Органы финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 22:46, реферат

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать органы финансового контроля и их задачи и функции.
Задачи курсовой работы:
1. Проанализировать организацию финансового контроля и состав органов финансового контроля в республике Беларусь.
2. Охарактеризовать задачи и функции Комитета финансового контроля.

Содержание

Введение 3
1. Организация финансового контроля. Состав органов финансового контроля в Республике Беларусь 6
2. Комитет государственного контроля – высший орган финансового контроля, его задачи и функции 13
3. Координация контрольной деятельности в Республике Беларусь 22
Заключение 25
Список использованных источников 27

Работа содержит 1 файл

32356 - органы финансового контроля.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

     Комитет в пределах своей компетенции осуществляет государственный контроль за:

  • исполнением республиканского бюджета, соблюдением законодательства в области отношений государственной собственности, хозяйственных, финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов;
  • расходованием средств республиканского и местных бюджетов на финансирование деятельности государственных органов, иных организаций, сохранностью и использованием государственного имущества;
  • принятием мер по дебюрократизации государственного аппарата;
  • исполнением законодательства по вопросам аренды, а также приватизации и иного отчуждения объектов государственной собственности;
  • соблюдением государственными органами, иными организациями, включая резидентов свободных экономических зон, и индивидуальными предпринимателями законодательства в области инвестиционной деятельности;
  • законностью использования организациями и индивидуальными предпринимателями материальных ресурсов, приобретенных за счет государственных средств;
  • соблюдением государственными органами, банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными организациями и индивидуальными предпринимателями законодательства, регулирующего использование кредитных и валютных средств;
  • состоянием контрольной деятельности в государственных органах, иных организациях, осуществляющих проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдением этими государственными органами, иными организациями установленного порядка организации и проведения проверок (ревизий), а также координирует контрольную деятельность указанных государственных органов, иных организаций;
  • финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, в том числе дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь;
  • соблюдением законодательства при осуществлении деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями, в том числе по получению, расходованию, учету, хранению, перемещению (включая транспортировку) драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, а также по их сбору и сдаче в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь;
  • соблюдением установленного порядка учета, сбора, хранения, транспортировки, использования, заготовки (закупки), переработки, отгрузки или реализации металлопродукции, черных и цветных металлов, их лома и отходов, а также учета, сбора, хранения, транспортировки, использования и реализации редкоземельных металлов во всех видах и состояниях;
  • исполнением Национальным банком и иными банками, небанковскими кредитно-финансовыми и страховыми организациями законодательства в области государственной собственности, хозяйственных, финансовых и налоговых отношений;
  • соблюдением законодательства о ценных бумагах;
  • поставкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг) для государственных нужд;
  • соблюдением организациями и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, законодательства, определяющего правила торговли и обслуживания населения, порядок формирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и дисциплину цен при реализации товаров (работ, услуг), требования к качеству изготавливаемых и реализуемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг), их безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителей, а также регулирующего защиту потребительского рынка и прав потребителей;
  • исполнением государственными органами, иными организациями и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, законодательства, регулирующего порядок осуществления внешнеторговой деятельности, в том числе за законностью использования государственных средств при осуществлении внешнеторговых операций;
  • соблюдением законодательства при осуществлении валютных операций, в том числе за поступлением в Республику Беларусь экспортной валютной выручки, поставкой по импорту товаров (работ, услуг, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), куплей-продажей и использованием иностранной валюты;
  • деятельностью организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих финансовые операции, в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности [13].

