом управления финансами  является Государственный таможенный комитет Республики Беларусь.

Шпилевский Александр Францевич - Председатель Комитета.

Важнейшими  его задачами комитета являются:

— обеспечение  в пределах  своей  компетенции  экономической безопасности Республики Беларусь, защита ее экономических  интересов;

— обеспечение    соблюдения   законодательства   Республики Беларусь и международных  договоров Республики Беларусь,  контроль за которыми возложен на таможенные органы Республики Беларусь;

— осуществление   взаимодействия   с  налоговыми  органами, таможнями,  правоохранительными  и другими  государственными органами и ведомствами Республики Беларусь по вопросам,  входящим в компетенцию инспекции.

В соответствии с возложенными задачами Государственный  таможенный комитет  РБ выполняет  следующие функции:

— участие  в разработке и реализации таможенной политики государства;

— обеспечение  соблюдения таможенного законодательства страны;

— принятие мер по защите прав и интересов  граждан, предприятий, учреждений и  организаций при осуществлении  таможенного дела;

— обеспечение (в пределах его компетенции) экономической  безопасности страны;

— защиты экономических  интересов страны;

— применение средств таможенного регулирования  торгово-экономических отношений;

— взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;

— участие  в разработке и реализации мер  экономической политики в отношении  товаров, перемещаемых через таможенную границу страны;

— обеспечение  выполнения международных обязательств страны в части, касающейся таможенного дела; участие в разработке международных договоров, затрагивающих таможенное дело; осуществление сотрудничества с таможенными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

— реализация единой финансово-хозяйственной политики, развитие материально-технической  и социальной базы таможенных органов. [5, с. 98]

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь   для выполнения  поставленных задач  и реализации возложенных функций  имеют следующие права:

— иметь  доступ  ко всем  материалам  структурных  подразделений  таможни  и электронным  базам   данных,   необходимым   при   осуществлении    инспекционной  деятельности   проверяемых субъектов,  за  исключением  материалов, использование  которых ограничено актами законодательства  Республики Беларусь;

— проводить  таможенный контроль и входить  на  территорию и помещения любых  лиц,  где  находятся  или  могут  находиться  документы,  товары   и транспортные   средства,   подлежащие   таможенному  контролю,  либо осуществляется  деятельность,  контроль  за  которой   возложен   на таможенные  органы  Республики  Беларусь,  за  исключением  случаев, предусмотренных  законодательными  актами  Республики  Беларусь  или международными договорами Республики Беларусь;

— проверять  бухгалтерские  книги  и  другие регистры учета статистические и бухгалтерские отчеты  и балансы,  счета и иные документы,  ценные бумаги,  материальные ценности и другое имущество проверяемых субъектов;

— вносить  предложения проверяемому субъекту по устранению выявленных в  ходе  инспекционной деятельности  нарушений  и  уплате таможенных  платежей  и  сумм,  взыскиваемых  в  порядке  применения санкций, установленных  нормативными правовыми актами и  др.[3]

Управление  финансами в отраслевых министерствах, государственных комитетах  осуществляют финансовые управления (отделы) этих ведомств.

 На  них возложено выполнение таких   функций, как:

— составление  сводных финансовых планов и прогнозов  ведомству и контроль за их реализацией;

— проведение мероприятий по укреплению хозрасчета, повышению рентабельности и максимальному  увеличению денежных накоплений на подведомственных предприятиях;

— контроль за эффективным использованием основного и оборотного капитала на предприятиях;

— контроль за состоянием расчетов в целом по министерству (ведомству) по платежам в бюджет, расчетам с поставщиками и покупателями, а также по заработной плате с рабочими и служащими;

— финансирование подведомственных предприятий и  учреждений, руководство финансовой деятельностью и т.п.

В низовых  звеньях хозяйственного управления, т.е. на предприятиях и других структурах, управление финансами, как  правило, осуществляют финансовые отделы, а  при их отсутствии — другие экономические  службы (в частности, бухгалтерии). Они  выполняют примерно те же функции, что  и финансовые управления (отделы) министерств  и ведомств, но в пределах конкретного  предприятия.

 Таким  образом, можно сделать вывод,  что  управлением финансов  в Республики Беларусь занимаются  такие важнейшие органы как:  Министерство финансов Республики  Беларусь, Министерство по налогам  и сборам, Государственный таможенный  комитет, финансовые отделы на  предприятиях и других структурах  и т.д. Необходимо также отметить, что финансовый аппарат как  орган управления финансами имеет  исключительно важное значение в общей системе управления. Он ведет огромную работу по мобилизации финансовых ресурсов любого предприятия, министерства, ведомства, и, наконец, государства в целом. Без финансовых ресурсов, как известно, ни один субъект хозяйствования, ни одно государство не может выполнять свои функции.

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Положение о Министерстве финансов Республики Беларусь в ред. постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27.03.2009 № 381, от 28.04.2010 № 640 // Эталон — Беларусь [Электронный ресурс]/ Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2010.

2 Помощь: Готовимся к проверке: Министерство финансов Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. — Минск, 2009. — Режим доступа: www.busel.org/texts/cat5vx/id5zwofuu.htm  — Дата доступа: 19.11.2010.

3  Постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 22 мая 2000 г. №31 «Об утверждении Типового положения об отделе таможенной инспекции таможни» // Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр. правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2010.

4  Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 28 декабря 2001 г. № 136 «Обутверждении Типового положения об инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь» // Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр. Правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2010.

5 Теория финансов: учеб. пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.В. Сорокина [и др.]; под общ. ред. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. – Минск: БГЭУ, 2005. – 351 с.

6 Финансы и кредит: учеб.пособие / Л.Г. Колпина, Г.И. Кравцова, В.Л.Тарасевич [и др.]; под общ. ред. М.И. Плотницкого. — Минск: Мисанта, 2005. — 336 с.


Информация о работе Органы управления финансовой системой Республики Беларусь