Органы управления финансами в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:50, контрольная работа

Описание работы

В управлении финансами при определении целей и задач финансовой политики, разработке и утверждении финансового и связанного с ним законодательства и подзаконных актов участ­вуют законодательные и исполнительные органы государствен­ной власти, органы местного самоуправления. Исполнительные органы участвуют во всех функциональных элементах управления финансами, а основная функция законодательных органов в уп­равлении финансами - финансовый контроль.

Содержание

1. Органы управления финансами в Российской Федерации………3
2. Основы организации бюджетного процесса…………………….14
3. Тесты согласно варианту………………………………………….25
4. Список используемой литературы……………………………….26

Работа содержит 1 файл

Контрольная финансы.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

В составе многих финансовых органов субъектов РФ созданы региональные казначейства, они ведут лицевые счета распорядителей и получателей средств региональных и местных бюджетов для обеспечения текущего контроля за целевым использованием бюджетных средств. В том случае, если субъект РФ не получает дотацию из федерального бюджета (или ее размер незначителен), кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъекта РФ и местных бюджетов на его территории может осуществлять финансовый (финансово-казначейский) орган субъекта РФ, при этом ему открываются банковские счета соответствующих бюджетов.

Управление финансами на местном уровне.

Представительные органы местного самоуправления прини­мают решения об утверждении местного бюджета и отчета о его исполнении, принимают решения по другим финансовым воп­росам, относящимся к ведению муниципальных образований. Исполнительные органы местного самоуправления ответствен­ны за разработку муниципальной финансовой политики, в том числе долговой, составление и исполнение местного бюджета. Как правило, в их составе действуют местные финансовые или финансово-казначейские органы. Типовое положение о финан­сово-казначейском органе муниципального образования разра­ботано и одобрено Правлением Союза российских городов в 1998 г. Право на формирование и исполнение местных бюджетов муниципальными образованиями гарантировано ст. 132 Консти­туции Российской Федерации.

Органы управления финансами в коммерческих организациях.

Управление финансами в коммерческих организациях осуще­ствляется высшими органами управления (например, для акцио­нерных обществ это собрание акционеров), которые определяют финансовую стратегию организации, утверждают финансовые планы, отчеты об их исполнении. Непосредственно финансовы­ми потоками управляют руководство организации (совет дирек­торов, генеральный директор) и специально созданные финансо­вые службы, они же разрабатывают проекты финансовых планов, принимают решения о размещении финансовых ресурсов в раз личные виды активов, осуществляют взаимодействие с финансово-кредитными организациями. В небольших организациях, где нет специальных финансовых служб, их функции выполняют бухгалтерии. Для коммерческих организаций, входящих в состав финансово-промышленных групп, большое значение в управле­нии финансами имеют решения, принимаемые головной компа­нией этой группы.

Органы управления финансами в некоммерческих организациях.

Состав органов управления финансами в некоммерческих организациях определяется их организационно-правовыми фор­мами и видом деятельности. Кроме руководителей таких орга­низаций, решения по финансовым вопросам могут принимать специально созданные попечительские советы, ревизионные комиссии и др. Наибольшей спецификой управления финанса­ми по сравнению с другими некоммерческими организациями обладают бюджетные учреждения.

Финансовые планы бюджетных учреждений разрабатыва­ются, утверждаются и исполняются в виде бюджетных смет и смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности в соответствии с указаниями главных распорядителей бюджетных средств на основе общих требований, определенных Минфи­ном России. Главный распорядитель бюджетных средств может делегировать право утверждения указанных смет руководителю учреждения. Несмотря на расширяющиеся права бюджетных учреждений в рамках бюджетной реформы, они во многом за­висимы от решений, принимаемых главными распорядителями бюджетных средств как в части ограничения объема обязательств, принимаемых за счет бюджетных средств, так и в части получе­ния предпринимательских доходов, доходов в виде дополнитель­ного бюджетного финансирования от сдачи государственного (муниципального) имущества, находящегося в оперативном рас­поряжении учреждения, в аренду.

Большую роль в управлении финансами бюджетных учреждений и других некоммерческих организаций играют бухгалтерии, которые разрабатывают про­екты смет, ведут бухгалтерский учет и составляют отчетность.

Совершенствование организации управления финансами, раз­витие правовой базы и использование современных информаци­онных технологий являются основными направлениями обеспече­ния эффективности формирования и использования финансовых ресурсов во всех сферах финансовой системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основы организации бюджетного процесса.

Бюджетный процесс — регламентируемая законодательс­твом Российской Федерации деятельность органов государствен­ной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной от­четности1.

Содержание бюджетного процесса определяется государствен­ным и бюджетным устройством страны, бюджетными полно­мочиями соответствующих органов власти и органов местного самоуправления. Основными законодательными актами, регули­рующими все стадии бюджетного процесса, являются Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, иные федеральные законы, регулиру­ющие отдельные вопросы организации бюджетного процесса на разных уровнях бюджетной системы2, законы и муниципальные правовые акты субъектов РФ и представительных органов мест­ного самоуправления, определяющие организацию бюджетного процесса в конкретных субъектах РФ и муниципальных образованиях1.

  См. ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

2  Например, Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполни­тельных органов государственной власти субъектов РФ», Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», федеральные законы о феде­ральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и др.

Помимо этого порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов соответствующих уровней регулируется Указами Президента РФ, а также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти соответству­ющего уровня и органов местного самоуправления2.

