Органы финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 22:46, реферат

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать органы финансового контроля и их задачи и функции.
Задачи курсовой работы:
1. Проанализировать организацию финансового контроля и состав органов финансового контроля в республике Беларусь.
2. Охарактеризовать задачи и функции Комитета финансового контроля.

Содержание

Введение 3
1. Организация финансового контроля. Состав органов финансового контроля в Республике Беларусь 6
2. Комитет государственного контроля – высший орган финансового контроля, его задачи и функции 13
3. Координация контрольной деятельности в Республике Беларусь 22
Заключение 25
Список использованных источников 27

Работа содержит 1 файл

32356 - органы финансового контроля.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

     Широкими  полномочиями в области финансового  контроля наделено Министерство финансов. Оно, в частности, осуществляет контроль за: соблюдением финансовых интересов  государства в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство; выполнением требований прямых финансовых законов; исполнением республиканского бюджета; своевременным поступлением доходов и эффективным расходованием по целевому назначению средств республиканского бюджета и внебюджетных фондов; состоянием контрольно-ревизионной работы в министерствах и ведомствах.

     Осуществляя эти и другие контрольные функции, Министерство финансов применяет предусмотренные  законами и Положением о Министерстве финансовые санкции и административные штрафы к нарушителям государственной финансовой дисциплины. Аналогичные функции на местном уровне реализуют областные финансовые управления, районные и городские финансовые отделы.

     В системе Министерства финансов исключительно  контрольными функциями занимается Главное контрольно-ревизионное управление и его органы на местах. Основными задачами ГКРУ являются: осуществление контроля за соблюдением министерствами и другими органами государственного управления, предприятиями, организациями, учреждениями и исполнительными комитетами всех уровней финансово-бюджетного законодательства; целевым и эффективным использованием ими средств, в том числе в иностранной валюте, выделенных из бюджета по всем направлениям и видам расходов, внебюджетных средств, а также за законностью совершаемых ими финансово-хозяйственных операций; проверка работы финансовых органов республики по организации составления и исполнения бюджета; проведение ревизий исполнения смет на содержание бюджетных учреждений; анализ действующей в республике системы ведомственного контроля за использованием государственный материальных и денежных ресурсов.

     К специализированным органам государственного финансового контроля относится  Государственный налоговый комитет  преобразованный из Главной государственной налоговой инспекции при Совете Республики Беларусь. Его главной задачей является осуществление в пределах в пределах своей компетенции контроля за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей. Практически все функции, права и обязанности налоговых органов сконцентрированы в области контроля. Для их реализации Государственный налоговый комитет имеет свои органы на областном, городском и районном уровнях.( о их структуре и компетенции будет сказано ниже)

     Значительный  объем контрольных полномочий присутствует в деятельности Национального банка, Государственного комитета по ценным бумагам, комитета по надзору за страховой деятельностью.

     Все органы, уполномоченные осуществлять функции государственного финансового  контроля, при проведении ревизий  и проверок финансово-хозяйственной  деятельности в министерствах, других центральных органах управления, исполнительных комитетах, а так же на предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях независимо от форм собственности руководствуются едиными требованиями, изложенными в Указе президента « О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов РБ и порядке организации и проведении проверок ( ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций» [11, с. 5]

     Современные условия вызывают необходимость  одновременного укрепления государственного финансового контроля в сочетании с применением хозрасчетных форм его организации, адекватным рыночным методом хозяйствования. В этих целях в республике создана система органов независимого финансового контроля - аудит. Аудиторская деятельность (аудит)- независимая проверка аудиторами и аудиторскими организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов субъектов хозяйствования с целью оценки достоверности и соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству Республики Беларусь, направленная на защиту интересов собственников, оказание помощи субъектам хозяйствования, содействие им в правильности расчетов с бюджетом и в подъеме эффективности их деятельности.

     Аудиторы  оказывают предприятиям услуги, предусмотренные  Законом об аудиторской деятельности.

     Регулирование аудиторской деятельности в республике принадлежит Министерству финансов, которое выдает специалистам после  аттестации соответствующей комиссией  лицензии на занятие аудиторской  деятельностью, контролирует соблюдения аудиторами и аудиторскими организациями порядка осуществления аудиторской деятельности.

 

2. Комитет  государственного  контроля – высший  орган финансового  контроля, его задачи  и функции

 

     13 марта 1992 г. Верховный Совет  Республики Беларусь принял Закон  Республики Беларусь «О Контрольной палате Республики Беларусь», в соответствии с которым в стране был образован подотчетный Парламенту высший государственный орган финансово-экономического контроля — Контрольная палата Республики Беларусь, ее Председателем Верховный Советом Республики Беларусь избрал В.А.Саковича.

     В соответствии с Законом, Контрольная  палата наделялась полномочиями осуществления  контроля за исполнением республиканского бюджета, за использованием государственной  собственности, исполнением законов  и постановлений Верховного Совета Республики Беларусь и соответствием им иных актов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

     Контрольная палата обладала и пользовалась правом законодательной инициативы. В составе Контрольной палаты Республики Беларусь действовали ее инспекции во всех областях и г. Минске. О своей работе Контрольная палата представляла ежегодный отчет Верховному Совету Республики Беларусь.