    Комитет государственного контроля также осуществляет сбор и анализ информации о подозрительных финансовых операциях, проверяет поступившую информацию и выявляет признаки, свидетельствующие о том, что финансовые операции связаны с легализацией доходов, полученных незаконным путем, либо финансированием террористической деятельности;  принимает нормативные правовые акты; рассматривает в соответствии с законодательством обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, а также организует личный прием должностными лицами Комитета граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и представителей юридических лиц; проводит в установленном порядке проверку отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год, готовит соответствующее заключение и вносит его на рассмотрение Президента Республики Беларусь; осуществляет обязательное согласование проектов законов и правовых актов Президента Республики Беларусь по вопросам исполнения республиканского бюджета, использования государственной собственности (включая приватизацию), регулирования хозяйственных, финансовых и налоговых отношений, проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь и нормативных правовых актов республиканских органов государственного управления по вопросам приватизации государственного имущества, а также проектов актов законодательства по вопросам валютного регулирования и валютного контроля;

     В настоящее время комитет государственного контроля Республики Беларусь является органом, осуществляющим государственный  контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением законов, актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

 

3. Координация  контрольной деятельности  в Республике Беларусь

 

      Проблемы  организации государственного финансового  контроля сложны и многообразны, как  и проблемы жизни и организации  общества и государства. Эти проблемы  всегда возникали и возникают вслед за изменениями в жизни общества и государства и требовали и требуют к ним  соответствующей поднастройки. Ни одна из острейших социально-экономических проблем не будет решена, ни о каком возрождении государственности не может быть и речи, пока не будет наведен должный порядок в бюджетно-финансовой сфере, пока системе государственного финансового контроля не будет придана надлежащая стабильность. Поэтому эффективный и действенный финансовый контроль является необходимым условием сильной власти, важнейшим фактором государственного строительства.

       Координация контрольной деятельности в Республике Беларусь осуществляется под руководством Совета по координации контрольной деятельности в республике Беларусь.

     Координация контрольной деятельности органов  государственного контроля осуществляется специально уполномоченным на это государственным  органом (далее - специально уполномоченный орган), определяемым Президентом Республики Беларусь.

     Специально  уполномоченный орган:

  • координирует деятельность органов государственного контроля в целях недопущения необоснованного отвлечения субъектов хозяйствования и их должностных лиц от основной деятельности, упорядочения и систематизации ревизий и проверок;
  • анализирует акты законодательства, регулирующие контрольную деятельность, и вносит в установленном порядке предложения по их совершенствованию;
  • вносит предложения по совершенствованию законодательства, устанавливающего ответственность субъектов хозяйствования за допущенные нарушения;
  • анализирует характер осуществления контроля и вносит предложения по совершенствованию процедур контроля и системы контрольных органов.

     Общая структура координации контрольной  деятельности представлена на рисунке 1.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 1. Структура совета по координации контрольной деятельности

     Рассмотрим  направления действий Совета по Координации  контрольной деятельности в Республике Беларусь

  • Обеспечение исполнения законодательных актов при осуществлении контрольной деятельности;
  • Планирование работы контролирующих органов, в том числе путем разработки координационного плана контрольной деятельности;
  • Организация проведения совместных (с участием нескольких контролирующих органов) проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности организаций;
  • Согласование действий контролирующих органов по сбору и анализу информации в сфере контроля, обмену соответствующими данными, создание единого банка таких данных;
  • Обеспечение эффективности реализации решений, принятых по результатам проверок (ревизий);
  • Анализ итогов контрольной деятельности, разработка на их основе предложений для государственных органов и иных организаций, в том числе по совершенствованию законодательства в сфере экономических отношений;
  • Организация обмена опытом контрольной работы;
  • Обеспечение эффективности подготовки и повышения квалификации работников контролирующих органов [11, c. 8].

 

Заключение

     Финансовый  контроль особенно в сфере материального  производства имеет, кроме чисто  контрольного значения, и большое аналитическое. Сопоставление результатов и затрат, использование таких категорий, как выручка, рентабельность, прибыль, цена, налоги и т.д. позволяют делать выводы и принимать необходимые меры по более эффективному использованию всех факторов производства, улучшению организации работы. Это обстоятельство позволяет говорить о контроле рублем как своеобразном проявлении финансового контроля. Термин "контроль рублем" широко использовался экономической и юридической литературе советского времени, но не потерял своего значения и смысла и в нынешнее время.