Конституция РФ определяет федеративное устройство РФ, общие основы разграничения полномочий Президента РФ, зако­нодательных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе в области бюд­жетного процесса на разных уровнях.

Бюджетным кодексом РФ определяются, с одной сторо­ны, основы организации бюджетного процесса на всех уров­нях бюджетной системы РФ, включая принципы организации и функционирования этой системы, полномочия участни­ков бюджетного процесса, основы составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, вопросы формирования доходов и осуществления расходов бюджетов, бюджетную клас­сификацию, установление форм бюджетной документации и от­четности, санкции за нарушение бюджетного законодательства, организацию бюджетного учета и отчетности и, с другой стороны, порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, находящегося в ведении федеральных органов власти, - федерального бюджета.

Вопросы составления, рассмотрения, утверждения и испол­нения региональных бюджетов регламентируются бюджетным законодательством субъектов РФ. Бюджетный процесс на местном уровне регулируется муниципальными правовыми актами предс­тавительных органов местного самоуправления.

              Закон г. Москвы от 09.10.2002 № 51 «О бюджетном устройстве и бюд­жетном процессе в городе Москве», Закон Московской области от 12.10.1995 № 31/95-03 «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Московской области» и др.

2              Например, Указ Президента РФ от 09.03.2004 N° 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Указ Президента РФ от 08.12.1992 № 1556 «О федеральном казначействе», Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Россий­ской Федерации», Постановление Правительства Московской области от 27.12.2001 № 450/49 «Об утверждении Положения о Министерстве финан­сов Московской области» и др.

Бюджетный процесс включает следующие стадии: а) состав­ление проекта бюджета; б) рассмотрение и утверждение бюдже­та; в) исполнение бюджета; г) составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности. Эти стадии осуществляются в строгой последовательности в течение бюджет­ного периода и тесно взаимосвязаны между собой.

Бюджетный период представляет собой срок, в течение кото­рого действует утвержденный бюджет. В Российской Федерации бюджетный период составляет 12 месяцев и длится с 1 января по 31 декабря.

Участниками бюджетного процесса являются: Президент Рос­сийской Федерации; высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования; законодательные (предста­вительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления; исполнительные органы госу­дарственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований); Центральный банк РФ; органы государственного (муниципального) финансового контроля; ор­ганы управления государственными внебюджетными фондами; главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; главные администраторы (администраторы) источников финан­сирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств (ст. 152 БК РФ).

Каждый участник бюджетного процесса обладает совокупнос­тью бюджетных полномочий. Особенности бюджетных полномо­чий участников бюджетного процесса, являющихся федеральны­ми органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления устанав­ливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми акта­ми Президента РФ, Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и местных администраций.

Президент РФ ежегодно направляет Федеральному Собра­нию РФ Бюджетное послание, определяя в нем приоритеты бюд­жетной политики на очередной финансовый год и плановый пе­риод; подписывает и обнародует федеральные законы, включая Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Президенту РФ принадлежит право законодательной инициативы, в том числе по бюджетным вопро­сам; он имеет право отклонить Федеральный закон о федеральном бюджете и, наконец, он подписывает закон об исполнении феде­рального бюджета.

К бюджетным полномочиям законодательных (представитель­ных) органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления относятся: рассмотрение проекта соот­ветствующего бюджета и его утверждение, утверждение отчета об исполнении бюджета, осуществление последующего контроля за исполнением бюджета, формирование и определение правового статуса органов, выполняющих контроль за исполнением соот­ветствующих бюджетов.

К бюджетным полномочиям исполнительных органов государс­твенной власти и исполнительно-распорядительных органов муни­ципальных образований относятся: составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), внесе­ние его с необходимыми документами и материалами на утверж­дение законодательных (представительных) органов, разработка и утверждение методики распределения и порядков предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечение исполнения бюджета и составления бюджетной отчетности, представление отчета об исполнении бюджета на утверждение законодательных (предста­вительных) органов, обеспечение управления государственным (муниципальным) долгом.

Особую роль в системе исполнительных органов власти играют финансовые органы соответствующего уровня, осуществляющие непосредственное составление проекта соответствующего бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), органи­зацию исполнения бюджета, установление порядка составления бюджетной отчетности. Финансовые органы ежемесячно состав­ляют и представляют отчет о кассовом исполнении бюджета.

Федеральное казначейство осуществляет бюджетные полно­мочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюд­жетной системы Российской Федерации.

Таким образом, бюджетные полномочия представительных и исполнительных органов государственной власти и органов мест­ного самоуправления строго разграничены: права исполнительных органов ограничены в основном вопросами составления и исполнения соответствующих бюджетов, в то время как к компетенции законодательных (представительных) органов относятся вопросы рассмотрения и утверждения бюджета, отчета о его исполнении, а также последующего контроля за его исполнением.

Участниками бюджетного процесса являются также Цент­ральный банк Российской Федерации и другие кредитные орга­низации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета. Центральный банк РФ совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации основные направления денежно- кредитной политики, обслуживает счета бюджетов и осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бума­гам Российской Федерации.

Кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета, выполняют функции Центрального банка РФ по обслуживанию счетов бюджетов при отсутствии учреждений Центрального банка РФ на соответствующей территории или не­возможности выполнения ими этих функций, а также могут прив­лекаться на основании агентского соглашения для осуществления операций по предоставлению и возврату бюджетных кредитов.

Информация о работе Органы управления финансами в Российской Федерации