     23 сентября 1992 г. постановлением Совета  Министров Республики Беларусь был образован Департамент экономического контроля при Совете Министров Республики Беларусь [14]

     Основными задачами Департамента были определены: осуществление контроля за выполнением  министерствами, ведомствами, другими  органами государственного и хозяйственного управления, субъектами хозяйствования (независимо от форм собственности и подчиненности) законодательных и нормативных актов в сфере экономики; осуществление контроля за использованием государственных средств и централизованно выделяемых материальных ресурсов, за выполнением поставок продукции для государственных нужд и по ряду других направлений. При этом, действуя в рамках своей компетенции, определенной Положением о Департаменте, он не должен был подменять функции Контрольной палаты. Директором Департамента был назначен Н.А.Позняк.

     Указом  Президента Республики Беларусь от 02.08.1994 № 16 была создана Служба контроля Администрации  Президента Республики Беларусь, одновременно был упразднен Департамент экономического контроля при Совете Министров Республики Беларусь. Начальником Службы контроля был назначен В.Б.Долголев, он же являлся Заместителем Главы Администрации Президента Республики Беларусь.

     В соответствии с Положением о Службе контроля Администрации Президента Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 02.08.1994, она являлась органом президентского контроля и осуществляла контроль за деятельностью центральных органов управления и органов исполнительной власти, за соблюдением субъектами хозяйствования нормативных актов в сфере экономики, использованием государственных средств и централизованно выделяемых ресурсов.

     4 августа 1995 года - Указом Президента Республики Беларусь от 04.08.1995 № 296 в целях усиления президентского контроля в Республике Беларусь, обеспечения организационного единства и эффективности контрольной деятельности Служба контроля Администрации Президента Республики Беларусь была преобразована в Службу контроля Президента Республики Беларусь.

     В соответствии с Положением о Службе контроля Президента Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 4 августа 1995 г. № 296, она  являлась контрольным органом Президента Республики Беларусь и выступала  в качестве центрального органа контроля за деятельностью органов исполнительной власти. От имени Президента Республики Беларусь и по его поручению Служба контроля была призвана осуществлять контроль за исполнением Конституции и законов Республики Беларусь, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь, других нормативных актов органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями, организациями (независимо от форм собственности и видов деятельности), предпринимателями, осуществляющими деятельность без образования юридического лица.

     Территориальные органы Службы контроля Президента Республики Беларусь были представлены Главными управлениями в каждой области и  Главным управлением по г. Минску и Минской области.

     В соответствии с изменениями и  дополнениями, внесенными в Конституцию Республики Беларусь республиканским референдумом 24 ноября 1996 г., Указом Президента Республики Беларусь от 05.12.1996 № 510 был образован Комитет государственного контроля Республики Беларусь путем преобразования Службы контроля Президента Республики Беларусь и упразднения Контрольной палаты Республики Беларусь. С созданием Комитета государственного контроля были ликвидированы нередкий параллелизм и дублирование в работе двух высших государственных контрольных органов в стране.

     Председателем Комитета государственного контроля был назначен начальник Службы контроля Президента Республики Беларусь Н.Ф.Домашкевич. В декабре 1998 г. Комитет государственного контроля возглавил А.В.Кобяков, с июля 2000 г.  по апрель 2006 г. деятельностью Комитета государственного контроля Республики Беларусь руководил А.А.Тозик.

     С октября 2006 г. Председателем Комитета государственного контроля  Республики Беларусь назначен З.К.Ломать [14]

     В целях совершенствования системы  органов Комитета государственного контроля и повышения эффективности  их деятельности Указом Президента Республики Беларусь от 02.11.2001 № 617 «О мерах по совершенствованию системы органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь» в Комитете государственного контроля Республики Беларусь образован Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля с правами юридического лица, созданный в сентябре 2001 года на базе Государственного комитета финансовых расследований Республики Беларусь в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24.09.2001 № 516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь».

     Новая организационно-штатная структура  Комитета позволила оптимизировать организацию и осуществление  контроля за исполнением нормативных актов, регулирующих отношения собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, использованием государственных средств и собственности, а также за исполнением республиканского и местных бюджетов.

     В целях совершенствования системы  мер по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, Указом Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2003 г. № 408 в Комитете государственного контроля Республики Беларусь образован Департамент финансового мониторинга с правами юридического лица, основными задачами которого являются разработка и реализация эффективных мер по противодействию легализации незаконных доходов, повышению прозрачности финансовых потоков в экономике республики.

     Согласно  указу президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах деятельности органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь» от 27 ноября 2008 г. № 647, основными задачами Комитета являются:

  • защита интересов государства от противоправных посягательств в экономической сфере, обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь;
  • проверка выполнения поручений Президента Республики Беларусь, контроль за исполнением которых в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь возложен на Комитет;
  • обеспечение эффективного и рационального использования организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств и государственной собственности;
  • осуществление государственного контроля за исполнением актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения;
  • проведение комплексных мероприятий по выявлению системных нарушений законодательства, регулирующего отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, и отрицательных тенденций в экономике и социальной сфере;
  • выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности, развития реального сектора экономики;
  • предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в сфере экономики;
  • принятие эффективных мер по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности;
  • ведение в установленном порядке административного процесса;
  • выполнение иных задач в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь [13]

Информация о работе Органы финансового контроля