Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:50, контрольная работа
В управлении финансами при определении целей и задач финансовой политики, разработке и утверждении финансового и связанного с ним законодательства и подзаконных актов участвуют законодательные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления. Исполнительные органы участвуют во всех функциональных элементах управления финансами, а основная функция законодательных органов в управлении финансами - финансовый контроль.
1. Органы управления финансами в Российской Федерации………3
2. Основы организации бюджетного процесса…………………….14
3. Тесты согласно варианту………………………………………….25
4. Список используемой литературы……………………………….26
В составе многих финансовых органов субъектов РФ созданы региональные казначейства, они ведут лицевые счета распорядителей и получателей средств региональных и местных бюджетов для обеспечения текущего контроля за целевым использованием бюджетных средств. В том случае, если субъект РФ не получает дотацию из федерального бюджета (или ее размер незначителен), кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъекта РФ и местных бюджетов на его территории может осуществлять финансовый (финансово-казначейский) орган субъекта РФ, при этом ему открываются банковские счета соответствующих бюджетов.
Управление финансами на местном уровне.
Представительные органы местного самоуправления принимают решения об утверждении местного бюджета и отчета о его исполнении, принимают решения по другим финансовым вопросам, относящимся к ведению муниципальных образований. Исполнительные органы местного самоуправления ответственны за разработку муниципальной финансовой политики, в том числе долговой, составление и исполнение местного бюджета. Как правило, в их составе действуют местные финансовые или финансово-казначейские органы. Типовое положение о финансово-казначейском органе муниципального образования разработано и одобрено Правлением Союза российских городов в 1998 г. Право на формирование и исполнение местных бюджетов муниципальными образованиями гарантировано ст. 132 Конституции Российской Федерации.
Органы управления финансами в коммерческих организациях.
Управление финансами в коммерческих организациях осуществляется высшими органами управления (например, для акционерных обществ это собрание акционеров), которые определяют финансовую стратегию организации, утверждают финансовые планы, отчеты об их исполнении. Непосредственно финансовыми потоками управляют руководство организации (совет директоров, генеральный директор) и специально созданные финансовые службы, они же разрабатывают проекты финансовых планов, принимают решения о размещении финансовых ресурсов в раз личные виды активов, осуществляют взаимодействие с финансово-кредитными организациями. В небольших организациях, где нет специальных финансовых служб, их функции выполняют бухгалтерии. Для коммерческих организаций, входящих в состав финансово-промышленных групп, большое значение в управлении финансами имеют решения, принимаемые головной компанией этой группы.
Органы управления финансами в некоммерческих организациях.
Состав органов управления финансами в некоммерческих организациях определяется их организационно-правовыми формами и видом деятельности. Кроме руководителей таких организаций, решения по финансовым вопросам могут принимать специально созданные попечительские советы, ревизионные комиссии и др. Наибольшей спецификой управления финансами по сравнению с другими некоммерческими организациями обладают бюджетные учреждения.
Финансовые планы бюджетных учреждений разрабатываются, утверждаются и исполняются в виде бюджетных смет и смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности в соответствии с указаниями главных распорядителей бюджетных средств на основе общих требований, определенных Минфином России. Главный распорядитель бюджетных средств может делегировать право утверждения указанных смет руководителю учреждения. Несмотря на расширяющиеся права бюджетных учреждений в рамках бюджетной реформы, они во многом зависимы от решений, принимаемых главными распорядителями бюджетных средств как в части ограничения объема обязательств, принимаемых за счет бюджетных средств, так и в части получения предпринимательских доходов, доходов в виде дополнительного бюджетного финансирования от сдачи государственного (муниципального) имущества, находящегося в оперативном распоряжении учреждения, в аренду.
Большую роль в управлении финансами бюджетных учреждений и других некоммерческих организаций играют бухгалтерии, которые разрабатывают проекты смет, ведут бухгалтерский учет и составляют отчетность.
Совершенствование организации управления финансами, развитие правовой базы и использование современных информационных технологий являются основными направлениями обеспечения эффективности формирования и использования финансовых ресурсов во всех сферах финансовой системы.
2. Основы организации бюджетного процесса.
Бюджетный процесс — регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности1.
Содержание бюджетного процесса определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными полномочиями соответствующих органов власти и органов местного самоуправления. Основными законодательными актами, регулирующими все стадии бюджетного процесса, являются Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, иные федеральные законы, регулирующие отдельные вопросы организации бюджетного процесса на разных уровнях бюджетной системы2, законы и муниципальные правовые акты субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления, определяющие организацию бюджетного процесса в конкретных субъектах РФ и муниципальных образованиях1.
См. ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2 Например, Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», федеральные законы о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и др.
Помимо этого порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов соответствующих уровней регулируется Указами Президента РФ, а также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти соответствующего уровня и органов местного самоуправления2.
Конституция РФ определяет федеративное устройство РФ, общие основы разграничения полномочий Президента РФ, законодательных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе в области бюджетного процесса на разных уровнях.
Бюджетным кодексом РФ определяются, с одной стороны, основы организации бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы РФ, включая принципы организации и функционирования этой системы, полномочия участников бюджетного процесса, основы составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, вопросы формирования доходов и осуществления расходов бюджетов, бюджетную классификацию, установление форм бюджетной документации и отчетности, санкции за нарушение бюджетного законодательства, организацию бюджетного учета и отчетности и, с другой стороны, порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, находящегося в ведении федеральных органов власти, - федерального бюджета.
Вопросы составления, рассмотрения, утверждения и исполнения региональных бюджетов регламентируются бюджетным законодательством субъектов РФ. Бюджетный процесс на местном уровне регулируется муниципальными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Закон г. Москвы от 09.10.2002 № 51 «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве», Закон Московской области от 12.10.1995 № 31/95-03 «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Московской области» и др.
2 Например, Указ Президента РФ от 09.03.2004 N° 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Указ Президента РФ от 08.12.1992 № 1556 «О федеральном казначействе», Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», Постановление Правительства Московской области от 27.12.2001 № 450/49 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Московской области» и др.
Бюджетный процесс включает следующие стадии: а) составление проекта бюджета; б) рассмотрение и утверждение бюджета; в) исполнение бюджета; г) составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности. Эти стадии осуществляются в строгой последовательности в течение бюджетного периода и тесно взаимосвязаны между собой.
Бюджетный период представляет собой срок, в течение которого действует утвержденный бюджет. В Российской Федерации бюджетный период составляет 12 месяцев и длится с 1 января по 31 декабря.
Участниками бюджетного процесса являются: Президент Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования; законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления; исполнительные органы государственной власти (исполнительно-
Каждый участник бюджетного процесса обладает совокупностью бюджетных полномочий. Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и местных администраций.
Президент РФ ежегодно направляет Федеральному Собранию РФ Бюджетное послание, определяя в нем приоритеты бюджетной политики на очередной финансовый год и плановый период; подписывает и обнародует федеральные законы, включая Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Президенту РФ принадлежит право законодательной инициативы, в том числе по бюджетным вопросам; он имеет право отклонить Федеральный закон о федеральном бюджете и, наконец, он подписывает закон об исполнении федерального бюджета.
К бюджетным полномочиям законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления относятся: рассмотрение проекта соответствующего бюджета и его утверждение, утверждение отчета об исполнении бюджета, осуществление последующего контроля за исполнением бюджета, формирование и определение правового статуса органов, выполняющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов.
К бюджетным полномочиям исполнительных органов государственной власти и исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований относятся: составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разработка и утверждение методики распределения и порядков предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечение исполнения бюджета и составления бюджетной отчетности, представление отчета об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечение управления государственным (муниципальным) долгом.
Особую роль в системе исполнительных органов власти играют финансовые органы соответствующего уровня, осуществляющие непосредственное составление проекта соответствующего бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), организацию исполнения бюджета, установление порядка составления бюджетной отчетности. Финансовые органы ежемесячно составляют и представляют отчет о кассовом исполнении бюджета.
Федеральное казначейство осуществляет бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, бюджетные полномочия представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления строго разграничены: права исполнительных органов ограничены в основном вопросами составления и исполнения соответствующих бюджетов, в то время как к компетенции законодательных (представительных) органов относятся вопросы рассмотрения и утверждения бюджета, отчета о его исполнении, а также последующего контроля за его исполнением.
Участниками бюджетного процесса являются также Центральный банк Российской Федерации и другие кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета. Центральный банк РФ совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации основные направления денежно- кредитной политики, обслуживает счета бюджетов и осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.
Кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета, выполняют функции Центрального банка РФ по обслуживанию счетов бюджетов при отсутствии учреждений Центрального банка РФ на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций, а также могут привлекаться на основании агентского соглашения для осуществления операций по предоставлению и возврату бюджетных кредитов.
Информация о работе Органы управления финансами в Российской Федерации