     Финансовый  контроль фиксирует отклонения от установленных  государством предписаний в области  финансов. Совокупность требований, установленных в законодательниц порядке относительно функционирования финансовою механизма государства и обязанность соблюдал, их формируют финансовоправовую категорию - финансовую дисциплину. Финансовый контроль, как неотъемлемая часть финансовой деятельности государства, не имеет временных границ: он осуществляется постоянно, несмотря на то, что финансовоплановые акты, как правило, действуют в течение года. Таким образом, финансовый контроль - это основная форма государственного контроля, заключающегося в проверке законности и эффективности действии, связанных с образованием, распределением и использованием государственных денежных средств.

     Система финансового контроля в Республике Беларусь включает общегосударственный  или вневедомственный, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудит) и общественный контроль.

     Государственный контроль осуществляется органами государственной власти и государственного управления. Национальное собрание и местные Советы осуществляют финансовый контроль при рассмотрении и утверждении бюджетов, заслушивании отчетов исполнительной власти о ходе исполнения бюджета. Постоянные  комиссии  Парламента также в процессе своей деятельности анализируют и проверяют финансовую информацию. До представления на рассмотрение Парламента проекта республиканского бюджета они рассматривают указанный проект на предмет его соответствия действующему законодательству. Государственный контроль осуществляют Комитет государственного контроля, финансовые и налоговые органы, Национальный банк. Ведомственный финансовый контроль осуществляют министерства, ведомства, другие органы управления относительно предприятий, организаций и учреждений, входящих в систему того органа управления. Вышестоящие органы обязаны регулярно проводить на подведомственных предприятиях документальные ревизии. В этих целях в составе министерств ведомств создаются контрольно-ревизионные управления (отделы, группы).

 

Список использованных источников

  1. Антонова  Н.Б., Захарова Л.М., Вечер Л.С. // Под  ред. Н.Б.Антоновой. Теория и методология государственного управления: Курс лекций. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004 – 120 с.
  2. Василевич Г.А. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства // Основы идеологии белорусского государства: Учеб. пособие для вузов / Под общ.ред. С.Н.Князева, С.В.Решетникова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. –с. 80-110.
  3. Государственный бюджет: учеб. пособие / Под ред. М.И.Ткачук – Мн.: Высш. шк, 2005. – 240 с.
  4. Государственные финансы: Учеб. пособие / Г.К.Мультан, Е.Ф.Киреева, О.А.Пузанкевич. Мн.: БГЭУ, 2005. 128 с.
  5. Гайгер, Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. - М., 2006. – 120 с.
  6. Государственный бюджет: Учеб. пособие / Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А.; под общ. ред. М.И. Ткачук-Мн.: Выш. шк., 2005.-240с.
  7. Данилевский Ю.А., Мезенцева Г.М. Контроль в отраслях народного хозяйства при различных формах собственности. М.: Финансы и статистика, 2007. – 320 с.
  8. Жук И.Н.Киреева Е.Ф., Кравченко В.В. Международные финансы: Учеб. пособие /Под общ. ред. И.Н. Жук. – Мн.: БГЭУ,2001. – 238 с.
  9. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. – Мн.: Беларусь, 2000 – 25 с.
  10. Мельник М.В., Пантелеев А.С, Звездин А.Л. Ревизия и контроль. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. - 520 с.
  11. О разработке проектов прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь и бюджета Республики Беларусь на 2005 год: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2004 г. № 487 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2004. – № 7. – С. 27–29.
  12. Полоник С.С. Финансовая безопасность Республики Беларусь: состояние, проблемы, пути решения // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. -2004. -2. -С.2-12.
  13. Сергейчик Н.А. Государственные финансы: учеб. пособие / Н.А.Сергейчик - Могилев: УПКП «Могилевская облтипография им Спиридона Соболя», 2003. - 292 с
  14. Указ Президента Республики Беларусь 27 ноября 2008 г. N 647 "О некоторых вопросах деятельности органов комитета государственного контроля республики Беларусь// Зарегистрирован в НРПА РБ 28.11.2008 N 1/10260.

Информация о работе Органы финансового контроля